Научная статья на тему 'Модель образовательного процесса по физике с применением сетевых социальных сервисов'

Модель образовательного процесса по физике с применением сетевых социальных сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / КОНТЕНТ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ СЕРВИСОВ / ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПОСОБЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева И. В.

Исследуется проблема построения обобщенной модели обучения физике с применением сетевых социальных сервисов. Обсуждаются существующие модели использования сетевых сервисов, кратко отмечены их особенности. Основу выделения компонентов обобщенной модели учебного процесса составила педагогическая метамодель образовательного процесса. Приведена структура обобщенной модели учебного процесса с применением социальных сетевых сервисов. Дано описание четырех компонентов модели обучения: место сервисов в системе источников учебной информации; требования к отбору содержания обучения (контенту сервисов), виды учебно-познавательной деятельности школьников, способы дидактической поддержки деятельности школьников. Выделены обобщенные цели применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель образовательного процесса по физике с применением сетевых социальных сервисов»

УДК 371.2+53(072.3)

ББК Ч 31.27

И.В. Яковлева

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ

Ключевые слова: сетевые социальные сервисы, дидактическая модель образовательного процесса, компоненты модели, система источников учебной информации, контент и инструментарий сервисов, виды учебно-познавательной деятельности, способы дидактической поддержки.

Исследуется проблема построения обобщенной модели обучения физике с применением сетевых социальных сервисов. Обсуждаются существующие модели использования сетевых сервисов, кратко отмечены их особенности. Основу выделения компонентов обобщенной модели учебного процесса составила педагогическая метамодель образовательного процесса. Приведена структура обобщенной модели учебного процесса с применением социальных сетевых сервисов. Дано описание четырех компонентов модели обучения: место сервисов в системе источников учебной информации; требования к отбору содержания обучения (контенту сервисов), виды учебно-познавательной деятельности школьников, способы дидактической поддержки деятельности школьников. Выделены обобщенные цели применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе.

В отечественной системе образования уже сформировалось сообщество (пусть еще и немногочисленное) учителей-предметников, использующих глобальную сеть и имеющиеся в ней сервисы в качестве нового средства обучения, инструмента самообразования и взаимодействия с коллегами. Идет процесс накопления опыта применения сетевых социальных сервисов в обучении и воспитании школьников [2; 4].

Одной из значимых проблем современного образования является организация учебного процесса в средней общеобразовательной школе с применением сетевых сервисов. Решение заключается в разработке обобщенной модели учебного процесса с применением сетевых социальных сервисов, а также компонентов данной модели.

Целью настоящего исследования является обоснование и разработка модели и методики использования сетевых социальных сервисов (ССС) в учебном процессе по физике. Разработать общую модель применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе - значит в структуре обобщенной модели образовательного процесса: 1) уточнить место сетевых социальных сервисов в системе источников учебной информации и сформулировать требования к отбору содержания обучения, которое может быть представлено в сетевых сервисах; 2) определить виды учебной деятельности учащихся с при-

26

© Яковлева И.В., 2011

менением ССС (методы учения) и выявить особенности способов дидактической поддержки деятельности учащихся в ССС (специфику методов преподавания); 3) рассмотреть особенности реализации форм организации учебной деятельности с применением сервисов и уточнить систему форм учебных занятий, в рамках которых целесообразно использовать ССС; раскрыть особенности данных форм обучения; 4) уточнить состав необходимых средств обучения - материальных (материализованных) средств учения и преподавания; 5) уточнить содержание подготовки учащегося к применению ССС, а именно: содержание необходимых ЗУН и ИКТ-компетентности учащегося (идеальных средств учения) и определить содержание и методику подготовки учителя к организации учебного процесса с применением ССС (идеальных средств преподавания).

Анализ, систематизация и обобщение накопленного к настоящему времени в педагогической практике опыта включения ССС в учебный процесс позволили нам выявить три его варианта. К ним относятся: «Виртуальный класс», «Сетевое сообщество» и «Wiki-модель».

Виртуальный класс [5; 9]. Технологической основой этой практики обучения являются программы-оболочки дистанционного обучения со встроенными в них разнообразными сервисами. В виртуальном классе все обучающиеся имеют примерно одинаковый возраст и обучение строится на основе общих образовательных задач. Учебный процесс организуется в форме самостоятельной работы учащихся над материалом курса. Преподаватель выполняет достаточно традиционные функции: определение целей и задач обучения, отбор содержания учебного материала, предъявление заданий для самостоятельной работы, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль результатов обучения.

