Научная статья на тему 'Моделирование педагогических условий профессионального становления личности менеджера'

Моделирование педагогических условий профессионального становления личности менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / МАЛАЯ ГРУППА / КОМАНДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шендель Татьяна Владимировна

В настоящее время наблюдается востребованность дополнительного профессионального образования, что объясняется необходимостью обновления специальных знаний, умений и навыков. Необходимо определить основные условия, играющие важную роль в профессиональном становлении личности менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогических условий профессионального становления личности менеджера»

УДК 005,321

Т. В. Шендель

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

В связи с глубоким мировым экономическим кризисом возрастает роль персонала в деятельности организации. Персонал становится стратегическим фактором, определяющим будущее развитие государственных и коммерческих организаций, что, несомненно, повышает роль и значение в эффективности производительности. В связи с этим, проблема моделирования педагогических условий профессионального становления личности становится актуальной. Решение данной проблемы возможно при условии инновационного подхода в существующем пространстве дополнительного профессионального образования.

При таком подходе стратегия развития персонала (в том числе личности менеджера) рассматривается нами как обобщающая модель действий, направленных на формирование совокупности требований к персоналу и уровню эффективности его работы, который необходим организации для достижения поставленных бизнес—целей. При этом внимание исследователей и практиков все больше должно обращаться на «инновационную системную модель», которая акцентирует внимание на индивидуальном подходе к каждому менеджеру, формировании и развитии необходимых деловых и личностных качеств обучающегося в системе дополнительного профессионального образования.

Даже острая необходимость обновления специальных знаний, умений и навыков, переучивания специалистов по отдельным традиционным производственным направлениям, технологиям не может предложить ничего иного, кроме обучения и опыта [5, с. 48—53]. Для этого, не нужно обучаться 4-5 лет. Достаточно, эффективного краткосрочного обучения, отвечающего современным инновационным процессам, которые формируются на основе оптимальности, с четко обозначенными методами, приемами и формами. Достичь этого можно лишь при координальном изменении стратегии дополнительного профессионального образования, которое является значительной составной частью общей системы образования.

Необходимо отметить, что профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования. Она, в своей основе, предполагает «введение и становление в профессию менеджера», поскольку за период 6 месяцев и объемом более 500 часов действительно приобщает слушателя, специалиста, имеющего высшее образование,

к профессии «менеджер», дает ему возможность профессионально сориентироваться в том, что он, как правило, делает на практике, занимая управленческую должность в высшем, среднем или низшем звене. Считаем, что по своему содержанию, должность, скорее раскрепощает человека, позволяя расширить кругозор, и при этом дает новые практические знания, но не претендует на высокий уровень профессионализма.

Слушатели программы «Управление персоналом» в Высшей школе бизнеса, управления и психологии при Сибирском государственном технологическом университете - это уже сформировавшиеся личности, прошедшие собственные этапы развития, формирования и становления, в результате чего, обладающие определенными личностными и деловыми качествами, соответствующие занимаемой должности, но находящиеся на этапе развития профессионального становления в такой сфере деятельности как менеджмент.

Под профессиональным становлением личности нами понимается непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, единство возможного и осуществленного (потенциально — актуального), обеспечивающий расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Мы предлагаем инновационную системную модель, состоящую из трех основных подсистем (педагогических условий) профессионального становления личности менеджера (рисунок).

Оценка и формирование необходимых деловых и личностных качеств 1

Групповая и / 4 ЩШяг \ Организация учебного

командная работа / .. _________ \ процесса -

Инновационная системная модель профессионального становления личности менеджера

На рисунке изображен круг - личность менеджера, прошедшая этапы развития, формирования и становления, во взаимодействии с всеобщими

