кадры региона
исследование уровня профессиональной
подготовленности и конкурентоспособности молодых специалистов на региональном рынке труда1
_Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы подготовки молодых специалистов, а также приводятся результаты мониторинга трудоустройства и карьерного продвижения выпускников, связанные с оценкой положения молодых специалистов на современном рынке труда. Предложены рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности молодых специалистов с учетом требований регионального рынка труда.
Ключевые слова: система образования, современный рынок труда, компетенции молодых специалистов, требования предприятий-работодателей, конкурентоспособность выпускников
JEL Е29, 123, L20, J24, J44
В последние годы в России нарастает комплекс проблем, связанный с кадровым обеспечением экономики и деятельностью системы образования. На сегодняшний день необходимость взаимодействия вузов и предприятий-работодателей - это особо важная задача, т.к. от их конструктивного партнерства во многом будет зависеть качество и конкурентоспособность высшего образования, и эффективность его модернизации [1].
Тенденции и перспективы развития рынка образовательных услуг
Партнерство вузов и работодателей способствует укреплению конкурентных преимуществ региона как центра интеллектуальных ресурсов и чело-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Оренбургской области (проект № 14-13-56006 а (р) «Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста (на примере Оренбургской области)»).
Никулина Юлия Николаевна
начальник отдела содействия трудоустройству выпускников и маркетинга образовательных услуг, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет juliaguzenko@mail.ru
_система нового
_поколения
_профессиональных
_и образовательных
стандартов должна
_в большей степени
_строиться
_предприятий-
работодателей
веческого капитала, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона.
В современных условиях отсутствует механизм, при котором объемы приема и направления подготовки специалистов определяются через диалог с предприятиями-работодателями - основными потребителями кадров. В данной ситуации особо важным становится адекватное формулирование целей обучения.
Система нового поколения профессиональных и образовательных стандартов должна в большей степени строиться с учетом требований предприятий-работодателей и удовлетворения запросов регионального рынка труда к перечню направлений подготовки и компетенций молодых специалистов.
Поэтому одним из перспективных направлений деятельности вузов становится исследование тенденций и перспектив развития рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования и проведение маркетинговых исследований потребителей образовательных услуг высших учебных заведений и субъектов рынка труда региона.
В настоящее время одной из важных задач в системе высшего профессионального образования является разработка научно-методического обеспечения процесса управления качеством образования на основе анализа его развития, мониторинга, прогнозирования и использования маркетингового подхода.
Процесс управления качеством образования в вузе подразумевает использование различных подходов. Одним из наиболее эффективных является маркетинговый подход, который ориентирует руководство вуза и профессорско-преподавательский состав на достижение удовлетворенности всех групп потребителей (абитуриентов, студентов, выпускников, молодых специалистов, предприятий-работодателей) и повышение уровня конкурентоспособности вуза. Использование маркетинговых методов и инструментов (в т.ч. маркетинговых исследований) позволяет получать актуальную информацию и принимать эффективные управленческие решения.