Сетевое сообщество [1; 6]. Технологической базой этой практики обучения являются отдельные сетевые сервисы, например блоги (сетевые дневники). Обучение строится на добровольной основе. Обучающихся при такой организации учебного процесса следует считать единомышленниками. Участники таких сообществ, как правило, имеют не только общие образовательные интересы. Совпадающими могут быть их и профессиональные и даже досуговые устремления. Состав сообщества может быть разновозрастным. Деятельность обучаемых носит совместный характер и строится в форме познавательного общения. Итогом обучения следует считать достижение некоего общего познавательного результата. Преподаватель при такой организации учебного процесса выполняет функции модератора обсуждений и дискуссий, а также тьютора самостоятельной работы обучающихся.

Wiki-модель [4; 8]. Данная модель ССС базируется на проектной технологии обучения (см. метод проектов) и чаще других реализуется в массовой образовательной практике. Технологической основой этой модели обучения являются сервисы совместного редактирования документов. Возможно применение и других сетевых социальных сервисов (блогов, сервисов совместного хранения материалов и т.п.). Участники образовательного процесса решают единые для всех образовательные задачи. Возраст учащихся может быть разным. Учебный процесс ориентирован на совместную деятельность обучаемых. Вместе с тем на этапе завершения проекта возможно представление результатов обучения в разных формах и различном объеме. Учитель в данном случае выполняет функции тьютора.

Реализуемые сегодня на практике модели обучения с применением ССС, наверное, не являются единственными. Есть основания полагать, что возможны и другие модели

обучения. На наш взгляд, можно говорить об общих и частнометодических (предметных) моделях применения ССС в учебном процессе.

Метод метамоделирования образовательного процесса в его социальном, психологическом информационном аспекте позволил выделить функции ССС [7]. Рассмотрение значения сетевых сервисов в рамках педагогической метамодели [3, с. 101] позволил достичь поставленной в исследовании цели.

Образовательный процесс включает три взаимосвязанных компонента: обучение, воспитание и развитие. Рассматривая педагогическую метамодель процесса обучения, сосредоточим внимание на ее дидактическом аспекте. Обобщенная структура дидактической модели образовательного процесса (состав ее компонентов) представлен на рис.

1 [3, с. 101].

Содержание обучения (норматиеная составляющая социокультурного опыта)

Фарма. □ рг а н н з а ц и н учебного занятии

Система связей между эпе?лентами ученого процесса,, определяющая, содержание и режим информационного взаимодействия субъекта обучения с источниками информации:

Вариации связей определяют разнообразие органи зационных моделей учебного процесса в рамках замятия

Рис. 1. Обобщенная дидактическая модель образовательного процесса [3, с. 101]

В контексте данного подхода были определены ключевые компоненты модели обучения с применением ССС, другими словами, направления исследования: 1) место сете-

вых социальных сервисов в системе источников информации (компонент 1); 2) требования к отбору содержания обучения, которое может быть представлено в сетевых сервисах (компонент 2); 3) виды учебной деятельности учащихся в ССС (компонент 3); 4) способы дидактической поддержки деятельности школьников в ССС (компонент 4); 5) система форм учебных занятий, в рамках которых целесообразно использовать ССС (компонент 5); 6) средства учения и преподавания в условиях применения ССС: материальные/материализованные и идеальные (компонент 6); 7) содержание подготовки учащегося к применению ССС (идеальные средства учения), а именно: содержание ЗУН и ИКТ-компетентности учащегося в условиях применения ССС (компонент 7); 8) содержание и методика подготовки учителя для организации учебного процесса с применением ССС (идеальные средства преподавания) (компонент 8).

В рамках настоящей статьи не представляется возможным в полном объеме раскрыть содержание обобщенной модели учебного процесса с применением ССС. Рассмотрим ключевые ее составляющие, а именно компоненты 1-4.

Место сетевых социальных сервисов в системе источников учебной информации (компонент 1). Сетевые сервисы несут в себе некий образовательный контент, пополняемый как специалистами, так и рядовыми пользователями. Они являются новой составляющей учебной виртуальной среды как источника социокультурного опыта, а также дополнительным и весьма эффективным средством поддержки и развития среды учебных коммуникаций (рис. 2).