характеристиками процесса управления, который представлен фигурой шестигранника, где каждая грань характеризуется одним из процессов управления, к числу которых относятся: 1) коммуникативное время, 2) коммуникативное пространство, 3) энергия, 4) информация, 5) материально-вещественные факторы управления, 6) педагогическая стратегия подготовки. Личностные и деловые качества менеджера, формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, продолжают свое дальнейшее развитие в процессе профессиональной переподготовки. Выделяем три основные подсистемы (педагогические условия) учебного процесса, который представлен фигурой равностороннего треугольника, где каждая его сторона - одно из педагогических условий эффективности обучения. К ним относятся, во-первых, оценка и формирование необходимых деловых и личностных качеств; во-вторых, групповая и командная работа; в-третьих, организация учебного процесса. Выполнение каждого из этих педагогических условий оказывает определенное влияние на сформировавшуюся личность с целью ее дальнейшего профессионального развития. Неэффективное использование хотя бы одного из выделенных условий сводит на «нет» результаты учебной деятельности, выражающиеся в слабом уровне защит квалификационных работ по актуальным проблемам кадрового менеджмента.

Остановимся на каждой подсистеме инновационной системной модели,

С целью более точного определения личностных и деловых качеств современного менеджера рассмотрим модель личности (в том числе личности менеджера). Согласно современной концепции развития менеджмента Г. В. Панасенко, личность менеджера рассматривается как система, состоящая из трех подсистем или уровней личности: организмического, индивидуального, собственно-личностного, которые неразрывно переплетаются с всеобщими условиями процесса управления [7, с. 27].

Организмический уровень формирует такие личностные качества, как эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, что чаще всего проявляется у людей с холерическим, сангвиническим и смешанными темпераментами.

Индивидуальный уровень, в свою очередь, формирует такие качества, как работоспособность; креативность; способности к развитию интеллектуальной и инновационной деятельности. ■

Собственно-личностный — предполагает развитие Я-концепции личности менеджера, которая основывается на волевых качествах при принятии управленческих решений и ответственности за них. Развитие таких качеств невозможно без стремления к постоянному личностному росту и способности к лидерству.

Особенностью профессиональной переподготовки является оценка существующих деловых и личностных качеств слушателей программы «Управление персоналом». Индивидуальная работа начинается с выявления запа-

дающих из них и корректировки необходимых именно для этой личности качеств, параллельно включая их в учебный процесс.

Следовательно, на основании выше изложенного можно утверждать, что первым педагогическим условием в профессиональном становлении личности менеджера является оценка и формирование необходимых деловых и личностных качеств.

Заметим, несмотря на то, что личность является самостоятельной системой, носителем различных личностных и деловых качеств, нельзя упускать из внимания ее многочисленные связи с другими людьми. Личность - понятие социальное, значит, является продуктом социализации, которое невозможно без межличностных, групповых и командных взаимоотношений. Люди, объединяясь друг с другом, создают более сложные социальные образования и проявляют в них новые качества. Одним из таких образований является социально-психологическая группа.

Под социально - психологической группой нами понимается немногочисленное объединение людей, члены которого вступают в непосредственные контакты друг с другом и объединены какой-либо общей целью (в нашем случае профессиональной переподготовкой в области управления персоналом) [3, с. 58].

При эффективном развитии учебной деятельности внутри группы формируется ядро, состоящее из компетентных, авторитетных, уважающих друг друга слушателей, - лидеров группы. Это люди, способные не только оценить и оспорить решение, принятое руководителем (в нашем случае преподавателем), но и самостоятельно выработать свой вариант. В то же время, они, способные к доминированию и влиянию на других людей, могут управлять формальной и неформальной группой [6, с. 71-72]. При таком подходе речь идет об образовании управленческой команды внутри учебной группы.

Отметим важную роль групп и команд в достижении общей цели слушателей, где реально происходит объединение операционных, инновационных и адаптивных приемов. Именно на уровне группового взаимодействия происходят передача и обмен большей частью знаний и осуществляется обучение согласно инновационной системной модели. Особенностью командной работы в учебном процессе выступают: специфические измеряемые командные задачи, связанные со стратегической целью; развитые информационные системы; системы ресурсов [5, с. 48-53],

Значит, вторым педагогическим условием в профессиональном становлении личности менеджера является эффективная работа группы слушателей в команде.

