УДК 364.044.22
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1
З. Н. Григорова
МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТА В РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Россия имеет один из самых высоких показателей в мире по количеству несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы. По официальным данным ФСИН России, на конец 2010 года там находилось 6121 человек (4029 в воспитательных колониях и 2092 в следственных изоляторах) [1]. Это почти в три раза меньше чем в 2001 году. Однако, этот факт не свидетельствует о снижении подростковой преступности, скорее это связано с демографической ситуацией в России. Сейчас в исправительных учреждениях находятся молодые люди 1993-1997 года рождения, а как известно, в эти года отмечалось значительное снижение рождаемости.
В первые три года после освобождения совершают повторные преступления до 45 % бывших воспитанников воспитательных колоний (далее — ВК). Четвертая часть особо опасных рецидивистов и 17 % осужденных пожизненно — бывшие воспитанники ВК. Более половины несовершеннолетних осужденных, поступающих в ВК, до ареста не учились и не работали, 25 % имеют образование в пределах начального, каждый десятый — сирота или остался без попечения родителей, более 7 % страдают алкоголизмом или наркоманией. В 35 областях России нет ВК. Лишь 15 % мальчиков отбывают наказание по месту проживания, еще 65 % в том же субъекте федерации, но не в том административном районе, где расположены муниципальные службы, которые могли заниматься ими ранее. Из-за своей малочисленности девочки — воспитанницы ВК оказываются в еще худшем положении, чем мальчики: в России всего три ВК для девочек.
Изучение последствий исполнения наказания в местах лишения свободы в различных странах привело к пониманию того факта, что для многих несовершеннолетних воспитательная колония становится не местом исправления, а скорее школой приобщения к криминальному образу жизни. Кроме того, анализ детской и подростковой преступности свидетельствует о том, что причина преступления часто заключается в невозможности (наличии существенных трудностей) удовлетворения значимых потребностей некриминальным путем. Многие случаи поведения, отклоняющегося от нормы, порождаются «отсутствием возможностей» [2, с. 309].
Значительная часть несовершеннолетних правонарушителей сами являются жертвами жестокого обращения со стороны взрослых. Это привело к выделению правосудия несовершеннолетних из общего уголовного правосудия и образованию института ювенальной юстиции [3, с. 289]. Ювенальная юстиция представляет собой совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций [4, с. 666]. Она позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как в процессе судопроизводства, так и
© З. Н. Григорова, 2012
в процессе дальнейшей реализации решений суда, в том числе, и в процессе исполнения наказания, вне зависимости от его формы и срока. Это позволяет варьировать уровень надзора и вмешательства в жизнь подростка. Целью такого вмешательства является предотвращение совершения им повторного правонарушения и помощь в процессе его реабилитации и ресоциализации. Следовательно, критерием уровня надзора выступает величина риска совершения повторного преступления, которая определяется в процессе кейс-менеджмента.
При буквальном переводе на русский язык слово «кейс-менеджмент» означает «управление случаем» или «ведение пользователя». Это хорошо отражает суть кейс-менеджмента как санкционированного законом вмешательства в жизнь ребенка, совершившего правонарушение, направленного на управление процессом его социализации путем обеспечения условий для создания возможностей и формирования у него навыков удовлетворения потребностей социально приемлемыми способами. При этом основной задачей кейс-менеджмента является установление баланса между необходимым вмешательством в жизнь несовершеннолетнего правонарушителя, которое позволит в максимально возможной степени соблюсти его права и создать условия для удовлетворения его основных потребностей некриминальным образом, и защитой общества путем возмещения ущерба, нанесенного жертве и сообществу, и предотвращения рецидивных правонарушений [3, с. 292].
Большинство подростков, находящихся в местах лишения свободы, нуждается в комплексной социальной, психологической, правовой помощи, но в отечественных ВК не налажена система такого социального сопровождения. В связи с этим у значительной части воспитанников ВК возникают проблемы, которые они не в состоянии решить самостоятельно, что может привести к рецидиву. Основной перечень этих проблем сводится к следующему:
— отсутствие родственников, опекунов, попечителей;
— сложности розыска родственников (актуально для 10 % воспитанников);
— отсутствие или редкость передач из дома, свиданий с родственниками в связи с отсутствием у тех средств на то, чтобы приехать. Лишь от 10 до 40 % родителей приезжают на родительские конференции (дни открытого посещения ВК);
— сложности в оформлении и получении социальных пенсий и пособий;
— полное отсутствие средств на приобретение предметов первой необходимости (санитарно-гигиенических средств, носков, белья, конвертов, ручек, тетрадей и т. п.), дополнительных продуктов питания;
— сложности в восстановлении утраченных документов;
— сложности в оформлении паспорта;
— сохранение ранее занимаемой жилой площади;
— сложности в оформлении инвалидности;
— отсутствие средств при освобождении;
— правовая безграмотность.
