-педагогика общего и проф
Н.в. ВАСИЛЕВСКАЯ-РУЦКАЯ (Волгоград)
социально-педагогическое проектирование в формировании фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения
Обосновывается актуальность социально-педагогического проектирования как важного ресурса формирования фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения; раскрывается потенциал социально-педагогического проектирования, способствующий, с одной стороны, повышению уровня сформированности исследуемой культуры, с другой - обеспечению личностно-профессионального становления воспитателя в контексте социальной компетентности учащегося школы-интерната.
Ключевые слова: потенциал, фамилистическая культура воспитателя интерната, проектирование, социально-педагогическое проектирование.
В современном российском обществе утверждается позиция, согласно которой формирование социальной компетенции, подготовка молодежи к самостоятельной жизни, её нравственное становление, формирование основ гармоничного супружества, ответственного родительства - это важнейшая составляющая профессиональной деятельности воспитателя интернатного учреждения, которая характеризуется феноменом «фамилистическая культура». Социализация понимается как процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности, качеств под влиянием воспитания и обучения (Е.А. Климов), социально-педагогическое явление, важный процесс «очеловечения» ребенка путем активности и деятельной проекции внутреннего мира личности на внешний социальный мир (Л.Г. Пак).
Опираясь на подход А.В. Мудрика к понятию «социализация старшеклассников» через «усвоение и воспроизводство культуры»,
© Василевская-Руцкая Н.В., 2017
^сионалбного образования -
а также соглашаясь с точкой зрения В.И. Андреева, считающего, что культура характеризует степень овладения той или иной деятельностью, о культуре которой идет речь, мы рассматриваем фамилистическую культуру воспитателя интернатного учреждения как характеристику степени овладения социально-педагогическим проектированием как средством для усвоения и воспроизводства системы семейных ценностей.
Фамилистическая культура выступает приоритетным механизмом в адаптации воспитателя к социальным изменениям института семьи, вызванным нестабильностью в экономической, политической, культурной и других сферах жизнедеятельности государства, и служит основой для становления его профессиональной компетентности.
Однако в современной практике образования отчетливо прослеживается следующая тенденция: выпускники интернатов и детских домов не способны к самостоятельной жизни, к выполнению роли семьянина и ответственного родителя, у них не сформирована социальная компетенция, что связано с дезориентацией в социальном пространстве и семейной сфере.
Практика подтверждает, что в рядах структур, обеспечивающихся государством, насчитывается превалирующие количество людей, ранее обучавшихся в учреждениях закрытого типа. Проблема заключается в том, что педагогический состав интернатного учреждения не готов к работе с детьми в данном направлении, т. е. у самих воспитателей недостаточно сформирована фамилистическая культура. в то же время воспитатель в учреждении закрытого типа (школа-интернат) должен выступать в роли педагога, наставника, тьютора, подавать пример, а в некоторых случаях выполнять и роль родителей учащихся.
В связи с этим резко возрастает актуальность проблем, связанных с укреплением семьи, подготовкой молодого поколения к семейной жизни и формированием фамилисти-ческой культуры воспитателя интернатного учреждения.
Современный воспитатель интерната должен быть компетентен в различных вопросах жизни семьи. Кроме того, он должен грамотно, всесторонне и целенаправленно изучать проблемы внутрисемейного воспитания каждого из своих подопечных, владеть разнообразными методиками и технологиями работы в осо-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
бенно трудных ситуациях в семьях воспитанников, вовремя их контролировать, корректировать, реализуя аксиологический, личностно ориентированный и культурологический подходы к взаимодействию [1].
Фамилистическая культура воспитателя интернатного учреждения рассматривается как единство общечеловеческой (независимо от его профессии), профессионально-педагогической и фамилистической культуры личности. Под фамилистической культурой воспитателя интернатного учреждения мы понимаем интегративное профессионально-личностное качество, включающее социальный опыт, обусловленный знанием основ фа-милистики, а также совокупность устойчивых ценностных установок на семью, проявляющихся в самопознании, самовоспитании, саморазвитии, самореализации и осознании себя субъектом семейной жизни. Данное системное качество предполагает готовность воспитателя школы интерната к осуществлению педагогической деятельности, констатирующая характеристика которой - формирование ценностного отношения к семье у воспитанников [Там же].
Н.Ю. Шлейкова отмечает, что «формирование фамилистической культуры личности - это часть единого процесса социализации, при котором происходит усвоение фами-листической культуры данного общества в де-ятельностном освоении действительности, поэтапном формировании сознания индивида в вопросах понимания необходимости и терминальной ценности семьи и семейных отношений» [5].
