МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
И.В. Колмогорова
Аннотация. Статья посвящена построению структурно-функциональной модели процесса формирования педагогической культуры будущего учителя. Дается характеристика теоретико-методологической стратегии, компонентов модели (целевого, содержательного, процессуально-технологического, оценочно-результативного).
Ключевые слова: моделирование, структурно-функциональная модель.
Summary. The article deals with the construction of the structural and functional model of the future teachers' pedagogical culture formation process. The characteristics of the theoretical and methodological strategy and the components of the model (target, content, procedure, techniques, estimation, analysis) are given.
Keywords: modeling, structural and functional model.
52
Моделирование как теоретический метод научного познания позволяет изучить не сам объект познания, а его изображение в виде модели, при этом модель является своего рода аналогом определенного фрагмента природной и социальной реальности и служит для хранения и расширения знаний об оригинале, его свойствах и структуре для преобразования и управления им [1, с. 131].
Для моделирования процесса формирования педагогической культуры будущего учителя необходимо построение структурно-функциональной модели, которая продуктивна при исследовании различных педагогических процессов, когда необходимо раскрыть взаимодействие субъектов, в результате которого происходит формирование комплексных личностных качеств и при разработке вопросов
подготовки к тому или иному виду профессиональной деятельности. Целостность такой модели обеспечивается единством выделенных структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (условия, критерии).
Важнейшей составляющей разработки структурно-функциональной модели формирования педагогической культуры будущего учителя явилась теоретико-методологическая стратегия, которую мы определили как совокупность обобщенных научных положений, дающих обоснование необходимости осуществления процесса формирования педагогической культуры будущего учителя на культурологической основе, в контексте антропологического, аксиологического подходов, с позиций системного, лич-ностно-деятельного, ресурсного под-
Преподаватель XX
ЕК
4 / 2012
ходов, с учетом идеи герменевтического, ситуационного, стратегиально-го подходов, и описывающих основные направления организации теоре-тическои и практическои деятельности исследователя, ориентированнои на формирование педагогической культуры будущего учителя.
Следующий шаг в построении структурно-функциональной модели -выделение компонентов изучаемого объекта и установление связей между ними: целевой, выполняющий целео-бразующую функцию; содержательный, выполняющий информативную функцию; проце ссуально-технологический, выполняющий формирующую функцию; оценочно-результативный выполняющий аналитическую функцию.
Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в деятельности будущего учителя в процессе формирования педагогической культуры определяет выбор способов, действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом. В качестве основной цели формирования педагогической культуры выступало формирование системного образования, которое представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил, направленных на творческую реализацию в различных видах педагогической деятельности [2].
Содержательный компонент модели раскрывает содержание педагогической культуры будущего учителя, ее сущность и структуру.
Содержание педагогической культуры раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций [там же]. Сущностные характеристики педагогической культуры про-
являются в том, что педагогическая культура представлена как интегра-тивное качество личности будущего учителя, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности будущего учителя и цель профессионального самосовершенствования [там же]. Структура педагогической культуры будущего учителя представлена тремя компонентами: аксиологический, технологический, личностно-творческий [там же].
Структурные компоненты педагогической культуры будущего учителя дают основание для выявления ее функций как качественных характеристик, раскрывающих ее динамическую сторону: культуротворческая, коммуникативная, имиджевая, рефлексивная, стабилизирующая.
Культуротвортеская функция связана с процессом вхождения будущего учителя в культуру, с приобщением будущих учителей к общечеловеческой культуре, с научением видеть, чувствовать, созерцать культурные ценности, с побуждением к личному творчеству и созиданию; призвана формировать творческие способности и установки у будущих учителей на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Коммуникативная функция отвечает первостепенной потребности будущего учителя в общении с обучаемыми, их родителями, коллегами и т.д.; нацелена на вырабатывание таких способов и правил коммуникации, которые соответствуют требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности; осуществление данной функции требует от будущего учителя
53
54
субординированной позиции в отношении с обучаемыми, стремление к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству.
Имиджевая функция способствует построению образа-представления будущего учителя как системы его внутреннего, внешнего и процессуального компонентов, выраженных в индивидуальном стиле деятельности учителя и проявляющихся через физический облик, речь, выразительность движений, мимику в совокупности с эстетическим оформлением (одежда, прическа, макияж и прочие атрибуты внешности), а также предметно-пространственную среду осуществления педагогической деятельности [3].
Рефлексивная функция обеспечивает осмысление будущим учителем основ своей деятельности, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка своих способностей, ошибок и возможностей; побуждает к анализу причинно-следственных связей; стимулирует развитие способности к самоизучению, работе над собой, поиску и личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта; содействует осознанному анализу результатов собственной деятельности, собственного багажа знаний, умений, навыков, опыта по решению поставленных практических и теоретических задач; реальной оценке результатов собственной деятельности, выяснению того, как будущий учитель воспринимается другими; позволяет корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением.