1^6-
креативная экономика, 2014, № 9(93)
Одним из критериев эффективности качества _
образования является уровень развития системы _
профориентации и содействия трудоустройству _
выпускников. Исследование данной системы и _
разработка предложений по ее совершенствова- _
нию основываются на использовании результатов _
комплексного мониторинга процессов профес- _
сионального самоопределения, трудоустройства, _
адаптации к условиям современного рынка труда, _
карьерного продвижения молодых специалистов _
в системе отношений «абитуриент - студент - _
выпускник - специалист». _
Один из главных признаков конкурентоспособ- _
ности молодого специалиста - соответствие тре- _
бованиям предприятий-работодателей. Оценку _
профессиональной подготовленности и конку- _
рентоспособности выпускников могут осущест- _
влять непосредственно как субъекты рынка труда, _
т.е. предприятия-работодатели, так и сами моло- _
дые специалисты. _
Актуальной задачей становится исследование _
собственной конкурентоспособности через изу- _
чение различных аспектов работы молодых спе- _
циалистов, в том числе по полученной специаль- _
ности, существующих стратегий трудоустройства, _
факторов выбора работы и условий труда, а также _
выработка направлений для максимального сбли- _
жения системы образования и рынка труда, т.е. _
выпускника и работодателя. _
С этой целью Оренбургский государственный уни- _
верситет в январе 2014 г. провел ежегодное иссле- _
дование «Мониторинг трудоустройства и карьер- _
ного продвижения выпускников-2013». _
Основные задачи исследования: оценка востре- _
бованности выпускников на рынке труда, анализ _
каналов трудоустройства и положения выпуск- _
ников на рынке труда, оценка соответствия уров- _
ня подготовленности выпускника требованиям _
предприятий-работодателей. _
Результаты исследования показали, что на момент _
опроса (через полгода после получения диплома о партнерство вузов
высшем профессиональном образовании) успешно и работодателей
трудоустроились 74,7% выпускников, число не рабо- способствует_
тающих респондентов составило 25,3%, из них: укреплению_
• молодые женщины, находящиеся в декретном конкурентных_
отпуске - 6,1%; преимуществ региона
одним из критериев _эффективности
_является уровень
—развития системы
_профориентации
_и содействия
_трудоустройству
_выпускников
рщр 1
еат
• молодые люди, находящиеся на службе в армии -
3,9°%;
• выпускники, продолжающие дневное обучение (аспирантура, магистратура, второе высшее образование) - 6,6%.
По данным опроса, 16,6% респондентов являются занятыми. В число неработающих 8,7% респондентов входят те, кто по различным причинам не может найти рабочее место в течение первых 5-6 месяцев после выпуска, а также те, кто, получив первоначальный трудовой опыт, ищут более подходящее место работы. В целом ситуация складывается следующим образом - 91,3% выпускников заняты или работают; не работают 8,7% респондентов.
Анализ каналов трудоустройства выпускников показал, что наиболее популярным механизмом трудоустройства являются связи родственников, друзей и знакомых респондентов (33,8%). Также популярен среди выпускников поиск работы через интернет (17,7%).
С помощью обращения непосредственно на предприятие определились с местом работы 14,7% респондентов; работники университета выпускающих кафедр, деканатов, отдела содействия трудоустройству выпускников) оказали содействие 12,5% выпускников. По итогам прохождения практики на профильных предприятиях остались 12,5% выпускников. Часть респондентов (2,3%) организовали собственный бизнес, получив статус индивидуального предпринимателя [2].
Учитывая направленность экономики Оренбургского края, большинство выпускников (23%) трудоустраиваются на промышленные и производственные предприятия, а также на предприятия электроэнергетики. В сфере строительства работают 13%респондентов, 11% - в торговле; 10% -работают на предприятиях сервиса и обслуживания, 9% - в банках, финансовых и страховых компаниях.
По результатам проведенного телефонного опроса было выявлено, что более х^ е половины (50,2%) выпускников работа соответствует полученной специальности. 28,1% респондентов работают не совсем по профилю подготовки. У 21,7% выпуск-
тика, 2014, № 9(93)
ников место работы не соответствует выбранному направлению подготовки в вузе. Что касается вопроса необходимости прохождения какой-либо дополнительной подготовки на рабочем месте, то большинство ответили, что сразу приступили к работе без каких-либо затруднений - 71,1%. 17,3% респондентов не сразу приступили к должностным обязанностям, т.к. нуждались в дополнительном обучении на рабочем месте, 11,2% - почти сразу при условии прохождения обязательного внутрифирменного обучения.
Результаты исследования
Как выяснилось в результате исследования, основная часть выпускников (41,5%) получай зарплату в пределах от 15 000 до 20 000 руб. Что касается остальных, то до 10 000 руб. в месяц получают 6,5% респондентов, от 10 000 до 15 000 руб. - 22,1% выпускников, от 20 000 до 25 000 руб. - 13,4% респондентов, свыше 25 000 руб. - 11,3% респондентов. Не пожелали отвечать на вопрос об оплате своего труда либо затруднились ответить 5,2% выпускников. Интересно сравнить полученные данные с результатами исследования «Выпускник ОГУ - 2013», которое проводилось в июне-июле 2013 г. сразу после защиты дипломных работ среди тех же респондентов.
На тот момент заработная плата менее 10 000 руб. устроила бы всего 1,1% респондентов. 13,3% оценили свои профессиональные качества в пределах 10-15 000 руб. Большая же часть выпускников (83,6%) хотели получать зарплату свыше 15 000 руб. На момент же проведения исследования выпускников как уже молодых специалистов, заработную плату в пределах от 15 000 руб. и выше получают только 66,2%.
Для 68,4% трудоустроенных на момент опроса выпускников текущая работа является первым местом после окончания вуза. 31,6% респондентов уже меняли место работы. Основная причина ухода с первого места работы - низкий уровень оплаты труда (42,5% респондентов). Третья часть выпускников (30,1%) ответили, что их не устроили условия работы: оснащенность рабочего места, график работы, удаленность работы от дома,
одним
из перспективных
направлений_
деятельности вузов становится исследование
тенденций_
и перспектив развития рынка образовательных услуг-
-пн
образование
_(актуальной задачей
_становится
_исследование
_конкурентоспособ-
_ности вуза
_через изучение
различных аспектов
специалистов
бытовые условия и т.д. Среди прочих причин (27,4%) - личные взаимоотношения в коллективе, переезд в другой город, смена профессиональной деятельности, отсутствие возможности профессионального и карьерного роста, сокращение штата и другие.
Для оценки соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям современного рынка труда, респондентам был задан соответствующий вопрос относительно самооценки полученных знаний, умений и навыков. Значительная часть респондентов (64,1%) отметили высокий уровень приобретенных профессиональных знаний. Треть выпускников (29,4%) ответила, что не полностью удовлетворены уровнем своей подготовки. Не довольны своим багажом знаний 4,3% респондентов. Обратим внимание на результаты опроса «Выпускник ОГУ-2013», где респонденты оценивали уровень полученного в университете образования, -«неудовлетворительно» и «удовлетворительно» оценили свой уровень знаний лишь 1,1% и 10,9% респондентов соответственно, а на «отлично» и «хорошо» - 29,9% и 55,6% выпускников соответственно. Полученные результаты свидетельству-о том, что на рабочем месте выпускники более реально оценили полученные в вузе знания и уровень полученного образования. В связи с тем, что почти треть опрошенных выпускников не совсем удовлетворены уровнем полученных знаний или вовсе неудовлетворенны им полностью, респондентам был задан вопрос, чего же именно не хватает им в профессиональной подготовке как специалистам. Часть выпускников (25,5%) ответили, что для достаточной профессиональной подготовки как специалистам им не хватило практических навыков в процессе обучения. Некоторым выпускникам (1,3%) не хватило работы со специальными компьютерными программами во время обучения в вузе, а также теоретических знаний (3%). Часть выпускников (6,1%) указали свои варианты ответов, в числе которых недостаток знаний специализированных программных систем, знаний СНИП, строительных норм и правил, практики видеомонтажа, навыков программирования и др. [2]. Возможность дальнейшего карьерного роста предполагает работа 86,1% выпускников. В этой группе
респондентов большинство отмечает, что шансы в отношении карьерного роста средние - 50,2%, высокие шансы у 22,5% респондентов, низкие - у 13,4% выпускников. Часть респондентов (7,8%) отвечает об отсутствии карьерного роста в будущем. Работу в ближайшее время собираются поменять 26% респондентов, что главным образом связано с работой не по специальности, низкими шансами в отношении карьерного и профессионального роста и низкой оплатой труда. Большая же часть респондентов довольны текущим местом работы, и в ближайшее время менять его не планируют (66,2%). Не определились с ответом на вопрос о том, стоит ли менять в ближайшее время работу или нет, 7,8% респондентов.
