Для создания соответствующего психологического и дидактического эффекта каждый из них требует специфического преобразования учебного материала и своих методических приемов реализации в учебном процессе. В этом проявляется роль дидактической и методической составляющих психодидактики. Реализация любого подхода осуществляется на конкретном учебном предмете, что обеспечивает существование частных психодидактик: психодидактика физики, химии, истории, географии и т. д. Таким образом, основным признаком методологического подхода психодидактики является соответствующее преобразование учебного материала, которым должен овладеть как учитель, так, в идеале, и ученик.
Можно сказать, что предметом психодидактики в нашем понимании является система методологических подходов к обучению и усвоению знаний и основанные на них психодидактические технологии обучения.
Психодидактика призвана дополнить тео-
ретическое психолого-педагогическое знание технологической составляющей, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и приобретению умений учителем организовывать уроки в соответствии с требованиями педагогической психологии, дидактики и методики.
1. Педагогика и психология. Круглый стол // Вопросы психологии. -1981. -№ 1. - С. 15-43.
2. Рахимов А. З. Психодидактика. - Уфа: «Творчество», 1996. - 191 с.
3. Рахимов А. З. Психодидактика. - Уфа-Москва: «Творчество», 2003. - 400 с.
4. Рахимов А. З. Философия психодидактики. - Уфа: «Творчество», 2008. - 290 с.
5. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1977. - 288 с.
6. Подольский А. И. Системная психодидактика. - Магнитогорск, «Творчество». 2005. - 328 с.
7. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2003. - 304 с.
8. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: Теория и практика. -СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
9. Гельфман Э. , Холодная М. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПБ: Питер, 2006. - 384 с.
10. Фокин Ю. Г. Психодидактика высшего образования. - М.: Изд-во МГТУ им.
Н.Э. Баумана, 2002. - 424 с.
11. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. -М.: Педагогика, 1984. - 472 с.
12. Крутский А. Н. Психодидактика среднего образования / А. Н. Крутский,. - Барнаул, БГПУ, 2008. - 254 с.
УДК / UDC М. В. Семина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
378 психологии образования Забайкальского государственного гуманитарно-
педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита, Россия, [email protected]
Marina Syomina, PhD in Pedagogics, Associate Professor at the Department of Psychology of Education, Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after Nikolay Chernyshevsky, Chita, Russia, [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
modeling familisticly oriented educational environment at a HIGHER academic oRGANIZATioN
В статье с позиций локально-постерно-го подхода рассматриваются развивающие возможности образовательного пространства высшего учебного заведения. Личностно ориентированное образовательное пространство вуза представлено в ценностно-смысловом контексте становления фамилистической компетентности как метакачества личности обучающегося. Его суть в осознании общечеловеческой ценности и индивидуальной значимости семейной жизни, владении кластерами компетенций, обуславливающими успешность личности в брачно-семейных отношениях, а также высокую осведомленность в технологиях их профессионального становления и раз-
вития. Моделирование фамилистически направленного образовательного пространства вуза включает, по мнению автора, выделение комплекса координат, характеристик и соответствующих модальных производных личностного фамилистического образовательного пространства обучающегося. В статье актуализируется проблема педагогического сопровождения фамилистически компетентностного образования.
The paper discusses development opportunities of educational environment of a higher academic organization from the concepts of locally-poster approach. Personality oriented educational environment of a higher academic
organization is presented in the value context of forming familistic competence as a metaquality of a student. It consists of perception of universal and individual values of family life, acquainting with competence clusters conditioning success in family relationship and good knowledge of techniques of their professional development. Modeling familisticly oriented educational environment of a higher academic organization
- in the author's opinion - includes defining a complex of coordinates, characteristics and according modal derivatives of an individual familistic educational environment of a student. The paper highlights the problem of pedagogical maintenance of familisticly competent education.
Ключевые слова: образовательное пространство вуза, локально-постерный подход, фамилистика, фамилистическая компетентность личности, фамилистическая направленность образования, моделирование, координаты пространства, модальные производные, педагогическое сопровождение.
