витие чувства художественно-эстетической меры, проявляющегося в художественнопроектной деятельности дизайнера как целостная идея, выраженная в художественном образе, обладающая гармонично-утилитарной формой и эстетической ценностью; готовность к решению творчески преобразующих, художественно-педагогических и утилитарнопрагматических задач; владение способами проектирования дизайнерской деятельности.
Анализ требований Государственного образовательного стандарта ФГОС ВПО третьего поколения и учебных планов, реализуемых в учебном процессе Института художественного образования ВГСПУ по подготовке специалистов дизайна костюма, позволил определить для эксперимента специальные художественные дисциплины, курс художественного проектирования, общий курс эстетики, курсы по истории костюма, материаловедение, благодаря которым студенты осваивают, осмысляют необходимые художественноэстетические знания, умения и навыки; овладевают необходимыми компетенциями в работе с техническим инструментарием, компьютерными технологиями при создании художественно-эстетических продуктов (костюмов), способствующих целенаправленному процессу формирования художественноэстетического вкуса.
Разрабатываемая нами модель целостного процесса формирования художественноэстетического вкуса позволяет будущим специалистам дизайна костюма овладевать изучаемым профессионально-личностным качеством, обеспечивает поэтапное включение студентов каждого из установленных нами уровней, сопровождается последовательной сменой состояний художественно-эстетического вкуса, связанных с переходом на новый уровень, способствует учебно-профессиональной успешности студентов, нацелена на повышение качества профессиональной подготовки в сфере высшего художественного образования.
литература
1. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного и профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
2. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования : учебник для вузов. М. : МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.
3. Малыгина Е.М. Развитие художественноэстетического вкуса студентов. URL : М1р://%'%г«г. portalus.ru.
4. Штоф В.А. Моделирование и философия. М. - Л. : Наука, 1966.
Pedagogic model of formation of artistic and aesthetic taste of future specialists of costume design at a higher school
There is considered the artistic and aesthetic taste as the basic premise ofprofessional success of specialists in the sphere of costume design and suggested the pedagogic model of its formation in the educational process of a higher school.
Key words: artistic and aesthetic taste, pedagogic model, artistic and project work, discursive and conceptual position, artistic and aesthetic communication, perceptional judgement, cultural and informational meaning of a thing.
н.Ю. шлейкова
(ульяновск)
формирование ФАмилистичЕской культуры учителя как социальнопедагогическая проблема
Доказывается, что одним из важнейших условий решения проблемы подготовки молодежи к семейной жизни является формирование фамилистиче-ской культуры педагогов; предлагается к обсуждению анализ сущности данного понятия.
Ключевые слова: педагогическая культура, фами-листическая культура, подготовка к семейной жизни, молодежь.
В настоящее время российская семья претерпевает значительные изменения, которые характеризуются деградацией семейного образа жизни: снижением престижа семьи, падением рождаемости, потребности иметь детей, расшатыванием системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, распространением асоциальных отношений в семье и др. Кризис-
© Шлейкова Н.Ю., 2012
ное положение семьи приводит к росту числа неполных семей, снижению родительского авторитета, забвению традиций, пьянству, отсутствию самодисциплины, половой распущенности, высокому проценту разводов, внутрисемейного насилия, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей. В связи с этим резко возрастает актуальность проблем, связанных с укреплением семьи, подготовкой молодого поколения к семейной жизни, ведь только стабильность семьи как исходного социального института влияет на воспроизводство населения, создание и передачу духовных ценностей, т.е. является необходимым условием выживания государств, народов, человечества.
В современном обществе подготовка молодежи к семейной жизни происходит под влиянием различных социальных институтов и факторов, среди которых основными являются родительский дом (семья), школа, средства массовой информации (телевидение, печать, радио, Интернет) и др. Семья занимает центральное место среди микросоциальных факторов, т.к. отражает всю систему общественных отношений - брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственнобытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает его в них с рождения. Семья имеет большие преимущества в подготовке молодежи к семейной жизни по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Семья является для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется в течение всей жизни, и многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.