Таким образом, мы полагаем, что основополагающим фактором формирования фами-листической культуры будущего воспитателя интерната является наличие у него субъектной позиции в жизни, профессиональной деятельности, собственного отношения к окружающему миру, воспитанникам, к самому себе, умения понимать себя и других, происходящие общественные и педагогические процессы, ставить перед собой задачи и действовать в соответствии с ними.
В рамках нашего исследования методологическим ориентиром формирования фа-милистической культуры воспитателя интернатного учреждения выступает теория социально-педагогического проектирования И.В. Власюк в аспекте его аксиологического потенциала. в процессе социально-педагогического проектирования благодаря его акси-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
ологической природе происходит культурная идентификация личности, формируются ценностные ориентации, личностные культурные смыслы.
В исследовании И.В. Власюк рассматривает социально-педагогическое проектирование как «социальное прогнозирование и предвидение, ориентированные на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующие самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде» [2, с.10].
Логика социально-педагогического проектирования совпадает с общей логикой проектирования, однако действия, связанные с про-блематизацией, концептуализацией, целепола-ганием и другими проектными процедурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании [3, с. 52].
Социально-педагогическое проектирование в контексте формирования фамилисти-ческой культуры воспитателя интернатного учреждения понимается нами как гуманистически ориентированная социально значимая проектная деятельность, ядром которой являются фамилистические ценности педагогической поддержки и сопровождения учащихся в их стремлении к ценностному самоопределению и самовыражению в отношении института семьи. Очевидно, что подобная деятельность может быть успешной только при согласовании ценностей непосредственных участников образовательного процесса и это позволяет осуществлять конкретную работу по построению «внутреннего» педагогического пространства.
данное средство предполагает возможность интегрировать теории социально значимых ценностей и процесс их присвоения в результате совместной деятельности воспитателя школы-интерната и учащихся по поиску решения личностно значимых проблем на основе интеграции знаний по фамили-стике.
Если использовать социально-педагогическое проектирование как средство преобразования современной педагогической действительности, то появляется реальная возможность создания в учреждении закрытого
- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ
типа такого ценностного пространства, которое обеспечивает ценностное взаимодействие субъектов образовательного процесса и способствует его развитию.
Мы полагаем, что такое ценностное взаимодействие воспитателя интернатного учреждения и учащихся в процессе социально-педагогического проектирования возможно, если будет разработана структурно и содержательно методика, направленная на объединение различных средств формирования фами-листической культуры воспитателя интернатного учреждения.
Наше исследование, а также собственная практика подтверждают, что потенциал учебно-воспитательного процесса школы-интерната способствует формированию социально значимых компетенций обучающихся и развитию их адаптационного опыта в социуме после выпуска из интерната посредством профессионально-педагогической деятельности фамилистически культурного воспитателя. В основе социальной среды интерната лежит совокупность вариативных условий ее функционирования, а также процесс выстраивания межличностных отношений «воспитатель -воспитанник», которые несут в себе определенный набор норм и ценностей, основанных на знании фамилистики, но не всегда совпадающих с нормами и ценностями индивида, оказавшегося, по ряду причин, в «казарменных» условиях интерната.
С.Б. Капелева рассматривает проектирование как основу формирования ценностных ориентаций, в которой проявляются: конструктивно-позитивная направленность; операция оценки как атрибут мыследеятельности, учитывающая в образовательном процессе интеграцию социально и личностно ориентированного образования, использование жизненного, в том числе познавательного, опыта и последовательное создание ситуаций предвосхищающего, констатирующего и обобщающего успеха [4, с.7].
Поддержка формирующегося новообразования в составе ценностных ориентаций, являющихся ядром фамилистической культуры, достигается за счет эффективной организации работы над социально-педагогическим проектом. особый акцент в формировании опыта собственной проектной деятельности делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению задач, связанных с разработкой и реализацией социально-педагогического
::сионального образования -
проекта, позволяющей максимально актуализировать их ценностные ориентации.
Любая проектная деятельность носит социальный характер, что связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации. O.A. Козлова рассматривает проектную деятельность как фактор социализации, как непрерывный динамический процесс проявления активности личности, представляющий собой планомерную, продуманную последовательность действий учащихся по совместному прогнозированию, планированию, конструированию проектов через поэтапное их включение в организационно-практический, результативно-творческий виды проектной деятельности.