Keywords: educational environment
of a higher academic organization, locally-poster approach, familistic science, familistic competence of personality, familistic orientation of education, modeling, space coordinates, modal derivatives, pedagogical maintenance.
Образовательное пространство является одной из категорий, активно исследуемых в современной науке. Анализ работ Т. Браун, М. Я. Виленского, И. Ф. Зеер, А. А. Кашаева, В. А. Козырева, Л. Д. Лебедевой, Ю. С. Мануйлова, Е. В. Мещеряковой, И. В. Мешковой, А. В. МогилПва, М. Г. Синяковой, Р. Е. Понамаре-вой, Г. А. Ферапонтовой, С. Н. Чистяковой, А. Н. Шильмана и др. отражает основные тенденции педагогических исследований этого феномена. В основе первой лежит представление об образовательном пространстве как атмосфере, которая складывается в процессе педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса и определяется педагогическими нормами и особенностями коммуникативных отношений. В основе второй
- видение пространства как контекста разнообразных педагогических явлений. В третьей акцентируется факт вариативности образовательного пространства как физического пространства, в котором выделяются и изучаются отдельные образовательные подпространства. Последняя из указанных тенденций детерминирует возникновение локально-постерного
подхода к исследованию образовательного пространства, актуализирующего такие его важные качества, как вариативность и много-профильность (В. С. Лазарев, М. М. Поташник и др.]. Подобный подход делает возможным выделение малого образовательного пространства отдельного образовательного учреждения или его подразделения (С. Г. Алексеев, И. М. Аксянов, С. К. Бондырева, С. Д. Каракозов, А. А. Кузнецов, Л. А. Санкин и др.]. Особое место в организационной иерархии образовательного пространства занимает образовательное пространство высшего учебного заведения. Образовательное пространство вуза широко исследуется как среда профессионально личностного саморазвития студентов (А. И. Бондаревская], как объект управления качеством образования (В. М. Дрофа], как фактор становления субъектности будущего педагога (Т. А. Ольховая, С. В. Мазова], как база функционирования программных систем электронного обучения (С. А. Бородачев], как предика-тор становления проектной культуры студентов (Т. Л. Стенина] и др.
Для нашего исследования представляют интерес работы Т. Л. Стениной, определяющей образовательное пространство вуза как «открытую динамическую систему, в которой взаимодействуют субъекты образовательного и воспитательного процессов». Эта система, по мнению автора, отвечает педагогическим условиям формирования личности и становится результатом взаимодействия субъектов в контексте «продуцирования социальных новаций, которые в свою очередь гармонично встраиваются в систему в качестве новых элементов и связей между ними» [1].
Актуальным научным направлением является сегодня развитие фамилистики как комплексной науки о семье и ее составляющих (А. Г. Харчев, М. С. Мацковский], фамилизме как направленности системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни на уровне общества, социальных институтов, групп, индивидов; как приоритета ценности семьи и детей (А. И. Антонов и др.]. Нам представляется возможным рассмотрение личностно ориентированного образовательного пространства вуза в качестве ценностно-смыслового контекста становления фами-листической компетентности как метакачества личности обучающегося.
Фамилистическая компетентность обучающегося определяется нами как ценность и цель, социально детерминированный продукт фами-листически направленного образовательно-
го пространства, суть которого в осознании общечеловеческой ценности и индивидуальной значимости семейной жизни, а также мотивов собственной жизнедеятельности; владении кластерами компетенций, обуславливающими успешность личности в брачно-семейных отношениях, а также высокую осведомленность в технологиях их профессионального становления и развития.
Образовательное пространство вуза в контексте формирования фамилистической компетентности студенческой молодежи мы рассматриваем как часть социального пространства, осваиваемого обучающимися посредством организованного педагогического сопровождения и проявления собственной личностной активности. С поддержкой педагога обучающийся наращивает накопленный ранее фамилистический субъектный опыт (уровни фамилистической информированности, фа-милистической адаптированности личности]. Ресурсом и предметом личностного и учебнопрофессионального фамилистического приращения в период обучения в вузе является освоенная часть его образовательного пространства (образовательная среда, в узком смысле слова], в которой происходит развитие профессиональных, социальных личностных компетенций, становление на их основе индивидуальной жизненной стратегии семьянина и профессионала, успешно взаимодействующего с семьей.
