Научная статья на тему 'Моделирование работы диспетчерского пункта как системы массового обслуживания с «Нетерпеливыми» заявками'

Моделирование работы диспетчерского пункта как системы массового обслуживания с «Нетерпеливыми» заявками Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ПУНКТ / CONTROL OFFICE / СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SYSTEM OF MASS SERVICE / "НЕТЕРПЕЛИВЫЕ" ЗАЯВКИ / "IMPATIENT" DEMANDS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малышев Д. А., Таранцев А. А.

Приведена математическая модель диспетчерского пункта, представляющего собой многоканальную систему массового обслуживания с очередью, которую случайным образом могут покидать заявки, не дождавшиеся обслуживания. Представлены выражения для описания вероятностей состояний такой системы и для оценки основных показателей её функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF WORK OF CONTROL OFFICE AS SYSTEMS OF MASS SERVICE WITH «IMPATIENT» DEMANDS

The mathematical model of the control office representing multichannel system of mass service with turn which the demands which haven't waited for service in a random way can leave is given. Expressions for the description of probabilities of conditions of such system and for an assessment of the main indicators of its functioning are presented.

Текст научной работы на тему «Моделирование работы диспетчерского пункта как системы массового обслуживания с «Нетерпеливыми» заявками»

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА КАК СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С «НЕТЕРПЕЛИВЫМИ» ЗАЯВКАМИ

Д. А. Малышев;

А.А. Таранцев, доктор технических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Приведена математическая модель диспетчерского пункта, представляющего собой многоканальную систему массового обслуживания с очередью, которую случайным образом могут покидать заявки, не дождавшиеся обслуживания. Представлены выражения для описания вероятностей состояний такой системы и для оценки основных показателей её функционирования.

Ключевые слова: диспетчерский пункт, система массового обслуживания, «нетерпеливые» заявки

MODELLING OF WORK OF CONTROL OFFICE AS SYSTEMS OF MASS SERVICE WITH «IMPATIENT» DEMANDS

D.A. Malyshev; A.A. Tarantsev.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The mathematical model of the control office representing multichannel system of mass service with turn which the demands which haven't waited for service in a random way can leave is given. Expressions for the description of probabilities of conditions of such system and for an assessment of the main indicators of its functioning are presented.

Keywords: control office, system of mass service, «impatient» demands

Диспетчерские пункты (ДП) являются важной частью систем управления различными объектами, структурами, процессами и др. Применительно к пожарной охране это единые дежурно-диспетчерские службы [1], для МЧС России в целом - это центры управления в кризисных ситуациях, применительно к крупным городам - центры управления дорожным движением и т.п. Во всех случаях основным принципом работы ДП является обслуживание потоков заявок (сообщений, сигналов, команд) - их приём, обработка, формирование управляющих воздействий и доведение их до исполнителей.

Функционирование таких ДП может быть описано с использованием матаппарата теории массового обслуживания, чему посвящено большое число работ [2-8]. При этом ДП представляется в виде многоканальной системы массового обслуживания (СМО) с очередью, куда поступает поток заявок, обслуживаемый диспетчерами (каналами обслуживания) (КО), а если все диспетчеры заняты, заявки ожидают в очереди (накопителе) и поступают на обслуживание по мере высвобождения КО. В процессе функционирования СМО некоторая часть заявок может быть потеряна ввиду перегруженности КО, ограниченности мест в очереди и времени ожидания, что является крайне нежелательным (в РД 45.120-200 [9] приведено ограничение на допустимую вероятность потери вызова - рт < Рдоп =0,1 %).

В любом случае, применительно к ДП решаются задачи анализа и синтеза. В первом случае по известным параметрам СМО (n - число КО; m - число мест в очереди; ц - скорость обслуживания; to - среднее время ожидания связи с диспетчером) и интенсивности

потока (частоты поступления X) заявок определяются характеристики СМО - вероятности состояний {р'}. По ним - вероятность того, что заявка не будет обслужена рпв (отказ в приёме ввиду занятости КО и мест в очереди или уход из очереди, не дождавшись высвобождения КО), точ - средняя длина очереди и т.п. Во втором случае (при решении задачи синтеза) по заданным требованиям к допустимым величинам характеристик СМО

(рп

то

и др.) и частоте X определяются параметры СМО - число КО п, размер накопителя

(число мест в очереди) т, скорость обслуживания д.

