ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Мониторинговые исследования ГБОУ ДПО ЧИППКРО как средство повышения эффективности управления системой дополнительного профессионального образования
Ю. Ю. Баранова, И. Д. Борченко
Monitoring studies of SBEI APE CIRIPSE as a means of improving the effectiveness of managing the system of additional professional education
Yu. Yu. Baranova, I. D. Borchenko
Аннотация. Развитие современного российского общества диктует потребности в «новом» образовании, его адаптации к потребностям в актуальных знаниях. С переходом на современный уровень образования возникает потребность в систематическом контроле и анализе объективных данных о качестве предоставления образовательных услуг и подготовленности обучающихся. Одним из наиболее эффективных методов получения достоверной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг является мониторинг или мониторинговое исследование.
В статье рассматривается роль мониторинговых исследований ГБОУ ДПО ЧИППКРО при принятии эффективных управленческих решений в области дополнительного профессионального образования.
Раскрываются особенности использования мониторингового инструментария, используемого в ГБОУ ДПО ЧИППКРО, в рамках внутренней системы оценки качества образования.
В процессе проведения внутренней системы оценки качества образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО используются различные методы исследования: опрос (анкетирование, экспертная оценка), анализ документов (качественный и количественный), а также холл-тест и фокус-группа.
Abstract. Development of the modern Russian society dictates needs for "new" education, its adaptation to needs for relevant knowledge. With transition to a modern level of education there is a need for systematic control and the analysis of ob-
jective data on quality of providing educational services and readiness of the students. One of the most effective methods of receiving reliable information about quality of the provided educational services is monitoring or monitoring research.
The article considers the role of monitoring researches in SBEI APE CIRIPSE when making the effective managerial decisions in the field of additional professional education. The features of using the monitoring tools used in SBEI APE CIRIPSE within the internal system of education quality assessment. In the process of conducting the internal system of education quality assessment in SBEI APE CIRIPSE the various methods of research are used: survey (questionnaire, expert assessment), analysis of documents (qualitative and quantitative), and in-hall test and focus group.
Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, система оценки качества образования, внутренняя система оценки качества образования, мониторинговые исследования, функции управления качеством образования.
Keywords: the quality of education, education quality assessment, system of education quality assessment, internal system of education quality assessment, monitoring studies, functions of education quality management.
С развитием информационного общества, введением федерального государственного стандарта общего образования актуальным становятся процессы постоянного мониторинга качества общего и дополнительного профес-
сионального образования. Изменения социально-экономической ситуации в России влечет за собой трансформацию социальных институтов, в том числе и образования [1; 2].
Актуальной задачей, стоящей перед системой дополнительного профессионального образования, является повышение эффективности управления программами дополнительного профессионального образования. Именно мониторинговые исследования дают анализ эффективности программ дополнительного профессионального образования, а также способствуют повышению качества образования.
Генезис научно обоснованных представлений об оценке как категории внутренней системы качества образования осуществляется в русле основного направления исследования - проблемы управления качеством образования. Концепция мониторинговых исследований ГБОУ ДПО ЧИППКРО (далее - Институт) опирается на научные исследования следующих авторов: а) Ю. П. Адлер, В. И. Андреев, А. Г. Бермус, М. Б. Гузаиров, Н. Ф. Ефремова, В. А. Качалов, Г. С. Ковалева, А. Н. Майоров, А. А. Макаров,
B. М. Монахов, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, А. И. Субетто и др. Этими авторами рассматриваются различные аспекты оценки качества образования, выделяются совокупности показателей и расставляются приоритеты в определении его критериев, закладываются теоретические основы инновационных методов управления качеством образования и научной организации процесса управления. б) О. В. Аристов, В. И. Байденко, В. А. Исаев, В. А. Качалов,
C. И. Колесников, Э. М. Коротков, С. К. Круг-лов, В. А. Нефедов, Н. А. Селезнева, В. П. Соловьев, Ю. Г. Татур и др. участвовали в создании государственных образовательных стандартов и систем менеджмента качества образования, включающие положения о стандартизации целевых ориентиров и составляющих процесса управления качеством образования [3].
В условиях действия федерального закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г. создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) является обязательной функцией образовательной организации. В Институте утверждена организационная структура внутренней системы оценки качества образования в ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Внутренняя система оценки качества образования в Институте опирается на нормативное понимание качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [4].
