Научная статья на тему 'Современный имидж куратора студенческой группы'

Современный имидж куратора студенческой группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / ИМИДЖ КУРАТОРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖА КУРАТОРА / CURATOR OF STUDENT'S GROUP / IMAGE OF THE CURATOR / PEDAGOGICAL ABILITIES / TECHNOLOGY OF THE CURATOR'S IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачева Екатерина Александровна

В статье исследуется понятие «имидж куратора студенческой группы» как характер, создаваемый с целью донести до студентов определенную информацию через такие внешние проявления, как поведение, мировоззрение, внешний вид. Каждый педагог, сознательно выбирающий воспитательную деятельность кураторства, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и является индивидуальностью. Выбирая имидж, куратор ориентируется на свои общечеловеческие и педагогические ценности, исходя из которых формируется его представление о той роли или миссии, которую он должен, может выполнить в педагогической ситуации. Отмечается, что имидж оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на самого куратора. Актуальность исследования, посвященная современному имиджу куратора, обусловлена зависимостью успешности учебного процесса от качества взаимоотношений, которые складываются при взаимодействии куратора со студентами. Излагаются подходы к проблеме профессионального имиджа куратора. Педагогические способности куратора проявляются в его стремлении к индивидуальности, индивидуальному стилю, где основополагающими признаками являются: стиль педагогического общения; выбор методов работы; подбор средств воспитания; особенности самопрезентации; особенности реагирования на возникающие педагогические ситуации; применение психолого-педагогических средств исследования и практики. Делается вывод, что все профессиональные качества, способности, ценности в совокупности представляют имидж современного куратора студенческой группы, включающий его внутренние и внешние характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Image of the Curator of Student''s Group

Article investigates a concept of the curator’s image of student’s group as the character created with the purpose to convey to students certain information through such external manifestations as behavior, outlook, and appearance. Undoubtedly, each teacher who is consciously choosing educational activity of coaching by the time of implementation of such choice created as the personality and is his/her identity. Choosing image, the curator is guided by the universal and pedagogical values proceeding from which his idea of that role or a mission which he has to be formed, can execute in a pedagogical situation. It is noted that the image has a powerful psychological impact on its target audience and on the curator himself. The relevance of the study, dedicated to the modern image of the curator, due to the dependence of the success of the educational process on the quality of the relationship that develop in the interaction of the curator with students. Approaches to the problem of professional image of the curator are presented. Pedagogical abilities of the curator are manifested in his desire for individuality, individual style, where the fundamental features are: the style of pedagogical communication; the choice of methods of work; the selection of means of education; features of self-presentation; features of response to emerging pedagogical situations; the use of psychological and pedagogical means of research and practice. It is concluded that all professional qualities, abilities, values together represent the image of the modern curator of the student group, including its internal and external characteristics.

Текст научной работы на тему «Современный имидж куратора студенческой группы»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14.04

СОВРЕМЕННЫЙ ИМИДЖ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Е. А. Богачева

Богачева Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия, kapitolina19@ yandex.ru

В статье исследуется понятие «имидж куратора студенческой группы» как характер, создаваемый с целью донести до студентов определенную информацию через такие внешние проявления, как поведение, мировоззрение, внешний вид. Каждый педагог, сознательно выбирающий воспитательную деятельность кураторства, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и является индивидуальностью. Выбирая имидж, куратор ориентируется на свои общечеловеческие и педагогические ценности, исходя из которых формируется его представление о той роли или миссии, которую он должен, может выполнить в педагогической ситуации. Отмечается, что имидж оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на самого куратора. Актуальность исследования, посвященная современному имиджу куратора, обусловлена зависимостью успешности учебного процесса от качества взаимоотношений, которые складываются при взаимодействии куратора со студентами. Излагаются подходы к проблеме профессионального имиджа куратора. Педагогические способности куратора проявляются в его стремлении к индивидуальности, индивидуальному стилю, где основополагающими признаками являются: стиль педагогического общения; выбор методов работы; подбор средств воспитания; особенности самопрезентации; особенности реагирования на возникающие педагогические ситуации; применение психолого-педагогических средств исследования и практики. Делается вывод, что все профессиональные качества, способности, ценности в совокупности представляют имидж современного куратора студенческой группы, включающий его внутренние и внешние характеристики. Ключевые слова: куратор студенческой группы, имидж куратора, педагогические способности, технология имиджа куратора.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2018-18-3-339-343

В связи с признанием в современных условиях обществом исключительной роли кураторов в организации воспитания студентов особенно актуальным становится вопрос о совершенствовании не только их деятельности, но и имиджа. Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Значимость анализа имиджа куратора не вызывает сомнения, особенно в контексте повышенного интереса к вопросам формирования и поддержания корпоративного имиджа образовательного учреждения. Кураторство - одна из форм работы со студентами и, как любая деятельность, напрямую зависит от того впечатления, которое создается и поддерживается у студентов о кураторе.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление студента о педагоге/кураторе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности, - писал А. А. Бодалев [1]. С этим трудно не согласиться, так как на основе

© Богачева Е. А., 2018

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3

первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога/куратора.

Понятие «имидж» пришло в педагогику из менеджмента, политологии, рекламы и т. п. М. С. Пискунов дает следующее определение: «Имидж - это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [2].

Е. А. Климов утверждает, что «образ в психологическом смысле - это субъективная модель чего-либо», следовательно, образ профессионала - это своего рода субъективная модель, связанная с представлениями о профессиональной деятельности и профессионально важных качествах [3].

Каждый куратор должен знать, что в его образе привлекает, а что отталкивает окружающих, за счет чего складывается впечатление о его профессиональной компетентности, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующая его профессионализм, его надежность и решительность. Здесь можно говорить о гибком профессионализме, так как куратор, желает он этого или нет, должен уметь систематически, эффективно и надежно выполнять педагогическую деятельность в меняющихся условиях, соответствуя существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

В точном переводе с английского «имидж» -это образ, изображение [4, с. 208]. При таком толковании термина наиболее адекватным эквивалентом его в русском языке можно считать не образ, который, по В. И. Далю, следует понимать как нечто твердое, устоявшееся, а облик - собирательная характеристика личности, которая проявляется через ее внешние данные [5, с. 458]. Следовательно, имидж куратора - это характер, создаваемый с целью донести до студентов определенную информацию через такие внешние проявления, как поведение, мировоззрение, внешний вид.

Имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего, он должен отражать внутреннюю суть и прочно базироваться на ней. Поэтому важно, чтобы у студентов сформировался такой имидж куратора, который вызывает уважение к нему как к профессионалу, компетентному человеку, который может решить если не все, то многие проблемы студента.

Внутренний образ - это прежде всего культура куратора, непосредственность и свобода,

обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии кураторского часа, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, проведение семинаров, лекций, кураторских часов на интерактивном уровне, умелая режиссура всего хода занятия. Еще раз отметим, что имидж куратора студенческой группы представляет собой некий образ, систему внешних характеристик, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной к студентам стороной.

Специфика педагогической деятельности куратора заключается в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и «эмоциональному выгоранию». Работа куратора по созданию собственного имиджа не всегда бывает успешной: ему может не хватать самого важного - привлекательности в глазах окружающих. Создание привлекательного имиджа - важная часть культуры общения. Создавая имидж, большое внимание необходимо уделять и внешнему виду, и эмоциональному настрою, так куратор - прежде всего педагог: он не только всегда на виду, но и является примером для подражания, поэтому внешность, манера держаться, разговаривать - мощные средства выстраивания отношений с людьми, приобщения студентов к правилам поведения.

С. В. Казанович, Н. А. Завалко выделяют следующие, на наш взгляд, важные слагаемые имиджа куратора в высшем учебном заведении.

Профессионализм - безусловное требование, без которого не может идти речь о специалисте в любой области, поэтому необходимы постоянный профессиональный рост куратора, повышение уровня его квалификации.

Компетентность - составляющая, предполагающая динамизм, быструю и правильную реакцию на изменяющиеся условия и обстоятельства кураторской деятельности.

Гуманитарная образованность: куратор в высшей школе является проводником гуманистических ценностей, поэтому обществу необходим преподаватель, имеющий представление о всем богатстве человеческой культуры и способный к самосовершенствованию.

Куратор должен быть психотехнологом, т. е. практически использовать психологические техники управления людьми в процессе общения с ними. Психотехнология включает и выбор оптимальной модели поведения в той или иной ситуации общения, и способы организации общения.

Куратор в высшей школе - носитель этикетного (эталонного) общения, которое реализуется через вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства [6, с. 26-27].

Речевой этикет предполагает следование литературным нормам языка: не только орфографическую и стилистическую грамотность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений. Сюда же относятся применение правил приветствия, представления, прощания, уважительное отношение к собеседнику, использование «вежливых» слов, корректной формы для выражения несогласия [7, с. 8-10].

Таким образом, для успешного курирования группы куратор должен обладать незаурядными общими и специальными способностями. В число первых входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а ко вторым относятся способности, от которых зависит эффективность именно в педагогической деятельности. Особый класс специальных педагогических способностей куратора составляют способности к воспитанию. Среди них в качестве главных исследователи Е. И. Ерошенкова, Л. Н. Зайнуллина, Е. Н. Кролевецкая, П. С. Медведев, Е. С. Романчук выделяют следующие:

правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);

вызывать у студента желание и стремление к самосовершенствованию, добиваться высоких нравственных целей;

личностно ориентировать воспитательный процесс;

вселять в человека уверенность (способность оказывать влияние);

эффективно общаться, находить нужный стиль общения с каждым студентом, добиваться взаимопонимания с ним (коммуникативные способности);

организовать эффективную совместную и индивидуальную деятельность студентов (организаторские способности);

вызывать к себе уважение, пользоваться неформальным признанием со стороны студента, иметь авторитет (способность быть неформальным лидером).

Придерживаться определенного имиджа преподавателю вуза всегда сложнее, чем учителю в школе: студенты более требовательны, у них

уже сформированы определенные жизненные позиции, чувство красоты, вкус. Они оценивают педагога не как дети, а с позиции взрослого человека, и преподаватель должен соответствовать их требованиям [8, с. 10-20].

Целесообразно рассмотреть некие шаги по созданию успешного имиджа куратора студенческой группы:

1) визуальная привлекательность - составная имиджа куратора. «эффект ореола» заключается в том, что каждый куратор просто обязан быть красивым;

2) улыбка - беглая, лучистая, доверчивая, любезная, милая, суровая, усталая, отчаянная, грустная, несмелая, ослепительная, широкая, горячая... Ведь это так просто: чуть-чуть сократить некоторые мышцы лица, чуть-чуть изменить положение бровей - и все, куратор начинает нравиться людям, улыбка «открывает», делает доброжелательнее, доверительнее;

3) развитие чувства собственного достоинства и избавление от заниженной или завышенной самооценок;

4) нахождение методов мотивационной готовности к успеху и самомотивации;

5) социальная и личная ответственность («я -причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

6) желание меняться;

7) проявления коммуникативных способностей: к общению со студентами - умение найти правильный подход, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения;

8) изящество движений, жестов, мимики: когда куратор говорит одновременно для всех и для каждого в отдельности, его взгляд может быть лучезарным, теплым;

9) самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование: постоянная заинтересованность в профессиональном росте, научная и, в частности, психологическая компетентность;

10) развитие позитивного мышления, способности превращать неудачу в успех;

11) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав естественных переживаний куратора и педагогически целесообразных, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

12) проявление способности к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия - убеждение, внушение, заражение, различные приемы.

Становление имиджа невозможно без самоанализа, который определяет отношение педагога

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3

к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Самоанализ связан с высоким уровнем творчества, мастерства, компетентности в профессиональной деятельности, способствует поиску новых форм и методов работы, необходимых для формирования исследовательского подхода куратора к собственной работе.

Куратору необходимо помнить, что его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будут приняты как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона куратора зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение студентов.

Какой же имидж куратора представляют себе студенты? Для этого нами был проведен опрос студентов 1-2-х курсов Саратовской государственной юридической академии.

«Определенно имидж куратора или преподавателя будет играть большую роль в восприятии как внешнего вида, так и личности в целом. По сути, мы имеем представление о том, что имидж - это совокупность многих характеристик, а не только внешнего вида... Отсюда мы складываем уже образ восприятия преподавателя, куратора в полной мере. Например, если человек носит классику, то это не говорит о том, что он сразу в глазах окружающих подчеркивает сдержанность или строгость, каждый воспринимает соответствие свойств характера и внешнего вида по-разному. С моей точки зрения, преподаватели соответствующих должностей соблюдают какой-либо имидж. Это естественно складывается уже на дресс-коде того учебного заведения, где вы учитесь, если рассматривать правовой вуз, то естественно преобладает классический стиль, если рассматривать физфак, не удивительно увидеть многих преподавателей в спортивных костюмах. По моему мнению, куратор больше оставляет мнение о себе своим характером, манерой преподавания, харизмой».

Антон Б., студент 1-го курса.

«На мой взгляд, не очень важно, какой имидж у куратора, и так понятно, что он как преподаватель высшего учебного заведения будет по большей мере соответствовать деловому стилю. Намного важнее, чтобы куратор был отзывчив, уделял внимание не только экзаменам, но также просто интересовался, как у его группы дела, так как многие из нас - иногородние сту-

денты, и не всем всегда сразу так легко даётся переезд в другой город, довольно-таки приятно, что кто-то интересуется, как у тебя день прошел. Возможны небольшие советы по поводу общения с другими преподавателями».

Эльвира Б., студентка 2-го курса. «Для меня имидж куратора - это, во-первых, внешний вид, так как это то, на что ты обращаешь внимание при первой встрече с куратором; во-вторых, решающим фактором является манера разговора, тембр голоса; в-третьих, куратор должен иметь чувство юмора, быть с молодежью на "одной волне ", ну и, конечно, настроение куратора немаловажно... А, еще очень приятно будет, если куратор запомнил бы всех по именам, а не выборочно».

Лера М., студентка 1-го курса. Работа над имиджем, безусловно, творческий процесс. Сегодня уже можно говорить о том, что это - вид искусства. Имидж - знак, символ, который является частью нашего «Я». Таким образом, современный куратор может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и стремиться их совершенствовать, работая над своим имиджем.

Список литературы

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.

2. ПискуновМ. С. Имидж образовательного учреждения : структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999. № 5. С. 45-55.

3. Климов Е. А. Основы психологии : учебник для вузов. М., 1997. 295 с.

4. Апресян Ю. Д., Меднякова Э. М., Петрова А. В. Новый большой англо-русский словарь : в 3 т. М., 1998. Т. 2. 823 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. 844 с.

6. Казанович С. В., Завалко Н. А. Теория и методика кураторской работы : учеб.-метод. пособие. Усть-Каменогорск, 2008. 180 с.

7. Князев С. Н. Управление : искусство, наука, практика : учеб. пособие. Минск, 2002. 512 с.

8. ЧертыковаИ. П. Представления студентов об имидже преподавателя вуза : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 163 с.

Образец для цитирования:

БогачеваЕ. А. Современный имидж куратора студенческой группы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 339-343. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-339-343

Modern Image of the Curator of Student's Group E. A. Bogacheva

Ekaterina A. Bogacheva, Saratov State Law Academy, 1, Volskaya Str., Saratov, 410056, Russia, kapitolina19@yandex.ru

Article investigates a concept of the curator's image of student's group as the character created with the purpose to convey to students certain information through such external manifestations as behavior, outlook, and appearance. Undoubtedly, each teacher who is consciously choosing educational activity of coaching by the time of implementation of such choice created as the personality and is his/her identity. Choosing image, the curator is guided by the universal and pedagogical values proceeding from which his idea of that role or a mission which he has to be formed, can execute in a pedagogical situation. It is noted that the image has a powerful psychological impact on its target audience and on the curator himself. The relevance of the study, dedicated to the modern image of the curator, due to the dependence of the success of the educational process on the quality of the relationship that develop in the interaction of the curator with students. Approaches to the problem of professional image of the curator are presented. Pedagogical abilities of the curator are manifested in his desire for individuality, individual style, where the fundamental features are: the style of pedagogical communication; the choice of methods of work; the selection of means of education; features of self-presentation; features of response to emerging pedagogical situations; the use of psychological and pedagogical means of research and practice. It is concluded that all professional qualities, abilities, values together represent the image of the modern curator of the student group, including its internal and external characteristics.

Key words: curator of student's group, image of the curator, pedagogical abilities, technology of the curator's image.

References

1. Bodalev A. A. Lichnost i obshchenie [Personality and communication]. Moscow, 1995. 328 p. (in Russian).

2. Piskunov M. S. Imidzh obrazovatelnogo uchrezhdeniya: struktura i mekhanizmy formirovaniya [Image of educational institution: structure and mechanisms of formation]. In: Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education], 1999, no. 5, pp. 45-55 (in Russian).

3. Klimov E. A. Osnovy psikhologii [Fundamentals of psychology]. Moscow, 1997. 295 p. (in Russian).

4. Apresyan Yu. D., Mednyakova E. M., Petrova A. V. Novyy bolshoy anglo-russkiy slovar: v 3 t. [New big English-Russian dictionary: in 3 vols.]. Moscow,1998, vol. 2. 823 p. (in Russian).

5. Dal V. I. Tolkovyy slovar zhivogo velikorusskogo ya-zyka [Explanatory dictionary of living great Russian language]. Moscow, 1998. 844 p. (in Russian).

6. Kazanovich S. V., Zavalko N. A. Teoriya i metodika kuratorskoy raboty. Ust'-Kamenogorsk, 2008. 180 p. (in Russian).

7. Knyazev S. N. Upravlenie: iskusstvo, nauka, praktika [Management: art, science, practice]. Minsk, 2002. 512 p. (in Russian).

8. Chertykova I. P. Predstavleniya studentov ob imidzhe prepodavatelya vuza [Students' ideas about the image of the University teacher]. Dis. Cand. Sci. (Psychol.). Moscow, 2002. 163 p. (in Russian).

Cite this article as:

Bogacheva E. A. Modern Image of the Curator of Student's Group. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 339-343. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-339-343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.