Научная статья на тему 'Модель управления эффективным трудоустройством выпускников вуза (на примере Оренбургского государственного университета)'

Модель управления эффективным трудоустройством выпускников вуза (на примере Оренбургского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ / EMPLOYMENT OF GRADUATES / INTELLECTUAL ANALYZES OF DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина Ирина Павловна, Ханжина Наталья Владимировна

В работе предложена модель вуза с точки зрения удовлетворения спроса населения на образовательные услуги и обеспечения экономики области специалистами с высшим образованием, формализована задача трудоустройства выпускника вуза по специальности, определен характер функциональной зависимости пропускной способности вуза от профессионального самоопределения студента, На реальных данных получена система продукционных правил, позволяющая формировать рекомендации по корректировке профессионального самоопределения перспективного трудоустройства будущих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болодурина Ирина Павловна, Ханжина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR EFFECTIVE EMPLOYMENT MANAGEMENT FOR ORENBURG STATE UNIVERSITY GRADUATES

The article describes a university model to meet the community demand for educational programs and the neeed of local economy in specialists with university degree. The authors formalize the target to embloy university graduates according to their speciality and define functional correlation between the acceptance rate and professional self-determination of a student. Real data provide a system of regularities serving as recommendations for professional self-detrmination correction while planning future employment of graduates.

Текст научной работы на тему «Модель управления эффективным трудоустройством выпускников вуза (на примере Оренбургского государственного университета)»

УДК 378.09:[005:331.53]:519.81

Болодурина и.П., ханжина н.в.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]

модель управления эффективным трудоустройством выпускников вуза

(на примере Оренбургского государственного университета)

в работе предложена модель вуза с точки зрения удовлетворения спроса населения на образовательные услуги и обеспечения экономики области специалистами с высшим образованием, формализована задача трудоустройства выпускника вуза по специальности, определен характер функциональной зависимости пропускной способности вуза от профессионального самоопределения студента, на реальных данных получена система продукционных правил, позволяющая формировать рекомендации по корректировке профессионального самоопределения перспективного трудоустройства будущих выпускников.

ключевые слова: трудоустройство выпускников, интеллектуальный анализ данных.

Сегодня одной из серьезных социальных проблем является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы. В настоящее время существует устойчивая тенденция повышенного внимания к проблеме трудоустройства выпускников вузов Российской Федерации. Не только в России, но и в странах с развитой экономикой и в развивающихся странах выпускники вузов испытывают проблемы с трудоустройством, оказываются безработными или работают на неквалифицированных рабочих местах.

По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации А. Климова: «сейчас примерно 6% молодых специалистов сразу после окончания вуза встают на учет в качестве безработных» [1].

Трудоустройство выпускников вузов является не только проблемой выпускников, работодателей, но и проблемой высших учебных заведений. Каждый вуз является субъектом двух рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, работа которых тесно взаимосвязана. Поэтому повышение гарантии трудоустройства после получения образования является важным конкурентным преимуществом вуза на рынке образовательных услуг [2].

Минобрнауки России в 2013 году дополнило мониторинг эффективности деятельности вузов показателем трудоустройство выпускников [3]. Рассмотрим вопросы трудоустройства выпускников в конкретном взятом вузе. Оренбургский государственный университет - крупнейший вуз Оренбургской области, учебный, научно-исследовательский и культурный центр,

последовательно реализующий в Оренбуржье многоуровневую систему образования.

Результаты мониторинга по Оренбургскому государственному университету (ОГУ) свидетельствуют, что по пяти критериям вуз удовлетворяет предъявляемым пороговым значениям [4]. Так по критериям «образовательная деятельность» университет имеет значение показателя 64,76 при пороговом 60, по «научно-исследовательской деятельности» пороговое значение превышено на 151%, по «международной деятельности» пороговое значение превышено в 4,52 раза, по «финансово-экономической деятельности» значение показателя составляет 1374,74 при пороговом 1327,57, по «инфраструктуре» - 14,47 при порогом 13,92 и по «дополнительному показателю» пороговое значение превышено в 1,72 раза. По показателю «трудоустройство», данные по которому предоставляются службой занятости региона, вуз не достиг порогового значения 98,705, а имеет только 95,099, что на 3,7% ниже нормы [5].