Исходя из сущностных характеристик качества образования оценка качества образования рассматривается как оценка образовательных достижений слушателей, качества дополнительных профессиональных программ, условий их реализации в Институте, включая деятельность всех его подсистем, обеспечивающих образовательный процесс [5, с. 62].
Реализуемая в Институте система оценки качества образования определяется как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений слушателей, качества дополнительных профессиональных программ, условий их реализации [5, с. 56-58].
Управление системой оценки качества образования в Институте осуществляется в рамках ВСОКО, которая представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых ректоратом, профессорско-преподавательским составом Института и специально организованными структурными подразделениями, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования [6].
Целью внутренней системы оценки качества образования является систематический сбор и обработка информации о степени соответствия условий, структуры и содержания реализуемых в Институте дополнительных профессиональных программ установленным федеральным, региональным и локальным нормам, потребно-
ж
ЧИППКРО
стям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также о степени достижения планируемых результатов реализации образовательных программ для оптимизации процесса принятия решений, обеспечивающих повышение качества образования, на уровне ректората, органов самоуправления и руководителей структурных подразделений [7].
В рамках ВСОКО сбор, обобщение и систематизация информации по отдельным направлениям деятельности Института, обеспечивающим качество образования, осуществляется в ходе мониторинговых исследований.
Необходимо констатировать, что понятие «Мониторинг» изменялось от общего «проверка и учет знаний учащихся», количественного -«оценка знаний и умений», к более конкретному - «контроль и учет знаний и умений», далее к широкому смыслу - «отслеживание учебных достижений учащихся» - и более диагностич-ному - «измерение уровня достижения учащимися образовательного стандарта» - и, наконец, к современному определению - «диагностика качества образования», «образовательный мониторинг», «экспертиза качества образования», «квалиметрический мониторинг» [2].
Теоретики в области мониторинга качества образования, В. И. Андреева, М. Е. Бершад-ский, А. И. Субетто выделяют следующие виды мониторинга: информационный, фоновый, проблемный, управленческий. Каждый вид мониторингового исследования оценивает определенный аспект образования [3].
Нами будет рассмотрен управленческий вид мониторингового исследования - основы эффективного управления образовательными процессами в Институте.
Управленческий мониторинг - это постоянный процесс отслеживания и оценки эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управленческого решения. Задачей мониторинга становится построение систем оценок для определения динамики и возможности влияния внешних или внутренних факторов для наблюдаемых эффектов [3].
Примером данного мониторинга могут служить такие виды мониторинговых исследований, практикуемых в Институте, как:
1. Мониторинговое исследование контрольно-оценочной деятельности по определению
уровня проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава - важная часть внутренней системы оценки качества образования в Институте. Она позволяет получить объективную информацию о состоянии деятельности преподавателей; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям должностных инструкций; выявить положительные и отрицательные тенденции; установить причины повышения или снижения качества деятельности преподавателей в различные периоды их работы.
Инструментарий мониторингового исследования состоит из листа оценки учебного занятия с методикой проведения и оценки, и программного комплекса «Электронный журнал» с описанием методики работы.
В процессе мониторингового исследования используется метод опроса (анкетирование). Анкетирование проводится в присутствии исследователя (прямой опрос) во всех учебных группах на заключительном этапе обучения, т. е. на «выходе».
Репрезентативность выборки обеспечивается случайностью отбора по атрибутивному признаку, гнездовая (кластерная) выборка -отбор респондентов проходит по территориальному признаку и категории слушателей, по определенному количеству человек в кластере (группе).
Анализ и интерпретация результатов мониторингового исследования осуществляется по двум индикаторам: - количеству часов - нагрузке; - типу занятий (лекции, практические и т. д.). По результатам проведения опросов формируется социологический рейтинг преподавателей, который может служить, с одной стороны, как основание для стимулирующих выплат, а с другой, - как основание для выдачи некоторым преподавателям конкретных рекомендаций.
2. Мониторинговое исследование оценки влияния участия сотрудников Института в инновационных проектах на динамику их профессионального продвижения.
