УДК 796.072.2 DOI 10.14526/01_1111_06
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Н.А. Касаткина - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет,
г. Ульяновск
MODEL OF TECHNICAL READINESS DEVELOPMENT IN SPORTS
AEROBICS
N.A. Kasatkina - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk
e-mail: natasha-kassatkina@yandex. ru
Ключевые слова: спортивная аэробика, моделирование, спортивное мастерство, двигательная культура, педагогический эксперимент.
Аннотация. Спортивная аэробика приобретает все большую популярность среди подростков и молодежи благодаря разнообразию используемых средств выразительности, широкому применению музыкальных произведений от классического жанра до современных и эстрадных мелодий, применению разнонаправленных двигательных ритмов, что позволяет удовлетворить широкий спектр вкусов, потребностей и интересов в сфере спортивной деятельности. Особый интерес к спортивной аэробике обусловлен высокой вероятностью ее включения в программу Олимпийских игр, что делает данный вид спорта особенно привлекательным для широкого круга занимающихся. Это обстоятельство обусловило обострение конкуренции на международной арене, что вызвало необходимость поиска новых подходов к организации системы спортивной подготовки, обеспечивающей определенные преимущества той или иной национальной школы спортивной аэробики.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, моделирование, педагогический эксперимент, тестирование, инструментальные методы.
Материал. В данной статье предлагается модель совершенствования технической подготовленности квалифицированных спортсменов, включающая в свое содержание инновационный подход к созданию методики повышения технической и артистической подготовленности.
Результаты. Разработана модель повышения технической подготовленности в спортивной аэробике, в которой представлены условия, влияющие на уровень технической подготовленности, реализация которых способствует более полному раскрытию и использованию кинезиологического потенциала. Моделью предусмотрены также ведущие факторы, определяющие рост спортивного мастерства, значение которых неоднозначно, однако каждый из них оказывает на него определенное воздействие. Значимость предложенной модели заключается также в том, что в ней представлены основные группы средств, направленных на повышение технической подготовленности, формирование общей, двигательной и музыкальной культуры как базиса технической и артистической подготовленности, а также средства выразительности, способствующие повышению исполнительского мастерства.
Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность данного подхода к организации занятий спортивной аэробикой, что нашло свое конкретное подтверждение в повышении технической подготовленности, формировании общей, двигательной и музыкальной культуры занимающихся.
Keywords: sports aerobics, modeling, sportsmanship, motional culture, pedagogical experiment.
Annotation. Sports aerobics becomes more popular among teen-agers and youth owing to variety of the used expressiveness means, a wide variety of music from classical music to modern and pop music, the use of multidirectional motional rhythms which help to satisfy a w ide range of requirements and interests in the sphere of sports activity. Special interest to sports aerobics is conditioned by a high probability of its inclusion into the program of the Olympic Games. This condition caused competitiveness increase at international arena and there appeared the necessity to search for new approaches to the system of sports training organization, which prov ides definite benefits of this of that national school of sports aerobics.
Research methods: scientific-methodical literature analysis, modeling, pedagogical experiment, testing, instrumental methods.
Material. The article offers the model of qualified sportsmen technical readiness development, which includes an innovative approach to methodology creation of technical and artistic readiness improv ement.
Results. The model of technical readiness development in sports aerobics is created, which presents the conditions, influencing the lev el of technical readiness, the realization of which provides deeper revelation and use of a kinesiological potential. The model provides the main factors, which condition the improvement of sportsmanship. Their meaning is ambiguous, but each factor influences sportsmanship. The importance of the offered model is in the fact, that it presents the main groups of means, directed at technical readiness improvement, at general, motional and musical culture formation as the base for technical and artistic readiness and expressiveness means, which provide performing mastery increase.
Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the prospectivity of the approach to sports aerobics lessons organization. It was also proved by technical readiness level increase, by general, motional and musical culture formation.
