В этой связи особое внимание целесообразно было бы уделить сфере защиты интеллектуальных прав в нашей стране. Эта область должна стать привлекательной для инвесторов и мотивирующей для ученых. На заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию в 2012 году Владимир Путин указал на одну из основных проблем в этой сфере: «Отсутствуют стимулы для авторов результатов интеллектуальной деятельности выводить их в публичное пространство. Они чаще обеспечивают регистрацию по формальным причинам: отчет перед заказчиком или патент для защиты очередной диссертации» [5].
Серьезные опасения в деле модернизации отечественной экономики вызывает также уровень образования. А это один из важнейших факторов, если речь заходит о человеческом капитале. Амбициозные планы о вступлении к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов воодушевляют, а попадание некоторых, доселе там не бывавших, также может говорить о положительных тенденциях. Однако ведущие учебные заведения страны потеряли позиции. Так, МГУ им. Ломоносова спустился со 116 до 120 места.
Хочется надеяться, что планомерная работа в области модернизации российской экономики и других сфер общественной жизни принесет свои плоды к заданному сроку и для этого не придется создавать собственные рейтинги.
Библиографический список
I. Инновационная деятельность. Толковый словарь. - 2-е изд., доп. / Отв. ред. В.И. Суслов. - Новосибирск, 2008. - 224 с.
2. Креативная экономика. - № 11(35). - 2009.
3. Путин считает технологическое отставание ключевой проблемой повышения конкурентоспособности российской экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ras.ru
4. СМИ: Япония первой приступит к добыче на морском дне нового вида энергоносителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru
5. Заседание Совета по модернизации экономики и инновационному развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru
6. Впервые в мире добыт газ из гидрата метана с морского дна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru
7. Заседание Совета по модернизации экономики и инновационному развитию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/16708
8. Экспорту подставят плечо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru
9. Гидратная революция: чем грозит «Газпрому» новая технология добычи газа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rn.forbes.ru
10. Леонова Т.Н. Организационно-экономический механизм функционирования инновационного центра «Сколково» // Проблемы теории и практики управления. - № 3. - 2011. - М., 2011.
II. Леонова Т.Н., Цапенко И. Феномен «БРИК» или феномен БИК // Российский экономический журнал № 6. - 2010.
Ю.И. Молотков
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития муниципального района, как основного звена муниципальных образований в РФ. Это развитие обеспечивается про© Молотков Ю.И., 2013
граммно-целевым управлением социально-экономической среды в исследуемом объекте. Процесс развития осуществляется за счет моделирования объекта и формирования целевых программ, которые разработаны по направлениям точкам роста и развития в исследуемом муниципальном районе.
Ключевые слова: муниципальный район, логическая модель, целевая программа, программно-целевое управление, индикативная оценка, точки развития, процесс управления, мониторинг.
Характеристика исследуемого муниципального района
В состав Сибирского федерального округа входят 12 субъектов Российской федерации, которые в себя включают 4188 муниципальных образований, в том числе:
- 320 - муниципальных районов;
- 77 - городских округов;
- 262 - городских поселения;
- 3529 - сельских поселений [8].
В субъекте Федерации - Новосибирской области всего 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов. Это достаточно крупные муниципальные образования, которые объединяют вокруг себя поселки и поселения. Их влияние на жизнь и деятельность населения на территории Новосибирской области существенно. Объектом исследования в рамках НИР был принят Ордынский муниципальный район, который имеет следующую характеристику.
История. Ордынский район был образован 25 мая 1925 года на месте бывшей Ордынской волости в составе Новосибирского округа Сибирского края, с 1930 г. - в составе Западно-Сибирского края. В начале 1930-х годов Ордынский район был слит со Спиринским районом. В 1937 г. район был включен во вновь образованную Новосибирскую область. В 1950-е годы в его состав вошел Верх-Ирменский район.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «муниципальный район» трактуется как несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 за № 186-ФЗ) [1]. Ордынский муниципальный район был преобразован в 2004 году в соответствии с Законом Новосибирской области № 200-0З от 02.06.2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области». Ордынский район наделен статусом муниципального района.
Население. По данным на 1 января 2004 гола в районе проживало 40,3 тыс. человек, из них 29,9 тыс. в сельской местности. Национальный состав населения: 93 % - русские, остальные - немцы, украинцы, казахи, узбеки, таджики, татары и др. Численность населения района на 1 января 2009 года - 39 338 чел., в том числе городское - 10 780 чел., сельское -28 558 чел.
Административное устройство. В состав района входят:
1) городское поселение Ордынское,
2) поселок Ордынское,
3) сельских поселений - 21, из них: 1 городское и 20 сельских, которые объединяют
40 населенных пунктов.
Административные и экономические особенности района.
