Научная статья на тему 'Модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г. Р. Державина'

Модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT / MECHANISMS OF IMPROVEMENT OF INNOVATIVE PROCESS MANAGEMENT AT UNIVERSITY / MODEL OF INNOVATIVE ACTIVITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Передков Вячеслав Михайлович, Самохвалов Алексей Владимирович, Шленова Мария Юрьевна

В статье описаны принципы управления инновационными процессами в вузе, предложены механизмы совершенствования системы управления инновационными процессами в региональном вузе, описана модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г.Р. Державина на основе принципов управления проектами. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование системы управления инновационными процессами в региональном вузе», проект № 070204004а. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Передков Вячеслав Михайлович, Самохвалов Алексей Владимирович, Шленова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of innovative activity management in Tambov State University named after G.R. Derzhavin

In the paper principles of innovative process management at university are described, mechanisms of improvement of the system of innovative process management at regional university are offered, the model of innovative activity management in Tambov State University named after G.R. Derzhavin on the basis of principles of project management is described.

Текст научной работы на тему «Модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г. Р. Державина»

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА1 М.С. Чванова, В.М. Передков, А.В. Самохвалов, М.Ю. Шленова

В статье описаны принципы управления инновационными процессами в вузе, предложены механизмы совершенствования системы управления инновационными процессами в региональном вузе, описана модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г.Р. Державина на основе принципов управления проектами.

Ключевые слова: управление инновационной деятельностью, механизмы совершенствования управления инновационными процессами в вузе, модель управления инновационной деятельностью.

Управление инновационными процессами в вузах представляет собой совокупность подходов, принципов и механизмов, способствующих эффективной реализации инноваций в научной, образовательной и практической деятельности.

Отраслевая логика управления экономическим развитием любого региона устарела. Сегодня нужны новые механизмы совершенствования экономической и социальной среды.

Кластерный подход является одним из таких механизмов. Он основывается на учете положительных синергетических эффектов от близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса, при этом отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи.

При кластерном подходе, речь идет так же и об объединении, укрупнении, своеобразной агломерации в функциональном, а чаще всего - в географическом смысле разных учреждений и производств вокруг интеллектуального, мозгового центра (как правило, известного университета типа Гарвардского). Кластерный подход в отношении биотехнологии, например, с успехом был использован в США, в Европе - Великобритании, Германии, Финляндии, в Азии - Японии, Южной Корее, Израиле, в последнее

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Совершенствование системы управления инновационными процессами в региональном вузе», проект № 07-02-04004а.

Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг.

время это пытается сделать Сингапур. Как некоторый аналог кластерного подхода триада: «наука - образование - практика» - находит применение в современной России в медико-социальной сфере, в производстве, наметились некоторые тенденции его использования в инновационно-образовательной деятельности вузов.

Управление инновационными процессами осуществляется на основе общих принципов управления и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности. Последние важны для формирования внутренней системы управления. К специфическим принципам управления инновационными процессами в вузе относятся принцип гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера.

Важнейший принцип - это принцип гибкости. Он обусловлен циклическим характером научно-технического прогресса, непредсказуемостью результатов научных исследований. Этот принцип требует применения особых видов планирования и форм финансирования, оказывает влияние на состав научно-технических кадров и выбор методов управления.

Принцип учета фактора времени обусловлен значительной продолжительностью инновационного цикла, неравномерностью временного периода выполнения отдельных его стадий и этапов. Этот принцип связан с перспективностью инноваций, означающей необходимость учета долговременных последствий принимаемых управленческих решений.

Принцип комплексности предполагает техническое, экономическое, организационное и информационное единство во всех звеньях, на стадиях и этапах инновационного процесса.

Это влияет на все элементы системы управления инновациями: планирование, финансирование и организационное обеспечение и т. д. Комплексность означает еще и обеспечение тесной связи между различными областями науки и между функциями управления.

Принцип учета неопределенности инновационных работ и их рискового характера находить проявление в прогнозировании и планировании, финансировании и методах оценки эффективности нововведений. Он требует создания финансовых резервов для ликвидации возможных отрицательных последствий от риска или корректировки сроков выполнения отдельных инновационных работ при планировании.

