Научная статья на тему 'Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе'

Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГИБКИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГИБКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ГИБКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / FLEXIBLE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / FLEXIBLE ORGANIZATIONAL STRUCTURES / MODELS OF REALIZATION / FLEXIBLE REORGANIZATION / OPEN SYSTEM / EDUCATIONAL STRUCTURE / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / FLEXIBLE EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сесёлкин А. И., Багин В. В., Кондяков В. А.

Предлагаются модели реализации гибкой перестройки образовательной структуры открытой системы дополнительного профессионального образования: гибких образовательных программ; гибких образовательных технологий; гибких организационных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сесёлкин А. И., Багин В. В., Кондяков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of building an open system of additional vocational training in high school

Models of realization for the flexible reorganization of the open system educational structure for additional professional education are offered: flexible educational programs; flexible educational technologies; flexible organizational structures.

Текст научной работы на тему «Модели построения открытой системы дополнительного профессионального образования в вузе»

Новые педагогические технологии

ся технология и творчество как антиподы, при этом почему-то регламентирующие педагогическую деятельность документы, как элементы педагогической технологии на более высоком уровне обобщения как ограничивающие творчество, не принимаются во внимание. При реализации в каждых конкретных условиях, даже если регламентировать каждый жест, улыбку, слово учителя, все равно остается место для творчества. Если научить человека составлять рифмы, это еще не значит, что он поэт. Творчество выше любой технологии, какой бы эффективной она ни была. Технология, как умение составления рифм, является необходимым условием стихосложения, необходимым условием выполнения деятельности, обеспечивающей реализацию целей процессов с достаточно высоким уровнем достижения.

Список литературы

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов. — 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 448 с.

2. Кубрушко П.Ф., Кривчанская С.Н. Технология и методика: соотношение понятий // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр.; отв. ред. Г.Д. Бухарова. — Вып. 1. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — С. 107-109.

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. — М: Педагогика, 1989. — 132 с.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.

6. Кривчанский И.Ф. История педагогики и философия образования: учеб. пособие. — М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2013. — 196 с.

7. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. — 432 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Мир и образование, Оникс, 2011. — 736 с.

УДК 378.147:004

A.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

B.В. Багин, канд. техн. наук Московская финансово-юридическая академия В.А. Кондяков

Российская международная академия туризма

МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Способность образовательной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) гибко реагировать на быстро изменяющиеся образовательные запросы внешней среды, состояние конкурентной среды на рынке образовательных услуг с учетом возможностей внутренней среды обеспечивается динамичным изменением стратегических линий развития и предполагает быструю перестройку образовательной структуры на выполнение новых функций и задач.

Реализация возникающих новых стратегических направлений развития системы ДПО обеспечивается гибкой перестройкой образовательной структуры состоящей из содержательно-технологических уровней: гибких образовательных программ; гибких образовательных технологий; гибких организационных структур. В дальнейшем структуру, включающую в себя гибкие образовательные про-

граммы, гибкие образовательные технологии и гибкие организационные структуры, авторы называют гибкими образовательными структурами.

Под гибкими образовательными структурами они понимают обобщающее понятие, отражающее совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию стратегий развития системы ДПО и создания возможностей для обучающихся в системе ДПО в разработке и реализации индивидуальных траекторий обучения, выработке индивидуальных стилей учебной и производственной деятельности, включающее несколько содержательно-технологических уровней: содержательный уровень — гибкие образовательные программы, построенные на модульном принципе и представляющие интеграцию основных и дополнительных модулей; технологический уровень — гибкие образовательные технологии,

Теория и методика профессионального образования

с помощью которых эти программы реализуются; институциональный уровень — гибкие организационные структуры, обеспечивающие управление разработкой и реализацией образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Механизмом, обеспечивающим гибкое перестраивание образовательных структур для реализации стратегических направлений развития ДПО и удовлетворения образовательных запросов, является диверсификация образовательной системы дополнительного профессионального образования и образовательной системы вуза [1], которая обеспечивает разнообразное, разностороннее развитие образовательной структуры.