Актуальность. Как один из результативности соревновательной
сложнокоординационных художественных деятельности [3, 6, 10]. видов спорта спортивная аэробика Целью данной работы является
характеризуется постоянным стремлением теоретическое и методическое
к увеличению сложности обоснование значимости разработки
соревновательных программ; поиском модели совершенствования технической
новых, неожиданных связок, переходов, подготовленности в спортивной аэробике. соединений аэробных и танцевальных Задачи: 1. Разработать модель
движений, оригинальных элементов, повышения технической подготовленности
подчеркивающих сильные стороны в спортивной аэробике,
физической и технической детерминирующую основные подходы к
подготовленности; выразительностью, повышению эффективности
артистичностью и пластичностью тренировочной и соревновательной
движений. Сочетание технической деятельности.
сложности, насыщенности программы 2. Выявить условия применения
разнообразными элементами с виртуозным данной модели и проверить
исполнением обусловливает целесообразность ее использования в
необходимость выявления направлений процессе педагогического эксперимента. совершенствования спортивного Широкое распространение
мастерства, обеспечивающих повышение спортивной аэробики как перспективного,
привлекательного для подростков и молодежи вида спорта, появление значительного количества
высококвалифицированных гимнастов, способных к созданию разнообразных моделей соревновательной деятельности, ярких композиций, оригинальных программ обусловило необходимость поиска новых подходов, самобытных стилей, оригинальных идей,
обеспечивающих раскрытие
кинезиологического потенциала
спортсменов. Это способствует неуклонному росту сложности элементов различных групп при высоком уровне артистичности их исполнения.
Элементы высшей группы сложности, выполненные с оптимальной амплитудой и виртуозностью, создают впечатление свободы и легкости, что делает их зрелищно-привлекательными, художественно-выразительными, доступными для исполнения. Однако внешняя легкость, артистичность и виртуозность основаны на рациональном сочетании показателей физической, функциональной и технической
подготовленности; знании
закономерностей повышения спортивного мастерства; выявлении и реализации условий и факторов, влияющих на уровень тренированности организма.
Среди педагогических условий, детерминирующих увеличение
показателей спортивного мастерства, одним из ведущих является стремление к достижению оптимального уровня общей, двигательной и музыкальной культуры. Значимость данного условия состоит в понимании единства духовно-
нравственного, эстетического и
физического как базиса дальнейшего совершенствования личности. Показатели общей культуры определяют степень осознания роли и места спорта в общей системе жизнедеятельности индивида, его влияние на качество жизни, возможности для самопознания перспектив
саморазвития и самореализации. Это в значительной мере определяет отношение к тренировочному процессу,
распределение времени и нервно-мышечной энергии на учебную (трудовую), спортивную, общественную и другие виды деятельности. Важным показателем общей культуры является также осознание необходимости усвоения основных понятий, положений теории и практики спортивной тренировки, ее принципов, специальной терминологии, роли и места самостоятельной работы по повышению спортивного мастерства [5].
Двигательная культура
способствует пониманию соразмерности движений и зависимости качества выполнения физических упражнений от уровня развития мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, точности и других параметров моторной деятельности, от расположения частей и звеньев тела в пространстве и времени, рационального использования спортивной площадки, оптимального применения средств выразительности, соотношения высоких и низких положений тела, ассиметричных и симметричных поз, сформированности статической и динамической осанки [7].
Музыкальная культура
предусматривает способность к пониманию сущности музыкального произведения, его воздействия на спортсмена и окружающих. Установлено, что различные формы мелодий оказывают на организм психическое и физиологическое воздействие. Некоторые виды классической музыки улучшают психо-эмоциональное состояние,
поднимают жизненный тонус, оказывают облагораживающее воздействие. Высокий уровень музыкальной культуры
обусловливает выбор мелодии с жизнеутверждающим началом,
проникающим в души атлета, судей, зрителей и болельщиков, наполняя их новой жизненной силой и энергией [4].