Рис. 2. Место сетевых социальных сервисов в системе источников информации

Как видно из рис. 2, спектр источников учебной информации за счет включения ССС в образовательный процесс заметно расширяется. Данное обстоятельство может быть эффективно использовано в педагогической практике. Во-первых, на официальных сайтах Интернета уже частично размещен контент (например, официальные документы в качестве первоисточников), имеющий учебное значение для различных систем и уровней образования. Местом размещения учебных материалов могут служить корпоратив-

ные сайты (вузов, школ учебных центров и т.п.), а также авторские учебные сайты, в том числе сайты учителей-предметников. Применение ССС в качестве носителя учебного контента существенно обогащает содержательное поле предметного образования, делает его доступным для школьников. Во-вторых, Интернет и ССС открывают широкие возможности для представления в сети индивидуального опыта деятельности отдельных людей (ученых, инженеров, деятелей науки и искусства, рядовых пользователей сети, одноклассников и др.). Учащиеся могут знакомиться с практикой работы членов сетевых сообществ, учиться анализировать деятельность других людей, переносить положительные итоги этого опыта на собственную текущую работу, планировать ее с учетом выявленных достижений и ошибок. В-третьих, за счет наличия инструментальной составляющей работа с сервисами как с источниками информации выходит на новый уровень результативности. Показателями результативности следует считать оперативность доступа к информации, объем обрабатываемой информации, возможность объединения усилий в работе с информационным контентом, обновление направлений и рост качества обработки информации.

Модель образовательного процесса с применением ССС в качестве дополнительного источника информации заметно преобразуется. Обучение на основе этой модели будет обеспечивать получение нового образовательного результата, который заключается в расширении представлений школьников о возможностях виртуальной среды и приобретении ими навыков работы с новыми источниками информации и новыми инструментами.

Содержание предметного обучения, представленное в сетевых сервисах, и требования к его формированию (компонент 2). Содержание обучения, как известно, распределено по информационным источникам. В системе таких учебных источников должна быть представлена социально значимая информация, соответствующая основным сферам культурного освоения мира. Данная совокупность информационных источников создает условия для формирования системы знаний учащихся по предмету учения, их информационной активности и процессуальной готовности к самостоятельному информационному обмену и практическому взаимодействию с окружающей средой. ССС как новая составляющая виртуальной среды тоже должна и может быть наполнена компонентами содержания предмета учения.

Как показывает анализ, сайты с сетевыми социальными сервисами позволяют представить компоненты предмета учения. Однако они представлены в разных соотношениях. Остается открытым вопрос о масштабе концептуальной составляющей предмета учения. На данном уровне разработки наполнения контента преимущество имеют знания I и

II рода [3]. Это связано, на наш взгляд, с простотой размещения теоретического блока курса физики (с использованием сервисов хранения материалов различных медиаформатов) и более высокой потребностью в обратной связи для разрешения возникающих вопросов при решении задач (с использованием сервисов общения). Однако, возникает проблема объема данной информации (недостаточности информации 1-го и 2-го рода, недостаток материалов 3-4 рода - проблема представления знаний 1-4 рода, избыток -одного и недостаток других) и его соответствия обобщенным моделям основных элементов системы научных знаний. Отметим, что уже размещенный контент может быть частично использован в учебном процессе.

В настоящее время процесс наполнения сервисов учебными виртуальными объектами совершенствуется. К одной из основных тенденций наполнения сервисов контентом

образовательного содержания следует отнести увеличение числа обсуждений по разнообразным вопросам, разработку проектов по физике, предполагающих совместную деятельность учащихся. Реализация же отмеченных выше аспектов содержания ССС позволит в итоге их эффективно использовать в учебном процессе по физике.

Принимая во внимание особенности используемых средств (ССС), а также специфику предмета учения, построим систему требований к содержанию контента сетевых социальных сервисов.

1. Учет структуры и содержания физического образования:

• уровня образования (средняя, старшая школа);

• формы образования (полное общее среднее, система дополнительного образования, самообразование);

• концептуальной и процессуальной составляющих предмета учения физике.

2. Общедидактические принципы как критерии отбора содержания:

• научности и доступности;

• систематичности;

• наглядности;

• связи теории с практикой обучения и жизнью;

• межпредметных связей;

• дифференциации и индивидуализации обучения;

• активности и самостоятельности;

• создание положительного отношения к изучению физики и мотивации.

