УДК 796.011
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО ПЕРВОЙ СТУПЕНИ
Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ИвГУ, Наталья Николаевна Нежкина, доктор медицинских наук, профессор, Ивановская государственная медицинская академия, Ирина Викторовна Рябова, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией, Московский городской педагогический университет
Аннотация
В статье представлена модель взаимодействия детского сада и начальной школы в системе организации и проведения совместных физкультурных и спортивных мероприятий. Деятельность участников физкультурно-образовательного пространства направлена на совершенствование преемственности системы физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основной целью взаимодействия педагогов дошкольных организаций и школы, а так же родителей является создание условий для интеграции содержания образования детей 6-8 лет, средств, форм и методов физического воспитания в процессе подготовки к сдаче норм комплекса ГТО и участию их в различных физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Ключевые слова: модель физкультурно-спортивного взаимодействия дошкольных организаций и начальной школы, дети 6-8 лет, физическая подготовленность, нормативы 1-ой ступени комплекса ГТО.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p119-125
MODEL FOR INTERACTION OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND PRIMARY SCHOOL FOR PREPARATION OF THE CHILDREN FOR PASSING THE NORMS OF "READY TO LABOR AND DEFENSE"
COMPLEX OF THE FIRST STAGE
Mikhail Alexandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Shuya branch of Ivanovo State University, Natalia Nikolaevna Nezhkina, the doctor of medical sciences, professor, Ivanovo State Medical Academy,
Irina Viktorovna Ryabova, the candidate of medical sciences, head of laboratory, Moscow City Pedagogical University
Annotation
The article presents a model of interaction between kindergarten and elementary school in the organization and conduct of joint physical education and sports activities. The activities of participants of the sports and educational environment aimed at improving the continuity of physical education of children of preschool and early school age. The purpose of the interaction of teachers of preschool institutions and schools and parents is creation of the conditions for the integration of the content of the education for children aged 6-8 years, means, forms and methods of physical training into preparation for the passing of the standards set by the " Ready to Labor and Defense" complex and their participation in variety of sports and health-improving events and competitions.
Keywords: model for physical culture and sports interaction of preschool and primary school, children aged 6-8 years old, physical fitness, specifications of the first stage of the "Ready to Labor and Defense" complex.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предполагает ком-
плекс действий, направленных на придание новых импульсов в развитии физической культуры и спорта среди населения. Новизной подхода к структуре и содержанию современного комплекса ГТО можно считать включение нормативов по физической подготовленности для детей подготовительных к школе групп детских садов и учащихся 1-2-х классов начальной школы [9, 11]. В этой связи актуальным направлением является разработка модели взаимодействия дошкольных образовательных организаций (ДОО) и начальной школы (НШ) в системе физической подготовки детей 6-8 лет, основанной на преемственности средств, форм и методов физического воспитания, ориентированного на нормативные требования комплекса ГТО первой ступени.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения проблемы исследования был проведен анализ содержания образовательных программ, в том числе по физическому воспитанию детей 6-7 лет дошкольных организаций и учащихся 1-2 классов начальной школы, а так же нормативные требования комплекса ГТО первой ступени. Среди педагогов ДОО (73 чел.) и НШ (48 чел.), а так же родителей (187 чел.) проводилось анкетирование с целью выявления проблем эффективного взаимодействия образовательных организаций по реализации задач физической подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов анкетирования позволил выявить ряд противоречий между:
- необходимостью создания условий более тесного взаимодействия дошкольных организаций и начальной школы в решении проблемы реализации форм и методов их физкультурно-спортивной интеграции (на это указали 78% респондентов из числа педагогов ДОО и 87% учителей НШ) и отсутствием теоретического и методического обеспечения условий такого взаимодействия;
- наличием различных образовательных программ, в том числе дополнительного образования в области физического воспитания, физкультурно-оздоровительных и спортивно-ориентированных технологий, направленных на решение проблемы физической подготовки детей к школе, и недостаточным их использованием в различных формах совместно организованной деятельности дошкольных образовательных организаций и начальной школы (65% педагогов ДОО и 71% учителей НШ);
- наличием большого разнообразия форм работы по физическому воспитанию в детских садах и в начальной школе и низким уровнем их совместной реализации (95% и 92% педагогов соответственно).
- желанием родителей воспитанников дошкольных учреждений в совместном проведении физкультурно-массовых мероприятий с учащимися начальных классов на базе школы (78% родителей) и недостаточной степенью готовности администрации школ и педагогических кадров к их реализации (85% учителей школ).
Анализ программных требований по предмету «Физическая культура» [10] к уровню физической подготовленности учащихся начальной школы, позволяет констатировать, что количество рекомендованных контрольных упражнений (тестов) в школьной программе больше, чем в Государственных требованиях ВФСК «ГТО» 1 ступени, как для мальчиков, так и для девочек [1, 6]. При этом в программном содержании по физической подготовке детей 6-7 лет в дошкольных организациях количество контрольных испытаний не является строго регламентированным и определяется каждым дошкольным учреждением самостоятельно, в основном количество их меньше по сравнению с требованиями программы начальной школы и комплекса ГТО [6].
В целом анализ нормативных требований, представленных в программах по физической культуре в начальной школе к уровню физической подготовленности учащихся 12-х классов и требований к ним, представленных в комплексе ГТО 1-ой ступени позволя-
ет сделать вывод о необходимости принятия мер по оптимизации содержания средств физической подготовки детей. Прежде всего, это касается применения таких средств как лыжная и кроссовая подготовка. Требования к выполнению контрольного упражнения «Ходьба на лыжах 1 км» в комплексе ГТО выше, чем в школьной программе, как для мальчиков, так и для девочек (на 30-45 с). Невысокий уровень развития выносливости у детей, отмечаемый специалистами, и частые факты невыполнения программ по физической культуре в аспекте лыжной подготовки, а так же крен на игровые виды спорта в содержании занятий, выступает как негативный фактор в общей системе подготовки детей к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях по сдаче норм комплекса ГТО по данному виду. В связи с этим представляется необходимым переориентировки содержания средств физического воспитания в образовательных организациях со скоростно-силовой подготовки на комплексный подход в развитии физических качеств и повышении уровня выносливости у детей на основе использования средств лыжной и кроссовой подготовки.
Сравнительный анализ требований комплекса ГТО и содержания физической подготовки детей подготовительных к школе групп детских садов свидетельствует о недостаточном уровне преемственности программ физического воспитания в дошкольных организациях и начальной школе. Это с одной стороны связано с возрастными особенностями физического развития дошкольников и младших школьников, что объективно, с другой стороны отсутствием в настоящее время общих требований к содержанию средств физической подготовки и применению в процессе физического воспитания детей упражнений, соотнесенных с контрольными тестами, предлагаемыми в комплексе ГТО. Особенностью программ физического воспитания детей подготовительных групп детского сада, является отсутствие обязательных требований к выполнению нормативов по физической подготовке. С одной стороны это объективно и обусловлено общей миссией дошкольного образования и учета требований законных представителей детей (родителей) к личности ребенка его индивидуальными особенностями и создания общей базы физического развития ребенка. С другой стороны учет общей нормативной парадигмы, обозначенной в нормативных требованиях комплекса ГТО, требует пересмотра содержания физической подготовки дошкольников и учета в развитии физических качеств, необходимых для их выполнения.
Анализ нормативных требований к уровню физической подготовленности детей подготовительных групп детских садов и учащихся первых-вторых классов начальной школы, в свете преемственности содержания программ физического воспитания и содержательного раздела образовательной области «Физическое развитие» в дошкольной организации, в аспекте внедрения нормативов комплекса ГТО, являются рекомендации к двигательному режиму детей 6-8 лет [3]. В рекомендациях комплекса ГТО к недельному двигательному режиму детей 6-8 лет детям предлагается:
- выполнять утреннюю гимнастику (70 мин);
- участвовать в обязательных учебных занятиях (120 мин),
- в процессе учебного дня на динамических паузах, физкультминутках и других формах выполнять упражнения (150 мин);
- заниматься в спортивных секциях и кружках по легкой атлетике, плаванию, лыжной подготовке, гимнастике, подвижным играм, в группах ОФП;
- участвовать в соревнованиях (не менее 120 мин), а так же самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в том числе совместно с родителями (не менее 160 мин).
Общее время недельной двигательной активности составляет 620 минут (10,3 часа).
В Требованиях к организации физического воспитания дошкольников (Глава 12 СанПиН 2.4.1.3049-13) двигательный режим, занятия физическими упражнениями и за-
каливающие мероприятия рекомендовано осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года [2]. В качестве форм двигательной деятельности используют: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие (п. 12.2.). Общий объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности составляет 6-8 часов в неделю, что меньше чем рекомендовано в начальной школе для учащихся 1-2-х классов. Однако эта разница не является критичной, как по отношению к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации, так и в начальной школе. Важным в плане решения проблемы обеспечения условий преемственности содержания физической подготовки детей является комплексиро-вание средств, форм и методов проведения физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, обеспечение индивидуальных подходов к ребенку с учетом его отдельных сторон подготовленности, степени освоения двигательных умений и навыков, а также форм привлечения детей и родителей к систематическим занятиям физической культурой, учета интересов и мотивов к участию в соревновательной деятельности, в том числе по сдаче норм комплекса ГТО.
На основе анализа результатов ранее проведенных исследований, собственных данных и рекомендаций, представленных в нормативных документах [3, 4, 5, 6, 10], была разработана модель взаимодействия дошкольной образовательной организации и начальной школы на основе интеграции содержания образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) и предметов основной образовательной программы начальной школы (ООП НШ) в системе мероприятий, направленных на реализацию задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО первой ступени (дети 6-8 лет) (рис. 1).
Анализ результатов исследования позволяет констатировать, что совместные физ-культурно-спортивные мероприятия, проведенные воспитателями ДОО и учителями НШ, в период осени 2014 и начала зимы 2015 года для детей и родителей, обеспечили эффективность условий, представленных в модели взаимодействия ДОО и НШ. Преемственность форм средств и методов физического воспитания детей способствовало решению задач не только физической подготовки детей 6-8 лет, но интеграции содержания образовательных областей ООП ДОО и ряда предметов ООП НШ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение модели взаимодействия дошкольных образовательных организаций и начальной школы по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени позволило значительно повысить эффективность системы физического воспитания детей 6-8 лет.
Результаты первоначального тестирования (октябрь 2014 г.) детей 6-8 лет (153 чел.) по сравнению с данными, полученным в феврале 2015 года достоверно различаются. Большинство детей 6-7 лет (43,2% - 32 чел. из 74 чел.), посещающих ДОО в начале исследования справились с нормативами ГТО, соответствующего бронзовому значку, 27% (20 чел.) не смогли выполнить норматив первой ступени и 30% (22 чел.) выполнили норматив, соответствующий серебряному значку. Второе тестирование детей данной возрастной подгруппы позволяет констатировать выросший уровень их физической подготовленности. Норматив золотого значка выполнили 11 детей (15%), серебряного - 32 ребенка (43%) и бронзового - 28 чел. (38%). У троих детей (4%) совокупность результатов в обязательных тестах и тестах по выбору не соответствовала нормативным требованиям.
Социальный заказ
на укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности дошкольников, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни юных граждан РФ.
Цель формирование основ физической культуры личности воспитанников, педагогов и родителей
Модернизация системы физического воспитания дошкольников и младших школьников и подготовка их к сдаче нор комплекса ГТО
Л
Формирование у детей, родителей
и педагогов осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и
спортом, физическом самосовершенствовании, ведении ЗОЖ
Повышение общего уровня знаний о средствах, методах и
формах организации самостоятельных занятий, в том
числе с использованием современных информационных технологий
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с участниками открытого физкультурно-образовательного пространства (ОФОП) по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО и освоения образовательных областей ООП ФГОС ДО и предметов ООП ФГОС НШ
V ^
Формы: непосредственная образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность, тренировки, соревнования, походы, спортивны праздники, эстафеты, домашние задания, конкурсы и др.
V,_;___
к
Методы: интегративного взаимодействия, специальные методы физического воспитания и спортивной тренировки, диалога культур, здоровьесбережения, спортизации, ИКТ
2.
Средства:
физические упражнения, подвижные игры, спорт, туризм, дидактические игры, аудиовизуальные средства, средства ИКТ, чтение худож. литературы
2.
1510
X
Образовательная
Функции
Воспитательная
Оздоровительная
Повышение
уровня физической подготовлен
ности участников ОФОП
Снижение количества
часто болеющих детей
Результат: т
Увеличение количества детей и родителей (от 15 до 20%) регулярно
занимающихся физической культурой и спортом
Технология подготовки детей 6-8 лет к
участию в соревнованиях по сдаче норм ГТО
Формирование основ к учебной деятельности (целевые ориентиры ФГОС ДО и НШ)
Рис. 1. Схема модели взаимодействия ДОО и НШ на основе интеграции содержания первой ступени комплекса ГТО и ООП ДО и ООП НШ
Аналогичные результаты были получены и у второй подгруппы детей 8 лет (учащихся 1-2 классов НШ). В начале тестирования большинство учеников - 46,8% (37 из 79 чел.) выполнили норматив, соответствующий бронзовому значку, серебряному - 40,5% (32 чел.), 5 чел. (6,3%) - золотому и 5 чел. не справились с нормативами ГТО. В процессе
соревнований, посвященных сдаче норм комплекса ГТО, на втором этапе исследования учащиеся 1-2-х классов значительно улучшили свои показатели: норматив, соответствующий золотому значку ГТО выполнили 12 детей (15,3%), серебряному - 39 учеников (49,3%) и бронзовому - 28 чел. (35,4%).
Наряду с этим увеличилось количество детей и родителей (с 16% до 21%), совместно занимающихся физическими упражнениями дома, а так же на свежем воздухе в выходные дни. Выросло число воспитателей ДОО и педагогов НШ, участвующих в организации и проведении физкультурно-массовых мероприятий с детьми и родителями по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО (на 26% и 34% соответственно).
Обеспечение условий повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с участниками образовательного пространства (детей, педагогов, родителей) в рамках разработанной модели обеспечивает воспитание здорового, физически развитого поколения дошкольников и младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (одобрены протоколом Минспорта России от 23.07.2014 N 1) [Электронный ресурс] // Режим доступа: minsport.gov.ru/polojgto.doc. - Дата обращения 08.01.2015.
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Режим доступа: http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou18/DocLib2/%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%9F%D0%98%D0%9D.pdf. - Дата обращения 09.01.2015.
3. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... доктора пед. наук / Правдов М.А. - Шуя, 2003. - 419 с.
4. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры / М.А. Правдов // Начальная школа. -2005. - № 11. - С. 71.
5. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 83-87.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. -Дата обращения 08.01.2015.
7. Приказ Минспорта России от 11 июня 2014 г. № 471 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sport.saratov.gov.ru/upload/documets/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %В7%200/(00%930/(00%А20/(00%9Е^£ - Дата обращения 09.01.2015.
8. Проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста и подходы к их решению / А.А. Горелов, Я.К. Коблев, И.М. Козлов, М.А. Правдов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 4. - С. 50.
9. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2014 года № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gto-normv.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ob-utverzhdenii-plana-meroprivatii-po-vnedrenivu-vserossiiskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa-gotov-k-trudu-i-oborone/. - Дата обращения 08.01.2015.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142269/?frame=2. - Дата обращения 8.01.2015.
11. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства [Электронный ресурс] / М.А. Правдов, Н.Б. Павлюк, Д.М. Правдов, А.В. Корнев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 // URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf. - Дата обращения 8.01.2015.
REFERENCES
1. Gorelov, A.A., Koblev, Y.K., Kozlov, I.M. and Pravdov M.A. (2002), "Problems of physical education of preschool children and approaches to their solution", Physical culture: education, education and training, No. 4, pp. 50.
2. Guidelines on the organization of the test (test) included in the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense " (RWD), "Guidelines for the implementation of types of tests (tests) that are part of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (RWD) (approved by the Ministry of Sports of Russia protocol from 23.07.2014 N 1), available at: minsport.gov.ru/polojgto.doc.
3. The decision of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of 15.05.2013 N 26 "On approval of SanPin 2.4.1.3049-13" Sanitary requirements for design, content and organization mode of preschool educational organizations, available at: http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou18/DocLib2/%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%9F%D0%98%D0%9D.pdf
4. Pravdov, M.A. (2013), Integration of motor and cognitive activity of children to physical education classes in preschool educational institutions, dissertation, Shuya.
5. Pravdov, M.A. (2005), "Integration motor and cognitive activity of primary school age children in the classroom Physical Education", Elementary School, No. 11, pp. 71.
6. Pravdov, M.A., Pavlyuk, N.B., Pravdov, D.M. and Kornev, A.V. (2012), "Formation professional competencies of the students of the Faculty of Physical Education teacher of high school on the basis of professional skills contests", Modern studies of social problems (electronic scientific journal), No.9, available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf.
7. Pravdov, M.A., Ermakova, Y.N. and Pravdov, D.M. (2010), "Influence of employment through the use of elements of the game of football on the development of coordination abilities in children 5-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 83-87.
8. Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 № 1155 "On approval of the federal state educational standards of preschool education", available at: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
9. Order of the Ministry of Sports of Russia on June 11, 2014 N 471 "On approval of the state requirements for the physical fitness of the population at the time the All-Russian norms sports complex" Ready for Labor and Defense (TRP), available at: http://www.sport.saratov.gov.ru/upload/documets/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0 %B7%20%D0%93%D0%A2%D0%9E.pdf
10. Order of the Government of the Russian Federation on June 30, 2014 N 1165-r "On approval of the action plan for the implementation of the All-Russian sports complex" Ready for Labor and Defense (RWD), available at: http://www.gto-normy.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-vnedreniyu-vserossijskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa-gotov-k-trudu-i-oborone/.
11. Federal State Educational Standard primary education (in red. Orders of the Russian Ministry of 26.11.2010 № 1241 from 22.09.2011 № 2357), available at: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 142269/?frame=2.
Контактная информация: dmitry1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 10.02.2015.