однако разные семьи обладают большим или меньшим потенциалом по подготовке мо-
лодого поколения к семейной жизни. одни родители не умеют воспитывать и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелая болезнь, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Кроме того, в настоящее время по ряду причин (неблагополучие в брачно-семейных отношениях; наличие большого числа неполных семей; неподготовленность многих родителей к осуществлению полового воспитания в семье, непонимание ими своей роли в воспитании будущего семьянина и т.д.) семья не всегда обеспечивает всей полноты условий для подготовки молодого поколения к семейной жизни. Это значит, что при всей незаменимости семейного воспитания для более эффективной подготовки молодого поколения к семейной жизни требуется педагогически грамотная, профессиональная помощь.
Следует отметить, что на формирование знаний о семье большое влияние оказывают средства массовой информации. Телевидение и кино, пресса и печать, Интернет распространяют не лучшие образцы массового искусства, причиняя непоправимый вред молодому поколению. По мнению руководителя проекта «Социологический анализ влияния массовой культуры и СМИ на имидж брака семьи в общественном мнении» А. Антонова, семья со страниц газет и в материалах остальных СМИ предстает в виде обремененных разного рода проблемами отчужденных индивидов, стремящихся решать все возникающие конфликты с помощью агрессии и насилия; в художественной литературе зафиксирован сдвиг в массовом сознании с фамилистической (семейной) культуры на внесемейную [1].
Корректировка и формирование качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничение или активизация воздействия каких-либо факторов либо их нейтрализация возможна при планомерном, систематическом, целенаправленном психолого-педагогическом процессе подготовки молодого поколения к семейной жизни. Система образования влияет на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на семью, помогая закладывать необходимые установки на семейно-брачные отношения и поэтому обладает большими возможностями решения проблемы подготовки учащихся к семейной жизни в рамках как учебной (специальные занятия
и межпредметные связи), так и внеучебной работы. По мнению И.А. Арабова, только школа в состоянии оценить глубину возникшего противоречия во взаимоотношениях общества и молодежи во взглядах на семейную жизнь, так как воспитание семьянина диктуется несоответствием между возрастающими требованиями со стороны общества к выполнению гражданских, родительских, супружеских обязанностей у будущих отцов и матерей и уровнем сформированности у них на сегодняшний день понятий и представлений о духовных и материальных основах семейной жизни. Устранение этого противоречия должно найти отражение в кардинально меняющемся содержании образования [3].
Анализ социологической, психологической и педагогической литературы, социогу-манитарных исследований позволил сделать вывод о том, что накоплен богатый общетеоретический материал фамилистической направленности, в котором раскрываются:
• социальная сущность семьи и аспекты ее жизнедеятельности (А.И. Антонов, В.А. Борисов, С.И. Голод, В.Б. Голофаст, А.В. Му-дрик, А.Г. Харчев и др.);
• психологические особенности семьи и психология семейных отношений (Т.М. Афанасьева, В.Н. Дружинин, И.В. Дубровина. С.В. Ковалев и др.);
• процесс социализации детей в семье (И.В. Бестужев-Лада, А.А. Бодалев, И.В. Гребенников, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Сы-сенко и др.);
• особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни (И.В. Бестужев-Лада, А.С. Красовский, А.М. Прихожан, Е.М. Черняк и др.);
• вопросы семейной педагогики и домашнего воспитания (В.Н. Вершинин, О.Л. Зверева, В.А. Кан-Калик, Т.А. Куликова, Е.Е. Леванов и др.);
• вопросы культуры взаимоотношений юношей и девушек (Л.Я. Верб, Н.С. Сытина, Л.Н. Тимощенко и др.);
• проблемы полового воспитания молодежи (Г.М. Бреслав, Д.И. Водзинский, И.С. Кон, И.А. Овсиенко, А.Е. Тюленев, Л. Цукерма-нис и др.);
• проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей (В.Б. Голо-фаст, П.А. Гурко, М.С. Мацковский и др.);
• педагогические основы подготовки юношей и девушек к семейной жизни (И.В. Бестужев-Лада, П.П. Блонский, И.В. Гре-
бенников, И.В. Дубровина, Е.И. Зритнева, С.В. Ковалев, Л.М. Панкова, М. Собчак и др.);
• воспитание будущего семьянина как один из аспектов социального формирования личности ребенка (И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, Л.М. Панкова, В.А. Сысенко и др.);
• нравственная подготовка учащихся к семейной жизни (И.А. Арабов, В.И. Барский, Е.В. Бондаревская, Н.С. Верещагина, О.Р. Кунц и др.);
• аксиологические концепции семьи и личностные ценностные ориентации и установки (Б.М. Борлакова, О.И. Волжина, Н.Л. Моск-вичева и др.);
• фамилистика как комплексная наука о семье (М.С. Мацковский, С.Л. Плавинский, А.Г. Харчев, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).
