УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© Егожев А.М.*
Средняя общеобразовательная школа № 31 им. Нури Цагова, г. Нальчик
В статье автором раскрыта проблема управления школой поликультурной направленности. Представлена модель управления развитием поликультурного образования в школе. Описаны организационно-педагогические условия, при соблюдении которых, по мнению автора, происходит развитие образовательного учреждения. В статье раскрывается как в опыте МБОУ СОШ № 31 были реализованы указанные условия. В заключение автор описывает показатели развития школы поликультурной направленности, которые показывают результативность управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении поликультурной направленности.
Развитие поликультурного образовательного пространства школы должно способствовать формированию высоконравственной, духовно богатой личности, обладающей глубокими знаниями в области культуры, осознающей гражданский долг, способной к самоорганизации и творчеству.
В исследованиях О.В. Гукаленко отмечается, что развитие поликультурного образовательного учреждения предполагает решение общих задач, при этом следует:
- зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности образовательного учреждения, таким образом, определив точку отсчета для дополнительных шагов к ее развитию в парадигме личностно-ори-ентированного образования поликультурного типа;
- спрогнозировать перспективное развитие образовательного учреждения, параметры его построения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям социокультурной среды общества, школы и социума;
- определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния образовательного учреждения к перспективному в целях воспитания человека культуры [1].
Нами разработана модель управления развитием поликультурного образования в школе, способствующая определению его функций, организационной структуры, логической последовательности управленческих действий, средств их достижения и оценки результатов. Это позволяет выстроить образовательный процесс в школе, как целостную управляемую систему
* Директор.
объекта управления, обеспечить научное обоснование ценностей и целей в деятельности школы как гуманитарной системы.
Для реализации данной стратегии в условиях МОУ СОШ № 31 г. Нальчика была осуществлена поэтапная опытно -экспериментальная работа, ориентированная на апробацию организационно-педагогических условий, направленных на управление развитием образовательного учреждения поликультурной направленности.
Под условиями понимается совокупность обстоятельств, в которых реализуется поликультурное образование, обстоятельств жизнедеятельности субъектов, при которых оно способствует формированию ценностных ори-ентаций у учащихся школы на основе поликультурных представлений, способствующих самоидентификации и толерантности к иным культурам, освоивших национальную культуру и культуры других народов региона, страны, мира. На всех этапах исследования нами осуществлялась работа с учащимися, учителями, руководителями творческих коллективов, воспитателями, классными руководителя и другими работниками школы, родителями и др.
Формирование видения будущего образовательного учреждения - важная творческая задача, решение которой возможно с опорой на инновации, предполагающие, прежде всего, структурные изменения и дающие возможность определить статус и назначение школы.
Во введении нами выдвинуто предположение, что развитие образовательного учреждения происходит при соблюдении определенных организационно-педагогических условий:
- переход к проектированию по управлению образовательным учреждением;
- создание управленческих структур школы и технологии управления, ориентированных на обеспечение поликультурной направленности образования как приоритетного системообразующего направления деятельности педагогического коллектива инновационного учреждения;
- включение в содержание школьного образования на различных этапах его реализации поликультурного компонента (учебного, воспитательного, дополнительного).
Раскроем, как в опыте МОУ СОШ № 31 были реализованы указанные условия.
На первом этапе в качестве особых средств была сформирована модель поликультурного образования школы. При разработке модели, которая определяется как «... способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения» [2], были представлены все основные компоненты системы поликультурного образования, а также определены основные направления и ориентиры для поиска возможностей ее реализации.
Второй этап включал разработку комплексно-целевых программ и частных инновационных проектов, обладающих совокупностью таких свойств, как актуальность, прогностичность, рациональность, контролируемость, охватывающих все направления инновационной деятельности образовательного учреждения.
На третьем этапе был конкретизирован общий проект изменения образовательной системы школы.
На четвертом этапе осуществлялась разработка стратегии (обобщенного замысла перехода к новой системе, определяющего этапы этого перехода, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними), основных направлений и задач обновления системы поликультурного образования в школе.
На пятом этапе были сформулированы цели программы на планируемую перспективу (цели - желаемые изменения в результатах поликультурного образования, которые ожидается получить после реализации запланированных мер, - определяются путем прогнозирования результатов на выходе из каждого основного процесса в рамках поликультурного образования после реализации изменений, предусмотренных во время первого этапа преобразований).