Стабилизирующая функция создает оптимальное пропорциональное соотношение между традицией и инновацией в педагогической деятельности будущего учителя, благодаря чему ста-
новится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций [4]; результатом стабилизирующей функции является конструирование новых программ, технологий и т.д., отбор наиболее оптимальных и целесообразных структур, в которых задана и функционирует целостность образовательного социума; появление новых методов и приемов обучения, содержания образования и т.д.; помогает будущему учителю адекватнее приспосабливаться к различным инновационным образовательным системам, подвигает на активное участие в их формировании, разработке и внедрении в образовательный процесс.
Процессуально-технологический компонент предусматривает создание среды, способствующей проявлению и развитию активности, готовности и стремления к осуществлению педагогической деятельности. Данная среда создается посредством разработки стратегии и тактики педагогического содействия формированию педагогической культуры будущего учителя.
Общая стратегия выражается в стратегии развития и стратегии гармонизации, которая направлена одновременно и на сохранение педагогического наследия относительно педагогической культуры учителя, на осуществление преемственности, и на внесение изменений во взгляды относительно этой проблемы, их корректировку в соответствие с социальным заказом общества и государства. Стратегия развития декомпозирована на стратегии осознания, созидания, творчества, стабилизации, функционирования. Стратегия гармонизации включает в себя стратегии расширения и снятия ограничений, непосредственно стратегию гармонизации.
Преподаватель
ЕК
4 / 2012
Реализация заданных стратегий возможна посредством выполнения совокупности конкретных действий, что определяется понятием «тактика» и включает набор методов, приемов и средств осуществления этого процесса.
Оценочно-результативный компонент модели заключается в анализе достигнутых результатов и определении эффективности функционирования модели по выявленным критериям, показателям, уровням сформированности педагогической культуры.
Критерии включают ценностную направленность, технологическую готовность, творческую активность, способность к рефлексии.
В зависимости от степени проявления критериев и показателей выделены три уровня сформированности педагогической культуры будущего учителя: творческий, необходимый и достаточный, необходимый, но недостаточный.
Функциональные компоненты модели включают педагогические условия эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры будущего учителя:
• создание информационно-образовательной среды формирования педагогической культуры будущего учителя, которая включает следующие компоненты: нормативно-правовую базу современного российского образования; источники информации об отечественном и зарубежном педагогическом наследии относительно педагогической культуры учителя; новаторские идеи о формировании педагогической культуры, методические наработки, содержащие практико-ориентированные материалы; субъектов исследуемого процесса;
• формирование у будущего учителя профессионально-ценностных отношений, которые характеризуются положительным восприятием педагогической деятельности, стремлением к самореализации, достижениям; наличием знаний о профессиональной этике; владением способами и приемами, необходимыми для понимания смысла нравственных норм и предписаний; положительным отношением к лицам, с которыми осуществляются профессиональные взаимодействия, способностью к нравственному сопереживанию, способностью чувствовать удовлетворение от работы, инициативностью; нравственной самооценкой своей подготовки, результатов деятельности и отношений;
• включенность будущего учителя в учебную, квазипрофессиональную, профессиональную, научно-иссле до ва-тельскую деятельность по формированию педагогической культуры, направленную на формирование профессиональных знаний, умений, навыков; на овладение творческими технологиями и приемами решения педагогических задач; на изучение педагогического наследия и создание на этой основе инновационных разработок;
• создание педагогически комфортной среды формирования педагогической культуры будущего учителя нацелено на оказание помощи будущему учителю в расширении сферы приложения его сущностных сил, в осознании собственных возможностей, позитивных и негативных сторон, что позволяет учитывать его индивидуальные возможности, способности, интересы; необходимо создание творческой благожелательной атмосферы, оказание педагогической поддержки будущему учителю, органи-
55
зация индивидуальной ситуации успеха, содействие самореализации будущего учителя;
• оптимальное построение тактики формирования педагогической культуры будущего учителя предполагает адекватный отбор оптимальных методов, приемов и средств осуществления этого процесса.
Методы, приемы и средства формирования педагогической культуры будущего учителя включают:
• методы: организации и осуществления образовательной деятельности (словесные методы, наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательские); стимулирования и мотивации к познанию и овладению педагогической культурой (создание эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций новизны, актуальности, метод решения рефлексивно-пиктографических задач, метод решения ситуативных задач, метод дополнительности, познавательной игры, организационно-деловой игры, орга-ни зационно-мыслительной игры, дис-
гр куссии, мозговая атака (брейнштор-56 минг); контроля и самоконтроля в образовательной деятельности (устные, письменные методы контроля);
• приемы: изучение педагогического наследия, написание рефератов, объяснение, постановка проблемных вопросов, непосредственное наблюдение во время педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта учителей-ма сте ров и др.
• средства: курсы педагогических дисциплин, спецкурсы, спецсеминары, лабораторно-практические занятия, педагогическая практика, исследовательская работа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов. - М., 2001. - 250 с.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
3. Качалова Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология: монография. - Шадринск: Изд-во «Шадринский государственный педагогический институт», 2008. - 71 с.
4. Ситникова М.И. Культура самореализации преподавателя вуза в педагогической деятельности. - М.; Белгород: Изд-во Бел-ГУ, 2007. - 280 с. ■
Преподаватель ^
4 / 2012