УДК 371.2 ББК Ч402.2
ГСНТИ 14.85.09
Код ВАК 13.00.01
Оспенникова Елена Васильевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения, Пермский государственный педагогический университет; 614990, г. Пермь, ул. Пушкина, 42; e-mail: [email protected].
Яковлева Ирина Викторовна,
аспирант, кафедра мультимедийной дидактики и информационных технологий обучения, Пермский государственный педагогический университет; 614990, г. Пермь, ул. Пушкина, 42; e-mail: [email protected].
МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В ОБУЧЕНИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевые социальные сервисы; модель учебного процесса с применением сетевых социальных сервисов; компоненты модели; система источников учебной информации; виды учебно-познавательной деятельности; цели применения сетевых социальных сервисов.
АННОТАЦИЯ. Обсуждаются представленные в образовательной практике модели использования сетевых сервисов, указаны их основные особенности. Анализируется проблема построения обобщенной модели обучения с применением сетевых социальных сервисов. Основу выделения компонентов обобщенной модели учебного процесса по предмету составила педагогическая метамодель образовательного процесса. Приведена структура обобщенной модели учебного процесса с применением социальных сетевых сервисов. Дано описание двух компонентов модели обучения: места сервисов в системе источников учебной информации и видов учебно-познавательной деятельности школьников. Определены цели применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе.
Ospennikova Elena Vasilievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Multimedia Didactics and Information Technologies in Education, the Perm State Pedagogical University (Perm).
Yakovleva Irina Victorovna,
Post-graduate Student, the Chair of Multimedia Didactics and Information Technologies in Education, the Perm State Pedagogical University (Perm).
MODELS OF APPLICATION OF SOCIAL NETWORK SERVICES IN EDUCATION
KEY WORDS: social network services; a model of educational process with the use of social networking services; component model; the system of sources of educational information; the types of learning and cognitive activity; the objectives of the network of social services.
ABSTRACT. The topic to be investigated is the problem of consulting a generalized model of teaching Physics using the network of social services. The existing models of network services and their briefly noted peculiarities are being discussed. The pedagogical meta-model of the educational process has become the basis of allocation of the components of the generalized model of the educational process. The structure of a generalized model of the educational process with the use of social networking services has been created. The description of the two components of the learning model: the place of service in the sources of educational information, types of educational-cognitive activity of schoolchildren has been done. Generalized goals of the networks of social services in the learning process have been marked.
О
дной из значимых проблем современного образования является организация учебного процесса в средней общеобразовательной школе с применением сетевых социальных сервисов (ССС) (6;
2). Функции социальных сервисов разнообразны (рис. 1), и их образовательный потенциал в настоящее время в полной мере еще не реализован в педагогической практике. В связи с этим приобретает актуальность обоснование и разработка модели и методики использования ССС в обучении.
Анализ, систематизация и обобщение накопленного к настоящему времени в педагогической практике опыта включения ССС в учебный процесс позволили нам выявить три его варианта, а именно: «Виртуальный класс», «Сетевое сообщество» и <<’1к1-модель».
Виртуальный класс (10; 7). Технологической основой этой образовательной практики являются программы-оболочки дистанционного обучения со встроенными в них разнообразными сервисами. В виртуальном классе все обучающиеся имеют примерно одинаковый возраст, обучение строится на основе общих образовательных задач. Учебный процесс организуется в форме самостоятельной работы учащихся над материалом курса. Преподаватель выполняет достаточно традиционные функции: определение цели и задач обучения, отбор содержания учебного материала, предъявление заданий для самостоятельной работы, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль результатов обучения.
© Оспенникова Е. В., Яковлева И. В., 2013
Рисунок 1. Система образовательных функций сетевых социальных сервисов
Примечание.
....... составляющие оценочной функции
-------составляющие функции обмена информации
Сетевое сообщество (8; 1). Технологической базой этой практики обучения являются отдельные сетевые сервисы, например блоги (сетевые дневники). Обучение строится на добровольной основе. Обучаемых при такой организации учебного процесса следует считать единомышленниками. Участники таких сообществ, как правило, имеют не только общие образовательные интересы. Совпадать могут также профессиональные и даже досуговые устремления. Состав сообщества может быть разновозрастным. Учебная деятельность носит совместный характер и строится в форме познавательного общения. Итогом обучения следует считать достижение некоего общего образовательного результата. Преподаватель при такой организации учебного процесса выполняет функции модерато-
ра обсуждений и дискуссий, а также тьютора, поддерживающего самостоятельную работу членов сообщества.