В моделировании фамилистически направленного образовательного пространства вуза мы опирались на работы В. А. Ясвина, описавшего параметры образовательной среды и адаптировавшего методику ее параметрической экспертизы [2, с. 114]; А. В. Либина, выделившего в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой возможные стратегии взаимодействия личности с образовательным пространством [3], Т. А. Ольховой и С. В. Мазовой, рассмотревших модальности жизненного пространства личности в условиях освоения образовательной среды [4].
Мы считаем, что образовательное пространство вуза становится фактором становления фамилистической компетентности студента, если оно ориентировано на личностное и учебно-профессиональное становление будущего специалиста, которое осуществляется с опорой на предшествующий фамилистический и образовательный опыт студента и обеспечивает ценностный резонанс восприятия себя как партнера, семьянина и профессиона-
ла, взаимодействующего с семьей. В качестве ориентиров становления фамилистической компетентности, ее высших уровней - фамили-стической субъектности, собственно фамили-стической компетентности, фамилистической культуры - как «смысложизненные» конструкты (Т. А. Ольховая] выступают фамилистиче-ские ценности. При этом развивающий эффект образования связан не столько с объемом получаемых знаний, сколько с поиском вариантов субъектной реализации брачно-семейных ценностей, культурой смыслопорождения учебно-профессиональной, научно-исследовательской, творческой деятельности студента и системы его гендерных отношений.
Мы пологаем, что моделирование фами-листически направленного образовательного пространства вуза возможно в единстве его нормативно-организационной, перспективноориентационной, деятельно-стимулирующей, коммуникативно-информационной координат (таблица 1]. Важной задачей нашего исследования стало определение содержания соответствующих координатам характеристик образовательного пространства (когерентность, доминантность; осознаваемость, устойчивость, мобильность; активность, интенсивность, широта; эмоциональность и обобщенность], а также модальных производных личностного фами-листического образовательного пространства обучающегося (подвижность - закрытость; включенность - дистантность, целостность
- неинтегрированность, динамичность - константность, статичность - ситуативность, организованность - неструктурированность, широта - узость, активность - пассивность, референтность - закрытость, реалистичность
- иллюзорность].
Педагогическое сопровождение сущностных характеристик фамилистически компе-тентностного образования предусматривает придание деятельностного характера обобщенным смыслам, знаниям и умениям в метасфере образовательного пространства
- фамилистике. Важным является развитие у обучающегося способности осуществлять рефлексивный выбор, адекватно оценивать себя в межличностном и учебно-профессиональном взаимодействии, проявлять созидательную активность в брачно-семейной и образовательной сферах.
Педагогическими условиями создания фа-милистически направленного образовательного пространства, на наш взгляд, являются его гуманизация и субъектная направленность; интеграция, вариативность и интенсификация
методов и форм образования; координация управленческих решений, социальное взаимодействие с внешними партнерами - агентами социализации в юношеском возрасте как наиболее сензитивном вступлению в брак и образованию семьи [5].
Педагогическими средствами реализации сформулированных педагогических условий служит использование, наряду с традиционными (технологии проблемного, диалогового, игрового, консультативного, тренингового обучения; клубной и групповой внеучебной деятельности], инновационных образовательных форм и методов (модульное обучение, рейтинговое обучение, проектная деятельность, метод предметного и личного портфолио, кейс-метод, информационно-коммуникативный метод обучения с использованием интернет-ресурсов]; организация разновариантной учебно-профессиональной, научно-исследовательской, творческой, оздоровительной, социальной деятельности фамилистической направленности.