В развитии потенциала человека важную роль играет контекст, в котором он проявляется, в данном случае фамилистическая культура воспитателя школы-интерната. Опираясь на концепцию A.M. Митиной о профессиональном развитии педагога, в которой объектом являются компетентность и эмоциональная гибкость, особая педагогическая направленность в подготовке кадров для работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, следует отметить, что фамилистическая культура как компонент профессиональной деятельности воспитателя интернатного учреждения способствует успешному решению проблемы социализации учащихся.
Внутренний потенциал - основа творческой профессиональной деятельности, представляет собой совокупность качеств, выражающих устойчивые, существенные ценностные отношения к продуктам труда, реализуемым в профессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование у воспитанников отношения к семье как социально значимой ценности.
Социально-педагогическое проектирование, выступая средством формирования фа-милистической культуры воспитателя интерната, активизируется со стремлением приблизить действительность к более совершенному варианту и вместе с тем изменить людей, осуществляющих проект. Кроме того, это средство развития личности, способное развивать личностные структуры человека за счет личностного в динамике ценностей, норм и установок.
Социально-педагогическое проектирование выполняет функции педагогического упо-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
рядочения социокультурной среды, выявляя и изменяя внешние факторы и условия, влияющие на формирование, развитие, воспитание, социализацию личности. Результат социально-педагогического проектирования нередко становится основой для организации более эффективного функционирования образовательных систем.
Потенциал социально-педагогического проектирования как средства формирования фа-милистической культуры воспитателя интерната в силу своих особенностей позволяет технологизировать процесс в ориентации на семейно-ценностное взаимодействие. Обеспечивает многоплановый продукт: включенность педагога в актуальную образовательную проблематику; овладение им современным знанием и другими интеллектуальными средствами; адекватное современной образовательной ситуации изменение и развитие структуры профессиональной деятельности воспитателя; создание качественного продукта профессиональной деятельности; развитие внутреннего потенциала педагога.
Таким образом, потенциал социально-педагогического проектирования будет способствовать, с одной стороны, повышению уровня сформированности фамилистической культуры воспитателя интернатного учреждения, с другой - обеспечению личностно-профессионального становления воспитателя в контексте социальной компетентности учащегося школы-интерната.
Список литературы
1. Василевская-Руцкая Н.В., Власюк И.В. Фа-милистическая культура как компонент профессиональной деятельности воспитателя интернатного учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25804 (дата обращения: 19.12.2016).
2. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург, 2007.
3. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование программ взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотиче-ского сознания обучающегося // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 3(98). С. 52-55.
4. Капелева С.Б. Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности (на примере архитектурно-художественных классов): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Тюмень, 2004.
5. Шлейкова Н.Ю. Формирование фамилисти-ческой культуры учителя как социально-педагогическая проблема // Известия Волгогр. гос. пед. унта. 2012. № 5(69). С. 34-38.
* * *
1. Vasilevskaja-Ruckaja N.V., Vlasjuk I.V. Fami-listicheskaja kul'tura kak komponent professional'noj dejatel'nosti vospitatelja internatnogo uchrezhdenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=25804 (data obrashhenija: 19.12.2016).
2. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proek-tirovanie regional'noj semejnoj politiki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Orenb. gos. ped. un-t. Orenburg, 2007.
3. Vlasjuk I.V. Social'no-pedagogicheskoe proek-tirovanie programm vzaimodejstvija shkoly i sem'i v formirovanii grazhdansko-patrioticheskogo soznanija obuchajushhegosja // Izvestija Volgogr. gos. ped. unta. 2015. № 3(98). S. 52-55.
4. Kapeleva S.B. Formirovanie cennostnyh orien-tacij shkol'nikov v proektnoj dejatel'nosti (na primere arhitekturno-hudozhestvennyh klassov): dis. . kand. ped. nauk : 13.00.01. Tjumen', 2004.
5. Shlejkova N.Ju. Formirovanie familistiches-koj kul'tury uchitelja kak social'no-pedagogicheskaja problema // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 5(69). S. 34-38.
Socio-pedagogic projecting in development of the familistic culture of a boarding school teacher
The article deals with socio-pedagogical projecting aimed at forming the familistic culture of a boarding school teacher, which is considered to be a pedagogical tool. The content of the article is practice-oriented and aims to develop new educational systems. Socio-pedagogical projecting in the context of formation of the familistic culture of a boarding school teacher is a humanistic activity in pedagogic support of the subjects of an educational process in their quest for value self-determination and self-expression regarding the institution of a family.
Key words: projecting, potential, familistic culture of a boarding school teacher, socio-pedagogic projecting.
(Статья поступила в редакцию 20.12.2016)