Постановка задачи

В ряде случаев заявки могут покидать очередь в ДП, не дождавшись обслуживания по причине ограниченности времени ожидания. Такие ДП часто представляют как СМО с «нетерпеливыми» заявками [7]. Тем не менее для таких СМО желательно определить не только вероятности состояний {рг} как функции от п, т, X, ц и 10, но и вероятность потери заявкирпв, а также соотношение между X, ц и и, когда обеспечивается условиерпв<0,1 %.

Модель СМО с «нетерпеливыми» заявками

Схема п-канальной СМО с т-местной очередью и «нетерпеливыми» заявками, представленная на рис. 1, может пребывать в п+т+1 состояниях - 80^Бп+т с соответствующими вероятностями р0+р„+т. Граф переходов для такой СМО представлен на рис. 2. При стандартных допущениях (процесс поступления-обслуживания заявок установившийся, поток поступающих заявок простейший, с частотой X, время обслуживание случайное и подчинено экспоненциальному закону с параметром ц, время ожидания to также случайное и подчинено экспоненциальному закону с параметром 4-1) получены аналитические выражения для вероятностей состояний:

ро-1 = X а'/'! + ап/п! X а/Уп,; '=о /=1

Р'=роа'/'!, '=1, ..., п,

Рп+] = роа/+п(п!п/)-1, 7=1, ..., т,

(1)

(2) (3)

где п/=П(п+к6); а=Х/ц - приведённая нагрузка; 9=(^ц)-1 - приведённая «нетерпеливость».

' к=1

Рис. 1. Схема п-канальной СМО с т-местной очередью и «нетерпеливыми» заявками (1 - уход заявок из очереди по причине переполнения накопителя; 2 - уход из очереди по причине «нетерпеливости»)

п

т

Рис. 2. Граф переходов для я-канальной СМО с ограниченной т-местной очередью

и «нетерпеливыми» заявками

Величина очереди точ может быть оценена по известному выражению:

т

точ=Е ]Рп+}-У=1

Что касается вероятности потери вызова рпв (часто используется термин «вероятность отказа»), в литературе нет единого подхода. Например, в работе [7] приведено выражение:

Рпв=точб/а.

(4)

Выражение (4) не вполне корректное, поскольку при 0^0 потерь вызовов нет, то есть рпв^0, что не характерно для СМО с ограниченным числом мест в очереди т. Для оценки вероятности потери вызова рпв может быть предложено следующее выражение:

рпв рп+т +рун pn+mpун,

где рун - вероятность ухода заявки из очереди из-за «нетерпеливости».

Эта вероятность, в свою очередь, может быть определена из выражения:

т

рун =1 рп+л/0/(п+/0).

у=1

(5)

(6)

Очевидно, для стандартного случая, когда «нетерпеливости» нет (0^0, СМО вида М/М/п/т или в обозначениях [8] Ех>,\пЕхц\т)рун^0 и выражение (5) приводится к виду:

рпв=рп+т.

Моделирование параметров СМО

Практический интерес представляет моделирование параметров СМО с нетерпеливыми заявками, прежде всего - вероятности рпв. Расчёты по выражению (5) с учётом (3) и (6) показали, что при т>2 зависимость вероятности рпв от приведённой «нетерпеливости» 0 имеет максимум (рис. 3) при 0р. И наоборот, если находить зависимость предельной нагрузки а от величины 0 при выполнении условия рпв=рдоп, то функция а(0) будет иметь минимум при 0а (рис. 4). Этот эффект объясняется тем, что при 0<0р или 0<0а очередь заявок относительно большая, и заявки покидают её как по причине «нетерпеливости», так и ввиду занятости всех её мест. А затем настолько преобладают процессы ухода заявок по «нетерпеливости», что очереди практически нет, и новые заявки поступают в КО без особых задержек.