В описании возможных стратегий взаимодействия субъекта с образовательным пространством вуза прослеживаются две противоположные модели взаимодействия: активное или пассивное (Т. А. Ольховая и др.], прогрессивное или регрессивное (М. Я. Виленский и др.]. Пассивная стратегия взаимодействия сопряжена, с нашей точки зрения, с созерцательной или исполнительской позицией обучающегося, суть которой в уходе на узкие сферы брачно-семейной и учебно-профессиональ-
ной самореализации, активности иллюзий прошлого опыта или будущего, субъектной инфаль-тильности. Недостаточность самовыражения в партнерстве, супружестве, а также учебнопрофессиональной деятельности фамилисти-ческой направленности порождает личностную неудовлетворенность обучающегося, ограничивает социокультурное пространство его жизнедеятельности. Перспективной с позиций нашего исследования является первая из указанных выше моделей - позиция активного субъекта деятельности. Экстраполируя исследования авторов в контексте развивающих возможностей фамилистически направленного образовательного пространства, прогрессивный вариант субъектной самореализации представим связанным с динамичным осознанием и преодолением противоречий личностного и учебно-профессионального развития, проявлением эмоционально-волевой саморегуляции, осуществлением действенной созидательной активности в партнерстве, супружестве, родительстве, профессиональной работе с семьей. Позитивным эффектом такой работы станет формирование фамилистического личностного образовательного пространства, в процессе создания которого достигается переход личности на более высокий индивидуальный уровень фамилистической компетентности. Настоящая работа выполнена в рамках государственного задания вузу Министерства образования и науки РФ № 6.2229.2011.
Таблица 1
Модель фамилистически направленного образовательного пространства (ОП] вуза
№ характеристика ОП Ее сущность Параметры характеристики фамилистически направленного ОП Производные фамилистического личностного образовательного пространства
1. Нормативно-организационная координата ОП
1.1 Когерентность Степень согласованности влияния ОП на личность с другими факторами социализации - Согласованность содержания деятельности фамилистической направленности с региональными и городскими законодательными программами и актами; - использование городского, краевого потен циала в организации фамилистически направленной молодежной деятельности; -осведомленность студентов и преподавате лей о сходной деятельности в других образо вательных учреждениях региона и федерации; - возможность участия молодежи в межвузовской/межведомственной деятельности фамилистической направленности Подвижность/закрытость фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется проницаемостью границ личности, вуза, региона в становлении и самореализации будущего семьянина и специалиста, работающего с семьей
Продолжение таблицаы 1
1.Э Доминантность Значимость данного ОП в системе ценностей личности - Осознание важности фамилистической со ставляющей образовательного пространства студентами, преподавателями, администрацией вуза; - вовлеченность в научно-практическую работу по исследованию и развитию фами листической компетентности различных субъектов; - осведомленность коллектива об объектив ных результатах деятельности фамилисти ческой направленности в вузе и за его пределами; - возможность административного поощрения по ее качественным показателям Включенность/ дистантность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по характеру вовлеченности студента в фамилистически направленную образовательную деятельность, персональную успешность в ней
г. Перспективно-ориентационная координата ОП
г.1 Осознаваемость Показатель сознательной включен ности субъектов образовательного процесса - Представление о месте и роли фамилист ки в научно-практической деятельности учебного заведения и современном социуме; - наличие корпоративной культуры у молодежных направлений фамилистической направленности; - представленность фамилистических памятных дат в плане работы вуза; - активность разновозрастных групп сотрудников, студентов и преподавателей вуза в фамилистической образовательной деятельности; - популярность мероприятий фамилистиче ской направленности среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза; -участие в фамилистических мероприятиях выпускников и ветеранов вуза, членов их семей; -наличие и известность в вузе семейных династий Целостность/ неинтегрированность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по преемственности прошлого, настоящего и будущего фамилистического опыта личности, восприятию связей между личностными, образовательными, профессиональными событиями фамилистического ряда и соотнесению их по степени значимости для субъекта
э.э Мобильность Способность ОП к органичным эволюционным изменениям в контек сте взаимодействия с социальным пространством - Включенность, наряду с профессиональ ными, личностно значимых задач в образовательный целевой комплекс вуза; - наличие в вузе экспериментальной образо вательной деятельности, в т.ч. фамилисти ческой направленности, включение в нее студентов; - осведомленность педагогов об инновации ях в области обучения и воспитания молодежи, в том числе в сфере брака и семьи; - наличие возможности повысить уровень квалификации по предмету фамилистической группы или соответствующей области зна ний, получить дополнительные образовательные услуги в области фамилистики; - скомплектованность библиотечного фонда по фамилистике с учетом новинок рынка образовательных средств, его освоенность Динамичность/ константность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по способности рефлексировать накопленный фамилистический опыт и определять перспективы его дальнейшего развития, согласно индивидуальновозрастным и профессиональным задачам