Принцип учета творческого характера инновационных работ основан на влиянии творческого характера создания и внедрения новшеств на систему управления инновационным процессом. Он учитывается при организации процесса выполнения работы, построении структуры органов управления, определении режима работы и стиля руководства, оценки эффективности инновационных работ и особенно при стимулировании труда сотрудников.

К одному из эффективных механизмов совершенствования системы управления инновационными процессами в региональном вузе следует отнести активизацию проектной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов. В качестве примера активизации усилий в данном направлении представляется деятельность Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина разработана и успешно реализуется модель управления инновационными процессами (рис. 1). Особенностью данной модели является ее построение на принципах управления проектами.

Инновационный процесс, оформленный в виде проекта, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации.

Разработке инновационного проекта предшествует:

- сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;

- анализ возможностей университета по разработке инновационных продуктов и оказанию услуг;

- отбор изученных идей.

Первым этапом создания инновационного проекта является проведение научно-исследовательских работ. Предпосылкой эффективности выполнения НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи.

Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:

- интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и по горизонтали, при необходимости консолидация ресурсов вуза для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

- выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т. е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

Для управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г. Р. Державина сформирована система управления инновациями в вузе.

Стратегическое управление инновационной деятельностью в ТГУ осуществляет ректор. Оперативное управление инновационной деятельностью университета обеспечивает уполномоченное ректором лицо в должности проректора по образовательной политике и инновациям.

Основной организационной формой управления инновационным процессом в ТГУ имени Г.Р. Державина служат Центры инновационного развития кафедр.

Эти структурные подразделения способствуют созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах университета, формированию инновационной среды, в которой становится возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.

ПАРТНЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Администрация области, городов и районов

Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников»

Разработка и продвижение инновационных разработок студентов и

Некоммерческие общественные организации

А--------------------------'

препода ітелеи, коллективных

Министерство образова- Российская РГНФ РФФИ

ния и науки РФ Академия Наук

ПАРТНЕРЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Рис. 1. Модель управления инновационной деятельностью в ТГУ имени Г.Р. Державина

Центры инновационного развития кафедр активизируют работу студентов по созданию конкурентоспособной продукции, способствуют подготовке специалистов, способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и тем самым быть востребованными еще до окончания университета. Осуществляя свою деятельность по реализа-

ции мероприятий в соответствии с планами работы центров, руководители этих структурных подразделений налаживают связи с региональным сообществом, в том числе с бизнес структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию проектов, привлекают инвестиции в инновационную и образовательную деятельность.

Руководители Центров инновационного развития кафедр совместно с заведующими кафедрами и лабораториями организуют работу по заключению договоров со сторонними организациями, учреждениями и предприятиями на разработку и поставку инновационных продуктов и оказание услуг, в рамках реализации инновационных проектов преподавателей, аспирантов и студентов. При организационном содействии руководителей Центров инновационного развития кафедр на базе университета проводятся конференции, семинары, «круглые столы», выставки дипломных проектов студентов с привлечением представителей регионального сообщества. Проведение таких мероприятий способствует активизации проектной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов университета, формированию имиджа университета как центра кластера инновационных образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона.

В предложенной нами модели управления инновационными процессами в вузе на основе принципов управления проектами заказ на разработку продуктов, услуг и технологий в рамках выполнения проекта формируется внешними партнерами - предпри-

ятиями, организациями и учреждениями региона. Поступившие запросы обрабатываются в Координационном центре инновационного развития кафедр ТГУ имени Г.Р. Державина, и в форме технического задания передаются на кафедры вуза (рис. 2). Мониторинг проекта на данном этапе выполняют Координационный центр инновационного развития и Центры инновационного развития при структурных подразделениях ТГУ. Партнерами выступают представители регионального сообщества, фонды, программы, лаборатории и центры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Среди реализуемых в ТГУ имени Г.Р. Державина инновационных проектов особо следует выделить социально-инновационные и инновационно-образовательные проекты.