Данное мониторинговое исследование - это инструмент важной и актуальной информации о степени эффективности подготовки профес-
сорско-преподавательского состава к инновационной деятельности; изучение уровня использования инновационных технологий в образовательном учреждении, что, несомненно, важно для качества предоставляемых образовательных услуг ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Мониторинговое исследование представляет собой совокупность трех групп компонентов, представленных в виде технологической карты, позволяющих: с одной стороны, сформировать представление о сформированности коммуникативной, информационной и профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, с другой - сформировать представление об общественно-значимых результатах профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, полученных ими в ходе участия в инновационных проектах [8].
3. Мониторинговое исследование входной и итоговой диагностики уровня профессиональной подготовки слушателей.
Целью исследования является изучение состояния профессиональной компетентности слушателей до и после обучения на курсах, а также оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ.
Объектом исследования является процесс повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования.
Программой мониторингового исследования предусмотрено проведение опроса слушателей, обучающихся на курсах переподготовки и повышения квалификации. Для опроса разработано два вида анкет для педагогов и руководителей: входная - для проведения анкетирования в начале обучения и итоговая по результатам обучения.
Входная анкета содержит ряд вопросов, которые способствуют изучению следующих аспектов:
- удовлетворенность уровнем квалификации до обучения на курсах;
- профессиональные затруднения;
- мнение слушателей о необходимости обновлять знания;
- самооценка уровня знаний по некоторым вопросам программы курсов повышения квалификации до обучения.
Анкета по результатам обучения (итоговая) содержит вопросы, которые помогают оценить следующие аспекты:
- удовлетворенность организацией курсов, их содержанием, формой проведения;
- приращение профессиональных компетенций;
- удовлетворенность содержанием и результативность теоретического блока;
- результативность технологического блока;
- самооценка слушателя собственных знаний по некоторым вопросам программы курсов после обучения.
4. Инструментарий мониторингового исследования запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В данном мониторинговом исследовании разработан инструментарий, используется метод опроса (анкетирование). Анкета предлагается слушателям в ходе курсовой подготовки, позволяющая сформулировать наиболее актуальные проблемы в педагогической деятельности, а также пожелания по организации и содержанию курсов ГБОУ ДПО ЧИППКРО, и сбор информации от руководителей образовательных организаций с целью выяснения реальных нужд школы.
Учет и регулярный мониторинг образовательных запросов на образовательные услуги являются реальным управленческим механизмом оптимизации перечня услуг способным повысить удовлетворенность и, как следствие, качество образования.
5. Инструментарий мониторингового исследования по определению степени удовлетворенности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров различными сторонами образовательного процесса в ГБОУ ДПО ЧИППКРО (автор М. И. Лукьянова). Инструментарий мониторингового исследования состоит из анкеты уровня удовлетворенности для слушателей курсов повышения квалификации (по М. И. Лукьяновой), анкеты уровня удовлетворенности для слушателей по программам профессиональной переподготовки (по М. И. Лукьяновой, позволяет выявить уровень удовлетворенности слушателей курсов сторонами образовательного процесса в Институте, его сильные и слабые стороны.
Кроме этого, выявляется степень проявления субъектной позиции обучающегося на курсах, что важно в условиях реализации деятель-
ж
ЧИППКРО
ностного подхода в повышении квалификации взрослых.
Слушатели имеют возможность дать оценку содержательной, организационно-методической и социально-психологической сторонам образовательного процесса, сформулировать образовательный запрос на повышение квалификации.
Мониторинговые исследования в комплексе проводятся в Институте с 2007 года. Однако изменения в законодательстве, совершенствование локальной нормативной базы, новации в практике работы Института по обеспечению качества образования делают необходимым их концептуальное обоснование, уточнение содержания, инструментария, процедур с точки зрения необходимости и достаточности для обеспечения эффективности управленческих решений по результатам ВСОКО.
Понятие «мониторинговые исследования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, обеспечивающие внутреннюю систему оценки качества образования» сформулировано на основе интеграции сущностных признаков двух понятий: «мониторинговые исследования» и «внутренняя система оценки качества образования».
Мониторинговые исследования в педагогической литературе рассматриваются как систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Мониторинговые исследования в управлении образовательными системами традиционно выполняют следующие организационные функции: выявление состояния критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; установление отношений со своим окружением, обеспечивающее обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ; установление соответствия правилам и нормам [3, с. 203-209].