Э.З Устойчивость Стабильность ОП во времени - Наличие эффективного лидера образова тельной деятельности фамилистической направленности; - включенность данного вида деятельности в работу стабильного структурного подразделения вуза (научной лаборатории, центра. Управления и т.д.); - наличие в вузе архива фамилистической деятельности или аналитических отчетов по ней; - привлеченность к работе как опытных соттрудников и преподавателей вуза, так и мо лодых специалистов, студентов вуза; - включенность данного вида деятельности в перспективные программы и планы вуза Стабильность/ ситуативность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по степени устойчивости ценностных предпочтений обучающегося в области брака, семьи, профессионально го взаимодействия с семьей как приоритетных сфер личности и социума; наличию фами листически ориентированных планов вуза и личности обучающихся на поствузовский период
Окончание таблицаы 1
3. Деятельностно-стимулирующая координата ОП
3.1 Интенсивность Структурнодинамическая характе ристика, отражающая степень насыщенности ОП условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления - соответствие требований к обучающимся стандартам ГОС, в.т.ч. по дисциплинам фамилистической группы; - использование в образовательной практи ке, наряду с традиционными, интерактивных форм и методов; - организованность (или соотношение с ау диторной нагрузкой) самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам фамилистической группы; - организация вариативной (научной, твор ческой досуговой, консультативно-тренинговой, оздоровительной внеучебной деятельности фамилистической направленности Организованность/ неструктурированность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по осведомленности обучающегося о существующих нормативах и возможностях образовательного учреждения, наличию или отсутставию образовательного маршрута с включением фамилистической составляющей
3.2 Широта Структурносодержательная харак теристика, показывающая включен ность субъектов, объектов, процессов и явлений в ОП вуза - наличие действующих договоров сотрудничества с культурно-досуговыми, оздоровительными, административными и прочими учреждениями и организациями по направлению исследования; - обмен педагогами и сотрудниками (в т.ч. рамках повышения квалификации), обладающими профильными для исследования компетенциями; - участие студентов и преподавателей в выездных мероприятиях и проектах фамилистической направленности; - наличие оборудованных аудиторий (в т.ч. с доступом к интернет-ресурсам) и дополнительных образовательных структур; - привлечение к образовательному процессу компетентных специалистов из разных областей фамилистики; - возможность выбора образовательного маршрута (наличие тематических элективных курсов; молодежных объединений фамилистической направленности) Широта/узость фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по числу основных и вариативных направлений подготовки и видов фамилистически направленной деятельности, которые обучающийся считает актуальными для себя и успешно осваивает в процессе обучения в вузе
3.3 Активность Показатель социально ориентиро ванного созидательного потенциала и экпансии данного ОП - Наличие в вузе конкурсной и иной конкурентноспособной продукции фамилистической направленности; - результативность презентаций работ студентов и преподавателей в региональном и федеральном ОП; - наличие тематических публикаций о деятельности в СМИ; - инициативность вуза в организации мероприятий фамилистической направленности для молодежи вуза, города и края; - известность отдельных авторов и их работ по фамилистике за пределами вуза Активность/пассивность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется наличием и качеством персонального и командного продукта фамилистически направленной деятельности
4. Коммуникативно-информационная координата ОП
4.1 Обобщенность Степень координации деятельности всех субъектов ОП - Наличие профессиональной команды единомышленников по теме исследования; - отраженность индивидуальных и социальных ценностей в нормативных и не нормативных организационных документах вуза; - осведомленность студентов, преподавателей, сотрудников о федераль ных и региональных законодательных актах в поддержку семьи; - обсуждение на заседаниях научных лабо латорий, кафедр, методических комиссий, совете по воспитательной работе, методическом совете, РИС, Ученом совете основных результатов исследования фамилистической составляющей образовательного пространства; - наличие печатных изданий, сувенирной и информационной продукции по фамилистике, авторами-разработчиками которых являются студенты, преподаватели или сотрудники вуза; - отраженность фамилистической направленности образования на сайте вуза Референтность/ закрытость фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по степени включенности субъекта в системообразующие образовательные конструкты фамилистической направленности, наличию у исследователя фамилиста референтного круга.