Шгкъмодель (6; 9). Данная модель применения ССС базируется на проектной технологии обучения и чаще других реализуется в массовой образовательной практике. Технологической основой этой модели обучения являются сервисы совместного редактирования документов. Возможно применение и других сетевых социальных сервисов (блогов, сервисов совместного хранения материалов и т. п.). Участники образовательного процесса решают единые для всех образовательные задачи. Возраст учащихся может быть разным. Учебный процесс ориентирован на совместную деятельность обучаемых. Вместе с тем на этапе завершения проекта возможно представление
результатов обучения в разных формах и объеме. Учитель в рамках данной модели выполняет функции тьютора.
Приведенный выше перечень моделей обучения с применением ССС не является исчерпывающим. Можно выделять и другие модели обучения. На наш взгляд, можно говорить об общей и частнометодических (предметных) моделях применения ССС в учебном процессе.
Разработать общую модель применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе - значит в структуре обобщенной модели образовательного процесса:
1) уточнить место ССС в системе источников учебной информации;
2) сформулировать требования к отбору содержания обучения, которое может быть представлено в сетевых сервисах;
3) определить виды учебной деятельности учащихся с применением ССС (методы учения);
4) выявить особенности способов дидактической поддержки деятельности учащихся в ССС (специфику методов преподавания);
5) рассмотреть особенности форм организации учебной деятельности с применением сервисов; уточнить систему форм учебных занятий, в рамках которых целесообразно использовать ССС; раскрыть специфику организации учебных занятий;
6) уточнить состав необходимых средств обучения - материальных (материализованных) средств учения и преподавания (компьютерная сеть; компьютеры; программное обеспечение; виртуальные объекты различных медиаформатов, представленные в ССС; учебные инструменты виртуальной среды);
7) уточнить содержание подготовки учащегося к применению ССС, а именно содержание необходимых ЗУН и ИКТ-компетенций учащегося (идеальных средств учения);
8) определить содержание и методику подготовки учителя к организации учебного процесса с применением ССС (идеальных средств преподавания) (4; 3).
В рамках настоящей статьи не представляется возможным в полном объеме раскрыть содержание обобщенной модели учебного процесса с применением ССС. Рассмотрим ключевые ее составляющие, а именно компоненты 1 и 3. Выбор этих компонентов для обсуждения не является случайным. Осознание ССС как значимого источника информации, с одной стороны, и уяснение тех изменений в структуре, содержании и результатах учебной деятельности школьников, которые обнаруживают
себя при ее организации в условиях применения ССС, с другой, определяют востребованность данной модели обучения и соответственно целесообразность ее разработки как единого целого в полном составе компонентов.
Место сетевых социальных сервисов в системе источников учебной информации (компонент 1). Сетевые сервисы несут в себе некий образовательный контент, пополняемый как специалистами, так и рядовыми пользователями. Они являются новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций (рис. 2).
Как видно из рисунка 2, спектр источников учебной информации за счет включения ССС в образовательный процесс заметно расширяется. Данное обстоятельство может быть эффективно использовано в педагогической практике. Во-первых, на крупных образовательных сайтах Интернета уже частично размещен учебный предметный контент для различных систем и уровней образования. Местом размещения учебных материалов могут служить корпоративные сайты (вузов, школ, учебных центров и т. п.), а также авторские учебные сайты, в том числе сайты учителей-предметников. Применение ССС в качестве носителя учебного контента существенно обогащает содержательное поле предметного образования, делает его доступным для всех школьников. Во-вторых, Интернет и ССС открывают широкие возможности для представления индивидуального опыта деятельности отдельных людей (ученых, инженеров, деятелей науки и искусства, рядовых пользователей сети, в том числе одноклассников). Учащиеся могут знакомиться с практикой работы членов сетевых сообществ, учиться анализировать деятельность других людей, переносить положительные итоги этого опыта на собственную текущую работу, планировать ее с учетом выявленных достижений и ошибок. В-третьих, за счет наличия инструментальной составляющей работа с сервисами как с источниками информации выходит на новый уровень результативности. Показателями результативности следует считать оперативность доступа к информации, объем обрабатываемой информации, возможность объединения усилий в работе с информационным контентом, обновление направлений и рост качества обработки информации.
Рисунок 2. Место сетевых социальных сервисов в системе источников информации
Рисунок 3. Сетевые социальные сервисы как источники информации и как инструменты учебно-познавательной деятельности школьников
Модель образовательного процесса с применением ССС в качестве дополнительного источника информации заметно преобразуется. Обучение на основе этой модели будет обеспечивать получение нового образовательного результата, который заключается в расширении представлений школьников о возможностях виртуальной среды и приобретении ими навыков работы с новыми источниками информации и новыми инструментами (5).
Виды учебной деятельности учащихся с применением ССС (компонент з). Любой сервис представляет собой не только хранилище информации, но и инструментальную среду деятельности. Применение сервисов, как в качестве источников информации, так и в качестве инструментария, возможно в различных видах учебной деятельности (рис. 3).