В связи с этим поиск факторов, влияющих на трудоустройство выпускников университета, и методов решения проблемы являются актуальной задачей для вуза.

Основным нововведением мониторинга стал расчет пороговых значений - это медианные значения показателя по группе вузов [6]. Таким образом, в других вузах группы, в которой находится Оренбургский государственный университет, выпускники вузов успешнее трудоустраиваются.

Министерство образования и науки РФ с 2014 по 2016 год проведет масштабный мо-

ниторинг трудоустройства молодых специалистов. Проект о данном мониторинге находится на общественном обсуждении. Данные из единой федеральной базы данных реестра выданных документов будут сравниваться со сведениями Налоговой службы и Пенсионного фонда. Итоги мониторинга предполагается учитывать при распределении контрольных цифр приема вузам и оценке работы высших учебных заведений. К 1 декабря 2016 года доклад о мониторинге заслушает правительство [7].

В этой связи Оренбургскому государственному университету необходимо усилить работу по трудоустройству выпускников с целью выполнения одного из критериев деятельности вуза.

Вопросы конкурентоспособности выпускников исследованы Дж. Бейлеротом, И.В. Вири-ной, Н.В. Волковой, Т.Г. Геске. С.Р. Демидовым, М.В. Зейберт, О.М. Кирилюк, Н.В. Корнейчен-ко, Т.Г. Озерниковой, О.В. Сагиновой и др.

Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников, нашел отражение в трудах Н.А. Контаревой, Н.Ш. Никитиной, Я.М. Рощиной, Л.Г. Миляевой, Борисовой О.В. С.В. Шишкина и др.

Внешнюю модель ОГУ (рис.1) формирует предложение образовательных услуг и предложение выпускников по имеющему набору образовательных программ, поэтому можно сформулировать обобщенный критерий эффективности функционирования вуза: согласование, удовлетворение и опережающее формирование пространственно локализованного спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных институциональных ограничений и ресурсного обеспечения.[8]

Внутренняя модель университета, как управляемой системы, включает численность студентов, обучающихся по каждой образовательной программе, обеспеченность учебными площадями, кадрами, документацией, финансами в каждый момент времени. Управляющие воздействия складываются из выбора образовательных программ, по которым осуществляется подготовка специалистов, и ограничений - ресурсов, которыми обладает университет.

Совмещая внешнюю и внутреннюю модели университета, получим общую модель вуза с точки зрения удовлетворения спроса населения на образовательные услуги и обеспечения экономики области специалистами с высшим образованием, приведенную на рис. 2

В результате, определяющими параметрами, прогнозирующими функционирование университета являются:

- прогноз спроса на образовательные услуги;

- прогноз приема;

- фактический прием;

- прогноз спроса на выпускников;

- прогноз выпуска;

- фактический выпуск.

Общую модель функционирования университета (рис.2) можно упрощенно представить в виде потоковой модели, где на вход «подаются» абитуриенты, на выходе после «преобразования» - выпускники.

Рассмотрим подробнее вход потоковой модели университета.

Абитуриентами могут быть:

- лица, желающие получить высшее образование по программам бакалавриата или спе-циалитета. Они обладают документами, подтверждающими освоение программы общего

Рисунок 1. Внешняя модель функционирования университета

образования, как правило, выпускники школ и колледжей;

- лица, желающие получить высшее образование по программам магистратуры. Они обладают дипломами, подтверждающими освоение программы бакалавриата или специалитета, выпускники вузов;

- лица, желающие получить высшее образование по программам аспирантуры. Они обладают дипломами, подтверждающими освоение программы специалитета или магистратуры, выпускники вузов;

- лица, желающие получить второе высшее образование. Они обладают дипломами, подтверждающими освоение программы высшего образования, выпускники вузов;

- лица, желающие получить дополнительное образование (слушатели курсов). Как правило, отсутствует ограничения по требованию предыдущего образования.

С целью упрощения в потоковой модели будем рассматривать абитуриентов, только первого типа. После окончания вуза возможными местами трудоустройства этой категории являются организации, предприятия, учреждения, продолжение обучения на следующей ступени образования, служба в рядах Российской армии.