Одна из причин возникшей ситуации заключается в том, что в России неразвита комплексная социальная реабилитация подростков и молодежи, находящихся в конфликте с законом.
Специалистами БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» была разработана и апробирована на базе Колпинской воспитательной колонии для несовершеннолетних программа «Внедрение ювенальных технологий работы с несовер-
шеннолетними и молодежью, находящимися в учреждениях УФСИН по СПб и ЛО, с условно осужденными и освободившимися из мест лишения свободы», основная цель которой — предупреждение рецидивной подростковой преступности и успешная ресоциализация несовершеннолетних после их освобождения. Программа была отправлена для ознакомления президенту РФ Д. А. Медведеву, получила его одобрение и была рекомендована к внедрению.
Центр свт. Василия Великого — это негосударственное учреждение, успешно занимающееся социальной реабилитацией условно осужденных подростков с 2003 года. Опыт деятельности Центра показал эффективность используемых методов и принципов работы, об этом свидетельствует низкий процент рецидива среди его выпускников — 17 %, в том числе, после совершеннолетия. В то время как более 35 % условно осужденных подростков, не проходивших курс социальной реабилитации, совершают преступление повторно.
В 2010 году Центр свт. Василия Великого открыл новое направление деятельности — работа с подростками находящимися в местах лишения свободы и их семьями, которое также предполагает сопровождение после освобождения. Это направление осуществлялось в рамках программы «Внедрение ювенальных технологий работы с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в воспитательной колонии», которая реализуется на базе Колпинской ВК. Реабилитационная деятельность в рамках программы основывается на принципах кейс-менеджмента и включает весь комплекс услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть направлены на удовлетворение его потребностей в реабилитации и реинтеграции в общество. Осуществление такой деятельности возможно только при постоянном сопровождении воспитанника.
Работа в ВК является центральным этапом социального сопровождения несовершеннолетнего, которое начинается в следственном изоляторе, далее осуществляется в воспитательной колонии и продолжается после освобождения из мест лишения свободы. Каждый подросток индивидуально сопровождается социальным работником и участвует в работе мотивационной или реабилитационной группы.
Успешный опыт работы Центра свт. Василия Великого с условно осужденными подростками позволил выделить следующие основные факторы, которые на наш взгляд способствуют снижению риска рецидива:
1. Адекватные возрастным особенностям подростков методы работы, нацеленные на передачу ответственности и развитие самоконтроля. А именно, поскольку одна из особенностей подросткового возраста — негативизм, то вместо применения авторитарных приказов моделируются ситуации, в которых молодому человеку необходимо самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность.
2. Групповая работа — как важный элемент курса социальной реабилитации. В подростковом возрасте очень большое значение имеет общение со сверстниками, их мнение, поэтому тренинговое направление является очень важным в программе реабилитации. Работа в группе дает возможность формулировать и обсуждать свои проблемы, мысли, чувства, способствует развитию самоанализа, рефлексии, оценки своих поступков.
3. Позитивная обратная связь — дает возможность подростку принять себя, увидеть свои позитивные качества, повысить самооценку.
4. Малочисленная группа. Такая форма работы исключает возможность проникновения криминальных законов. У всех воспитанников одинаковый статус, одинаковые условия и ко всем одинаковые требования. Это обеспечивает комфортные условия для проживания каждого [5, с. 40].
Перечисленные факторы легли в основу социального сопровождения подростков в ВК, которое происходит на отделении «Карантин», затем продолжается в мотиваци-онной группе и на реабилитационном отделении.
На отделение «Карантин» несовершеннолетний осужденный поступает для отбывания наказания после того как приговор суда вступает в силу и находится там в течение 14 дней, после чего направляется в отряд. Основные цели работы на «карантине» — это установление контакта с подростком, снятие тревожности и психологическая поддержка. Для этого организуется индивидуальная работа с психологом, психологические тренинги, совместные с сотрудниками чаепития, тематические просмотры фильмов с последующим обсуждением, творческие занятия (совместное изготовление поделок, коллажей и т. п.). Все эти мероприятия способствуют созданию доброжелательной, психологически безопасной атмосферы, психологической подготовки к отбыванию срока лишения свободы, возможности говорить о своих чувствах, сравнивать с чувствами других.