Рис. 3. Характерный вид зависимости вероятности потери заявки в я-канальной СМО с яг-местной очередью от приведённой «нетерпеливости» при а=соп81

Рис. 4. Характерный вид зависимости допустимой приведённой нагрузки в я-канальной СМО с т-местной очередью от приведённой «нетерпеливости» 8 при рпв=рдоп1 2

Примеры

В СМО, представляющую собой ДП с одним диспетчером поступает простейший поток вызовов от абонентов в среднем каждые 30 мин (Х=0,033 мин-1), а диспетчер тратит в среднем на обслуживание вызова 3 мин (р=0,333 мин-1). Таким образом, это одноканальная СМО (п=1) с двухместной (да=2) очередью (когда диспетчер общается с абонентом по одной линии, на двух других могут ожидать абоненты), а приведённая нагрузка составляет а~0,1.

Если абоненты могут ожидать обслуживания сколь угодно долго (то есть «нетерпеливости» нет - 0^0), то это стандартная СМО [2]. Она может находиться

в четырех состояниях с вероятностями, рассчитываемыми по выражениям (1-3) при

п7=1: ^0=0,90009; р1=0,09001; р2=0,00900; рэ=0,00090. Таким образом, выполняется условие Р3=Рпв=0,00090<рдоп=0,001.

Если же абоненты «нетерпеливы» и могут ожидать связи с диспетчером в среднем t0=6 мин, то 0=0,5 и вероятности состояний, рассчитанные по (1-3), будут равны соответственно: р0=0,90372; р1=0,09037; р2=0,00565; р3=0,00026. Согласно (6), вероятность ухода «нетерпеливой» заявки из очереди рун=0,00226, а вероятность потери вызова, согласно (5): рш=0,00026+0,00226-0,00026-0,00226=0,00251. То есть она в 2,5 раза превысит допустимое значение рдоп=0,001.

Если же на такую СМО с «нетерпеливыми» заявками наложить условие рпв<рдоп=0,001, а частота поступления вызовов и среднее время ожидания останутся прежними (Х=0,033 мин-1, 4=6 мин), то вызовы диспетчер должен будет обслуживать

быстрее - в среднем за 2 мин (то есть р=0,5 мин-1). Тогда а=0,066; 0=0,333 и, согласно (1-3): ро=0,93510; pi=0,06172; р2=0,00306; р3=0,00012. Согласно (6) рун=0,00081, а вероятность потери вызова, согласно (7): рпв=0,00012+0,00081-0,00012-0,00081=0,00093. Условие рпв=0,00093<рдоп=0,001 будет выполняться.

Таким образом, представленная аналитическая модель и-канальной да-местной СМО с «нетерпеливыми» заявками может быть использована для анализа и синтеза ДП, обслуживающего экстренные вызовы.

Литература

1. ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в ЧС. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. URL: http://www.polyset.ru (дата обращения: 10.08.2014).

2. Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: Сов. радио, 1972.

3. Гнеденко Б.В., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1966.

4. Хинчин А.Я. Работы по математической теории массового обслуживания. М.: ГИФМЛ, 1963.

5. Кофман А., Крюон Р. Массовое обслуживание. Теория и приложения. М.: Мир,

1965.

6. Саати Т. Л. Элементы теории массового обслуживания и ее приложения. М.: Сов. радио, 1971.

7. Новиков О. А., Петухов С.И. Прикладные вопросы теории массового обслуживания. М.: Сов. радио, 1969.

8. Таранцев А.А. Инженерные методы теории массового обслуживания. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Наука, 2007.

9. РД 45.120-2000 (НТП 112-2000) Городские и сельские телефонные сети. Нормы технологического проектирования. URL: http://www.snip-info.ru (дата обращения: 20.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.