Научная статья на тему 'Механизм реализации конкурентной стратегии МБОУ СОШ № 20 г. Нальчик'

Механизм реализации конкурентной стратегии МБОУ СОШ № 20 г. Нальчик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куатова С. В.

В статье раскрывается проблема конкурентоспособности образовательных учреждений на примере МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика. Автором предлагается один из вариантов определения факторов конкурентоспособности школ, результаты опроса участников образовательного процесса, SWOT-анализ, разработанная программа повышения конкурентоспособности МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика. В основной части статьи описываются механизмы реализации программы конкурентоспособности школы. В заключение автором предложены результаты, которые позволили сделать выводы и разработать на их основе рекомендации по повышению конкурентоспособности МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации конкурентной стратегии МБОУ СОШ № 20 г. Нальчик»

тельного учреждения) и вовне (влияние на внешние условия, повышающие жизнеспособность образовательного учреждения и устанавливающие корректные связи с внешней средой).

Исследование позволяет наметить и некоторые направления дальнейшего изучения деятельности управленческой команды, как в МОУ СОШ №10 г. Баксана, так и в любом образовательном учреждении: влияние управленческой команды на организационное развитие школы; анализ профессионального развития руководителей как членов управленческой команды; выявление уровней работоспособности команды и их воздействие на эффективность деятельности учреждения и др. Исследование управленческой команды представляется перспективным и в контексте совершенствования системы власти, и в упорядочивании структуры организации, и с позиции коррекции проблем управления персоналом.

Список литературы:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

2. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. - Л.: Лениздат, 1989. - 221 с.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ МБОУ СОШ № 20 Г. НАЛЬЧИК

© Куатова С.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 20, г. Нальчик

В статье раскрывается проблема конкурентоспособности образовательных учреждений на примере МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика. Автором предлагается один из вариантов определения факторов конкурентоспособности школ, результаты опроса участников образовательного процесса, SWOT-анализ, разработанная программа повышения конкурентоспособности МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика. В основной части статьи описываются механизмы реализации программы конкурентоспособности школы. В заключение автором предложены результаты, которые позволили сделать выводы и разработать на их основе рекомендации по повышению конкурентоспособности МБОУ СОШ № 20 г. Нальчика.

В современных условиях становится актуальной проблема обеспечения конкурентоспособности общеобразовательных учреждений.

* Директор.

Несмотря на то, что общеобразовательные учреждения не являются коммерческими организациями, существует конкурентная борьба школ за обучающихся на рынке образовательных услуг.

В настоящее время актуальными для изучения каждой школой становятся несколько вопросов: Почему учащиеся и их родители выбирают ту или иную школу? Что влияет на их выбор? Почему в одних школах нет проблем с набором учащихся, они являются лидерами школьного образования, а другие приходится закрывать? Из чего складывается конкурентоспособность образовательных учреждений?

В нашем исследовании мы предлагаем один из вариантов определения факторов конкурентоспособности школ.

Для определения факторов конкурентоспособности нами были проведены два опроса. Первый опрос проводился с использованием открытых вопросов для определения набора факторов конкурентоспособности школ.

В исследовании принимали участие учащиеся и их родители МОУ СОШ № 20 г. Нальчика. Им предлагалось ответить на вопрос: «На какие факторы Вы, прежде всего, обратите внимание при выборе школы?» В результате был сформирован набор из 16 факторов, влияющих на конкурентоспособность школы:

1. Наличие договора о сотрудничестве с вузом.

2. Уровень медицинского обслуживания в школе.

3. Профильное обучение в 10-11-х классах.

4. Квалификация педагогов, преподающих в школе.

5. Качество питания.

6. Удобное месторасположение (близость к дому, остановке общественного транспорта).

7. Уровень обеспеченности вычислительной техникой.

8. Наличие денежных сборов в фонд школы.

9. Уровень обеспеченности лабораторным оборудованием и инвентарем.

10. Наличие охраны.

11. Уровень обеспеченности библиотечного фонда (учебники и др. литература).

12. Наличие группы продленного дня.

13. Наличие кружков, секций.

14. Наличие спонсора, помогающего школе.

15. Регулярные культурно-развлекательные мероприятия.

16. Обязательность школьной формы.

Для определения степени влияния каждого фактора на конкурентоспособность ОУ был проведен второй опрос, который показал, что, наибольший вес для участников образовательного процесса имеют следующие факторы:

1. Квалификация педагогов, преподающих в школе.

2. Удобное месторасположение (близость к дому, остановке общественного транспорта).

3. Профильное обучение в 10-11-х классах.

По мнению Р.А. Фатхутдинова процесс повышения конкурентоспособности организации представляет собой традиционную деятельность по выполнению стратегического плана [3].