Обозначим через S пропускную способность вуза - численность студентов, обучаю-

щихся в ОГУ в момент времени t по каждой образовательной программе S1, S2,...,Sn. Согласно внешней модели вуза существует спрос населения на образовательные услуги DE по каждой образовательной программе ^ ,спрос на выпускников университета со стороны экономики области DL по каждой образовательной программе ^ , ^ (рис. 4).

Деятельность вуза считается успешной, когда спрос на образовательные услуги уравновешен спросом на выпускников вуза, т.е. выполняется уравнение баланса [9]:

о)

Если уравнение баланса (1) не выполняется, то возможны следующие случаи. При S>DE, пропускная способность вуза больше, чем спрос на образовательные услуги, который можно спрогнозировать на основании данных об учащихся школ области. Следовательно, вузу необходимо будет развивать деятельность не связанную с предоставлением образовательных услуг для выпускников школ, например, научную, или оптимизировать структуру таким образом, чтобы сократить затраты на поддержание имеющейся пропускной способности.

При S<DE, пропускная способность вуза меньше, чем спрос на образовательные услуги со стороны выпускников школ. В этом случае

Прогноз спроса на образовательные услуги

Прогноз приема

Прием фактический

Образовательные программы

Оренбургский государственный университет

Ресурсы

Прогноз спроса на выпускников

Прогноз выпуска

Фактический выпуск

Рисунок 2. Общая модель ОГУ

Рисунок 3. Потоковая модель управления Оренбургским государственным университетом

с одной стороны в вуз придут более талантливые абитуриенты, но останется не удовлетворенный спрос со стороны населения, либо вузу необходимо будет расширять пропускную способность, что связано с увеличением затрат. В этой связи необходимо будет оценить, какой из вариантов будет наиболее благоприятен для развития университета.

Если уравнение баланса (1) не выполняется в части удовлетворения спроса на выпускников, то при S>DL, пропускная способность вуза больше, чем спрос на выпускников. Следовательно, выпускники вуза пополняют ряды безработных, вынуждены покинуть регион или заняться своей переподготовкой.

При S>DL, пропускная способность вуза меньше, чем спрос на выпускников, экономика региона в этом случае испытывает дефицит кадров, а все выпускники вуза трудоустраиваются.

При DE>DL регион испытывает дефицит рабочих мест и ни одно образовательное учреждение не решит эту проблему, это прерогатива региональной власти. При DE<DL вуз может помочь региону, если повысить информационную доступность и пригласит абитуриентов из других регионов.

Университет не может повлиять ни на спрос со стороны населения, ни на спрос со стороны экономики, вуз может только управлять своей пропускной способностью. Для оказания образовательных услуг вуз должен обладать ресурсами и соблюдать законодательные требования. Следовательно, на пропускную способность накладываются ресурсные ограничения R=(r1, г2,...,гт), где г1, г2,...,гт- конкретные ресурсы, соответствующие внутренней модели. Также пропускная способность зависит от набора образовательных программ 0=(01, 02,...,0п), где 01, 02,...,0псоответствую-щие образовательные программы внутренней модели. Для выполнения уравнения баланса (1) необходимо, чтобы профессиональное самоопределение выпускника совпадала с потребностью экономики региона в профессиональных кадрах.

Под профессиональным самоопределением понимается - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации

через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Поэтому профессиональное самоопределение - это своеобразный творческий процесс развития личности.

Таким образом, можно считать, что пропускная способность вуза является зависимой от образовательных программ О, имеющихся ресурсов R и профессионального самоопределения Р, т. е.

S=S(O, Я, Р). С точки зрения руководства любого вуза важно знать минимальное количество ресурсов необходимое для ведения образовательной деятельности, поэтому введем обратную зависимость R(S), которая характеризует минимальное количество необходимых ресурсов при заданной пропускной способности.

Сформулируем прямую задачу управления университетом:

максимально удовлетворить спрос на образовательные услуги населению при заданных ресурсных ограничениях.

I*

- D

^ min

R(S)em

(2)

или максимально удовлетворить спрос на выпускников при заданных ограничениях: - Dr \ ^ min

1 1 QR,p^0 (3)

где S=S(O, R, P) - численность студентов в момент времени t;

O - образовательные программы;

P - профессиональное самоопределение студента;

R - вектор ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ;

O — множество реализуемых образовательных программ, имеющихся ресурсов и возможностей профессионального самоопределения студента;

R(S) — минимальное количество необходимых ресурсов при заданной численности студентов.

^ - ограничения на ресурсы.

Обратная задача управления заключается в определении минимального количества ресурсов, необходимого для согласования пропускной способности со спросом на образовательные услуги или со спросом на выпускников:

или

[R ^ min [R еЭТ, S (R) = De

[R ^ min

[Я еИ, S(R) = Dl (4)

Рассмотрим подробно задачу максимального удовлетворения спроса на выпускников при заданных ограничениях (3). Минимум функции достигается, когда спрос экономики на выпускников вуза полностью удовлетворен и выпускники вуза полностью трудоустроены.

Проблемы трудоустройства выпускников могут возникать по нескольким причинам: неоправданный выбор специальности выпускниками школ или техникумов; перенасыщенность рынка труда конкретными специалистами; низкий уровень подготовки выпускника с позиций требований работодателя; завышенные зарплатные ожидания молодых специалистов; низкая профориентационная работа вуза в течение всего срока обучения.

Для решения поставленной задачи (3) выявим факторы, влияющие на трудоустройство и зависящие от самого выпускника, т.е. определим характер функциональной зависимости пропускной способности от профессионального самоопределения студента.

Для выявления факторов, влияющих на эффективное трудоустройство выпускника, воспользуемся результатами ежегодного анкетирования выпускников, проведенного средствами функциональной подсистемы ИАС «профессиональное самоопределение - трудоустройство» сотрудниками отдела содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг [10].

Собранные материалы содержат качественную и количественную информацию, что не позволяет обработать их статистическими методами, а также выявить взаимное влияние факторов. В этой связи воспользуемся методами интеллектуального анализа данных.

Исходными данными для исследования является выборка ответов выпускников ОГУ 2012 и 2013 годов выпуска на вопросы анкеты. Объем записей первоначальных данных составляет 2072 и 2003 соответственно за каждый год. С целью определения факторов, влияющих на

профессиональное самоопределение студента, используем следующие атрибуты:

Целевой атрибут - трудоустройство выпускника по специальности {Да, Нет}.

Предсказывающие атрибуты:

- участие в научной работе {Да, Нет};

- уровень заработной платы {меньше 10 000 рублей, 10 000 - 15 000 рублей, 15 000 - 20 000 рублей, 20 000 - 25 000 рублей, свыше 25 000 рублей};

- персональные компетенции {Проявление ответственности за выполняемую работу, Готовность к постоянному профессиональному росту, Широкий кругозор и способность приобретать новые знания, Проявление инициативы в работе и творческой самореализации, Самостоятельность принятия решения в нетипичных ситуациях, Другие компетенции};

- социальные компетенции {Работа в команде, Коммуникабельность, Организаторские способности, Умение передавать опыт, Другие};

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- специальные компетенции {Навыки работы с ПК, Умение приспосабливаться к изменениям условий производства, Навыки поиска и обработки информации, Способность к освоению новой техники, Умение планировать и оценивать деятельность, Другие};

- дополнительное образование {Нет, Техникум, Курсы повышения квалификации, Стажировка, Второе высшее};

- подработка во внеучебное время {Работа по специальности, Интеллектуальная работа по другой специальности, Физический или обслуживающий труд, Не подрабатывал};

- владение дополнительными навыками {Знание иностранных языков, Владение ПК, Предпринимательские способности, Навыки вождения автомобиля, Другие};

- водительские права {Да, Нет, Обучаюсь};

- личный автомобиль {Да, Нет};

- опыт работы {Да, Нет};

- уровень владения ПК {Начинающий, Уверенный пользователь, Профессиональный уровень};

- уровень владения языком; {Пишу, читаю со словарем, Могу вести беседу, Владею профессионально};

- средний балл {от 3 до 3,5; от 3,5 до 4;от 4 до 4,5;от 4,5 до 5};

- планируемое местожительство {В Оренбурге, В Оренбургской области, В другом регионе РФ, За пределами РФ, Пока не решил}.

Необходимо на основе анализа результатов анкетирования выявить факторы, оказывающие значимое влияние на трудоустройство выпускников.

Формализуем задачу трудоустройства выпускника вуза по специальности.

Для информирования студента о возможном трудоустройстве применяется функция у(х), принимающая значение 1 - трудоустроен и 0 - нетрудоустроен.

У(х) е{0,1} где 1 - трудоустроен по специальности; 0 - не трудоустроен по специальности Аргументом х функции у(х) являются анкетные данные о студенте, куда включен и средний балл за период обучения.

X = (х!, Х2 ,..., Хт )

Множество значений каждого фактора ограничено количеством предложенных вариантов ответов V.

х еК ^2,—, к}

] е {I,т}

где т - количество факторов

К факторам отнесем те вопросы из анкеты, которые влияют на профессиональное самоопределение студента:

Таблица 2. Исходные данные

Наименование 2012 год 2013 год

Мощность исходного множества 2068 1999

Мощность выборки К+ 1474 1479

Мощность выборки К- 594 520

- участие в научной работе = {Нет, Да};

х, е {0,1}

- уровень заработной платы, к. - значения допустимых диапазонов

Х2 е {k1, к2 , к3 , к4 }

- персональные компетенции, h - перечень персональных компетенций

х3 е {h,,h2,h3,h4,h5,h6} • • •

- планируемое местожительство, l. - перечень мест

X14 е {1, l2, l3, l4, l5 }

Для обработки качественных данных анкет воспользуемся методами Data Mining решающими деревьями.

Объем обрабатываемых исходных данных по годам представлен в таблице 2.

Предварительно проведена предобработка данных. Исключены из рассмотрения данные, содержащие пропуски; выбросы и экстремальные значения в наборах данных не обнаружены.

Рисунок 4. Первый уровень дерева решений для вуза в целом 2012 год

Подработка во внеучебное время

1 Работа по специальности ^-^ 1 Интеллектуальная работа по другой специальности 1 1 Участие в реализации товаров 1 Физический, обслуживающий труд ю Не подр абатывал

Трудоустроен^ Дополнительные навыки Уровень владения ПК Дополнительное образование Опыт работы

Рисунок 5. Первый уровень дерева решений для вуза в целом 2013 год

При построении дерева решений алгоритмом С4.5 исходное множество случайным образом разбито на обучающее множество 95 % и тестовое множество 5%.

Алгоритмом С4.5 по подготовленным данным построено дерево решений для вуза.

Корнем дерева по вузу (рисунки 4-5) является атрибут «Подработка во внеучебное время», и с достоверностью 86,2% в 2012 году и 90,4% в 2013 году на основании полученных продукционных правил можно утверждать, что студент, работающий по специальности во вне-учебное время, будет по ней трудоустроен.

В зависимости от факультетов решающие деревья имеют различные корни и различные значения значимости атрибутов.

В 2012 году для аэрокосмического института и геолого-географического факультета корнем дерева является атрибут «Навыки», для факультета социальных и гуманитарных наук и архитектурно-строительного факультета -«Дополнительное образование», для электроэнергетического и транспортного факультетов - «Права», для факультета экономики и управления и физического факультета - «Зарплата», для факультета пищевых биотехнологий и инженерии и университета в целом - «Подработка». Выявлены наиболее значимые атрибуты: «Персональные компетенции», «Социальные компетенции», «Подработка».

В 2013 году для финансово-экономического факультета и аэрокосмического института корнем дерева является атрибут «Дополнительное образование», для факультетов гуманитарных и социальных наук, филологии и архитектурно-строительного факультета - «Средний балл», для транспортного и геолого-географического факультетов - «Права», для математического и физического факультетов - «Уровень владения ПК», для факультетов пищевой биотехнологии и инженерии, журналистики, информационных технологий и университета в целом - «Подработка». Наиболее значимыми атрибутами явля-

ются: «Персональные компетенции», «Специальные компетенции», «Подработка».

При сравнении значимости атрибутов по вузу в целом за 2012 и 2013 заметен рост значимости атрибута «Подработка во внеучебное время» с 16,954% до 20,266%, увеличилась значимость таких атрибутов как «Социальные компетенции» с 10,172% до 10,999%, «Заработная плата» с 6,426% до 9,358%, «Персональные компетенции» с 3,169% до 3,742%, «Дополнительное образование» с 3,512% до 6,524%, «Личный автомобиль» с 3,288% до 5,851. Отмечаем снижение значимости таких атрибутов как «Средний балл» с 6,104% до 4,131% и «Навыки» с 13,836% до 9,472%.

Не изменились приоритеты значимости атрибутов только у факультета информационных технологий, факультета экономики и управления и финансово-экономического факультета. Кардинально изменились приоритеты атрибутов у факультета филологии, математического и юридического факультетов.

Качество моделей оценивалось на основе матриц сопряженности, согласно которым во всех моделях лучше классифицированы положительные исходы.

Проведенные исследования позволили сформировать систему продукционных правил, положенных в основу разработанной информационной системы, формирующей рекомендации по корректировке профессионального самоопределения перспективного трудоустройства будущих выпускников.

Предложенная в работе модель вуза, с точки зрения удовлетворения спроса населения на образовательные услуги и обеспечения экономики области специалистами с высшим образованием, позволяет определить характер функциональной зависимости пропускной способности вуза от профессионального самоопределения студента и способствует управлению трудоустройством будущего выпускника университета.

15.11.2014

Список литературы:

1. Черных, А. К оценке вузов привлекут безработных [Электронный ресурс] / Александр Черных // Газета Коммерсант. - 2013. -19 февр. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2130535?9f476940. - Загл. с экрана.

2. Болодурина, И. П. Механизм регулирования подготовки специалиста, востребованного на рынке труда / Болодурина И. П., Ханжина Н. В. // Информационная среда вуза XXI века : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 26-30 сент. 2011 г., Петрозаводск / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. - Петрозаводск, 2011. - С. 35-38.

3. Протокол заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных государственных учреждений от 29 апреля 2013 г. № ДЛ-12/05пр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/новости/3354/ файл/2223/13.05.14-Протокол_ДЛ-12_05.pdf . - Загл. с экрана.

4. Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования «Оренбургский государственный университет» за 2012 год [Электронный ресурс] / Гл. информ.-вычислит. центр федер. агентства по образованию РФ (ГИВЦ Рособразование). - Режим доступа: http://www.miccedu.ru/monitoring/materials/inst_187.htm . - Загл. с экрана.

5. Информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования «Оренбургский государственный университет» за 2013 год [Электронный ресурс] / Гл. информ.-вычислит. центр федер. агентства по образованию РФ (ГИВЦ Рособразование). - Режим доступа: http://www.miccedu.ru/monitoring2013/materials/inst_187.htm . - Загл. с экрана.

6. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2014 года (на основе данных формы № 1 - Мониторинг за 2013 год) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miccedu.ru/ moшtoring/pdl7metodika_mon.pdf . - Загл. с экрана.

7. Ивойлова, И. Минобрнауки проведет мониторинг трудоустройства выпускников вузов [Электронный ресурс] / Ирина Ивойлова // Российская газета. - 2014. - 4 мая. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/04/vuzy-site-anons.html . - Загл. с экрана.

8. Новиков, Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами /Новиков Д.А. - Москва : Эгвес, 2009.-156 ^

9. Новиков, Д.А Теория управления образовательными системами / Новиков Д.А. - Москва : Народное образование, 2009. -416 с.

10. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста : сб. результатов исследований за 2011-2012 учебный год / [Г. В. Карпова и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т", Учеб.-метод. упр., Отд. содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образоват. услуг. - Оренбург : ОГУ 2013. - 124 с.

Сведения об авторах:

Болодурина Ирина Павловна, заведующий кафедрой прикладной математики Оренбургского государственного университета, доктор технических наук, профессор

Ханжина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры прикладной математики Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20616, тел. (3532) 372536, е-mail: [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.