Элементы гибкой образовательной структуры — гибкие образовательные программы, гибкие образовательные технологии и гибкие организационные структуры представлены в виде процессных моделей.

При построении процессных моделей использовалась методология функционального моделирования IDEF0 [2].

На рис. 1 представлена процессная модель гибких образовательных программ. Входным параметром модели является набор исходных данных для формируемой образовательной программы.

Модель содержит ряд процессов и подпроцессов, обеспечивающих учет исходных требований заказчика к образовательной программе, определение на этой основе модели специалиста и формируемых ключевых компетенций, компетентностей и конкретных компетентностей. Определение содержания образовательной программы, выделение блоков дисциплин, формирующих выделенный набор компетенций и компетентностей. Выходным параметром модели является образовательная программа (учебный план и рабочие программы), ее методическое обеспечение и контрольно-измерительные материалы.

Гибкость предлагаемой модели обеспечивается благодаря процедурам непрерывного улучшения образовательных программ по содержанию и методическому обеспечению, через учет запросов, изучение удовлетворенности потребителя, а также образовательных результатов. Динамизм формирования образовательных программ дополнительного профессионального образования обеспечивается благодаря взаимодействию основных и дополнительных образовательных программ и выделению интегрированных модулей, формирующих ключевые компетентности. Разработку образовательных программ осуществляет временный творческий коллектив (ВТК), формируемый из наиболее квалифицированного профессорско-преподавательского состава вуза и опытных методистов. ВТК работает под руководством менеджера программы.

На рис. 2. представлена процессная модель гибких образовательных технологий, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования. В качестве входных параметров модели являются образовательные программы, обучающиеся, контрольно-измерительные материалы, тесты, методическое обеспечение, рекомендации. Выходными параметрами модели являются обученные слушатели, удовлетворенность слушателей качеством обучения, удовлетворенность заказчика результатами обучения, рекомендации по совершенствованию содержания образовательной программы, технологий обучения, методического обеспечения, отчет о выполненной работе перед руководством и заказчиком.

На рис. 2. представлена процессная модель гибких образовательных технологий, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования. В качестве входных параметров модели являются образовательные программы, обучающиеся, контрольно-измерительные материалы, тесты, методическое обеспечение, рекомендации.

Выходными параметрами модели являются обученные слушатели, удовлетворенность слушателей качеством обучения, удовлетворенность заказчика результатами обучения, рекомендации по совершенствованию содержания образовательной программы, технологий обучения, методического обеспечения, отчет о выполненной работе перед руководством и заказчиком.

Реализация образовательной программы начинается с входного контроля слушателей. В результате входного контроля определяются индивидуальные особенности обучающихся, их исходный уровень подготовленности к восприятию образовательной программы, индивидуальные образовательные запросы, степень сформированности ключевых компетентностей, жизненный опыт и опыт профессиональной деятельности. Сообразно результатам формируются группы, близкие по уровню подготовленности, и вырабатывается образовательная траектория.

Гибкость модели обеспечивается непрерывностью контроля за ходом образовательного процесса, созданием службы педагогического консультирования и психологического сопровождения, текущим и рубежным контролем за образовательным результатом, подбором методов и технологий обучения в соответствии с результатами входного и промежуточного тестирования слушателей, изучения удовлетворенности результатами обучения со стороны слушателей и заказчиков. Руководство учебно-воспитательным процессом осуществляет менеджер образовательной программы.

На рис. 3 представлена модель гибкой организационной структуры. Гибкая организационная

| НД, внутренние | приказы, распоряжения ;

|Удовлетво-;ренность : потребителя, ;рекоменда-| ции по ; улучшению

Управляющие воздействия гибкой организационной структуры

Рекомендации по улучшению | образовательной программы |

Учебные планы рабочие программы ООПиДПО

сходные анные: эебова-ия

отребите-к

зограмме

I "Ч

т т

т т

Изучение исходных требований заказчиков к гибкой образовательной программе

Принципы

подбора

команды

Заказ : на ГОП ;

Формирование

команды разработчиков

гибкой образовательной программы

г.