Быченко Ю.Г. отмечает, что для успешной реализации, выполнения стратегии важно учитывать следующие условия [1]:

1. на всех уровнях управления стратегия предприятия должна проводиться в виде четких стратегических указаний, которые необходимо осуществлять в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений;

2. все основные моменты стратегии и особенно ее стратегические указания должны быть доведены до сведения работников предприятия [2].

В теории менеджмента процесс реализации стратегии включает в себя несколько этапов [1]:

1. определение стратегии и цели в целом;

2. оценка и, при необходимости, изменение или разработка организационной системы;

3. распределение ресурсов по подразделениям;

4. определение ключевых управленческих задач;

5. постановка задач для отдельных частей организации или внесение изменений в структуру;

6. делегирование полномочий и установление методов координации;

7. определение политики в качестве ориентира для действий;

8. определение критериев и методов измерения результатов деятельности организации;

9. создание информационной системы для обеспечения адекватных и своевременных данных оценки бизнеса;

10. разработка стиля работы предприятия;

11. оценка и определение результатов и обеспечение обратной связи.

Реализация стратегии в широком смысле представляет непрерывную

циклическую деятельность, при которой одна корпоративная стратегия регулярно заменяется другой, качественно новой. Здесь важен выбор подхода к реализации стратегии.

Бродвин и Бурджуаз [4] на основе своих исследований практики руководства ряда предприятий предложили пять основных подходов к реализации стратегии. Эти подходы начинаются от самого простого, когда сотрудникам просто дается указание о реализации сформулированной стратегии, до подхода, когда необходимо подготовить таких сотрудников, которые были бы способны сами сформулировать и реализовать хорошую стратегию. В каждом из подходов менеджер играет разные роли и использует различные методы стратегического менеджмента. Бродвин и Бурджуаз называют пять

подходов так: командный, организационной перемены, коллаборативный, культурный подход и кресцивный.

Для определения существующих проблем и определения конкурентной стратегии развития МОУ СОШ № 20 нами был выбран командный подход как метод стратегического менеджмента. Командой был проведен SWOT-анализ нашей школы, результаты которого нами продемонстрированы в табл. 1.

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа МОУ СОШ № 20 г. Нальчика

Сильные стороны Слабые стороны

1. Стабильный коллектив педагогических работников. 2. Высокая квалификация учителей, широкие профессиональные и личностные интересы. 3. Хорошая спортивная база, позволяющая успешно реализовывать программы оздоровления учащихся и сотрудников. 4. Мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности образовательного учреждения. 5. Наличие инновационных процессов и возможности в их реализации. 6. Ясные стратегические направления в управлении школой: - Работа над созданием в школе среды, позволяющей субъектам образовательного процесса расширять связи с социокультурной средой; - Оптимизация организационно-педагогических условий, способствующих развитию духовных, интеллектуальных и физических сил личности учащегося, ее активности, самостоятельности и сознательности. 7. Модернизация контрольно-оценочной системы школы. 1. Недостаточное использование современных педагогических технологий, ИКТ в учебно-воспитательном процессе, в организации самостоятельной работы учащихся (в том числе домашней работы). 2. Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования. 3. Недостаточное включение педагогов в реализацию прогрессивных образовательных проектов. 4. Недостаточно сильная материально-техническая база. 5. Недостаточный уровень использования интеллектуальных ресурсов педагогических работников и учащихся в вопросах повышения качества образования. 6. Недостаточное количество подпрограмм интеллектуальных, оздоровительных, информационных.

Возможности Риски

1. Адресное повышение квалификации педагогических кадров. 2. Освоение и внедрение в практику работы образовательного учреждения новых технологий внутришкольного управления. 3. Расширение связей с общественностью, поиск социальных партнеров школы. 4. Создание информационной сети в образовательном учреждении. 5. Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы. 1. Несовпадение социального заказа государства и родителей. 2. Занятость родителей на работе. 3. Нежелание некоторых родителей заниматься воспитанием своих детей. 4. Высокий уровень миграции из стран ближнего зарубежья.

В ходе проведения SWOT-анализа мы выявили проблемы: 1. Высокая конкуренция со стороны городских школ.

2. Недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждения.

3. Необходим поиск дополнительных площадей для организации проектной деятельности учащихся и организации комфортного отдыха учащихся и учителей в течение учебного дня.

Для устранения обозначенных проблем и повышения конкурентоспособности нами разработана стратегическая программа повышения качества образования МОУ СОШ № 20 г. Нальчика.

Основным механизмом реализации программы является создание различных подпрограмм. Школьной командой разработаны и реализуются следующие подпрограммы:

- Повышение качества образования;

- Организация предпрофильной подготовки;

- Современный учитель;

- Совершенствование информационной среды;

- Здоровье;

- Школа раннего развития «Хочу все знать».

Практика показала, что реализация обозначенных подпрограмм в нашей школе - это живой процесс рождения новых идей и практических дел, результат взаимодействия науки и практики, совершенствование процесса образования в школе в соответствии с тенденциями развития образования в России и мире.