И, наконец, на последнем, шестом, этапе сформирован план реализации изменений в образовательной системе школы.
Конструирование модели образовательного учреждения осуществлялось на основе следующей технологии:
- определение миссии образовательного учреждения;
- формулирование цели, задач и особенностей образовательного процесса;
- построение его структуры путем определения количества ступеней, количества классов и особенностей образовательного процесса для каждой ступени обучения и оценки преемственности в содержании образования между всеми ступенями обучения;
- осуществление выбора и разработка учебного плана для выбранного типа образовательного учреждения, определение режима его работы;
- выделение сфер, в которых осуществляются новшества.
Разработанной моделью школа определена как инновационное образовательное учреждение, где создаются условия для воспитания личности с высоким уровнем национального самосознания, ориентированной на общечеловеческие ценности, готовой к созидательной, творческой деятельности, конкурентоспособной на образовательном и профессиональном рынках российского и мирового пространства.
В соответствии с этим инновационная стратегия МОУ СОШ № 31 г. Нальчика направлена на:
- изменение содержания образования, повышение воспитательного потенциала традиционных предметов через экстраполяцию содержания учебных дисциплин в поликультурном аспекте;
- интеграцию учебной, проектной, исследовательской и творческой деятельности;
- профилизацию учебной деятельности, которая осуществляется в школе за счет расширенного изучения предметов культурологического профиля;
- информатизацию образовательного процесса и управления;
- финансовую самостоятельность;
- государственно-общественное управление.
В настоящее время работа школы строится в соответствии с новым программным документом - программой развития образовательного учреждения.
Определяя необходимые условия, программа содержит такие составляющие:
- аналитическое обоснование;
- постановку целей;
- постановку задач;
- выбор средств достижения целей (методы);
- содержание и последовательность важнейших действий по реализации;
- определение сроков действий и получения результатов;
- определение ответственных лиц.
Пользуясь анализом особенностей программных документов, проведенным A.M. Моисеевым, в основе которых лежит, прежде всего, принцип достаточности, в процессе проведения опытно -экспериментальной работы было выявлено, что программа:
- носит инновационный характер;
- является стратегическим документом;
- создает ситуацию большей упорядоченности в деятельности школы в результате возможного претворения программы в жизнь, нежели это было ранее;
- содержит в себе логически непротиворечивую структуру мероприятий.
Второе организационно-педагогическое условие, способствующее успешному развитию образовательного учреждения, было направлено на создание управленческих структур школы и технологии управления, ориентированных на обеспечение поликультурной направленности образования как приоритетного системообразующего направления деятельности педагогического коллектива инновационного учреждения.
Наиболее важным звеном в процессе становления и развития инновационных образовательных учреждений является управленческая структура. Управление школой - это особая деятельность, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, учебно-
вспомогательного персонала и ее направленность на достижение высоких образовательных целей и целей развития школы.
Для реализации модели была сконструирована система управления, включающая тактический и стратегический уровни управления.
Технологии поликультурного образования предполагают:
- отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
- отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры;
- обоснование культуры как средства, вооружающего личность умениями постигать причины, тенденции социальных преобразований в поликультурном обществе, помогающего целенаправленно, эффективно в них участвовать путем самореализации сущностных сил и способностей.
Таким образом, следующим важнейшим условием, способствующим развитию поликультурного образования в школе, является включение в содержание образования на различных этапах его реализации поликультурного компонента (учебного, воспитательного, дополнительного).
Существенную роль в поликультурном образовании, готовящем учащихся к жизни в XXI веке, играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Этому, в частности, способствует включение в учебный план изучение таких предметов, как «МХК», «Мир общения» и др.
Таким образом, цель школьного образования - не просто обучить ребёнка разным наукам, а воспитать поликультурную личность, обладающую коммуникативными навыками, наделённую духовными ценностями, - личность, которая найдёт своё место в современном мире.
При этом достижение целей поликультурного образования было направлено на следующие основополагающие ориентиры:
- развитие этнокультурной и социокультурной идентификации личности учащихся;
- освоение системы понятий и представлений о многообразии и разнообразии культур в мировом пространстве, в стране, в крае;
- воспитание установок толерантного сознания учащихся;
- развитие умений и навыков конструктивного взаимодействия с представителями других культур.
