- для подготовки специалистов с адекватным восприятием результатов нанотехнологической модернизации необходима разработка образовательных курсов, которые будет содержать не только общую информацию, но и разделы нанонауки, необходимые для адекватного восприятия результатов применения нанотехнологий;
- высокая динамика развития нанотехнологий обязательно окажет свое влияние на динамику формирования самих образовательных курсов, что приведет к необходимости основываться не на традиционных учебных пособиях, а на сетевых разработках, которые дадут возможность постоянной актуализации содержания обучения.
RESEARCH THE LEVEL OF ADEQUATE PERCEPTION OF RESULTS NANOTECHNOLOGY MODERNIZATION AT STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES
D.E. Morev, M.S. Chvanova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
In article results of research adequate perception of results nanotechnological modernization humanities students are presented. The necessity of training with an adequate perception of nanotechnological modernization results is proved.
Key words: adequate perception, nanotechnological modernization, training of specialists, students of humanitarian specialties.
УДК 378.147-322
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ В ВУЗЕ
А.Б. Самохвалов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
Б статье рассматривается проблема внедрения проектной деятельности в образовательный процесс вуза при подготовке специалистов-информатиков. Разработана организационно-педагогическая модель управления проектной деятельностью в вузе, которая прошла практическую апробацию в Центре инновационного развития Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в рамках национального проекта «Образование» и показала высокую эффективность ее использования. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия использования метода проектов в подготовке специалистов-информатиков в вузе: ориентация учебного процесса на формирование навыков проектной деятельности специалиста-информатика; включение в систему подготовки специалистов-информатиков в вузе специально спроектированных учебных проектов; взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе проектной деятельности; наличие системы мониторинга проекта на всех этапах его выполнения.
Проведена опытно-экспериментальная работа, анализ результатов которой показал эффективность разработанной организационно-педагогической модели, а также положительное влияние выявленных педагогических условий на выработку профессиональных компетенций проектной деятельности спе-циалиста-информатика.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, система подготовки специалистов-информатиков, подготовка к профессиональной деятельности.
Специалисты в области информационных технологий в настоящее время являются одними из самых востребованных на рынке труда. Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают соответствующими профессиональными компетенциями, но и умеют быть «командными игроками в проектной деятельности» [1]. Это вполне объяснимо, так как в подавляющем большинстве случаев изделия электронной техники, средства связи, компьютеры, программные средства - это продукция, создаваемая в результате органи-
зованнои деятельности коллективов над соответствующими проектами.
Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, проектная деятельность является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки специалистов в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества, ориентированной на приобретение выпускниками такого качества, как эффективная конкурентоспособность.
При подготовке информатиков в вузе по различным специальностям и направлениям («Прикладная информатика по областям», «Информатика», «Прикладная математика и информатика» и др.) в образовательных стандартах декларируется необходимость их подготовки в проектно-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности.
Вместе с тем, как показал анализ научнопедагогической литературы, при использовании традиционных методов и форм обучения подготовка по данным направлениям специально не организуется. Мало внимания уделяется проектной работе, работе в команде, адаптации человека к жизни в современном информационном обществе. Зачастую специалисты получают хорошую подготовку в области программирования и микроэлектроники, но у них практически отсутствуют навыки общения с коллегами и заказчиками, управленческие навыки, навыки создания инновационных проектов.
К настоящему времени проведен целый ряд исследований, раскрывающих различные аспекты, связанные с использованием проектной деятельности в системе образования. Данной проблеме посвящены работы С.И. Горлицкой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. По-лат, И.В. Роберт, Л.Б. Хегай и многих других. Проблема использования метода проектов в высшем профессиональном образовании рассматривается Д.Н. Бузун, М.У. Гап-поевой, Н.А. Забелиной, М.С. Чвановой,
В.В. Черных и другими авторами. В зарубежной педагогике применение проектной деятельности в учебном процессе рассматривают Дж. Джонс, А. Колмос, М. Кнолл, Л. Кэтз, Дж. Хелм, С. Чард. В монографической литературе и научных публикациях в периодической печати представлен ряд существенных научных результатов. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы, анализ деятельности высших учебных заведений, выступлений участников международных и общероссийских конференций показал, что имеющийся потенциал использования проектной деятельности в подготовке специалиста-информатика в вузе реализуется частично.