Социально-инновационные проекты направлены на решение важных социальных проблем развития региона. Отличительными признаками такого проекта являются:

- проект не прибыльный;

- средства на проект выделяются из бюджета, как правило, не в том объеме, который нужен для реализации проекта, а в том, который может быть выделен в данный момент;

Региональное Координационный центр Кафедры ТГУ

сообщество < ► инновационного развития 4 ► им. Г.Р. Державина

кафедр ТГУ им. Г.Р. Державина

Заказ

Координа-

ционный

центр

Центры инновационного развития при структурных < подразделениях

Тех

ническое задание

Идеи

Центры инновационного развития академий, институтов, факультетов и других структур (при управлениях, представительствах)

і к і к і к

г Г Г

Кафедра 1 Кафедра 2 Кафедра п

Региональное

"сообщество

Фонды,

программы

Лабора-

тории,

центры

Р

ы

р

е

нет

тар

п

Рис. 2. Схема формирования тем проектов

- цели намечаются и корректируются по мере достижения промежуточных результатов и в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами;

- сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов, и только намечаются, в процессе реализации проекта уточняются;

оценка результата проекта (количественная и качественная) затруднена.

Инновационно-образовательные проекты - это проекты, направленные на модернизацию содержания образования, инновации в образовательных технологиях (новые средства, люди, подходы), инновации в управлении образованием (новые механизмы, новые структуры).

Как объект управления, инновационнообразовательный проект имеет следующие особенности:

- цель проекта четко определена, задачи определены в общих чертах и могут уточняться и конкретизироваться по мере реализации проекта, достижения промежуточных результатов;

- срок реализации проекта задан, срок реализации задач определен на основе экспертных оценок, и в зависимости от промежуточных результатов может меняться;

- в процессе реализации структура проекта может претерпевать изменения: могут возникать новые задачи, что, в свою очередь, может требовать привлечения соответствующих ресурсов; могут изменяться связи между задачами и участниками проекта;

- планирование расходов в меньшей степени зависит от выделенных ассигнований и в большей - от результатов выполнения промежуточных задач;

- коммерческий успех проекта значительно зависит от точности выбора инновации среди альтернативных вариантов и точности определения целевой группы конечных пользователей продукта проекта.

В предложенной модели управления координирующую роль по организации и управлению проектной деятельностью и вопросам взаимодействия с внешними партнерами осуществляет Координационный центр инновационного развития ТГУ имени Г.Р. Державина. При выполнении проектов партнерами на федеральном уровне могут выступать: Министерство образования и науки РФ, Россий-

ская Академия Наук, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, которые смогли бы финансовую поддержку выполнению научно-исследовательских и инновационноориентированных проектов в ТГУ имени Г.Р. Державина на конкурсной основе. На региональном уровне партнерами могут быть: Администрация Тамбовской области, администрации городов и районов области, учреждения высшего профессионального образования города и области, Тамбовское региональное отделение Вольного экономического общества России, Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», учреждения культуры и здравоохранения, спортивные организации, некоммерческие общественные организации, представителей производственной сферы и бизнеса, средства массовой информации. Перечисленные партнеры способны оказывать организационную, информационную и финансовую поддержку в реализации инновационных образовательных проектов.

Координационный центр инновационного развития кафедр в рамках осуществления проектной деятельности выполняет следующие задачи:

- организует работы по проектной деятельности студентов, аспирантов, преподавателей;

- организует работы по проведению конференций и семинаров, сопровождению инновационных проектов;

- организует работы по проведению мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности на выпускающих кафедрах университета и других структурных подразделениях, осуществляющих инновационно-образовательную деятельность.

В подчинении Координационного центра инновационного развития кафедр находятся Центры инновационного развития кафедр («точки роста») при институтах, академиях, факультетах, представительствах и других структурах, обеспечивающих сопровождение инновационно-образовательной, проектной и научной деятельности. Взаимодействие Центров инновационного развития с кафедрами и внешними партнерами показано на рис. 1.

Следующим этапом реализации инновационного проекта является этап его вывода

на региональный рынок инновационных продуктов и услуг (рис. 3.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показано на рис. 3, для эффективной коммерциализации идей необходимо провести объединение наиболее удачных минипроектов в инновационный проект с получением фактического, в т. ч. и экономического, результата. Полученный результат проекта при содействии Координационного центра инновационного развития кафедр и Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора выводится на региональный рынок инновационных продуктов и услуг.