Средняя продолжительность жизни в районе увеличилась с 63 лет в 2004 году до 67,5 лет в 2008 году. Несколько уменьшился коэффициент смертности (2004 год - 16,2, 2008 год -14,7). В районе имеется четыре населенных пункта, которые являются малочисленными, в них проживает менее 100 чел. В р. п. Ордынское - административном центре района проживает 10,5 тыс. чел. Общая площадь территории - 474776 га. Лесами в районе занято 121,3 тыс. га. Сельскохозяйственные угодья составляют 257,6 тыс. га или 54,3 % общей площади района и располагаются в основном в левобережной части района. Общий запас древесины составляет 23,3 млн куб. м, в том числе хвойных пород - 16,1 млн куб. м. Район богат водными ресурсами. На его территории расположена средняя часть Новосибирского водохранилища протяженностью 86 км.
В структуре производства товаров и услуг в районе доля сельскохозяйственного производства составляет 45 %. Производство сельхозпродуктов сосредоточено в 15 сельскохозяйственных предприятиях. В территориальном разрезе, коллективное ведение сельского хозяйства развито в 17 из 20 сельских поселений района. Основу товарного производства района составляют производство зерна и мясомолочное животноводство. Анализ показывает, что возможно развитие мясного животноводства и заготовки кормов с использованием новейших технологий.
Доля промышленности в общем объеме составляет 18 %. Пищевая промышленность представлена производством хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции, мясных и колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, муки, рыбной продукции. Предприятия этих отраслей производят более 75 % общих объемов промышленной продукции района. На территории района возобновляется развитие деятельности лесоперерабатывающей отрасли. За последнее время производство в этой отрасли выросло на 26,3 %.
Ордынский муниципальный район имеет природные запасы:
- ильменит-цирконовой россыпи Филипповского участка, которые в долгосрочной перспективе могут оказаться существенным направлением экономического развития района. Этот участок месторождения расположен в благоприятных природных и экономических условиях. Разведанные запасы месторождения весьма значительны, разработана сравнительно простая схема обогащения, а также имеется возможность организации полного использования отходов обогащения;
- месторождения глин и песчано-гравийных материалов позволяют развивать производство стеновых материалов;
- природно-климатические условия и расположение района в зоне Новосибирского водохранилища благоприятствуют развитию рекреационного туризма в р.п. Ордынское.
Ордынский муниципальный район как и большинство районов Новосибирской области является дотационным. Поэтому социально-экономическое развитие района должно опираться на имеющиеся трудовые материальные и финансовые ресурсы, максимально консолидируя их на точках роста района за счет развития малого и среднего предпринимательства и привлечения инвестиций.
Формирование направлений и точек роста социально-экономического развития муниципального района
Развитие любого муниципального района (МР), входящего в состав Сибирского Федерального округа или субъекта Российской федерации, будет зависеть от намеченных стратегических направлений развития и выделяемых в них точек экономического роста и развития. Приоритетными направлениями социально-экономического развития (СЭР) в соответствии с долгосрочным планом и концепцией развития Ордынского района приняты:
- развитие социальной сферы на территории района;
- развитие экономической сферы на территории района;
- территориальное развитие муниципального района;
- развитие малого и среднего бизнеса на территории МР;
- развитие инвестиционной деятельности на территории МР;
- обеспечение общественной безопасности на территории МР;
- совершенствование деятельности муниципальной власти на территории муниципального района.
Каждое принятое направление развития в плане СЭР имеет свои цели, задачи, а также механизмы достижения конечных результатов. Для реализации задач развития социальной и экономической сфер и обеспечения устойчивого развития территории, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры района дополнительно ведется разработка Схемы территориального планирования района, кроме того осуществлена корректировка Генеральных планов поселений. В Ордынском районе реализуются федеральные и областные целевые программы развития выше приведенных направлений. На эти цели общий объем расходов консолидированного бюджета района в 2011 г. увеличился по сравнению с 2008 г. на 75,5 %, в т.ч. расходы на образование вырасли на 71,5 %, здравоохранение - в 2,7 раза; культуру - в 2,2 раза, транспорт - в 4,5 раза. В соответствии с целевой программой оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства района.
Таким образом, основная задача органов местного самоуправления Ордынского района это реализация федеральных целевых программ, программ субъекта федерации Новосибирской области, разработка и реализация целевых программ по направлениям развития принятых в Ордынском районе.
В этой статье рассматривается инструменты, обеспечивающие социально-экономическое развитие района, а именно: моделирование объектов исследования, формирование целевых программ, обеспечивающих развитие по направлениям и точкам роста, управление реализацией целевых программных мероприятий в Ордынском муниципальном районе.