3. Педагогическая целесообразность использования ССС в организации обучения, выраженная (определяемая, обозначенная) в необходимости:

• размещения в сети авторских материалов учителя с целью управления самостоятельной работой учащихся:

к базовым и профильным курсам и/или их отдельным модулям,

элективным курсам и/или их отдельным модулям,

авторским факультативным курсам и/или их отдельным модулям;

• применения инструментов ССС как наиболее удобных и эффективных для обработки с информацией (учебным материалом);

• изучения опыта работы различных субъектов образовательного процесса (учителя, учащихся, специалистов и др.);

• реализации функций ССС с целью решения конкретной педагогической задачи:

социальной функции:

- социального взаимодействия,

- социальной адаптации; акциофункций:

- мотивационной,

- ориентировочной,

- контрольно-оценочной,

- инструментальной;

информационной функции:

- гносеологической (хранение, накопление, преобразование информации),

- аксиологической (системы отношений субъекта к потребляемой информации).

Контент ССС и его инструментарий уже отображают значительную часть компонентов учения и этим можно пользоваться в учебном процессе. Построенная система требований позволит: 1) учителю отбирать материал для учебного процесса с применением ССС; 2) осуществлять пополнение контента сервиса для обогащения (расширения) содержания предмета учения в сетевых сервисах авторскими разработками учителя и педагогического коллектива.

Виды учебной деятельности учащихся с применением ССС (компонент 3). Любой сервис представляет собой не только хранилище информации, но и инструментальную среду деятельности пользователя. Применение сервисов как в качестве источников информации, так и в качестве инструментария возможно в различных видах учебной деятельности (см. рис. 3).

Целесообразное применение ССС в учебной деятельности приводит к совершенствованию технологии ее реализации. Детальный анализ возможностей использования ССС в различных видах деятельности и педагогическая опытно-экспериментальная работа позволили нам выделить систему наиболее общих целей применения ССС в учебной работе школьников. При выполнении различных видов учебной работы сетевые сервисы могут использоваться с целью:

• поиска информации с помощью разнообразных инструментов (по сформулированному условию, по тегу, с использованием «облака» тегов и т.п.);

• обращения к хранилищам научной и научно-технической информации (данных научных экспериментов, результатов теоретических и прикладных исследований) и ее последующего изучения;

• обращения к хранилищам учебной и научно-популярной информации, представленной в сервисах, в том числе размещенной учителем, и последующей работы учащихся с компонентами виртуальной среды сервиса (учебными текстами, анимацией, моделями, видео- и аудиороликами и т.п.);

• изучения опыта работы других людей, включая участников образовательного процесса (учащихся, учителей) (обращение к персональным сайтам различных субъектов виртуального пространства: ученых, специалистов, представителей различных профессий и др.);

• хранения информационных материалов различных медиаформатов;

• классификации и систематизации информации посредством тегирования;

• составления аннотации, рецензии, комментария к размещенным в сети материалам;

• создания авторских материалов различных медиаформатов с применением инструментария сетевых сервисов;

• размещения результатов собственной (авторской) деятельности в виде ресурсов различных медиаформатов, в том числе в форме сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видео- и аудиороликов и пр.;

• редактирования авторских материалов;

• апробации авторских информационных материалов посредством их обсуждения с использованием сервисов общения (чаты, форумы, блоги);

• создания совместных документов с другими участниками учебного процесса (опорный конспект, презентации, статья и пр.);

• редактирования документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов, сервисах обмена знаниями с использованием инструментария этих сервисов или программ, установленных на ПК пользователя;

• социального взаимодействия:

с учителем (консультации с использованием сервисов общения, в том числе видеосервисов),

учащимися (общение в блогах и онлайн-дискуссии при выполнении совместных учебных заданий и подготовке отчетных материалов),

учеными, специалистами (консультации, дискуссии в режиме реального и отсроченного времени);

• самоконтроля (обращение к хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности);

• внешнего контроля:

со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации, обеспечение доступа к размещенным документам; проверка учителем материалов учащегося: по наличию размещенных материалов, по качеству материалов, по количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного процесса);

со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом).

Рис. 3. Сетевые социальные сервисы как источники информации и как инструменты учебно-познавательной деятельности школьников

Выделенные цели применения ССС в учебном процессе могут быть конкретизированы применительно к отдельным видам учебно-познавательной деятельности. Должна быть учтена и специфика конкретного учебного предмета. Данный перечень целей применения ССС в обучении позволяет показать, как широко и разнообразно социальные сервисы могут быть использованы при изучении различных учебных курсов.