Нами выявлены как положительные эффекты использования проектной деятельности в системе образования, связанные с основны-
ми целями - развитием личности студента, его подготовкой к будущей трудовой деятельности, производством общественно полезного продукта, так и недостатки - невозможность выработать общие подходы к решению задач, нарушение систематичности получаемых знаний. В связи с этим, нами предлагается применять проектную деятельность преимущественно в рамках курсового и дипломного проектирования как составной элемент системы подготовки специалиста-информатика в вузе, не переоценивая его потенциала и не допуская ее полной универсализации.
Отличительными признаками учебных проектов являются: наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы, для разрешения которой необходимо интегрированное содержание; значимость для обучаемого предполагаемых проектируемых результатов и потребность в решении проектной задачи; самостоятельное выполнение обучаемыми части проекта или целой проектной задачи.
Как показал анализ, система подготовки информатиков на настоящий момент не полностью удовлетворяет потребности современного общества. Выпускники получают базовые знания в технологической области, однако большинство из них испытывает трудности при общении с коллегами, работодателями, заказчиками, так как у них практически отсутствуют опыт работы в команде и управленческие навыки.
Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки «Прикладная информатика (по областям)», «Информатика», «Прикладная информатика», «Прикладная математика и информатика» и других позволил выявить недостаточный объем подготовки по таким видам профессиональной деятельности инфор-матиков, как проектно-технологическая, организационно-управленческая, экспериментально-исследовательская, инновационная. Подготовку по указанным видам деятельности, по нашему мнению, целесообразно реализовать с использованием метода проектов.
Применение проектной деятельности на старших курсах позволяет выйти за рамки изучаемых дисциплин: дает опыт решения трудноформализуемых задач, опыт проект-
но-технологической, организационно-управленческой, инновационной деятельности; дает практический опыт разработки информационных ресурсов предприятий и организаций региона, возможность провести апробацию предложенных решений и внедрить готовый продукт. В результате информатик осваивает социальные, экономические, правовые аспекты своей будущей деятельности. В связи с этим, проектная деятельность приобретает глубокий смысл как составной элемент подготовки специалистов-информати-ков в вузе, в том числе и при переходе на двухуровневую подготовку.
Обзор рынка вакансий для специалистов в области информационных технологий, включающий предложения ведущих отечественных и зарубежных кадровых агентств, объявления в электронных и печатных СМИ, показал рост потребности в кандидатах, обладающих хорошими коммуникационными навыками - активных, общительных, способных работать в команде. Эти качества, по нашему мнению, вырабатываются при групповой проектной работе.
Нами разработана педагогическая модель управления проектной деятельностью в вузе (рис. 1). Данная организационно-педагогическая модель прошла практическую апробацию в Центре инновационного развития ТГУ имени Г.Р. Державина в рамках национального проекта «Образование» и показала высокую эффективность ее использования.
В данной модели заказ на разработку продуктов, услуг и технологий в рамках выполнения проекта формируется внешними партнерами - это предприятия, организации и учреждения региона. Поступившие запросы обрабатываются в Координационном центре инновационного развития кафедр и в форме технического задания передаются на кафедры университета. Мониторинг проекта на данном этапе выполняется Координационным центром инновационного развития, а также центрами инновационного развития при структурных подразделениях университета. Партнерами выступают представители регионального сообщества, фонды, программы, лаборатории и центры университета.
На следующем этапе научный руководитель на основании технического задания и с учетом интересов студентов формирует
проектные группы. Студентов знакомят с наиболее интересными проектами, выполненными в течение предшествующих лет, что служит подтверждением реальности осуществления предлагаемых проектов и стимулирует к выбору наиболее сложных задач. Преподаватель приводит примеры того, что ожидается получить при реализации проекта, описывает, в каком виде рекомендуется представить полученные результаты: web-сайты, компьютерные программы, оформленные учебно-методические пособия. Происходит декомпозиция мини-проектов, разделение их на задачи, назначение студентов, ответственных за их решение. Мониторинг проекта проводится научными руководителями, сотрудниками кафедры, центрами инновационного развития кафедр; при выполнении проектов используются ресурсы лабораторий и центров университета.
При завершении проекта проводится конференция (с обязательным выступлением всех участников проекта), на которой рассматриваются результаты выполнения проектов, проводится конкурс программных продуктов. Удачные проекты продолжаются студентами в рамках дипломных работ.
Как показано на рисунке 1, для эффективной коммерциализации идей наиболее удачные мини-проекты объединяются в инновационный проект с получением фактического, в том числе и экономического результата. Полученный результат проекта при содействии Координационного центра инновационного развития и Регионального бизнес-инкубатора выводится на региональный рынок инновационных продуктов и услуг.
Таким образом, появляется возможность трудоустройства на предприятии специали-ста-информатика для сопровождения созданного им в процессе проектной деятельности информационного продукта.
Анализ опыта использования метода проектов в подготовке специалистов-информати-ков в Институте математики, физики и информатики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, где проводился констатирующий эксперимент, позволил нам сформулировать педагогические условия использования метода проектов в подготовке специалиста-информатика в вузе, которые включают следующие компоненты:
Рис. 1. Организационно-педагогическая модель управления проектной деятельностью в вузе
- ориентация учебного процесса на формирование навыков проектной деятельности специалиста-информатика;
- включение в систему подготовки спе-циалистов-информатиков в вузе специально спроектированных учебных проектов;
- взаимодействие с внешними и внутренними партнерами в процессе проектной деятельности;
- наличие системы мониторинга проекта на всех этапах его выполнения.
Установлено, что такая система педагогических условий способствует повышению эффективности использования метода проектов применительно к предложенной модели управления проектным обучением.
При выполнении предложенных нами организационно-педагогических условий
возникает проблема оценки уровня сформи-рованности профессиональных компетенций проектной деятельности специалиста-инфор-матика. Быявленная нами система критериев на основе анализа образовательных стандартов и ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности включает в себя следующие критерии: ценностное отношение к проектной деятельности; готовность к проектной деятельности; творческая активность в проектной деятельности; результативность проектной деятельности.
Данная совокупность критериев позволяет судить об эффективности проектного обучения в вузе. Для диагностики уровня сфор-мированности профессиональных компетенций проектной деятельности специалиста-информатика выделены три уровня ее проявления, характеризующихся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления - высокий, средний, низкий.
С целью проверки эффективности педагогических условий проведена опытноэкспериментальная работа. Целью первого этапа экспериментальной работы было выявление исходного уровня сформированности профессиональных компетенций проектной деятельности специалиста-информатика в соответствии с выделенными нами критериями и показателями. Б констатирующем эксперименте принимали участие студенты специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина численностью 122 человека.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня сформированности профессиональных компетенций проектной деятельности специалиста-информатика, позволил прийти к выводу, что большинство опрошенных обладает средним или низким уровнем профессиональных компетенций проектной деятельности.
Б контексте формирующего этапа разработана программа курса для студентов высших учебных заведений «Гипертекст и мультимедиа технологии». Программа разработана с учетом специфики проектной деятельности специалиста-информатика, ориентации учебного процесса на формирование навы-
ков проектной деятельности, взаимодействия с внешними и внутренними партнерами в процессе создания программного продукта.
Для реализации поставленных задач занятия проводились с условием максимального включения каждого участника опытно -экспериментальной работы в процесс проектной деятельности, выработки навыков работы в команде, навыков совместной разработки программного продукта.
Вся опытно-экспериментальная работа строилась на основе выявленных и сформулированных нами педагогических условий и таким образом стала методом проверки их обоснованности и действенности, способности обеспечить достаточную эффективность формирования профессиональных компетенций специалиста-информатика.
На контрольном этапе проведено исследование уровня сформированно-сти профессиональных компетенций проектной деятельности студентов экспериментальной (общей численностью 41 человек) и контрольной групп (общей численностью 48 человек) в соответствии с разработанной системой критериев. Для диагностики результатов формирования профессиональных компетенций проектной деятельности использованы следующие методики: изучение продуктов учебной деятельности, наблюдение, анкетирование, ранжирование, интервьюирование.
Сопоставление исходных и итоговых данных, характеризующих уровни сформиро-ванности профессиональных компетенций проектной деятельности по определенным критериям и показателям в контрольной и экспериментальной группах, позволило подвести итог эксперимента и оценить эффективность организационно-педагогических условий использования метода проектов в подготовке специалиста-информатика в вузе. По итогам формирующего эксперимента в экспериментальной группе была получена положительная динамика всех уровней сформирован-ности профессиональных компетенций проектной деятельности специалиста-информа-тика. Значительно уменьшилось количество студентов, находящихся на низком уровне, за счет перехода на более высокие уровни. Положительная экспертная оценка студенческих проектов центрами инновационного развития кафедр ТГУ имени Г.Р. Державина совместно
с представителями регионального сообщества также подтвердила эффективность организационно-педагогических условий.
Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанной организационно-педагогической модели, положительное влияние выявленных педагогических условий на выработку профессиональных компетенций проектной деятельности спе-циалиста-информатика.
Список литературы
1. Самохвалов А.В. Подготовка студентов ин-форматиков к трудовой деятельности при помощи метода проектов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2007. № 2 (12).
References
1. Samohvalov A.V. Podgotovka studentov informa-tikov k trudovoj dejatel'nosti pri pomoshhi meto-da proektov // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2007. № 2 (12).
PROJECT ACTIVITIES OF COMPUTER SCIENCE STUDENTS AT HIGH SCHOOL
A.V. Samokhvalov
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
Article describes the problem of project activities use in the educational process of high school for training computer scientists. Pedagogical model of project activities management at the university is represented in the article. The model was tested at the Center for Innovative Development of Tambov State University named after G. R. Derzhavin under the national project "Education" and showed high efficiency of its use. Identified and experimentally proved pedagogical conditions for method of projects use at the computer scientists high school training system.
Analysis of the results showed the effectiveness of the developed pedagogical model, the positive impact of the identified pedagogical conditions for improvementof project activities competencies of computer science specialists.
Key words: project-based method, project activities, system of training of specialists-information scientists, preparation for professional activity.
УДК 378.144
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЦП1
Б.Л. Лернер, Е.Ю. Мукина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
М. Б. Бударин
ТОГАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная адаптивная школа»
Россия, г. Тамбов
В статье рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями ДЦП; проанализированы преимущества занятий в водной среде; описано содержание занятий коррекционноразвивающей направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП; исследован уровень развития физических способностей детей данной нозологии, проведен сравнительный анализ показателей.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно-развивающие занятия, адаптивное и оздоровительное плавание.
Заболевание ДЦП является актуальной проблемой в адаптивной физической культуре. Детские церебральные параличи являются следствием недоразвития или повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Они проявляются нарушениями мышечного тонуса и произвольных движений.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-68004.
Двигательные нарушения часто сочетаются с изменениями психики, речи, судорогами. За последние 40 лет во всем мире увеличилось число инвалидов детства с диагнозом ДЦП и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Тяжесть инвалидизации у 20-35 % больных оказывается настолько значительной, что они не могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распро-