В связи с тем, что многие выпускники планировали на момент проведения опроса поменять текущее место работы, логично было спросить о готовности переехать в другой регион с целью лучшего трудоустройства. Ответы распределились практически равномерно, однако, большая часть выпускников - 51,5% - ответили, что готовы переехать ради лучшей работы, 48,5% - отказались. Многие выпускники после окончания высшего учебного заведения сталкиваются с определенными трудностями в процессе поиска работы. В результате проведения опроса выяснилось, что у 41,1% выпускников проблем в процессе поиска работы не возникло. Основной же проблемой остальных стало отсутствие опыта работы (26,7%). Столкнулись с проблемой дефицита рабочих мест по полученной специальности на рынке труда 14,7% выпускников. Не устроила оплата труда по специальности 13,2% респондентов. Часть респондентов (2,72%) отметили другое: психологическая неподготовленность к рынку труда; отсутствие гражданства РФ; большинство вакансий от кадровых агентств, а не от прямых работодателей; дискриминация по половому признаку.
Рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда
Полученные результаты исследования молодых специалистов дают основания сформулировать следу-
признаков_
конкурентоспособности молодого специалиста -соответствие требованиям
предприятий-_
работодателей
многие выпускники
_после окончания
_высшего учебного
_заведения
_сталкиваются
_с определенными
_трудностями
работы
рыр н
ющие рекомендации по повышению уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда. Во-первых, необходимо ежегодно проводить практические занятия с целью оказания помощи студентам в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности и направлению подготовки, а также семинары, обучающие технологиям успешного трудоустройства и основам предпринимательства.
Во-вторых, целесообразно проводить тренинги, развивающие личностные и профессиональные компетенции студентов, лидерские качества и навыки делового общения, ориентировать на построение успешной карьеры, информировать выпускников о текущей ситуации на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, среднем уровне оплаты труда молодых специалистов, потенциальных местах трудоустройства в разрезе специальностей и направлений подготовки. В-третьих, в связи с тем, что около трети выпускников работают не по профилю полученного образования, выпускающим кафедрам усиливать связь профильными предприятиями Оренбуржья с ,елью расширения сотрудничества в области целевой контрактной подготовки студентов, закрепления студентов для прохождения всех видов практики и трудоустройства на предприятия, включая заключение соответствующих договоров. В-четвертых, необходимо предусматривать в перечне тем курсовых и дипломных работ темы, предложенные предприятиями-работодателями, являющимися базами производственных и преддипломных практик студентов и приглашать представителей компаний на их защиты. В-пятых, в большей степени привлекать представителей предприятий-работодателей к проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики региона. В-шестых, проводить анализ потребностей регионального рынка труда при разработке образовательных программ прикладного бакалавриата и системы дополнительного профессионального образования.
Вывод
Можно констатировать, что процесс формирования конкурентоспособного специалиста в современных условиях должен базироваться на всестороннем сотрудничестве образовательных учреждений и бизнеса на основе совместно разработанных образовательных программ, профилей подготовки с четко продуманными и сформулированными целями обучения и характеристикой ком-петентностного портрета (модели) выпускника.
Литература
1. Никулина Ю. Н. Профессиональная подготовленность молодых специалистов: взгляд выпускников вуза и работодателей / Ю.Н. Никулина // Вестник Оренбургского государственного университета. -2011. - № 8 (127) / август. - С. 88-93.
2. Мониторинг становления конкурентоспособного специалиста: сборник результатов исследований за 2012-2013 учебный год / Г.В. Карпова, Ю.Н. Никулина, А.В. Кривоблоцкая, Л.А. Абрамова, И.А. Кислова, Г.В. Струзберг; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ 2014. - 163 с.
Yulia N. Nikulina
Head of the Chair of Marketing of Educational Services and Employment Assistance to the Graduates,
Associate Professor of the Chair of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University
The study of professional qualifications and competitiveness of young specialists in the regional labor market
_Abstract
The author discusses modern problems of preparing young specialists and provides the results of the conducted monitoring of employment and career advancement of the graduates. These results illustrate the graduates' position in the modern labor market. Recommendations on improving the quality of professional training and competitiveness of young specialists with account of the regional labor market requirements are given.
Keywords: educational system, modern labor market, professional qualifications of young specialists, the requirements of employing enterprises, graduates' competitiveness
JEL: E29, I23, L20, J24, J44
образование