Правильно выбранное музыкальное произведение позволяет раскрыть положительные чувства и эмоции, показать яркие краски внешнего и внутреннего мира, установить
диалектическую связь между
эмоциональной и логически-абстрактной стороной мышления [8, 9]. Соответствие характера двигательных действий музыкальному сопровождению
способствует увеличению амплитуды движений, их легкости и свободы исполнения, установлению оптимального ритма и темпа, точному распределению акцентов, артистичности и
выразительности.
Одним из основополагающих факторов, определяющих рост
технического мастерства в спортивной аэробике, является способность к созданию индивидуальной модели соревновательной деятельности. Спортсмену необходимо четко представлять распределение элементов высшей группы сложности в разных частях программы, усиливая их восприятие и эстетическое воздействие путем рационального сочетания с танцевальными и аэробными шагами, пробежками, простыми по структуре и технически сложными прыжками, поворотами, вращениями с изменением направления движения. Виртуозность исполнения подчеркивается эффектной позой в конце каждой дорожки, выполняемой с применением различных направлений движения. Спортсмену необходимо заранее определить не только количество элементов различной сложности, их распределение в пространстве и времени, индивидуальный ритм исполнения, но и количество моторных актов в каждом соединении аэробных и танцевальных движений, переходе; количество поз, жестов, акцентированных движений. Важно продумать приемы эмоционально-эстетического воздействия: замедления темпа, пластичности, их чередования с мощными всплесками энергии,
выражающимися в разнообразных элементах сложности, своевременного выполнения виртуозных высоко-далеких прыжков с приземлением в различные положения и т.д.
Композиция должна
предусматривать смену настроения, изменение мышечного напряжения,
постоянный контакт со зрителями для установления обратной связи. Нами разработана модель совершенствования технической подготовленности (рисунок 1), направленная на повышение эффективности тренировочного процесса. Для проверки целесообразности использования данной модели, ее значимости в улучшении результативности соревновательной деятельности был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 квалифицированных (I разряд, КМС, МС) девушек 16-20 лет, занимающихся спортивной аэробикой. Были
организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 14 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической, технической подготовленности, а также артистичности исполнения
соревновательной программы.
Для определения показателей физической подготовленности
использовались следующие тесты: бег 100 м (с), кросс 2000 м (мин), прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз).
Уровень технической
подготовленности определялся по количеству элементов высшей сложности, выполненных на высоком уровне исполнительского мастерства;
рациональному соотношению разных по структуре и направленности элементов соответствующей сложности: прыжков, вращений, соединений аэробных и танцевальных движений, переходов; своевременной смене направлений, использованию всей площадки. Степень артистической подготовленности
определялась по сохранению
динамической и статической осанки, оригинальности поз, выполняемых в высоком и низком положении, оригинальности жестов, выразительности мимики, хореографической
подготовленности, амплитуде, легкости и свободе движений [3, 6, 7, 10]. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню исходных показателей физической и технической подготовленности, а также проявления артистичности (р>0.05). В КГ тренировочные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с программой подготовки, рекомендованной федерацией спортивной аэробики [1, 2]. В ЭГ использовалась разработанная нами модель совершенствования технической подготовленности, предусматривающая усвоение занимающимися
закономерностей повышения спортивного мастерства; реализацию условий, влияющих на уровень технической подготовленности, а также учет факторов, определяющих рост спортивного мастерства. Методика совершенствования технической и артистической
подготовленности включала в свое содержание средства технической подготовки. Особое внимание уделялось использованию средств формирования двигательной и музыкальной культуры на фоне повышения общей.
Особую группу средств составили специфические двигательные действия, направленные на повышение
выразительности движений путем осмысления их эстетического содержания; воздействия на формирование навыков слитности выполнения двигательных действий, чередования пластичных, с высокой амплитудой движений, при рациональном расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, использования выразительной мимики, жестов с быстрым максимальным мышечным напряжением, прыжков и подскоков с длительной безопорной фазой, разнонаправленных акробатических
элементов различной сложности. Большое внимание уделялось соответствию характера музыки и двигательных действий динамической и статической
осанке, контакту со зрителями, установлению с ними обратной связи.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической, технической и артистической подготовленности.