Цель применения ССС на занятии определяется планируемыми видами учебнопознавательной деятельности учащихся и формулируется для них в виде конкретной учебной задачи. Решение таких задач ориентировано на формирование совокупности предметных знаний и умений в условиях сетевой активности школьников. Такая деятельность опосредована новым уровнем социального взаимодействия.

Учебные задачи с применением ССС должны быть подобраны так, чтобы приводить к повышению качества и эффективности этой деятельности. Это обеспечивается соблюдением следующих требований:

• учет специфики учебно-познавательной деятельности;

• совершенствование соответствующих познавательных умений, включая их аксиологическую составляющую (аналитические и оценочные умения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• направленность на повышение результативности, качества эффективности учебной деятельности школьников;

• подбор учебных задач с учетом всего разнообразия видов сервисов и их функций;

• ориентированность на социальное взаимодействие как приоритетное назначение

ССС;

• развитие интереса к предмету, в частности физике.

Методы преподавания с применением ССС (компонент 4). Методы организации профессиональной деятельности учителя (методы преподавания) представляют собой методы дидактической (обучающей) поддержки процесса присвоения нового для индивида социокультурного опыта, представленного с помощью различных источников информации, в том числе ССС.

Разнообразие видов деятельности, которые предлагаются учащимся в инструментальной среде сервисов, должно быть ими реализовано. Для этого учителю следует определенным образом организовать достижение образовательных целей. Дифференциация методов преподавания основана на степени самостоятельности школьника в изучении и использовании ССС в учебном процессе по предмету. К ним относятся методы дидактической поддержки:

• при предъявлении источника информации и инструмента ССС;

• организации работы учащихся по освоению инструментария сервисов:

организация проблемной беседы,

включение учащихся в частично поисковую (полусамостоятельную) деятельность,

включение учащихся в самостоятельную деятельность: построение и реализация процедурно-операционной модели деятельности с инструментом ССС;

• организации работы учащихся с информационным контентом сервисов с применением инструментария, а также с информационным контентом, который находится в других источниках информации:

организация проблемной беседы,

включение учащихся в частично поисковую (полусамостоятельную) деятельность,

включение учащихся в самостоятельную деятельность: построение и реализация процедурно-операционной модели деятельности в ССС.

Возникает проблема эффективной организации усвоения предмета учения, освоения умений учебно-познавательной деятельности в процессе изучения физики с применением ССС.

Разработка компонентов обобщенной модели образовательного процесса, реализуемого с применением социальных сетевых сервисов, позволит получить полное представление о возможностях и направлениях их использования. Впоследствии на основе обобщенной модели можно построить конкретизированные (предметные) модели обучения, учитывающие особенности учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам. В настоящем исследовании разрабатывается модель обучения физике на основе сервисов комплексного назначения (социальных сетей). Такая модель находит свое применение в качестве: 1) дополнительного компонента учебного процесса по физике; 2) основы создания индивидуального образовательного маршрута изучения курса физики; 3) технологической составляющей факультативного или элективного курса, а также курса по выбору в рамках предпрофильной подготовки (средняя ступень обучения) или профильного обучения (старшая ступень обучения).

Список литературы

1. Владимирова, Л.П. Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах: автореф. дисс. ... канд. пед.наук. - Москва, 2009. - 27 с.

2. М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина; Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М.В. Моисеевой. - М.: Камерон, 2004. — 216 с.

3. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. Ч. 1: Моделирование информационно-образовательной среды учения: монограф. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - 294 с.

4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учеб.-метод. - 2-е изд., испр. -М.: Интуит.ру, 2007. - 64 с.

5. Седельникова И.В., Коровкина Е.В. Ресурс дистанционного обучения в современном образовательном процессе // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-методической конференции, 2-4 марта 2009 г. В 3-х ч. Ч. 3. - М.: МИТУ, 2009. - С. 153160.

6. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М. 2009. - 24 с.

7. Яковлева И.В. Образовательное назначение сетевых социальных сервисов // Вестник ПТПУ. Серия «Информационные технологии в образовании». - Пермь: ПТПУ, 2010. - Вып. 6. - С. 115-125.

8. Brill A. J. Connectivism, Globalization, and the Digital Divide: A Resource for Bridging the Gap In Partial Fulfillment of the Requirements of the MASTERS OF ARTS DEGREE In Digital Media and Learning // University of San Francisco. - 2008. - December

9. M.V.P. Cereijol, C. Myers. Weblogs: New Communication Technology Uses in Resource Limited Environments. Current Developments in Technology-Assisted Education (2006) // FORMATEX. - 2006. - P.720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.