Модель специалиста

Научная литература, методики

Исходный

уровень

обучающихся

Ключевые компетентности

Набор стандартных

интегрированных

блоков

Критерии отбора содержания

Образовательная программа. Учебные планы, рабочие программы

Определение

ключевых компетенций/ компетентностей

Т_1

Формирование содержания гибкой образовательной программы

Приказ на создание ВТК

ВТК

Содержание ГОП

Определение интегрированных блоков дисциплин, формируемых компетентностей

Методики

Методическое обеспечение

Разработка методического обеспечения

Формирование КИМ, тестов

I

КИМ,

тесты

I Преподаватели кафедр I методисты, ведущие специалисты

Рис. 1. Процессная модель формирования гибких образовательных программ

со о

Приказ о зачислении в число слушателей

КИМ

Слушатели

■Ч Т

т т

Входной контроль: исходный уровень, запросы, особенности

Потребности образовательного процесса

Учебные планы, рабочие программы

Обученные слушатели

Анкеты

Рекомендации

Результаты входного; тестирования ;

Ресурсы

Слушатели

▼ т

Рекомендуемые технологии

Учебные планы,

рабочие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

программы

Управление и организация обучения

Расчет нагрузки, графики учебного процесса, расписание занятий

Расчет нагрузки, график учебного процесса, расписание

Ресурсы

Формирование группы сопровождения

Приказ по составу ; группы сопровождения!

Группы слушателей,

дифференцированные по результатам тестирования

Методическое

обеспечение

▼ т ▼ т

Учебный процесс, текущий, итоговый контроль, психолого-педагогиче-

ское сопровождение, корректировка

Удовлетворенность потребителя

Рекомендации

Преподаватели кафедр, привлеченные специалисты

Образовательный результат

Методики

Критерии

■Мониторинг,

анализ, рекомендации

Обученные слушатели

Удовлетворенность работодателя

Отчет перед заказчиком

Рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, содержания образовательных программ, методобеспечения

н

л о

а N

3 (6 и о и N И В

Я

4 О

е-

(6 о о N О Я

Я О II

о о

ОУ

ч

»

и о и

Рис. 2. Процессная модель гибких образовательных технологий

| Норма-; тивные ;доку-1 менты

; Внутренние ; приказы, ; распоряжения

;Задание \ ; Норматив-;

; на разработку ; ; ные ;

; образовательной; ; документы;

; программы ;

Приказ на ВТК

; Информация 1 ! о потребности;

т т

Гибкая образовательная программа

Индивидуальные траектории, стили учебной деятельности

Рекомендации по улучшению методобеспечения

Рекомендации по улучшению

т ттт г

Управление и организация

сдпо

! \ ;Заявки \ \\на обучение;

Требования к ;

образовательным ;

программам, ;

удовлетворен- ;

ность качеством ;

Потребности образовательного процесса

ИД

▼ т

Управление ресурсами

Расчет нагрузки,

график учебного процесса

Приказы, распоряжения, планы

; Мето-; дики, ; тесты

Конструирование образовательных программ

Усовершенствованное методобеспечение

Задание на тестирование

Результаты ; тестирования;

I Методики, ; тесты

тт

¡■'Методики, ; тесты

Входная диагностика

Слушатели

Слуша-; тели ;

Педагогическое консультирование

▼▼УТ ▼

Образовательный процесс

Показатели; качества ;

г

Мониторинг

Образовательный результат

Тесты

Диагностика образовательного результата

Психологическое сопровождение

Слушатели:

Анкеты :'•

Маркетинг

Результаты обучения

| Слуша -; тели

мто

Финансирование

"ТШС, сотрудники:

Ресурсы: материальные, финансовые, человеческие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты ; тестирования;

Слушатели;

Обученные слушатели

Г

Удовлетворенность слушателей

И

о и

Е я

л и

В

о

II

N >4 (6 о И N (6 и (6

и

Рис. 3. Процессная модель гибкой организационной структуры

Теория и методика профессионального образования

структура — это такая организационная структура, состоящая из структурных элементов, ресурсов и способов их соединения, которая способна к гибкому изменению своего организационного построения на выполнение разнообразных образовательных функций в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными запросами личности, требованиями рынка труда, сохраняя при этом способность, быть открытой к непрерывным инновациям в социально-экономической и технологической политике.

Способность к перестройке, открытость системы ДПО обеспечивается благодаря тому, что в основу модели заложен цикл Деминга, обеспечивающий процесс непрерывного совершенствования на основе поступающей информации о запросах и потребностях потребителя образовательных услуг, рынка труда и удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Процессы маркетинга и мониторинга предполагают измерение качества подготовки специалистов и последующего анализа с целью выработки мероприятий по улучшению качества образовательного процесса и наиболее полного удовлетворения запросов потребителя. В качестве критерия качества образовательной услуги выступает удовлетворенность потребителя, которая определяется соответствием социального заказа образовательному результату.

Список литературы

1. Сесёлкин А.И. Диверсификация профессионального туристского образования: монография. — М.: Советский спорт, 2003. — 240 с.

2. Верников Г. Научитесь видеть и понимать функциональную структуру своего бизнеса! // Блог Инсапо-ва Рафаэля об автоматизации управления компаниями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы1р://1шароу. гц^еЮ^а^аг^езспрйоп.Ыт!

УДК 338.482:383.483

И.В. Зорин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма

ОБЗОР РОССИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Туристская дестинация — это объект. Образ де-

стинации субъективен. Даже если объект один, его образов столько, сколько оценивающих субъектов. В туризме много объектов, еще больше туристов. Их отношения и создают бесконечное разнообразие образов. Это разнообразие исследует когнитивная психология, целями которой являются распознавание неких общих закономерностей в восприятии объектов, типология когнитивных отношений.

Объекты в туризме — это памятники природы и культуры, технические системы, персонал, здания, сооружения и т. п. Восприятие этих объектов существенно влияет на характер рекреационной деятельности, настроение, даже на оценку путешествия. Но не когнитивная психология создает образ туристской дестинации.

Дело в том, что туристская дестинация — это целостный, системный объект, который включает все перечисленные объекты как подсистемы, но обладает еще рядом свойств, которых нет ни у одной из ее подсистем. В отличие от отдельных объектов, туристская дестинация проявляет себя как территориальная рекреационная система, целевая функция которой быть ареной рекреационной деятельности людей [1, с. 14—15]. Оценивая туристскую де-

стинацию, автор оценивает арену рекреационной деятельности. Тогда этот объект входит в орбиту комплексной отрасли знаний — экологии человека. В широком смысле слова экология человека — это наука о мире как об органически целостном доме человека.

Экология человека анализирует все социальные, экономические и природные условия как важные составляющие среды человека, обеспечивающие разные стороны его жизнедеятельности. Среди множества «помещений» в этом доме есть и специальные «комнаты и залы» — территориальные рекреационные системы, необходимые для реализации важнейшей сферы жизнедеятельности человека — рекреации. Кроме того, не менее чем рекреация, культурное и природное наследие туристов интересуют мировосприятия, мироощущения, а также система ценностей, присущая этносу дестинации.

Образ туристской дестинации создается в результате оценки туристом:

♦ характера рекреационной деятельности;

♦ природного и культурного наследия;

♦ мировосприятия и мироощущения людей;

♦ системы ценностей этноса.

Процесс рекреации повсеместен. В современный период постмодерна этот процесс зани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.