Практика моделирования программно-целевого управления развитием ЖКХ Ордынского района
Практика моделирования программно-целевого управления развитием ЖКХ Ордынского района позволила выделить основные этапы логической последовательности процесса проектирования муниципальных целевых программ (рис.). На первом этапе осуществляется постановка целей, задач и выделение направлений, точек роста и развития муниципального района. На следующем этапе выделяются проблемы по конкретному направлению или точки роста. Этот этап сопровождается обсуждением проблем и поиском оптимальных решений по достижению индикативных показателей. Далее все данные состояния и уровня развития муниципального района сводятся в паспорт целевой программы, которая имеет свою последовательность формирования и описания. Программно-целевое управление раз-
витием отдельных направлении и точек роста, выделенных в муниципальном районе, предполагает реализацию логической последовательности, которая приведена ниже.
Вход
Выход
Обратная связь
Логическая последовательность управление развитием IV! Р
1
1 Цели и задами развития направления или точки роста
I
2 Проблемы, мешающие развитию направления или точки роста
1
3 Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию I яр о* р ам м ы р аз и и ж и я М Р
4 Индикативные показатели оценки состояния и уровня развития IV!Р
1
5 Целевая программа развития направления или точки роста
I
6 Программные мероприятия к целевой программе развития 1У1Р
1
7 Организационные мероприятия к целевой программе развития МР
1
8 Финансовое обеспечение реализации целевой программы развития
1
9 Мониторинг реализации целевой программы развития 141Р
1
1 0 Разработка и принятие управленческих решений по коррекции
целевой программы по направлению развития [VIР
Рис. Логическая модель управления процессом формирования и реализации целевых программ развития муниципального района
Формирование логической модели управления процессом проектирования целевых программ развития муниципального района начинается с краткой характеристики и описания направления (сферы, точки роста), которое требует развития. Ниже этот процесс рассмотрен на примере развития сферы ЖКХ. В этой сфере существуют остро стоящие проблемы, которые требуют разрешения в Ордынском районе Новосибирской области, и которые являются типичными для большинства муниципальных районов в РФ.
Краткая характеристика ЖКХ Ордынского района. Жилищный фонд района на начало 2010 г. составил 728,3 тыс. кв. м. Обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на 1 жителя составляет 18, 2 кв. метров, 84,8 % всего жилья находится в собственности граждан. В районе создано 12 товариществ собственников, из них 4 в сельской местности. Износ жилищного фонда в районе составляет 87%. Районный бюджет недофинансирует ремонт многоквартирных домов. Реальная потребность в средствах на ремонтные работы очень высока.
Существует также проблема увеличения мощностей объектов коммунальной инфраструктуры, так как обеспеченность объектов жилищного строительства централизованным
водоотведением менее - 15 %, а сооружения водоснабжения (особенно в летний период) с трудом покрывают потребности в данной услуге. Износ котельного оборудования и тепловых сетей составляет в среднем более 58 %. Амортизация основных фондов организации коммунального комплекса превышает 48 %. Собственных средств предприятия недостаточно для замены изношенного оборудования и тепловых сетей.
Водоснабжение района осуществляется от 102 водозаборных скважин, производительностью 6,5 тыс. м /сутки по системе водопровода протяженностью 264,1 километра. Качество предоставления коммунальных услуг по водоснабжению не соответствует потребностям и ожиданиям населения. Износ водопроводных сетей и сооружений составляет более 55%.
Реализация программных мероприятий позволит к 2013 г. снизить коэффициент износа коммунальной инфраструктуры на 10%. Сильный износ коммунальной инфраструктуры обусловливает разработку целевых программ, направленных на развитие сферы ЖКХ Ордынского района. Муниципальная целевая программа(МЦП) «Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Ордынского района на 2011-2016 гг.» была принята депутатами районного совета.
Основные цели программы:
- создание безопасных и благоприятных условий проживания и ведения хозяйственной деятельности;
- внедрение ресурсосберегающих технологий;
- улучшение качества коммунальных услуг;
- снижение затрат на производство тепловой энергии, холодной воды и отведения сточных вод;
- снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры;
- стабилизация уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса.
Программа в себя включает паспорт программы, описание программы, программные
мероприятия и мониторинг.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- создать условия для газоснабжения жилищного фонда района;
- довести уровень газификации населенных пунктов до 68%;
- улучшить социально-экономические и бытовые условия жизни населения;
- уменьшить коэффициент износа коммунальной инфраструктуры на 10%;
- повысить качественное бесперебойное теплоснабжение;
- повысить качество коммунальных услуг;
- улучшить экологическую обстановку на территории района.
Исходя из ресурсных возможностей, были сформированы модель программно-целевого управления [7, с 184-185] и программные мероприятия по направлениям развития ЖКХ. Количество и направления принятых целевых программных мероприятий приведены ниже в таблице мониторинга. На основании зафиксированных данных, при проведении мониторинга, выполнения программных мероприятий в таблице, можно рассчитать показатель, который даст возможность определить уровень исполнения программы и на этом основании разработать рекомендации, которые позволят достичь более полного исполнения мероприятий, запланированных в рамках целевой программы ЖКХ.