Исследовав опыт работы образовательных учреждений (общеобразовательных школ, педагогических училищ, вузов), мы пришли к следующему выводу: несмотря на наличие богатой теоретической базы, педагогическая реальность характеризуется тем, что ни в школьных, ни в вузовских программах не предусмотрена систематическая, целенаправленная подготовка учащихся к их будущим супружеским и родительским функциям. К выполнению своего важного гражданского и общественного долга, созданию семьи и воспитанию будущих детей, к достижению большого личного счастья обучающиеся практически не готовятся.
Кроме того, мы выяснили, что в настоящее время отсутствует как специальный предмет, так и системы междисциплинарных связей по данному направлению. В прошлом остались курсы по подготовке к семейной жизни, введенные в 1980-е гг., а предмет «Этика и психология семейной жизни» в начале 1990-х гг. перестал быть обязательным в общеобразовательной школе. В планах внеклассной и внешкольной работы образовательных учреждений запланированные мероприятия носят эпизодический характер. Учителя школ чаще всего используют бессистемные, иногда носящие формальный характер внеклассные мероприятия: беседы о здоровом образе жизни, о вреде алкоголя, курения, наркомании, о нормах поведения в общественных местах и т.п. Беседы на морально-этические темы проводятся реже, а беседы фамилистической тематики (об особенностях взаимоотношений в современной семье, о подготовке к реализации социальных функций семьи, условиях здорового рожде-
ния и воспитания детей и т.п.) практически отсутствуют. Спецкурсы, направленные на углубленное изучение школьниками и студентами основ семейной жизни, реализуются только в отдельных учебных заведениях. При этом программы и методики проведения занятий в разных образовательных учреждениях совершенно разноплановые. Причиной данного факта является отсутствие разработанных требований к подобного рода спецкурсам, к педагогам, которым доверяется ведение столь важного предмета. Мы выявили, что учителя и студенты выпускных курсов педагогических вузов недостаточно компетентны в вопросах, связанных с подготовкой молодежи к семейной жизни, затрудняются в организации учебной и внеучебной работы по данному направлению, осознают потребность в повышении своей профессиональнопедагогической компетентности в указанной области.
Итак, основными причинами существующего положения дел является недостаточная разработанность методологической основы, концепций, современных требований к процессу подготовки молодежи к семейной жизни, а также отсутствие системы подготовки и переподготовки учителей по данному направлению. Многие исследователи активно занимались изучением проблем педагогической компетентности и подготовки будущих учителей к воспитательной работе с учащимися (Г.А. Бокарева, Е.В. Иванова,
Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, А.И. Мищенко и др.); изучением процесса формирования и становления профессиональной культуры педагогов (И.Ф. Исаев, Н.Н. Никитина, В.А. Сла-стенин и др.). Однако до настоящего времени понятие педагогической культуры не учитывало одну из ее важнейших составляющих - фамилистическую культуру педагога, а проблема формирования фамилистиче-ской культуры учителя не подвергалась специальному анализу.
Таким образом, своевременность и актуальность исследования проблемы формирования фамилистической культуры учителя определяются рядом факторов: существующим социальным заказом на подготовку молодежи к семейной жизни в условиях явно ощущаемого кризиса семьи как социального института; потребностью в соответствующей подготовке учителя к осуществлению столь необходимой в современных услови-
ях социально-педагогической деятельности; слабой ориентированностью массовой педагогической практики и педагогического образования на решение этой важной социальной задачи; недостаточной научной обоснованностью и технологической разработанностью проблемы становления фамилистиче-ской культуры учителя, способного решать ее комплексно. Вместе с тем следует отметить и признать, что в современной научной литературе категория «фамилистиче-ская культура учителя» характеризуется неопределенностью понятийного поля.