Таким образом, данная модель позволила на практике организовать и провести в мае 2008 г. внутривузовский конкурс инновационных студенческих проектов и выявить наиболее перспективные проекты студентов в плане наилучшей коммерциализации их результатов.

Выполненные студентами университета инновационные проекты направлены на решения проблем Тамбовского региона по различным направлениям развития науки и техники, образования, на создание единого информационно-образовательного пространства

Кафедра 1 Кафедра 2 1 Кафедра п

Мини проект _______________

Мини проект ______і_________

Мини проект ___е_

Научные руководители, студенты, проектные группы

т

Группа 1 Группа 2 Группа т

декомп. проект 1 декомп. проект 2 проект т

_ Научн. _

рук.

Науч.

рук.

Кафедра

ЦИР

Задача 1

Студент 1 О Студент 2

Задача 2 *

Задача к

О

Студент к

О 6

Результат проекта 1

Результат проекта 2

т

^"Объединение мини проект

Развитие студента Подготовка кадров

Результат проекта т

13

Лабора-■ тории, центры

Лабора-. тории, центры

V

Коммерциализация идей

Кафедра

Кафедра

_ Кафедра

ЦИР "*

Предприятия - региона Кафедра

Кафедра Представители _регионального^ сообщества

Дипломный

проект

т

Прохождение практики на предприятий

Т

Региональный бизнес-инкубатор

і г

Трудоустройство к к

Центры инновационного развития у

Региональный рынок инновационных продуктов и услуг

Рис. 3. Схема процесса вывода проекта на региональный рынок инновационных продуктов и услуг

региона. Результатом выполнения студенческих инновационных проектов являются: компьютерные диагностические программы; практические рекомендации в области экономики и управления, для малого бизнеса; бизнес-планы; электронные базы данных; электронные ресурсы; электронные пособия и методические практикумы; опытный образец модуля нагружения универсального на-нотестора; математические модели технологических процессов в биореакторе, в термофлотаторе; разного рода технологии, используемые для химических процессах, производства рекламной видеопродукции и других областях; комплекс социально-педагогических услуг и коррекционных методик и

другие инновационные продукты, услуги и технологии.

Поступила в редакцию 6.09.2008 г.

Chvanova M.S., Peredkov V.M., Samokhvalov A.V., Shlenova M.Y. Model of innovative activity management in Tambov State University named after G.R. Derzhavin. In the paper principles of innovative process management at university are described, mechanisms of improvement of the system of innovative process management at regional university are offered, the model of innovative activity management in Tambov State University named after G.R. Derzhavin on the basis of principles of project management is described.

Key words: innovative activity management, mechanisms of improvement of innovative process management at university, model of innovative activity management.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев

Статья посвящена вопросу формированию информационной компетенции студентов языковых специальностей вуза. В ней авторы освещают актуальность проблемы, уточняют определение информационной компетенции преподавателей иностранного языка, разрабатывают номенклатуру умений, развиваемых на основе учебных Интернет-ресурсов, описывают проведение и результаты экспериментального обучения.

Ключевые слова: информационная компетенция, обучение иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии в обучении.

С развитием общества растут и потребности, в т. ч. и потребность в общении на иностранном языке. Стремительное развитие и распространение в России Интернет-технологий не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования. Информатизация общего среднего и высшего профессионального образования получила особый импульс благодаря

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

В лаборатории языкового поликультурного образования Института иностранных языков был разработан курс повышения квалификации педагогических кадров «Интернет в обучении иностранному языку», пройти который могут как студенты ТГУ имени Г.Р. Державина, так и учителя средних общеобразовательных школ г. Тамбова и области.

федеральным целевым программам «Электронная Россия», «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу», реализуемым в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Данные программы способствовали созданию технических условий для интенсивного использования информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ) в учебном процессе, включая и обучение иностранному языку. В ряде педагогических и методических исследований учеными раскрывается дидактический потенциал внедрения ИКТ в процесс обучения иностранному языку: реализация личностно-ориентированного подхода к обучению, многоуровневость, создание условий для формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся (Е.В. Бондаревская,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.