В процесс развития школы поликультурной направленности включены все участники образовательного процесса, а именно: ученики, учителя, родители.
Удовлетворение национально-культурных потребностей происходит через обновление содержания образования, введение таких предметов, как «Хореографическое искусство», «Музыкальная культура Европы от Древности до Нового времени», «История искусства средствами кино», «Мировая художественная культура». Изучаются элективные курсы «История театрального искусства от Древности до Нового времени», «История изобразительного и пространственного вида искусства от Древности до Нового времени», «История европейского и адыгского костюма от Древности до Нового времени», «История мировой музыкальной культуры», «Современный общеевропейский этикет», а также факультативы «Пять постоянств адыгской (черкесской) этики», «Музыкальная культура адыгов от Древности до Нового времени», «Хореография (историко-бытовой танец)», «Хореография (классический экзерсис)» и др.
Преподавание кабардинского и балкарского языков и литератур является одним из составных частей обучающей среды учащихся. Эти уроки способствуют воспитанию культурных и национальных ценностей народов.
Важная роль в реализации поликультурного образования отводится ставшим традиционным декадам кабардинского и балкарского языков и литератур, в рамках которых организуются олимпиады по языку, конкурсы сочинений, стихотворений, интеллектуальные игры, выставки книг с произведениями писателей-земляков.
Углубление этнокультурных знаний осуществляется на таких уроках, как литературное чтение, окружающий мир, история, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. На этих занятиях учителя умело сочетают изучение национальной культуры с культурой других народов. На уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется национальному орнаменту, вместе с тем учащиеся также знакомятся с орнаментами и других народов. На уроках музыки разучиваются песни местных композиторов, знакомство с творчеством писателей и поэтов Кабардино-Балкарии происходит на уроках литературного чтения. В школе проводятся конкурсы рисунков «Узоры родного края», патриотической песни. Таким образом, создаются большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ, его мастерство, трудолюбие. Наряду с этим воспитание на образцах традиционного народного декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества помогает детям соотнести их с реальностью и воспитать в растущей личности лучшие качества.
Одним из приоритетных направлений в системе внеурочной и внеклассной деятельности и дополнительного образования школы является музейная педагогика, что также работает на формирование этнической идентификации, толерантного сознания учащихся.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что к основным организационно-педагогические условиям, способствующим управлению развитием школы поликультурной направленности, относятся: 1) переход к проектированию
модели управления инновационным образовательным учреждением; 2) создание управленческих структур школы и технологии управления, ориентированных на обеспечение поликультурной направленности образования как приоритетного системообразующего направления деятельности педагогического коллектива инновационного учреждения; 3) включение в содержание образования на различных этапах его реализации поликультурного компонента (учебного, воспитательного, дополнительного).
Важнейшими организационно-педагогическими условиями выступают также создание системы повышения квалификации и научно-исследовательской деятельности педагогов и осуществление мониторинга инновационной деятельности образовательного учреждения поликультурной направленности, которые рассмотрены нами в следующих параграфах.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по управлению развитием инновационного образовательного учреждения поликультурной направленности показала, что основными организационно-педагогическими условиями ее становления и развития выступают: переход к проектированию управления инновационным образовательным учреждением; создание управленческих структур школы и технологии управления, ориентированных на обеспечение поликультурной направленности образования как приоритетного системообразующего направления деятельности педагогического коллектива инновационного учреждения; включение в содержание образования на различных этапах его реализации поликультурного компонента (учебная, воспитательная, дополнительная).
Развитие инновационной школы поликультурной направленности показало результативность управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении поликультурной направленности в соответствии со следующими показателями: 1) позитивными изменениями во внутренней и внешней среде образовательной системы; 2) уровнем согласованности и единством действий управления образовательной системой и образовательным учреждением; 3) инновационным режимом развития образовательной системы и образовательным учреждением; 4) уровнем развития учащихся; 5) уровнем профессионального развития и компетентности педагогических кадров; 6) позитивным отношением родительской общественности к результатам инновационной деятельности образовательного учреждения; 7) целостностью системы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения поликультурной направленности.
Список литературы:
1. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для выс. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 228 с.