УДК 37.014.5
ЦЕНТРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДР КАК «ТОЧКИ РОСТА» ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА1
© В.М. Передков
Ключевые слова: управление инновационной деятельностью в вузе; центры инновационного развития кафедр.
В статье описывается деятельность Центров инновационного развития кафедр по активизации инновационной деятельности в ТГУ имени Г.Р. Державина в рамках ИОП вуза, а также предлагаются основные направления деятельности данных структурных подразделений университета после завершения бюджетного финансирования инновационной образовательной программы университета в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Центры инновационного развития кафедр были созданы в рамках реализации инновационной образовательной программы ТГУ имени Г.Р. Державина и способствовали созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах университета, формированию инновационной среды вуза. Центры инновационного развития кафедр были созданы с целью ориентации инновационных образовательных программ на формирование у студентов навыков эффективно применять знания и умения на практике при создании инновационной конкурентоспособной продукции, на подготовку специалистов, способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и тем самым быть востребованными еще до окончания университета. Одним из приоритетных направлений в деятельности Центров инновационного развития должна стать деятельность по созданию условий для производства инновационных продуктов и услуг и последующей их коммерциализации.
Достижение успеха в области коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности в значительной степени определяется эффективностью отбора наиболее перспективных из них. С этой целью в ТГУ имени Г.Р. Державина уже стало традицией проводить конкурсы на лучшие студенческие инновационные проекты. В результате конкурсного отбора проводится и предварительная оценка имеющихся в университете разработок, в результате чего определяется перечень разработок для коммерциализации.
Для того чтобы этот процесс имел успешное продолжение, университету необходимо проводить начальные маркетинговые исследования по приоритетным разработкам. Для определения рынков сбыта инновационных продуктов и услуг необходимо наладить работу по поиску предприятий и организаций, заинтересованных в этой продукции и услугах. С этой целью необходимо информировать потенциальных потребителей о тех практико-ориентированных исследованиях,
1 Тема поддержана грантом РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г.
которые проводятся в университете по следующей схеме: 1) подготавливается список организаций и предприятий региона, которые осуществляют свою деятельность в области исследований, проводимых в университете; 2) осуществляется рассылка по электронным адресам рекламного материала.
Такую работу могли бы взять на себя созданные в рамках инновационной образовательной программы университета Центры инновационного развития кафедр. Эти структурные подразделения выполняют функции «точек роста» инновационной активности вуза.
Деятельность Центров инновационного развития кафедр ТГУ имени Г.Р. Державина, в рамках выполнения инновационной образовательной программы, была направлена на:
1. разработку механизмов повышения использования инновационного потенциала вуза;
2. организацию эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями региона с целью интеграции науки и промышленности и ориентации на разработку высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
3. обеспечение активизации инновационной деятельности, формирование инновационного мышления студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей;
4. формирование инновационной тематики исследований для выполнения проектов в рамках курсового и дипломного проектирования.
Деятельность Центров инновационного развития кафедр направлена на создание эффективной системы управления инновациями, включая коммерциализацию (сбыт, трансфер) учебной, научной и инновационной продукции и услуг как части системы управления вуза в целом.
Одной из приоритетных задач Центров инновационного развития кафедр является создание условий для вовлечения преподавателей, аспирантов, студентов университета в инновационный процесс; внедрения в учебный процесс результатов инновационной деятельности университета.
После завершения финансирования инновационной образовательной программы университета из федерального бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» созданные инновационные структурные подразделения университета должны развиваться за счет средств, заработанных собственными силами, и за счет привлечения инвестиций в свою инновационную деятельность.
В такой ситуации основными направлениями деятельности Центров инновационного развития кафедр должны стать:
1. разработка методической базы, обеспечивающей продвижение инновационных продуктов и услуг на рынок, включающей их оценку, пути финансирования, поиск потенциального инвестора;
2. содействие созданию системы, которая позволяет отслеживать движение инновационных разработок и владеть оперативной информацией на определенных моментах времени, т. е. отслеживание результатов инновационной деятельности в реальном режиме времени;
3. создание системы рекламного обеспечения инновационных продуктов и услуг посредством:
- изготовления и рассылки рекламных материалов;
- создания и размещения на сайте университета каталога инновационных проектов, продуктов и услуг;
- проведения выставок и участия в них;
4. создание системы мониторинга и оценки инновационных разработок, определение наиболее перспективных инновационных проектов и их обсуждение:
- отбор проектов;
- оценка эффективности и уровня риска реализации проектов;
- формирование портфеля инновационных проектов, продуктов и услуг;
- оказание помощи в написании бизнес-планов для наиболее перспективных проектов;
5. оказание услуг разработчикам инновационной продукции:
- консультирование разработчиков по юридическим аспектам продвижения инновационных продуктов и услуг на рынок с привлечением юридических служб;
- информационные, патентно-лицензионные работы и услуги в области сертификации, дизайна и информационных технологий;
- профессиональная консультация по вопросам коммерциализации результатов инновационной деятельности;
- помощь преподавателям, аспирантам, студентам в определении пути, по которому целесообразно развивать новую идею, чтобы сделать ее коммерчески привлекательной, и оформление идеи в виде бизнес-предложений;
- поиск инвесторов и партнеров для реализации корпоративных инновационных проектов;
- формирование единых творческих коллективов под реализацию конкретных инновационных проектов.
Таким образом, деятельность Центров инновационного развития кафедр должна быть направлена не только на активизацию инновационной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов, но и на коммерциализацию разработок, нахождение спроса на инновацию с целью ее дальнейшего широкого применения в различных сферах человеческой деятельности.
Поступила в редакцию 8 апреля 2009 г.
Peredkov V.M. Centers of innovative development of departments as “growth points” of the innovative activity of university. In the article the activity of oenters of innovative development of departments on activation of innovative activity in TSU named after G.R. Derzhavin within the limits of IOP high school is described, and also the main directions of activity of the given structural divisions of university after the end of budgetary financing of innovative educational program of university within the limits of implementation priority the national project “Education” are offered.
Key words: handle of innovative activity in high school; centers of innovative development of departments.