В нашем исследовании предметным основанием формирования фамилистиче-ской культуры учителя является фамилисти-ка - общая наука о семье и семейных феноменах; все науки, исследующие те или иные аспекты фамилистических явлений; в узком смысле - дисциплина, занимающаяся изучением фамилизма (термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями) [2, с. 3]. Таким образом, фамилистическую культуру педагога можно рассматривать как единство общечеловеческой культуры (независимо от его профессии); профессиональнопедагогической культуры и фамилистиче-ской культуры личности. Под фамилисти-ческой культурой мы будем понимать комплексное свойство личности, представляющее собой сложное многоуровневое образование, включающее устойчивую систему ценностных ориентаций на семью, осознание себя субъектом семейной жизни; стремление личности к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации, а также к личностному самосовершенствованию себя как семьянина. Фамилистическая составляющая культуры личности обеспечивает направленность индивида на приоритет ценностей семьи, детей, семейного образа жизни, а также наиболее полно, комплексно отражает сферу знаний о семье (фамилисти-ки - комплексной науки о семье), изучение которой необходимо каждому человеку для гармонизации собственной семейной жизни.
Формирование фамилистической культуры личности - это процесс сознательной, целеустремленной, творческой активности индивида на пути совершенствования себя
как субъекта семейной жизни. В ходе формирования фамилистической культуры личности происходят осознание и осмысление общественных ценностей в отношении семьи, соотнесение их с ценностями, доминирующими в семье как уникальном микросоциуме, и построение своего индивидуального и неповторимого видения мира, модели семьи, собственной семейной жизни.
Особо отметим, что формирование фа-милистической культуры личности - это часть единого процесса социализации, при котором происходит усвоение фамилистиче-ской культуры данного общества, в деятельностном освоении действительности, поэтапном формировании сознания индивида в вопросах понимания необходимости и терминальной ценности семьи и семейных отношений. Таким образом, формирование фа-милистической культуры учителя является острой проблемой современного социальнопедагогического пространства, требующей незамедлительного решения. Игнорирование данной проблемы может самым пагубным образом сказаться на воспитании детей и даже привести к гибели общества.
литература
1. Антонов А.И. Стратегия фамилистических исследований и политика «семейной приватизации» // Семья в России. 1995. № 1, 2.
2. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов) : учеб. пособие для вузов. М. : Изд. дом «№з1а Вепа», 1998.
3. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск: КЧГПУ, 1996.
4. Шлейкова Н.Ю. Подготовка учащихся к семейной жизни: теория и практика. Ульяновск : Симбир. кн., 2005.
Formation of teachers’ family culture as a social and pedagogical issue
There is proved that one of the most important conditions for the solution of the given problem is the formation of teachers ’ family culture; there is suggested the analysis of the essence of the given notion.
Key words: pedagogic culture, family culture, preparation for family life, the youth.
И.В.ВЛАСЮК
(Волгоград)
концептуальные основы подготовки учителя к реализации региональной семейной политики
На основе анализа региональных документов и существующей практики в сфере семейной политики, а также содержания педагогического образования раскрываются ориентиры подготовки учителя к реализации региональной семейной политики: проблемы, перспективы, цели, содержание, возможности различных форм обучения в вузе.
Ключевые слова: региональная семейная политика, социально-педагогическое проектирование.
В России в последнее время особую актуальность приобретает вопрос о коренном переосмыслении отношения к семье, ее социализации в условиях перемен, происходящих в современном обществе. Формируется педагогический менталитет, требующий своевременной координации и оптимизации образовательных структур, проведения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мероприятий, направленных на укрепление семьи, семейных ценностей, привлечения педагогического сообщества к проблемам семьи. Это объясняется общими для различных регионов России тенденциями, отражающимися на семейном благополучии: ухудшением экологии, уменьшением числа детей, углублением деформации в ценностных ориентациях, проявляющимся в общей социальной, политической апатии, кризисе нравственных устоев, упадком традиционных семейных ценностей, снижением воспитательного потенциала семьи, стремительным омоложением преступности, эпизодическим вниманием к семейным проблемам со стороны учреждений образования разного типа и статуса, снижением авторитета педагогов, обострением конфликтов между школой и семьей и т.д.
В связи с перечисленными тенденциями в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» актуализируются задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовнонравственных традиций и семейных ценностей, усиления совместной деятельности семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.
© Власюк И.В., 2012