Таким образом, основная функция мониторинговых исследований - информационное обеспечение управления, а назначение - возможность говорить о состоянии объекта,
спрогнозировать ситуацию развития какого-либо объекта, а также - обеспечить эффективность последующих управленческих решений.
Уточнение этих функций применительно к цели ВСОКО, принятой в Институте, позволило определить роль мониторинговых исследований в ее достижении: информационно-аналитическая основа для принятия оптимальных управленческих решений в части обеспечения качества образования.
В результате под мониторинговыми исследованиями ГБОУ ДПО ЧИППКРО, обеспечивающими внутреннюю систему оценки качества образования (далее - мониторинговые исследования), понимается мониторинг процессов и результатов деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр и структурных подразделений Института по реализации дополнительных профессиональных программ с целью принятия обоснованных оперативных решений, обеспечивающих нивелирование отрицательных и закрепление положительных отклонений от планируемых результатов качества образования, а также решений по развитию Института в части обеспечения качества образования на среднесрочную перспективу [9, с. 6-24].
Целью мониторинговых исследований является обеспечение внутренней системы оценки качества достоверной и своевременной информацией (полученной в ходе специально организованных исследований), необходимой и достаточной для принятия управленческих решений об: уровне проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом Института; уровне профессиональной подготовки слушателей Института по освоению дополнительных профессиональных программ; уровне удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; уровне удовлетворенности слушателей спектром и формами реализации дополнительных профессиональных программ; уровне удовлетворенности запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей Института; а также о степени влияния участия сотрудников Института в инновационных проектах на динамику их профессионального продвижения.
Принципами проведения, анализа и оценки результатов мониторинговых исследований
Института, обеспечивающих внутреннюю систему оценки качества образования, являются:
- направленность на принятие управленческих решений, обеспечивающих достижение слушателями планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ;
- целевое назначение - получение необходимой и достаточной информации, исходя из цели, задач и направлений ВСОКО;
- научность и валидность инструментария и процедур проведения мониторинговых исследований;
- объективность информации - опора на объективные данные, получаемые в ходе мониторинговых исследований; сравнимость данных - отслеживание состояния и результатов деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и структурных подразделений Института по реализации дополнительных профессиональных программ, а также изучение изменений, которые происходят в процессе их работы и взаимодействия; прогностичность -получение данных, позволяющих прогнозировать тенденции развития образовательного процесса, обеспечивающие высокое качество образования, а также возможные изменения в способах достижения поставленных целей; согласованность действий всех уровней управления Института - ректората, органов самоуправления и руководителей кафедр и структурных подразделений - по использованию результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования (в пределах компетенций);
- использование результатов контроля в системе стимулирования Института; информационная открытость результатов мониторинговых исследований.
Место мониторинговых исследований во внутренней системе оценки качества образования Института представлено на рисунке 1.
Как подсистема ВСОКО мониторинговые исследования обеспечивают выполнение следующих функций управления качеством образования:
1) аналитико-прогностическая функция, связанная с: а) сравнением, сопоставлением, обобщением данных в соответствии с критериями и показателями внутренней системы оценки качества образования; Ь) выявлением динамики изменений, происходящих в иссле-
дуемых аспектах образовательной деятельности Института; с) определением факторов, влияющих на динамику качества образования; ф интерпретацией результатов анализа данных для выработки управленческих решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления образовательным процессом; е) прогнозом основных тенденций развития Института в части повышения качества образования и внесением необходимых корректировок в образовательный процесс; £) вариативностью принятия управленческих решений по результатам;
2) функция планирования, направленная на определение целей, задач, направлений, мероприятий мониторинговых исследований, формулирование ожидаемых результатов;
3) организационно-технологическая функция, включающая в себя мотивационный и технологический компоненты: создание регламентов мониторинговых исследований, обеспечивающих координацию деятельности участников по сбору, обработке, хранению, систематизации и представлению информации, распределение информационных потоков в соответствии с полномочиями участников; а также создание мотивационных условий по включению субъектов образовательных отношений в оценочную деятельность;
4) оценочная функция, реализация которой позволяет получить скрининг состояния образовательной среды и происходящих в ней изменений, исходя из критериев и показателей внутренней системы оценки качества образования;
5) информационно-методическая функция, исполнение которой обеспечивает установление эффективной обратной связи при принятии управленческих решений, способствующих повышению качества образования, информировании участников образовательных отношений о качестве образования.
Все эти функции в комплексе обеспечивают подготовку принятия управленческих решений, обеспечивающих достижение необходимого качества образования при согласованности работы всех субъектов организационной структуры ВСОКО [6].
Результатами мониторинговых исследований Института, обеспечивающих внутреннюю систему оценки качества образования, должны стать:
Достижение слушателями -уровень профессиональной подготовки
планируемых результатов слушателей Института по освоению
освоения дополнительных —► дополнительных профессиональных
профессиональных программ
программ -
-уровень удовлетворенности запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей ГБОУ ДПО ЧИППКРО
Содержание дополнительных профессиональных программ —►
-уровень удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки -уровень удовлетворенности слушателей спектром и формами реализации дополнительных профессиональных программ
- оценка на основе систематического сбора данных, достоверности и полноты собранной информации вклада деятельности профессорско-преподавательского состава, кафедр и структурных подразделений в достижение показателей качества образования, в обеспечение конкурентоспособности Института;
- принятие эффективных управленческих решений на всех уровнях управления Института по развитию субъектной позиции слушателей, созданию оптимальных условий обеспечения качества дополнительных профессиональных программ, совершенствования их содержания, форм и технологий реализации.
Направления мониторинговых исследований определены в соответствии со следующими аспектами внутренней системы оценки качества Института:
1. Условия реализации дополнительных профессиональных программ.
2. Достижение слушателями планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ.
3. Содержание и формы реализуемых дополнительных профессиональных программ, соответствующие потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Предметами оценивания в рамках мониторинговых исследований по направлениям оценочной деятельности являются:
1. В части обеспечения условий реализации дополнительных профессиональных программ:
- уровень проведения учебных занятий профессорско-преподавательским составом Института;
- степень влияния участия сотрудников Института в инновационных проектах на динамику их профессионального продвижения.
2. В части достижения слушателями планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ:
- уровень подготовки слушателей Института по освоению дополнительных профессиональных программ.
3. В части соответствия содержания и форм реализуемых дополнительных профессиональных программ потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность:
- уровень удовлетворенности слушателей организацией и содержанием курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- уровень удовлетворенности слушателей спектром и формами реализации дополнительных профессиональных программ;
- уровень удовлетворенности запросов на образовательные услуги потенциальных потребителей, слушателей Института.
Субъектами оценивания в рамках мониторинговых исследований в соответствии с направленностью мониторинговых процедур и определенными компетенциями являются:
- первый проректор, проректоры;
- ученый совет;
- заведующие кафедрами;
- лаборатория мониторинговых исследований Регионального центра ФГОС;
- профессорско-преподавательский состав Института;
- слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Института.
Системность мониторинговых исследований обеспечена локальной нормативной базой, которая определяет виды, инструментарий, процедуры и периодичность мониторинговых исследований в рамках ВСОКО, а также вносимые в их содержание изменения.
Кроме того, все указанные решения закреплены приказами Института, реализуются в соответствии с планом работы Института и годовым календарным учебным графиком повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников учреждений и организаций областной образовательной системы. Структура каждого из мониторинговых исследований Института представляет собой: название исследования, его целевое назначение, предмет, субъекты, основания проведения оценивания, а также используемый инструментарий, процедуру и периодичность.
В структуре отражены ожидаемые результаты мониторингового исследования, а также направленность управленческих решений по результатам.
Данная структура мониторинговых исследований Института обобщает и систематизирует содержание внутренней системы оценки каче-
ства образования в части обеспечения повышения качества предоставления дополнительного профессионального образования.
Практика проведения в Институте мониторинговых исследований выявила их несомненную результативность в оценке условий реализации дополнительных профессиональных программ, их содержания и форм, а также планируемых результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ.
Таким образом, мониторинговые исследования Института, обеспечивающие внутреннюю систему оценки качества образования, являются документальной основой, содержательно и процессуально определяющей систему сбора, анализа и хранения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений по программам дополнительного профессионального образования.
Библиографический список:
1. Ефремова Н. Ф. Квалиметрический образовательный мониторинг по данным StatInfo // Развитие системы тестирования в России : тез. докл. III Всерос. науч.-метод. конф. - М., 2001.
2. Ефремова Н. Ф. Тестовый квалиметрический мониторинг в школе // Материалы IX симп. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. - М. : ИЦПКПС, 2000. -Ч. 3.