Обработка полученных данных показала, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ показатели оказались существенно выше. Так, в беге на 100 м при исходных данных в КГ 16,60±0,29 с к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 16,12±0,15 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 16,68±0,16 с результаты возросли и составили 15,85±0,24 с (р>0,05); в кроссовом беге на 2000 м в КГ при исходных данных 13,34±0,21 мин к завершению педагогического
эксперимента данные улучшились и составили 12,88±0,13 мин (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 13,29±0,34 мин результаты возросли и составили 12,10±0,30 мин (р<0,05). При выполнении прыжка в длину с места в КГ при исходных данных 178,30±5,35 см к завершению педагогического
эксперимента результаты составили 184,26±4,33 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 176,30±8,16 см показатели возросли и составили 189,64±9,13 см (р<0,05). Подобная тенденция улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Анализ показателей технической подготовленности показал следующее: в КГ спортсменки выполняли необходимое количество элементов высшей сложности 3,20±0,21 балла, к завершению педагогического эксперимента данные улучшились до 3,48±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,18±0,14 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли и составили 4,03±0,15 балла (р<0,05).
Цель: Повышение уровня технической подготовленности
Задачи: обеспечение оптимального уровня физической, хореографической, технической и артистической подготовленности
Закономерности повышения спортивного мастерства:
- взаимосвязь и взаимообусловленность развития качественных сторон двигательной деятельности;
- поэтапный прирост показателей сформированное™ двигательно-координационных качеств;
- неравномерность повышения уровня моторных актов.
Условия, влияющие на уровень технической подготовленности:
- соответствие кинезиологического потенциала виду спорта;
- использование объема и интенсивности тренировочной нагрузки в соответствии с адаптационными возможностями организма;
- удовлетворенность тренировочным процессом;
- оптимальный уровень общей, двигательной и музыкальной культуры.
Факторы, определяющие рост спортивного мастерства:
- совершенствование мотивационной сферы;
- реализация волевого потенциала;
- расширение познавательных возможностей;
- способность к созданию индивидуальной модели соревновательной деятельности.
Методика совершенствования технической подготовленности
Средства технической подготовленности: элементы высшей сложности;
- элементы других групп сложности;
- средства оформления; -танцевальные движения;
- переходы;
- оптимальный темп; -рациональное использование пространства.
Средства формирования двигательной и музыкальной культуры:
- элементы хореографии, художественной, эстетической и спортивной гимнастики, акробатики;
- танцевальные шаги, движения; прыжки и подскоки;
- формирование двигательного и танцевального ритма;
- раскрытие эстетической сущности физических упражнений.
Средства выразительности:
- жесты, мимика, позы;
- формирование динамической и статической осанки;
- оптимальная амплитуда движений;
- соответствие характера музыки и движений
Рисунок 1. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной
аэробике.
Использование разнообразных направлений движений до педагогического эксперимента у спортсменок КГ оценивалось в 3,72±0,26 балла; к завершению педагогического
эксперимента данные улучшились и составили 3,89±0,22 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,83±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,53±0,24 балла (р<0,05). Сходная тенденция была выявлена и по другим показателям технической подготовленности.