Применение ССС в учебной деятельности приводит к совершенствованию технологии ее реализации. Детальный анализ возможностей использования ССС в различных видах деятельности и результатов поисковой опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить систему наиболее общих целей применения ССС в обучении. Сетевые сервисы могут использоваться с целью:
• поиска информации с помощью разнообразных инструментов (по сформулированному условию, по тегу, с использованием облака тегов и т. п.);
• обращения к хранилищам научной и научно-технической информации (данных научных экспериментов, результатов теоретических и прикладных исследований) и ее последующего изучения;
• обращения к хранилищам учебной и научно-популярной информации, представленной в сервисах, в том числе размещенной учителем, и последующей работы учащихся с компонентами виртуальной среды сервиса (учебными текстами, анимацией, моделями, видео- и аудиоматериалами и т. п.);
• изучения опыта работы других людей, включая участников образовательного процесса - учащихся, учителей (обращение к персональным сайтам различных субъектов виртуального пространства: ученых, специалистов, представителей различных профессий и др.);
• хранения информационных материалов различных медиаформатов;
• классификации и систематизации информации посредством тегирования;
• составления аннотации, рецензии, комментария к размещенным в сети материалам;
• создания авторских материалов различных медиаформатов с применением инструментария сетевых сервисов;
• размещения результатов собственной (авторской) деятельности в виде ресурсов различных медиаформатов, в том числе в форме сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видео- и аудиоматериалов и пр.;
• редактирования авторских материалов;
• апробации авторских информационных материалов посредством их обсуждения с использованием сервисов общения (чатов, форумов, блогов);
• создания совместных документов с другими участниками учебного процесса (опорного конспекта, презентаций, статьи и пр.);
• редактирования документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов, сервисах обмена знаниями, с применением инструментария этих сервисов или программ, установленных на ПК пользователя;
• социального взаимодействия:
- с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе видеосервисов),
- учащимися (общение в блогах и онлайн-дискуссии при выполнении совместных учебных заданий и подготовке отчетных материалов),
- учеными, специалистами (консультации, дискуссии в режиме реального и отсроченного времени);
• самоконтроля (обращение к хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности);
• внешнего контроля:
- со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации, обеспечение доступа к размещенным документам; проверка учителем материалов учащегося по наличию размещенных материалов, качеству материалов, количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного процесса);
- со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом).
Выделенные цели применения ССС в учебном процессе могут быть конкретизированы применительно к отдельным видам учебно-познавательной деятельности.
Должна быть учтена и специфика конкретного учебного предмета. Данный перечень целей применения ССС в обучении позволяет показать, как широко и разнообразно социальные сервисы могут быть использованы при изучении различных учебных курсов.
Разработка всех компонентов обобщенной модели образовательного процесса, реализуемого с применением социальных
сетевых сервисов, позволит получить полное представление о возможностях и направлениях их использования. Впоследствии на основе обобщенной модели можно построить конкретизированные (предметные) модели обучения, учитывающие особенности учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам. Такие модели могут быть использованы при проектировании основных и элективных учебных курсов по предмету в рамках предпрофильной подготовки (основная школа) и профильного обучения (старшая школа).
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирова Л. П. Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах : автореф. дис. ... канд. пед.наук. М., 2009.
2. Моисеева М. В., Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. канд. пед. наук М. В. Моисеевой. М. : Камерон, 2004.
3. Оспенникова Е. В. Информационно-образовательная среда и методы обучения // Педагогическая информатика. 2002. № 4.
4. Оспенникова Е. В. Развитие самостоятельности учащихся при изучении школьного курса физики в условиях обновления информационной культуры общества : дис. ... д-ра пед. наук. Пермь, 2003.
5. Оспенникова Е. В., Яковлева И. В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов / / Педагогическое образование в России. 2012. № 5.
6. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. М. : Интуит.ру, 2007.
7. Седельникова И. В., Коровкина Е. В. Ресурс дистанционного обучения в современном образовательном процессе / / Физическое образование: проблемы и перспективы развития : материалы 8 Между-нар. науч.-метод. конф., 2-4 марта 2009 г. : в 3 ч. Ч. 3. М. : МПГУ, 2009.
8. Филатова А. В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
9. Brill A. J. Connectivism, Globalization, and the Digital Divide: A Resource for Bridging the Gap In Partial Fulfillment of the Requirements of the masters of arts degree In Digital Media and Learning. Univ. of San Francisco, Dec. 2008.
10. M. V. P. Cereijo1, C. Myers. Weblogs: New Communication Technology Uses in Resource Limited Environments. Current Developments in Technology-Assisted Education (2006). Formatex, 2006.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев.