Яковлева Елена Павловна
старший преподаватель кафедры лингвистики ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 159.922
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
PROBLEM OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FIRST-
YEAR STUDENTS
В статье рассматриваются некоторые аспекты организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе обучения в вузе. Доказывается актуальность проблемы сопровождения в связи с современными изменениями в образовательной среде вуза, в которой наиболее полно раскрываются не только когнитивные способности, но и развивается личность каждого студента. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как вид деятельности, в которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося; как сложный, многоаспектный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатами которого становятся решения и действия, способствующие прогрессу в развитии студентов.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, успешное обучение, куратор, тьютор.
The article considers some aspects of psycho-pedagogical support of students in the learning process at the university. The urgency ofproblem of maintenance due to modern changes in the educational environment of the university, in which most fully revealed not only cognitive abilities but also development of the personality of each student. Psycho-pedagogical support is considered as an activity which produces psychological and pedagogical conditions for successful learning and development of every student; as a complex, multidimensional process of interaction between the attendant and followed which should result in better decisions and the actions that contribute to progress in the development of students.
Key words: psycho-pedagogical support, successful learning, curator, tutor.
В связи с интенсивным ускорением темпа жизни, и повысившимся психологическим нагрузкам, перенапряжению и появлению большого количества дополнительных психологических проблем, возникла идея психолого-педагогического сопровождения студентов в высших учебных заведениях. Для предупреждения трудностей, а также помощи студентам в процессе учебной деятельности в ВУЗе, кафедре педагогики и психологии
72
требуется перестройка деятельности. Одной из главных функций кафедр педагогики и психологии высших учебных заведений является психолого-педагогическое образование студентов всех специальностей, однако, в свете указанных выше проблем, одной из важнейших задач кафедр сегодня становится организация психолого-педагогического сопровождения студентов в ВУЗе.
Целью и ориентиром современной педагогики является формирование полноценной личности, появление «человека целостного, думающего и чувствующего». Реализация гуманистических принципов позволяет перейти от централизованной системы образования, обеспечивающей формальный подход к подготовке специалистов, к созданию условий и возможностей для наиболее полного раскрытия и самореализации каждого студента высшего учебного заведения.
Учебная деятельность студента должна быть ориентирована не только на процесс получения знаний, но и на полноценное взаимодействие с педагогом и другими студентами, на развитие и саморазвитие. В таком случае мотивация к обучению в вузе из формальной и чисто внешней переходит во внутренний план и становится неотъемлемой частью личности. Как следствие, возникает необходимость переориентации педагогов на создание такой образовательной среды, в которой студент не только обучается, но и развивается как личность.
Концепция психолого-педагогического сопровождения студентов первокурсников возникла как реализация на практике идеи гуманистического отношения к личности студента и в результате обращения особого внимания на его индивидуальность. Можно с полной уверенностью сказать, что история её зарождения и становления насчитывает много лет. С другой стороны, в частности в России, парадигма психолого-педагогического сопровождения студентов первокурсников - ещё молодое и интенсивно развивающееся направление, ставшее в последние годы особенно популярным. Действительно, на протяжении более двух веков идеи сопровождения под разными терминами, так или иначе, звучали в работах многих выдающихся отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Я. Корчак, А.Н. Леонтьев, К.С. Макаренко, В.И. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др. Но особенно интенсивно идея комплексного психолого-педагогического сопровождения стала разрабатываться в России только в последние десятилетия.
Предпосылками к появлению идеи сопровождения в его современном виде стали работы Г.М. Бардиер, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Рогова
и др., которые, говорили о содействии, помощи студенту-первокурснику и т.д. Если говорить о видах психолого-педагогического сопровождения студентов, следует заметить, что оно может быть, как групповым, так и индивидуальным. Целью группового сопровождения является профилактика или коррекция какой-либо проблемы, характерной для определенных групп обучающихся или для системы в целом. Целью психолого-педагогического сопровождения каждого студента является профилактика или решение его проблем, создание условий для гармоничного развития и образования конкретного студента.
Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении студента играет преподаватель. Грамотное управление учебно-воспитательным процессом позволяет активизировать резервные возможности студента, развить его творческие способности, понять затруднения и психологические барьеры, которые возникают в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей. Успешность педагогического процесса во многом зависит от тех отношений, которые складываются между студентами в учебной группе, от правильно организованного взаимодействия преподавателя и студентов.
Первостепенное значение приобретает решение проблем, связанных с социально-психологической адаптацией студентов-первокурсников к условиям высшей школы. Социально-психологическая адаптированность студента - это такое состояние взаимодействия студента и группы, когда студент хорошо адаптировался в группе, где он обучается, а также способен успешно удовлетворить свои познавательные потребности, потребности в общении, самовыражении и самореализации, может реализовать свои творческие способности. Перемены в условиях жизни и учебы бывших школьников, нынешних первокурсников, создают условия, в которых необходимо менять сложившиеся стереотипы и отношения, что для большинства студентов достаточно тяжело и болезненно.
Важнейшей задачей, стоящей перед педагогическим коллективом современного высшего учебного заведения, является оптимизация процесса вхождения студентов-первокурсников в новые условия жизни и деятельности. Учебная деятельность студента обусловлена рядом психологических факторов, важнейшим из которых является мотивация. Самый продуктивный вид мотивации - познавательная. Формирование и динамика учебной мотивации зависит от многих причин. У некоторых студентов сформирована неверная профессиональная мотивация. Следует заметить, что на ее формирование влияет группа, в которой обучается студент. Группа с аморфной мотивацией не имеет ярко выраженной мотивации к учебе и профессиональной деятельности, у студентов низкая успеваемость,
отсутствует желание выполнять поставленные перед ними учебные задачи. Чтобы заинтересоваться изучаемыми предметами, студенту необходимо осознать личностный смысл в приобретении знаний в данных областях науки. Этот момент наступает тогда, когда студент понимает полезность знаний лично для себя. Главная цель и задача преподавателя заключается в том, чтобы на каждое занятие поставить задачи так, чтобы они стали и задачами самого студента. На осознание необходимости получения знаний большое влияние оказывает и отношение к читаемому предмету самого преподавателя.
Очень важным психологическим условием формирования интереса к изучаемым знаниям является осознание студентом новизны излагаемого материала, которое способствовало бы более углубленному пониманию того, что в той или иной мере уже было представлено ранее. Преподаватель должен на каждом занятии актуализировать те знания студентов, которые необходимы для восприятия и усвоения новых знаний, реализуя таким образом принцип преемственности в обучении. Формирование потребности в знаниях зависит от активизации мыслительной деятельности студента. Следовательно, преподавателю необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения со студентами, что позволит студентам быть в позиции активных деятелей. Для этого необходимо использовать методы педагогического сотрудничества, а также методы проблемного обучения и активные методы обучения.
Применение вышеперечисленных методов обучения обуславливается современными задачами образования, заключающимися в том, чтобы не только обеспечить знания, но и способствовать развитию познавательной мотивации студентов, их творческих способностей и мышления, а также способствовать формированию умений и навыков умственного труда. У студентов познавательная активность и самостоятельность реализуется в стремлении и умении самостоятельно мыслить, в способности использовать приобретенные навыки, знания, умения в различных жизненных и учебных ситуациях, в использовании оригинальных подходов к решению задач любого типа, в определении причинно- следственных связей и проявлении творчества при выполнении различных учебных заданий. При использовании активных методов обучения студенты показывают не только уровень интеллектуального развития, но и проявляют личностную позицию.
Главная задача преподавателя - организация и консультирование в процессе взаимодействия студентов, создание условий для проявления студентами инициативы. В ходе сотрудничества и взаимообучения у студентов формируются новые знания, умения и навыки. В процессе интерактивного занятия студенты учатся выражать собственное мнение,
формулировать высказывания, доказательно отстаивать свою точку зрения, выслушивать альтернативное мнение.
На сегодняшний день возникла потребность реализациии всех принципов обучения в учебных заведениях, но основные из них: принцип преемственности в обучении и принцип непрерывности образования. Принцип преемственности должен реализовываться через внутрипредметные и межпредметные связи в содержании образования, а также в организационных формах и методах обучения. Для реализации этих принципов, преподаватель высшего учебного заведения должен знать содержание школьных программ, чтобы опираться на те знания, которыми располагает студент-первокурсник.
В школе основной формой организации обучения является урок, в высшем учебном заведении - лекция. Преподавателю, работающему со студентами-первокурсниками, необходимо рассказать об основных отличиях лекции от других организационных форм обучения. Ему следует объяснить ее основные функции, связь с практическими, семинарскими, лабораторными, занятиями и самостоятельной работой студентов, а также рассказать об особенностях конспектирования лекции. Следует рассказать первокурсникам о новых формах обучения: семинарских и лабораторно-практических занятиях, коллоквиуме. Преподавателю следует объяснить требования, которые будут предъявляться к студентам при выполнении того или иного задания. Для того, чтобы обучение в вузе носило развивающий характер, преемственность должна реализовываться и через методы обучения.
Реализация принципа непрерывности образования способствует формированию у студентов-первокурсников познавательных потребностей и, следовательно, познавательной мотивации. Этот принцип реализует фундаментализацию вузовского образования, а также формирование умений и навыков организации самостоятельной работы. Следует также упомянуть контроль и самоконтроль. В школе осуществляется ежедневный контроль знаний учеников со стороны учителей и родителей. В высшем учебном заведении такой контроль отсутствует. С точки зрения родителей ребенок уже взрослый и они его не контролируют, с точки зрения преподавателя студент самостоятельный, а сам студент первого курса не знает, что ему делать с этой свободой.
Задача преподавателя заключается в организации текущего, промежуточного и итогового контроля. Постепенно делегируя некоторые контрольные функции обучающимся, преподаватель тем самым формирует самоконтроль и самооценку студента. Эмоциональный фон обучения имеет
очень большое значение в организации учебной деятельности студента. Отрицательные эмоции часто способствуют дезадаптации студентов. Особенно это касается студентов-первокурсников, которые еще не знакомы с системой обучения в ВУЗе, формами и методами организации обучения, с требованиями, предъявляемыми данной системой. Необходимо создать положительную атмосферу, настроить студентов на активное восприятие учебного материала. Настроение является эффективным фоном учебной деятельности.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является создание ситуации успеха, особенно для неуверенных в своих силах студентов, что будет способствовать формированию мотивации достижения успеха. Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет достичь поставленной задачи, учитывать и развивать личностные качества студентов, а также формировать профессиональные компетенции будущего специалиста [5, с. 202].
Куратор играет важную роль в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов. Говоря о кураторе в современном ВУЗе, мы обычно имеем в виду преподавателя, назначенного ответственным за конкретную учебную группу, который должен наблюдать и контролировать ход учебной и внеучебной деятельности студентов и оказывать им, в случае необходимости, организационную и психолого-педагогическую помощь в решении самых разнообразных проблем. Эта деятельность направлена на решение основной задачи: поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию в образовательном процессе. Отсюда: куратор действительно играет основную роль в работе по психолого-педагогической адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде. Куратор объединяет студентов, он - связующий элемент, посредник между администрацией вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, преподавателями и студентом. Но следует отметить, кураторство студенческих групп переживает сложный период.
Одновременно идет осознание необходимости этого важного воспитательного элемента, причем всеми участниками образовательного процесса. Идет и поиск наиболее оптимальных форм его возрождения и нового функционирования, в условиях недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора или практически полного отсутствия методического обеспечения и финансирования. Иногда кажется, что названный процесс может рассматриваться как инновационный в
воспитательно-образовательном пространстве нового вуза. Преподаватели обычно не хотят выполнять функции куратора, воспринимают их как дополнительную нагрузку или не в состоянии решать воспитательные задачи, которые необходимо решать куратору группы.
Однако качество кураторской деятельности реально определяется рядом факторов, а именно:
♦ готов ли и насколько готов сам куратор к самообразованию и самосовершенствованию, в частности, в области теоретической и практической педагогики и психологии;
♦ насколько эффективно и правильно в данном вузе организованы и регулярно функционируют системы (курсы) повышения психолого-педагогической грамотности преподавателей-кураторов, оказания социально-психологической помощи всем составляющим, всем субъектам воспитательного процесса;
♦ в какой степени сам преподаватель обладает качествами и способностями, необходимыми для осуществления кураторской деятельности.
Вопросы, от ответа на которые зависит многое в современном ВУЗе [4, с.
45].
В связи с этим считаем целесообразным обратиться к опыту тьюторинга, широко распространенного в зарубежных ВУЗах. В дидактике тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Другими словами, тьютор - это наставник. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов студента, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Редкий профессионал способен непротиворечиво владеть обоими ролями - преподавателя и тьютора, тем более что исполнять их одновременно по отношению к одному и тому же обучаемому весьма проблематично (Не случайно же в классическом британском обучении и, тем более, открытом обучении позиции лектора и тьютора(ов) распределены между разными специалистами). Максимум, что может позволить себе наш обучающий в наших условиях, прежде всего вузовских: в одних видах преподавательской деятельности занимать роль лектора (учителя), а в других Ш исполнять роль
личного (группового) наставника. А это крайне сложное дело, которому у нас не учили и сейчас практически не учат.
Тьюторинг - это совершенно отличные от преподавания инструменты обучения и воспитания: в то время как преподаватель - опирается на внешний по отношению к студенту опыт и нормы деятельности, транслирует знание и образец опыта, работает преимущественно с когнитивным доменом знаний и реализует социальный заказ, тьютор - опирается на внешний опыт, способности и мотивацию студента, формирует индивидуальную ответственность за знание и переформатирование опыта, работает с аффективным когнитивным и психомоторным доменами знаний, удовлетворяет индивидуальные интересы и запросы студентов. Тьюторинг сосредоточен на студенте: предотвращении отсутствия мотивации, отказе от обучения преимущественно в одиночку, предотвращении стихийного, как в традиционном обучении, приобретения умений и навыков. Тьютор осуществляет систематический мониторинг успехов и коррекцию отклонений, повышает качество обучения, опираясь при этом на сильные стороны натуры и творческий потенциал студента, направляет деятельности обучаемого по оптимальной для него траектории, осуществляет индивидуальный подбор приемов и методов обучения и рефлексии над учением.
По сравнению с формальной системой кураторов, внедрение тьюторов в практику работы вузов будет иметь больший эффект. Замена куратораторства тьюторством будет более соответствовать целям психолого-педагогического сопровождения студентов. Стоит отметить, что на сегодня не разработана система управления этим видом деятельности преподавателей высшего учебного заведения. Сосредоточение только на управленческих моментах не даст положительного результата. Куратор может не оказать помощи из-за слабой разработанности методики сопровождения студента в вузе. Отсутствие тьюторов в высших учебных заведениях негативно сказывается на психолого-педагогическом сопровождении студентов. Некоторые студенты с трудом приспосабливаются к новому коллективу, не принимают стиль общения преподавателей. И.М. Слободчиков указывает [4, с. 71] на необходимость для успешной адаптации таких качеств, как умение вступать в межличностные отношения, следовательно, завязывать знакомства, идти на компромисс. Многим студентам приходится переходить на заочное отделение из-за не сложившихся отношений либо с однокурсниками, либо с преподавателями. Подводя итог, важно отметить, что нам не встретились работы, где была бы разработана целостная методика психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу.
В связи с этим следует обратиться к опыту тьюторства. Среди публикаций, посвященных преодолению дидактических трудностей, особого внимания заслуживают те, где пропагандируются идеи предупреждения и профилактики трудностей как отвечающие современным требованиям гуманизации учебного процесса. Следует отметить отсутствие разработаных вопросов сопровождения студентов при решении проблем различного характера: от межличностных проблем до проблем бытового характера. К сожалению, авторы концепций психолого-педагогического сопровождения большое внимание уделяют способам снижения адаптационного барьера. Однако наряду с этой важной работой необходимо создавать методики, повышающие адаптационный потенциал личности. Постоянная внешняя помощь не способствует наработке адаптационного опыта, провоцирует беспомощность в любой новой ситуации, когда человек ждет помощи извне и не опирается на свои ресурсы. Сегодня не разработана целостная концепция психолого-педагогического сопровождения в теории и еще менее она реализована в практике работы со студентами высших учебных заведений [3, с. 204]. Работы по психолого-педагогическому сопровождению студентов ВУЗа востребованы уже сейчас, и актуальность подобных работ будет все возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Е.А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е.А. Андреева // Образовательные технологии. - 2011. - № 1. - С. 81-87.
2. Ворожцова И.Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И.Б. Ворожцова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 27-32.
3. Литвиненко Н.С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в техническом вузе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф., Минск, 27-28 сентября 2013 г. / Минский ин-т управления; сост. В.В. Гедранович; Под науч. ред. В.В. Гедранович и Н.В. Суша. - Минск, 2013. - Вып. 11. - Ч. III. - С. 201-206.
4. Мандель Б.Р. Кураторство: проблемы, размышления, полемика / Б.Р. Мандель // Alma mater = Вестник высшей школы. - 2014. - № 3. - С. 45-51.
5. Слободчиков И.М. Переживание одиночества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических вузов / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - С.202-205.