Уровень артистичности также изменился в обеих группах. В КГ при исходной оценке сформированности динамической и статической осанки 4,16±0,18 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,28±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходной оценке 4,09±0,19 балла показатели возросли и составили 4,71±0,11 балла (р<0,05). В КГ при исходных показателях эстетически выразительных жестов, мимики, поз 4,07±0,23 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились до 4,23±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 4,09±0,20 балла данные возросли до 4,81±0,15 балла (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям артистичности выполнения соревновательной программы.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что одним из перспективных направлений совершенствования спортивного
мастерства занимающихся спортивной аэробикой является разработка модели повышения технической подготовленности в спортивной аэробике, в которой представлены условия, влияющие на уровень технической подготовленности, реализация которых способствует более полному раскрытию и использованию кинезиологического потенциала. Моделью предусмотрены также ведущие факторы, определяющие рост спортивного
мастерства, значение которых
неоднозначно, однако каждый из них оказывает на него определенное воздействие. Значимость предложенной модели заключается также в том, что в ней представлены основные группы средств, направленных на повышение технической подготовленности, формирование общей, двигательной и музыкальной культуры как базиса технической и артистической подготовленности, а также средства выразительности, способствующие
повышению исполнительского мастерства.
Результаты педагогического
эксперимента показали эффективность применения данной модели в системе подготовки высококвалифицированных гимнасток в спортивной аэробике.
Литература
1. Андреасян, К. Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / К. Б. Андреасян. - М., 1996. - 23 с.
2. Аэробная гимнастика : правила соревнований FIG 2013-2016 / Международная федерация гимнастики. - М., 2013. - 256 с.
3. Касаткина, Н. А. Методика оценки показателей стабильности в спортивной аэробике / Н. А. Касаткина // Dny vedy - 2012 : materialy VIII mezinarodni vedecko-praktika conference : Dil 25. Pedagogika. - Praha : Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2012. - С. 28-32.
4. Коджаспиров, Ю. Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю. Г. Коджаспиров. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
5. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 1(10). - C. 15-42. [Электронный ресурс]. http//www/kamgifk.chelny net/journal.
6. Лисицкая, Т. С. Хореография в аэробике / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сиднева. - М. : Тровант, 2000. - 18 с.
7. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.
8. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с.
9. Назаренко, Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко, И.
С. Колесник - изд. 2, доп. - Ульяновск, 2007. - 259 с.
10. Сомкин, А. А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки
высококвалифицированных спортсменов : монография / А. А. Сомкин. - СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 222 с.
References
1. Andreasyan K. B., Modelirovanie godichnogo tsikla podgotovki v sportivnoi aerobike [Yearly cycle of training modeling in sports aerobics], Moscow, 1996, 23 p.
2. Mezhdunarodnaya federatsiya gimnastiki [International gymnastics federation], Moscow, 2013, 256 p.
3. Kasatkina N. A., Dny vedy - 2012 : materials of the VIII th International scientific-practical conference : Dil 25. Pedagogics. - Prague : Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2012. - P. 28-32.
4. Kodzhaspirov Y. G., Funktsional'naya muzyka v podgotovke sportsmenov [Functional music in sportsmen's training], Moscow : Physical culture and sport, 1987, 64 p.
5. Kuznetsova Z. M., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy
fizicheskoi kul'tury i sporta, 2009, No.1(10), pp. 15-42, available at: http//www/kamgifk.chelny.net/journal.
6. Lisitskaya T. S., Khoreografiya v aerobike [Choreography in aerobics], Moscow : Trovant, 2000, 18 p.
7. Nazarenko L. D., Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional coordinations development], Moscow : Theory and practice of physical culture,
2003, 258 p.
8. Nazarenko L. D., Estetika fizicheskikh uprazhnenii [Aesthetics of physical exercises], Moscow : Theory and practice of physical culture,
2004, 249 p.
9. Nazarenko L. D., Fiziologiya fizicheskikh uprazhnenii [Physiology of physical exercises], Ulyanovsk, 2007, 259 p.
10. Somkin A. A., Sportivnaya aerobika. Klassifikatsiya uprazhnenii i osnovnye komponenty podgotovki vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [Sports aerobics. Classification of exercises and the main components of highly qualified sportsmen training], Saint Petersburg : Saint Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 2001, 222 p.
Статья поступила в редакцию: 25.05.2015 г.