Также в этот период происходит сбор разносторонней информации о подростке (о его семье, состоянии здоровья, об уровне образования и опыте работы, о криминализации и т. п.), налаживается контакт с родителями. Специалисты Центра информируют их о своей работе в ВК, стимулируют к сотрудничеству, при необходимости оказывают психологическую и правовую поддержку.
Информация о подростке собирается посредством анкетирования, бесед с воспитанником, родителями, сотрудниками ВК, следственного изолятора, учителями, представителями комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, образовательных учреждений (школы, училища), медицинских учреждений и др. На основании полученной информации сотрудники Центра разрабатывают план индивидуального сопровождения.
После перевода из отделения «Карантин» в отряд у подростка существует возможность продолжить занятия с сотрудниками БФ «Центр свт. Василия Великого» в режиме мотивационной группы. Это открытая группа (т. е. нет фиксированной даты начала и окончания работы). В группу может войти любой воспитанник колонии, изъявивший желание участвовать в дополнительных занятиях с сотрудниками Центра в свободное от основных мероприятий ВК время. Мероприятия мотивационной группы направлены на формирование мотивации к исправлению с дальнейшим переходом в реабилитационное отделение.
Занятия проводятся в группе не более 12 человек. При необходимости может действовать несколько групп. В мотивационной группе подросток пребывает 2-3 месяца в зависимости от его готовности переходить в реабилитационное отделение. По просьбе воспитанника осуществляется индивидуальная работа с психологом.
Работа мотивационной группы направлена на противодействие тюремной субкультуре, на формирование ценности здоровья у воспитанников ВК. Эти цели достигаются посредством следующих мероприятий:
— занятия общей физической подготовкой;
— спортивные занятия на скалодроме;
— тренировки по паркуру;
— просмотр видеоматериалов и встречи со спортсменами;
— занятия в театральной мастерской и участие в театральных постановках;
— совместный творческий труд (изготовление декораций и реквизита для театральных постановок);
— совместные чаепития, праздники;
— просмотр и обсуждение тематических фильмов.
Перечисленные мероприятия дают возможность транслировать ценности позитивной молодежной среды, познакомить с представителями молодежной общественной организации «СПб центр "Паркур"», в дальнейшем готовой быть принимающей средой. Через занятия на скалодроме, при прохождении трасс с обязательным использованием страховки друг друга — проживание чувства ответственности за другого, ощущения значимости взаимопомощи. Это способствует построению между воспитанниками нового типа отношений на принципах взаимоуважения и ценности индивидуальности каждого.
Для сплочения группы, реализации творческого потенциала подростка организована театральная мастерская, где под управлением театрального педагога проходят репетиции, совместный творческий труд (изготовление декораций и реквизита для театральных постановок). Участвуя в театральных постановках, через проживание чувств персонажа подростки развивают способность понимать чувства других, принимать каждого, независимо от неофициального статуса.
После мотивационной группы подросток сам принимает решение о переходе в реабилитационное отделение. Таким образом, он берет на себя полную ответственность за соблюдение правил поведения и участие во всех мероприятиях.
Работа в реабилитационном отделении строится в малых автономных группах по 10 человек. При большем количестве человек в группе будет сложно создать безопасное реабилитационное пространство, контролировать ситуацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому. Направления работы реабилитационной группы:
1. Социально-педагогическая помощь. Включает в себя воспитательные беседы с социальным педагогом, помощь в обучении, предоставление репетиторских услуг, оказание помощи воспитанникам реабилитационной группы, освобождающимся из ВК, в решении вопросов трудового и бытового устройства, организацию досуга (театральная мастерская, спортивные занятия).
2. Психологическая помощь. Заключается в регулярной индивидуальной и групповой работе с психологом, тематических тренингах (эффективное поведение в конфликтной ситуации, развитие навыков общения, ответственность за свое поведение и др.). При необходимости привлекаются специалисты для консультирования и коррекции (психотерапевты, наркологи).
3. Духовно-нравственное окормление. Это беседы со священником, обсуждения наиболее ярких событий, насущных проблем воспитанников реабилитационной группы, разбор конфликтных ситуаций с точки зрения христианского мировоззрения.
4. Правовая помощь. Предполагает обеспечение соблюдения прав и законных интересов осужденных несовершеннолетних, проживающих в реабилитационной группе.
5. Работа с семьей и ближайшим окружением. Основная цель — это подготовка позитивной «принимающей среды», способствующей успешной интеграции в обще-
ство после освобождения. Регулярно проводятся родительские конференции с участием различных специалистов, предлагается помощь в решении внутрисемейных конфликтов, коррекция неправильных типов воспитания, помощь в налаживании эмоционального контакта с ребенком, психологическая поддержка, информирование об особенностях подросткового возраста. В консультационном Центре свт. Василия Великого оказывается психологическое и правовое консультирование родителей.