4.2 Эмоциональность Соотношение эмоционального и рационального компонентов ОП - Включение в процесс общения субъектов образовательного пространства не только учебно- профессиональной, но и личной информации; - наличие психологической, юридической, социальной служб вуза для оказания поддержки студентам и преподавателям в трудной жизненной ситуации; - возможность свободного выражения эмо ций в продуктах творчества фамилистической направленности; -возможность посещения зрелищных, демонстрационных, конкурсносоревновательных мероприятий, посвященных партерству, супружеству, родительству (в т.ч., вне вуза) Реалистичность/ иллюзорность фамилистического личностного образовательного пространства обучающегося. Определяется по способности практического решения возникающих проблем в сфере брака, семьи, родительства; мере накопления знаний о соответствующей инфраструктуре вуза и города; сформированности умений противостоять негативным факторам социального пространства, изменять и преобразовывать условия социума в соответствии с принципами гуманистического общества
1. Стенина Т. Л. Социально-педагогическое пространство вуза как предикатор становления проектной культуры студентов. //Современные проблемы науки и образования. - З011. - № 4. - URL: www.science-education.гu/98-4752 (дата обращения: 25.01.2012].
З. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, З001. - З65 с.
З. Либин А. В. Дифференциальная психология. Открытая книга. Открытое сознание - открытое общество. - Режим доступа: http://www. Libin, in pгepaгation, b]. psyinst. ru>Библиотека>?i^1304&paг^aгticle (дата обращения: 12.12.2011].
4. Ольховая Т. А., Мазова С. В. Образовательное пространство «колледж-вуз» как фактор становления субъектности будущего педагога. - Режим доступа: http://www. jeducation.ru/1_2011/45.html. (дата обращения: 25.01.2012].
5. Семина М. В. Теоретические основы исследования педагогических условий развития фамилистической компетентности студенческой молсдежи // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 7. - С. 90103.
УДК / UDC С. А. Дочкин, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент
371.14 Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры педагогики
и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г.Кемерово, Россия, [email protected]
Sergey Dochkin, Doctor of Pedagogics, Docent, corresponding member of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Professor of the Chair of Pedagogics and Psychology of Professional Education of Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Kemerovo, Russia, [email protected]
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
modernizing pedagogical education system: regional approach
В статье рассматриваются проблемы, присущие современной системе педагогического образования Кемеровской области, проводится анализ ее состояния. На основе анализа формируются основные направления по модернизации системы педагогического образования региона, определяются некоторые мероприятия по их реализации.
The paper arises some problems characteristic of the pedagogical education system of Kemerovo region; analysis of its condition is provided. On the basis on the analysis major directions of pedagogical system modernization are formed and several measures on their realization are offered.
Ключевые слова, педагогическое образование, педагогические кадры, модернизация, основные направления.
Keywords: pedagogical education, pedagogical personnel, modernization, major directions.
В соответствии со стратегическими направлениями развития Кузбасса главной целью социально-экономического развития является повышение конкурентоспособности нашего региона и рост благосостояния его жителей. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста экономики, ее диверсификацию; создание потенциала для роста новых конкурентоспособных секторов производства.
Но решение поставленных задач невозможно без эффективной многоуровневой системы образования, осуществляющей подготовку востребованных регионом кадров, и здесь особое значение приобретает педагогическое образование. Действительно, согласно программным документам, определяющим идеологию и стратегию развития всего российского образования, именно достижение нового качества педагогического образования является одной из главных задач. В то же время реализуемая в стране новая образовательная политика требует проведения серьезной модернизации системы педагогического образования как на федеральном, так и на региональном уровне [2,3].
Необходимость проведения системной модернизации педагогического образования определяется необходимостью разрешения ряда проблем, препятствующих позитивным изменениям в системе образования: отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров; слабость материально-технической базы учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования