МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
М.А. Горшкова
Аннотация. В статье предлагается модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы, которая основывается на идее активного включения самого студента-педагога в процесс самовоспитания и включает целевой, содержательно-структурный и процессный блоки. Модель предусматривает наличие компонентов основной видовой структуры человеческой деятельности.
Ключевые слова: куратор студенческой группы, профессиональная позиция, модель воспитательной деятельности куратора.
Summary. The article proposes the model of the educational work of the curator of the student group, based on the idea of the active involvement of the student-teacher in the process ofself-ed-ucation, including the target-oriented, conceptual and structural process units. The model provides for the presence of the main components of the species structure of human activity.
Keywords: the curator of the student's groups, professional position, the model of the educational work of the curator.
Приоритетные направления модели «Российское образование -2020» связаны с формированием у обучающихся готовности конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность в социальной и профессиональной деятельности. В образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся максимально реализовать свои возможности.
Опыт поколений демонстрирует, что воспитание молодежи на всех исторических этапах является одним из приоритетных направлений в политическом, экономическом и духовном становлении российского общества.
Современная Россия нуждается в продуманной системе воспитательной работы с молодежью в профессиональной школе. Поэтому развитие воспитательной системы вуза на сегодняшний день является насущной проблемой. Возникает потребность не только в разработке новой модели организации воспитательной деятельности, но и в определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса по ее реализации, создание тех условий, при которых эта деятельность обеспечивала бы качественно более высокий уровень воспитания.
В российском образовании разрабатывались концептуальные подходы воспитания молодежи (Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, В.И. Додонов,
61
ВЕК
62
В.А. Караковский, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.С. Мухина, А.И. Субетто и др.).
Важными для многих исследователей остаются вопросы гуманизации и гуманитаризации образования, являющиеся сегодня стратегическими направлениями деятельности высшей школы (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Е.И. Соколова, Ю.Г Фокин и другие).
В период 60-80-х гг. XX в. проблеме кураторства уделялось значительное внимание. Исследователями рассмотрены вопросы организации и содержания работы куратора академической группы (Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Н.М. Ку-тепова и др.), проблемы управления формированием коллектива студенческой группы (Т.П. Маралова, Э.И. Шни-бекова и др.), роль куратора в подготовке будущих учителей (К.В. Гавриловен, А.М. Зарукина, Н.Ф. Коваленко и др.), его влияние на формирование профессиональной направленности у студентов (Л.А. Лытиева), на развитие самоуправления в группе (О.В. Соколовская) и др. В настоящее время проблемы кураторства затрагиваются исследователями в контексте управления воспитательным процессом в вузе (В.Ш. Гузаиров, Н.С. Да-нилкова, И.Б. Игнатова, Н.В. Киреева, М.В. Николаев, B.C. Шилова и др.).
Последнее десятилетие активно анализировалась сущность воспитания в новых условиях, его целей, условий, специфики организации воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений. В профессиональной школе начала формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как вариативность воспитательных практик, увеличение самостоятельности всех субъектов воспитательного про-
цесса, организация среды воспитания (И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко).
Высшее педагогическое образование предполагает расширение поля подготовки учителя и за счет усиления воспитательного компонента. Одним из наиболее приемлемых вариантов такого преобразования является проектирование процесса активизации профессиональной позиции студентов с использованием различных образовательных и воспитательных возможностей, в том числе средств социального воспитания (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шай-денко, М.А. Шакурова и др.).
В условиях современного вуза в связи с новыми образовательными условиями и с изменением приоритетных задач вузовского воспитания -создание оптимальных условий для саморазвития личности - возникла потребность в переосмыслении и возрождении института кураторства.
Формирование профессиональной позиции у студентов во взаимодействии с куратором происходит эффективно, если в вузе будут созданы следующие педагогические условия:
• субъект-субъектный характер взаимодействия куратора со студенческим сообществом и отдельными студентами;
• взаимосвязь деятельности куратора с концепцией и компонентами воспитательной работы вуза;
• взаимодействие куратора со студентами реализуется в соответствии с выделенными компонентами профессиональной позиции будущего педагога: учебно-профессиональная мотивация, деятельностный показатель, социально-психологический показатель, личностный показатель.
Институт кураторства в вузе представляет собой неотъемлемый элемент в системе организации учебной и вос-
питательной деятельности, которая реализуется в рамках Концепции воспитательной работы и Программы воспитательной работы со студентами.
Направления работы куратора в студенческой академической группе следующие:
• работа с первокурсниками;
• формирование профессионально-педагогической направленности студентов;
• духовно-нравственное воспитание;
• воспитание культуры межнациональных отношений;
• воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
• работа со студентами, проживающими в общежитии;
• развитие органов студенческого самоуправления;
• информационно-публицисти че-ская деятельность.
При организации кураторской работы в вузе выделяют три взаимосвязанные и взаимозависимые плоскости построения взаимоотношений в системе «куратор - группа - вуз». Первая плоскость - «общественно-полезная деятельность» - комплекс мероприятий, выполняемых в индивидуальном и групповом порядке всеми студентами с целью преобразования социальной действительности на факультете, в вузе, районе, городе. Вторая плоскость -«студенческое самоуправление» - распределение полномочий и ответственности между членами академической группы с целью сплочения и совершенствования профессиональных организаторских умений студента. И третья плоскость - «культурно-досуговая деятельность» - область релаксационного значения для студенческой группы.
Содержание деятельности куратора определяет ее предназначение и со-
стоит она в установлении субъект-субъектных отношений между субъектами воспитательной системы. Это способствует созданию коллективного субъекта через совместную деятельность по выработке, согласованию и реализации общей воспитательной цели и переводит индивидуально осуществляемую деятельность куратора в деятельность коллективного субъекта. Кураторская деятельность связывает совместной деятельностью всех субъектов воспитательной системы и способствует их совместной активности и рефлексии, что с точки зрения системного подхода (С.П. Акутина, Э.Ф. Зеер) позволяет рассматривать кураторскую деятельность как системообразующую в воспитательной системе.
Анализируя научно-методическую литературу по проблеме кураторства, выделелим ряд типов куратора: куратор - «информатор», куратор - «организатор», куратор - «психотерапевт», куратор - «родитель», куратор - «приятель», куратор - «беззаботный студент», куратор - «администратор».
С целью выявления отношения куратора к своей работе, наличия часто встречающихся проблем во взаимодействии со студенческой группой, системности и эффективности работы куратора, был проведен опрос на базе Московского государственного областного гуманитарного института. В анкетировании приняли участие 24 куратора студенческих групп исторического факультета и факультета иностранных языков, различного возраста (от 27 до 45 лет) со стажем в должности куратора от 3 до 15 лет.
Анализ данных опроса позволяет сделать ряд выводов. Из числа опрошенных 52% выполняют работу куратора с удовольствием, 31% - без энту-
63
64
зиазма, 17% хотели бы заниматься чем-то другим. На вопрос, касающийся значимости кураторской работы, большинство считают важной деятельность куратора для организации жизни студентов в вузе (57%). Опрашиваемые отметили, что работа куратора в вузе нужна, особенно для студентов первых курсов, которые проходят психологическую адаптацию к вузовской жизни (43%). Основными причинами, препятствующими эффективной реализации кураторской деятельности, по мнению респондентов, явились: низкая психолого-педагогическая культура кураторов; недостаток времени для изучения личности студентов, связанный с основной преподавательской нагрузкой; отсутствие четко прописанных основных направлений, задач и функций воспитательной деятельности куратора студенческой группы; дополнительная нагрузка при отсутствии норм материального поощрения.
Распространенной формой воспитания и взаимодействия куратора со студентом является кураторский час. В меньшей степени используются такие традиционные формы, как экскурсия, деловая игра, круглые столы, диспуты. Таким образом, используемые формы и методы взаимодействия куратора со студенческой группой являются несовременными, традиционными. Воспитательная деятельность куратором осуществляется бессистемно, фрагментарно и разрозненно, что определяет низкую результативность такой деятельности и приводит к тому, что воспитание молодежи осуществляется посредством стихийного воздействия социальной среды.
Между тем, анализ научной литературы позволяет утверждать, что целе-
вая направленность кураторской деятельности состоит в воспитании у студентов интереса и любви к педагогической профессии, развитии необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формировании активной жизненной позиции, включающей в себя понимание общественной значимости профессии учителя и ответственности за уровень профессиональных знаний. Социально-ориентированной целью деятельности воспитательной работы педагогического вуза в целом и института кураторства студенческих групп может явиться формирование профессиональной позиции будущего педагога.
В социологических исследованиях понятие «позиция личности» рассматривается в контексте понятий «роль личности», «положение или статус личности». Определяется место личности в структуре общественных отношений, подчеркивается множество ее социальных ролей. В исследованиях отмечается, что каждая личность в процессе своей деятельности, либо в конкретный период своей жизни занимает множество позиций в многомерной и многогранной социальной системе.
В истории педагогики существуют различные взгляды ученых относительно содержания понятия позиция.
1. Позиция как положение индивида в статусно-ролевой структуре (А.И. Лип-кина, 1983; А.В. Петровский, 1990).
2. Позиция как определенная система качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности (А.К. Маркова, 1990).
3. Позиция как чье-либо мнение или убеждение (С.И. Ожегов, 1978, Е.П. Белозерцев, 1989).
4. Позиция как совокупность системы отношений к профессиональной де-
ЕК
и с
с;
1С
с; о
и с
с;
1С «
к £
О
с X
й а
о
ч о О
и с
с;
2 «
а с а С
Целеполагание: формирование активной профессиональной позиции студентов
1 1 г 1
Функции: Роли: Принципы:
- целевая, - наставник, - гуманистический
- диагностическо- - старший товарищ, характер воспитательной
коррекционная , - советчик, деятельности;
- функция - коммуникатор, - личностно-
планирования , - помощник, ориентированное
- стимулирующая, - организатор, воспитание;
информативная - руководитель - комплексного
- воспитатель характера
воспитательной работы
и др.
Входная диагностика профессиональной позиции будущего учителя
1 ' г
Основные направления: Задачи:
- работа с первокурсниками; - оказывать помощь в выборе
- развитие студенческого жизненной позиции студентов;
самоуправлени я; - оказывать помощь в развитии
- формирование профессионально- профессионально-значимых качеств
педагогической направленности будущих педагогов;
студентов; - развивать творческие способности
- духовно-нравственное воспитание; студентов;
- работа со студентами, - создавать условия для
проживающими в общежитиях и др. самореализации личности студентов
и др.
Педагогические условия:
- субъект - субъектный характер взаимодействия куратора со студенческим сообществом и отдельными студентами;
- взаимосвязь деятельности куратора с компонентами воспитательной системы вуза;
- взаимодействие куратора со студентами реализуется в соответствии с выделенными компонентами: учебно-профессиональная мотивация, деятельностный показатель, социально-психологический показатель, личностный показатель.
65
Программа действий
Многоступенчатые технологии вовлечения студентов в процесс самовоспитания
Адаптационные Регуляции Активизации Прогнозирования Самоопределения
1 т \ г - 1
Промежуточная диагностика профессиональной позиции и личностных качест в
Динамика формирования профессиональной позиции
Схема. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе
66
ятельности и качеств личности (М.И. Бо-рищевский, 1972; И.Я. Лернер, А.М. Ма-тюшкин, 1991; А.В. Гуторова, 1996).
5. Позиция как система отношений, в частности, и к педагогической деятельности (Б.Г. Ананьв, А.А. Бода-лев 1988; Р.И. Желбанова, 1989; С.Б. Ел-канов, 1989; А.А. Деркач, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990).
6. Позиция как состояние готовности к определенному поведению (Д.Н.Узнадзе, 1966; А.Г Асмолов, 1984).
7. Позиция как образование, объединяющее разные виды ценностных ориентации (Б.Г. Ананьев, 1968; Е.Ф. Су-лимов, 1984; Р.П. Мильруд, 1990).
8. Позиция как структурное образование личности, как образ «Я» (С.Н. Непомнящая, 1980; И.С. Кон, 1981; К.А. Абульханова-Славская, 1987; Ю.А. Миславский, 1991; В.А. Петровский, 1996).
Изучение различных подходов позволило сформулировать на современном этапе понятие «профессиональная позиция» - это часть профессиональной компетенции, определенная система личностных качеств (общая культура, профессиональные знания, интерес к деятельности, позитивная направленность на педагогическую деятельность, эмоциональная устойчивость, активная жизненная позиция), включающая мотив, умение вести самостоятельный поиск информации, принимать решение в различных педагогических ситуациях. Рассматривая компетентность как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ФГОС ВПО от 22.12.2009) и опираясь на работы И.А. Зимней, В.Л. Матросова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др., мы спроектировали модель воспита-
тельной деятельности куратора студенческой группы, включающей в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты: мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.
Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы включает целевой (целеполагание, принципы, функции), содержательно-структурный (основные направления, задачи, входная диагностика), процессный блоки (многоступенчатые технологии, оперативная диагностика, коррекция).
Реализация модели на практике обеспечивает поступательность, непрерывность и последовательность формирования активной профессиональной позиции будущих учителей во взаимодействии с куратором студенческой группы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - М.; Ростов н/Д, 1999. - 560 с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29.
3. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. - М., 2007. - 287 с.
4. Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование. - 1994. - № 9-10. -С. 124-126.
5. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Инновации в образовании. - 2003. - № 5. - С. 5-11. ■