Значение показателя, определяющего уровень управления реализацией программы (Курп), можно рассчитать по формуле:
Курп = (ВП+УР+НР)/М,
- ВП - выполненные;
- УР - успешно реализуемые;
- НР - нормально реализуемые;
- ПР - плохо реализуемые;
- НВ - невыполненные.
Таблица
Мониторинг программы
«Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Ордынского района Новосибирской области на 2011-2016 гг.»
№ п/п Цели программы Всего мер ВП УР НР ПР НВ
1. Создание безопасных и благоприятных условий проживания и ведение хозяйственной деятельности 6 - 2 2 - 2
2. Внедрение ресурсосберегающих технологий 2 - 1 - - 1
3. Улучшение качества коммунальных услуг 2 - - 2 - -
4. Снижение затрат на производство тепловой энергии, холодной воды и отведение сточных вод 7 - 1 3 3 -
5. Стабилизация уровня тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса 2 - - 1 1 -
Всего: 19 - 4 8 4 3
Итого, % 100 - 21 42 21 16
Расчетный коэффициент управления реализацией программы (Курп) по результатам мониторинга составил:
Кусп = (0+4+8)/19=0,6
По данным таблицы 2 и расчетного коэффициента управления можно сделать вывод, что уровень реализации программных мероприятий к целевой программе развития сферы ЖКХ недостаточен. При хорошем менеджменте коэффициент управления реализацией программы ЖКХ - Курп должен лежать в пределах от 0,9 до 1. Но достижение такого уровня возможно только при четком контроле и отслеживании процесса реализации принятых программных мероприятий, поставленных на контроль [6].
Для достижения целей программы развития сферы ЖКХ и повышения коэффициента (Курп) управления реализацией программы необходимо проанализировать две группы мероприятий, уровень выполнения которых недостаточен, а именно: невыполненные мероприятия, в частности это меры по установке систем противопожарного оповещения и противопожарной сигнализации, а также меры по устройству резервного электроснабжения на 2-х котельных. Они не исполнены ввиду того, что недофинансированы эти мероприятия.
Дальнейший анализ показал, что снижение затрат на производство электроэнергии было незначительным ввиду того, что поставщик электроэнергии включил в тарифы затраты на покупку и на введение в эксплуатацию нового оборудования. Имеющиеся в Ордынском районе интеллектуальные ресурсы в этой сфере ЖКХ нуждаются в повышении квалифика-
ции, а это требует дополнительных затрат на повышение квалификации обслуживающего персонала.
Стабилизация уровня тарифов на воду идет медленно, поэтому эта проблема напрямую зависит от реализации всех перечисленных выше мер. Только полное и своевременное выполнение мероприятий к целевой программе будет обеспечивать достижение основной цели стабилизацию тарифов на услуги ЖКХ, соответственно это будет сдерживающим фактором инфляционных процессов.
Ниже приведены результаты реализации программы: «Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Ордынского района на 2011-2016 гг.». За счет реализации программных мероприятий можно ожидать экономический эффект, который приведен в отчете НИР [7, с. 195]. Исходя из условий плановых объемов финансирования сферы ЖКХ района и реализации программных мероприятий к МЦП, экономия бюджетных средств в 2012 г составила 2,97 млн. руб. Для повышения эффективности управления ЖКХ Ордынского района требуется дополнительно к МЦП создание плана организационно-технических мероприятий по реорганизации и реформированию этой сферы.
Проведенные с помощью студентов института исследования позволили сформировать проекты муниципальных целевых программ по 10-ти направлениям развития района. Четыре студенческих исследовательских проекта были приняты к внедрению в Ордынском муниципальном районе, в том числе и развитие сферы ЖКХ района.
Такой практико-ориентированный подход в подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению с участием специалистов администрации Ордынского района позволил усилить качество подготовки студентов по государственному и муниципальному управлению в Сибирском институте управления (СибАГС) Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. По результатам исследования составлен отчет НИР (РК-01201266926) по программно-целевому управлению развитием Ордынского муниципального района, на основании которого можно сделать следующие выводы.
- Разработка целевых программ для любой сферы деятельности в муниципальном образовании позволяет целенаправленно управлять развитием муниципального района.
- Моделирование программно-целевого управления является инструментом развития направлений и точек роста выделяемых в стратегическом или комплексном планах развития муниципального района.
- Формирование логической последовательности разработки и реализации муниципальных целевых программ по направлениям развития сфер деятельности муниципального района дает возможность спроектировать муниципальные целевые программы и прогнозировать их конечные результаты.
- Внедряемая система мониторинга позволяет обеспечить реализацию программных мероприятий к МЦП и усилить мотивацию административно-управленческого персонала за достижение конечных результатов направлений развития в муниципальном районе.