3. Поташник М. М. Управление качеством образования : практико-ориентированная монография и методическое пособие / под. ред. М. М. Поташника. - М. : Педагогическое общество России, 2000.- С. 203-209.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2. п. 29.
5. Модели государственно-общественного управления образованием : сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - С. 62.
6. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / авт.: М. И. Солодкова, А. В. Коп-телов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014.
7. Приказ № 998 от 30.12.2013 «О внутренней системе оценки качества образования в ГБОУ ДПО ЧИППКРО».
8. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя : учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Д. Ф. Ильясов [и др.]. - М., 2008.
9. Кеспиков В. Н. Особенности построения мониторинга качества общего образования на региональном уровне / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Вып. 4 (13). - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. - С. 6-24.
10. Рычихина Э. Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования / Э. Н. Рычихина // Региональная экономика и управление : электр. науч. журн. / ГОУ ВПО «ВятГУ», ООО «МЦНИП». - [Электронный ресурс]. - Киров : ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2008. - № 1 (13). - № рег. статьи 0035. -Режим доступа к журн. : http://region.mcnip.ru.
References:
1. Efremova N. F. Qualimetric Educational Monitoring According to StatInfo [Kvalimetri-cheskiy obrazovatel'nyy monitoring po dannym StatInfo]. Razvitie sistemy testirovaniya v Rossii : tez. dokl. III Vseros. nauch.-metod. konf [The Development of the Test System in Russia : Abstracts of III All-Russia cientific-Methodological Conference], M., 2001.
2. Efremova N. F. Test qualimetric monitoring at school [Testovyy kvalimetricheskiy monitoring v shkole]. Materialy IX simp. : Kvalimetriya cheloveka i obrazovaniya: metodologiya i praktika [Proceedings of the IX Symposium: Qualimetry of Human and Education : Methodology and Practice], M., 2000.
3. Potashnik M. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: Praktiko orientirovannaya monogra-fiya i metodicheskoe posobie [Education Quality Management : Practice-Oriented Monograph and Methodological Manual], M., 2000, pp. 203-209.
4. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law of 29.12.2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation"].
5. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-
sov D. F. Modeli gosudarstvenno-obshchestven-nogo upravleniya obrazovaniem : sbornik nauch-no-metodicheskikh materialov [Models of State and Public Management of Education]? Chelyabinsk, 2014? 328 p.
6. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Kopte-lov A. V. Podkhody k razrabotke obshcheobrazo-vatel'nymi organizatsiyami vnutrennikh sistem ot-senki kachestva obrazovaniya : metodicheskie re-komendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh [Approaches to Developing by Educational Organizations the Internal Systems for Evaluating the Quality of Education : Guidelines for Heads of Educational Institutions], Chelyabinsk, 2014.
7. Prikaz № 998 ot 30.12.2013 "O vnutrenney sisteme otsenki kachestva obrazovaniya v GBOU DPO CHIPPKRO" [Order № 998 of 30.12.2013 "On the Internal System of Assessing the Quality of Education in SBEI APE CIRIPSE"].
8. Il'yasov D. F. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noy deyatel'nosti uchi-telya : uchebnoe posobie dlya slushateley kursov professional'noy perepodgotovki i povysheniya
kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya [Psycho-Pedagogical Maintenance of Teacher's Professional Activity : a Manual for Participants of Courses of Retraining and Professional Development of Educators], M., 2008.
9. Kespikov V. N., Solodkova M. I., Il'ya-sov D. F. Features of Constructing the Education Quality Monitoring at the Regional Level [Oso-bennosti postroeniya monitoringa kachestva obsh-chego obrazovaniya na regional'nom urovne]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training. Scientific and Theoretical Journal], V. 4 (13), Chelyabinsk, 2012, pp. 6-24.
10. Rychikhina E. N. The Role of Monitoring in Forming the Long-Term Plan of Socio-Economic Development of the Municipal Education [Rol' monitoringa v formirovanii perspektivnogo plana sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsip-al'nogo obrazovaniya]. Regional'naya ekonomika i upravlenie : elektr. nauch. zhurn [Regional Economics and Management : Electronic Scientific Journal], Kirov, 2008, № 1 (13), URL : http:// region.mcnip.ru.