Работу реабилитационной группы на базе ВК осуществляют сотрудники, не являющиеся должностными лицами ФСИН. Прежде всего, это необходимо для обеспечения непрерывности и преемственности социальной, психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними с момента заключения под стражу (от приема несовершеннолетнего на социальный патронаж в следственном изоляторе и подготовки информационных писем для суда) до завершения социального сопровождения после освобождения подростка из ВК. Это обосновано еще и тем, что в работе реабилитационного отделения подразумевается участие профессиональных театральных педагогов, социальных работников, спортивных тренеров, постоянное присутствие в группе социального педагога, который организует и контролирует реабилитационный процесс. Также внештатные специалисты имеют возможность работать вне стен учреждения с семьей и ближайшим социальным окружением подростка, находящегося в ВК. Привлечение внештатных сотрудников к работе по программе способствует уходу от сложившихся стереотипов тюремных отношений «заключенный — администрация», что дает возможность установления субъект-субъектных отношений и создания эмоционально комфортного, психологически безопасного пространства для несовершеннолетних. Социальные педагоги круглосуточно посменно сопровождают группу. Это дает возможность проиллюстрировать воспитанникам различные социально одобряемые модели взрослого поведения. Социальный педагог, постоянно находясь внутри группы, может быстро реагировать на проявление эмоциональных всплесков, конфликтных ситуаций. Он предлагает наиболее эффективные варианты выхода из конкретной ситуации через совместное обсуждение того или иного случая, когда каждый из участников группы может высказать свое мнение и послушать мнение других.
Вся деятельность реабилитационной группы направлена, прежде всего, на организацию безопасной, позитивной среды, создание реабилитационного пространства, способствующего формированию уважительных и доверительных отношений между сотрудниками и воспитанниками и между самими воспитанниками, благодаря чему могут быть раскрыты личностные потенциалы воспитанников.
Первоочередное внимание уделяется профилактике устройства быта по «тюремным законам», недопустимости жестокости и насилия, исключению влияния тюремной субкультуры. Это достигается за счет проживания группы в жилой зоне ВК на отдельном, автономном участке, использования видеонаблюдения, составления графика дежурств, с равным распределением обязанностей, недопустимости передачи несовершеннолетним воспитательных и административных функций. Также предлагаются альтернативы тюремной субкультуре — занятия спортом (скалолазание, паркур), участие в театральной мастерской, возможность общаться с представителями позитивной молодежной среды (проведение совместных праздников, акций), демонстрация различных вариантов моделей социально-приемлемого поведения (совместное с сотрудниками участие в тренингах).
С целью развития социальной компетентности воспитанников проводятся регулярные групповые занятия с психологом, психологические тренинги, обучение правилам общежития. Вечером происходит подведение итогов прошедшего дня с социальным педагогом («Вечерняя свечка»). Перечисленные мероприятия направлены на обучение навыкам конструктивного общения, формирование социально-одобряемых моделей поведения, обучение эффективному поведению в конфликтной ситуации, расширение кругозора. Групповой разбор конкретных случаев совершения противоправного поступка дает возможность посмотреть на ситуацию совершения преступления с точки зрения жертвы, способствует пониманию чувств другого, развитию рефлексии, собственного отношения к различным жизненным ситуациям, умению слушать и принимать точку зрения других.
В ходе апробации программы стало понятно, что для успешной социальной реабилитации мало проводить дополнительные занятия или встречи со специалистами, необходимо менять уклад жизни воспитанников колонии, изолировать их от воздействия тюремных устоев, основанных на иерархии заключенных, унижении человеческого достоинства и насилии. Сделать это можно, предлагая подросткам иную систему ценностей, создавая безопасное реабилитационное пространство, способствующее формированию уважительных и доверительных отношений. Успех в работе достигается благодаря использованию воспитательной модели, основанной на принципе взаимного уважения, комплексного подхода к решению проблем воспитанника, исключения репрессивных стереотипов в работе с осужденными.
Литература
1. Федеральная служба исполнения наказаний. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://м'шш.фсин.рф/81ай8йс8/ (дата обращения: 05.09.2011).
2. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 309.
3. Пособие специалиста по ювенальной юстиции. М.: CIDA, 2009. С. 292.
4. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного исследования / под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 666.
5. Григорова З. Н., Никитина Ю. В. Социальная реабилитация подростков, находящихся в конфликте с законом. Часть I. Методические рекомендации. СПб.: БФ «ЦСА», 2010. С. 40.
Статья поступила в редакцию 29 сентября 2011 г.