Также на эффективность учебного процесса влияет разработанная система подготовки, которая включает следующие элементы: дополнительную профессиональную образовательную программу; формы и методы организации

учебного процесса; инновационную деятельность профессорско-преподавательского состава. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (или структурным подразделением повышения квалификации, действующим в вузе) самостоятельно с учетом потребностей заказчика и на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям [8, с. 298].

Существующая программа «Управление персоналом» профессиональной переподготовки предполагает модульное обучение. Весь курс состоит из трех частей: «Управленческого» модуля, «Психологического» модуля и модуля «Качество». В рассматриваемую программу входят 22 дисциплины, по каждой из которых разработан учебно-методический комплекс. Дисциплины носят либо управленческий, либо психологический характер, т. е. их успешное освоение способствует развитию у слушателей не только личностных качеств менеджера, но и профессиональных. Третий модуль завершается дипломным проектированием и защитой квалификационных работ, По окончании обучения выдается диплом государственного образца с правом ведения любой деятельности в области Управления персоналом. Поэтому, с целью получения «качественного» результата на практике, необходимо использовать исключительно новые педагогические технологии. ' .

Разработанная профессиональная программа реализуется в 3-х направлениях: лекционная форма обучения; практические занятия, направленные на развитие личностных и профессиональных качеств слушателей; активные методы обучения. Заметим, что в предложенных направлениях необходимо использовать так называемые инновационные формы обучения. Реализация учебного процесса будет максимально эффективна только при условии преподавания высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, который совмещает теорию и практику менеджмента. Психологический портрет педагога высшей школы любой учебной дисциплины включает следующие структурные компоненты: личностные качества, т. е, его особенности как личности (социальной сущности человека); коммуникативные (интерактивные) качества; статусно - позиционные, т. е. особенности положения, роли, отношений в коллективе; деятельностные (профессионально — предметные); внешне поведенческие показатели.

Помимо выше изложенного, преподаватели высшей школы не должны ограничиваться только аспектом преподавания. Особенностью их деятельности является участие в процессе формирования и развития организационной культуры, внутри группы слушателей. При таком подходе, к основным функциям преподавательской деятельности добавляются дополнительные: формирование определенного имиджа группы слушателей;

внедрение и поддержание новых ценностей; консолидация слушателей на основе чувства причастности к общему делу, что придает сущностное значение их обучению.

Следовательно, третьим педагогическим условием в профессиональном становлении личности менеджера является организация учебного процесса. Результатом процесса обучения, как правило, являются инновации, предлагаемые менеджерами, прошедшими профессиональную переподготовку, проявляющиеся в виде новых товаров, услуг, рынков, формы рыночных отношений и их комбинации.

Таким образом, смоделирована инновационная системная модель профессионального становления личности менеджера, которая в настоящее время проходит апробацию различных педагогических условий.

Библиографический список

1. Белоусов, В. В. Стратегия развития персонала как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия [Текст]: автореф. дис.... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. В. Белоусов. — Ижевск, 2007,

2. Бизнес - образование: специфика, программы, технологии, организация [Текст] / С, Р. Филоновича [и др.]. - М,: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 690 с.

3. Большакова, А. Н. Социальная психология для менеджеров [Текст]: учебное пособие / А. Н. Большакова. — Ростов н/Д: Феникс, 2004, - 352 с.

4. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Текст]: учебник / В. Р. Веснин. - М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2007. - 688 с.

5. Воробьев, А. Д. Стратегическое управление персоналом [Текст] / А. Д. Воробьев, С, Б. Жданов, Ю. А. Кузьмина II Управление персоналом. -2008.-№ 15.-С. 48-53.

6. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» / Г. Л. Ильин, - М.: Академия, 2005. - 190 с.

7. Панасенко, Г. В. Личность менеджера как объект философского исследования [Текст]: автореф. дис. ... доктора, философ, наук: 09.00.11 / Г. В, Панасенко. - Москва, 1999. - 27 с.

8. Педагогика профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. П. Белозерцев [и др.]. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.