Оценка эффективности реализации программы происходит через количественные параметры эффективности программы: количество выпускников школы, поступивших и успешно закончивших ВУЗы России, количество победителей и призеров городских и районных предметных олимпиад, количество победителей городских, всероссийских и международных конкурсов, интеллектуальных игр, фестивалей, соревнований, динамика промежуточной и итоговой аттестации, укомплектованность школы квалифицированными кадрами, их текучесть, периодичность повышения квалификации учителей, разработка новых спецкурсов и факультативов, выступления учителей на конференциях, публикации в педагогической печати, количество обучающих семинаров на базе школы и др.

В результате проведенного исследования нами были получены результаты, которые позволили сделать выводы и разработать на их основе рекомендации по повышению конкурентоспособности МОУ СОШ № 20 г. Нальчика.

К принципам организации процессов по реализации стратегии повышения конкурентоспособности школы необходимо отнести следующие:

1. правовая и методическая регламентация процессов (с помощью законов, регламентов, стандартов, методик и т.д.);

2. построение организационной структуры школы по проблемно-целевому принципу;

3. применение маркетингового подхода не только по отношению к внешним потребителям, но и к внутренним. Этот принцип должен быть зафиксирован в Положениях;

4. обеспечение оптимальной адаптивности школы к внешней среде путем эффективного управления, внутренней среды, мониторинга и диагностики внешней среды и формирования школьной команды из профессионалов;

5. рациональное сочетание методов управления персоналом как совокупности: методов принуждения, побуждения и убеждения;

6. соблюдение принципов работы, ориентированных на повышение качества процессов, ресурсосбережение и повышение конкурентоспособности школы;

7. изучение психологического портрета личности (темперамента, характера, способностей, целенаправленности, интеллектуальности, эмоциональности, волевых качеств, общительности и др.) с целью повышения морально-психологического климата в коллективе и получения синергического эффекта;

8. эффективная организация труда (изучение потенциала педагогов, разработка оптимальной системы оплаты труда, ориентированной на повышение качества обучения, конкурентоспособность школы и т.д.).

Регулирование хода реализации стратегии повышения конкурентоспособности школы - общая функция управления реализацией стратегии, направленная на ее адаптацию к изменениям во внешней среде и во внутренней структуре школы.

Задачи регулирования хода реализации стратегии:

- мониторинг изменений во внешней среде (политическая обстановка, экономическая политика, законодательство в сфере управления образованием, социум и т.д.);

- мониторинг изменений во внутренней структуре школы (миссия, потенциал, организационная структура и культура, инновационная политика, конкурентоспособность и т.д.);

- комплексная диагностика школы - анализ, оценка, нахождение ее слабых мест и конкурентных преимуществ в правовой, технологической, экономической, социальной, управленческой деятельности, подготовка предложений по ослаблению слабых мест и усилению конкурентных преимуществ;

- анализ результатов оперативного контроля хода реализации программы развития и стратегии в целом;

- внесение изменений в программу развития, проекты и стратегию повышения конкурентоспособности школы.

Список литературы:

1. Быченко Ю.Г. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Г. Бы-ченко, В.И. Понюк; под ред. Ю.Г. Быченко. - Саратов, 2002. - 156 с.

2. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание: учеб. пособие / С.А. Попов. - М.: Дело, 2003. - 352 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособности организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. - 544 с.

4. Brodwin D. Five Steps to Strategis Action / D. Brodwin, Beurgeois. -California Manadement Revin, Spring, 1984. - Р. 176-179.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Магомедова Р.М.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе анализа теоретических аспектов проблемы формирования профессиональных компетенций преподавателя, выявлен комплекс предпосылок, выступающих в качестве методологической основы конструирования модели преподавателя современного вуза.

Дело в том, что профессиональная подготовка преподавателей вузов длительное время ориентировалась на цели образования, сформулированные в период его стереотипного функционирования. Цели современного быстро развивающегося, кардинально изменяющегося высшего образования рассматриваются как подготовка компетентного профессионала, его профессионально-личностное развитие в соответствии с потребностями рынка образовательных услуг и моделью вуза, в котором он преподает, что предполагает разработку теории непрерывной подготовки преподавателя высшей профессиональной школы направленной на формирование его профессиональных компетенций и в целом на основе компетентностного подхода.

Поскольку в нашем исследовании «формирование профессиональных компетенций» выступает основной категориальной единицей, потребовалось обращение к этимологии понятия «формирование». В современном словаре иностранных слов глагол «формировать» означает «вырабатывать у кого-либо определенные черты характера, мировоззрение и др.».

С позиций деятельностного и компетентностного подходов, формирование не является односторонним процессом влияния на объект, но и предполагает обратную связь, проявляющуюся через стремление самих преподавателей к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Следовательно, формирование носит процессный характер, и под формирова-

* Доцент кафедры Коррекционной педагогики и специальной психологии, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.