Юрченко Л.В.
Оренбургский областной суд E-mail - [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПРАВОСУДИЯ. МЕТОДИКА «КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТА»
В настоящее время судебное решение в отношении несовершеннолетних слабо взаимосвязано с реабилитационным процессом и не ориентировано на него. Модель ювенальной пробации, а в рамках его методика «кейс-менеджмент» является одним из первоочередных условий, способных обеспечить успешность проводимой в России политики либерализации уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних и является, по мнению автора, развитием ювенальных технологий в контексте создания ювенальной юстиции ориентированной на восстановительное правосудие.
Ключевые слова: восстановительное правосудие, кейс-менеджмент, несовершеннолетние, ювенальное правосудие, исполнение наказаний.
В рамках системы восстановительного правосудия осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию несовершеннолетнего.
Основным звеном системы восстановительного правосудия должны стать специализированные суды - ювенальные суды в рамках системы судов общей юрисдикции.
На первоначальном этапе создание таких судов прежде всего связано со специализацией судей на рассмотрении дел, одним из участников которых является несовершеннолетний, что в настоящее время в полной мере обеспечить не представляется возможным. Несмотря на решение Пленума Верховного суда от 26.03.2000 г., процесс специализации судей происходит по усмотрению председателей судов.
Во-первых, даже в тех судах, где сделаны попытки ввести такую специализацию, судьи не рассматривают только дела несовершеннолетних. Отсутствие закона, закрепляющего рассмотрение дел данной категории за специальными судьями, как правило, влечет загрузку указанных судей другими находящимися в производстве суда делами.
Во-вторых, в настоящее время специализация судей по делам несовершеннолетних ориентирована только на уголовные дела. При этом из поля зрения выпадает такой участник судебного процесса, как специалист по социальной работе, наделенный правом осуществлять социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних в судебном процессе и обеспечивать психокоррекционное содержание судебного заседания.
В настоящее время судебное решение слабо взаимосвязано с реабилитационным процессом и не ориентировано на него. В результате судебный процесс в отношении несовершеннолетних, по нашему мнению, не обеспечивает профилактику рецидива правонарушения и не создает предпосылок к ресоциализации подростка. В этих условиях сложно реализовать переход к важной функции ювенального суда, ориентированного в первую очередь на восстановительное правосудие.
Первоочередным условием, обеспечивающим успешность проводимой в данный момент политики либерализации уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних в России, является развитие ювенальных технологий в контексте создания ювенальной юстиции, ориентированной на восстановительное правосудие. В ином случае судебное решение, выраженное в условном наказании, не связанном с ограничением свободы и не имеющем реабилитационного содержания, будет восприниматься несовершеннолетним как безнаказанность, которая неизбежно приведет к повторному, зачастую более тяжкому правонарушению. Судебное решение, связанное только с ограничением свободы, как правило, не обеспечивает задачи реабилитации и дальнейшей ресоциализации несовершеннолетнего. Целью судебного процесса с участием несовершеннолетнего должна являться прежде всего защита прав подростка, что может достигаться решением, направленным на восстановление внутрисемейных отношений в интересах несовершеннолетнего; в то же время произвольное, не правовое вмешательство в жизнь семьи недопустимо.
Закрепленный законом статус ювенального судьи, безусловно, обеспечит возможность спе-
циализации судей, рассматривающих данную категорию дел. Ювенальный судья сможет глубже изучить особенности правового статуса несовершеннолетних, законодательство и правоприменительную практику в отношении таких дел.
По мнению Ю.А. Садовникова, Е.А. Город-ничевой и Г.А. Мальцевой, проблемы совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в России не ограничиваются только рамками совершенствования уголовно-процессуальной деятельности судов и изменения судо-устройственного законодательства (введения ювенальных судов). Одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система исполнения наказаний. Необходимо существенное изменение уголовно-исполнительного законодательства, которое видится в создании службы пробации для несовершеннолетних [1, с. 9]. Т. е. важнейшим звеном формирующейся в России системы ювенальной юстиции должна стать «ювенальная пробация» [1,с. 9] - система социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния. При этом не предлагается немедленно отказаться от существующей системы исполнения наказаний несовершеннолетних, разрушить ее до основания, а затем строить совершенно новую правовую конструкцию. Необходимо плавно и постепенно совершенствовать уголовно-исполнительную деятельность, приближать ее к международно-правовым стандартам, нарабатывать и анализировать полученный при этом опыт, учитывать его при разработке новой правовой базы. Такая работа может идти одновременно и параллельно в двух направлениях: изучения зарубежного опыта и дальнейшего развития уже имеющегося у нас опыта совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних. При этом стоит отметить, что слепое и бездумное копирование иностранной модели способно привести к плачевным результатам. Необходимо спроецировать уже имеющийся зарубежный опыт на почву российской правовой культуры. Отработку элементов ювенальной пробации можно проводить в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые целесообразно проводить в различных регионах России, при этом финансирование и курирование такой деятельности должно быть в государственных руках. Однако в периодической литературе встречаются небесспорные мысли о том, что на сегодняшний день в России возможности
по совершенствованию правосудия в отношении несовершеннолетних только на одном энтузиазме отдельных лиц практически исчерпаны, а действующее законодательство в определенных рамках и при проявлении инициативы отдельных лиц, стремящихся улучшить положение, становится преградой на пути создания отвечающей международным стандартам эффективно действующей системы ювенальной юстиции [2].
Изучение иностранного опыта в области восстановительного правосудия всегда вызывает в России некоторое удивление. И это удивление - результат простого факта: мы пока не продвинулись на пути подобных форм правосудия, являющихся, может быть, одним из последних достижений, развивающих демократические гуманитарные ценности и процедуры. Формы восстановительного правосудия сегодня демонстрируют свою высокую социальную полезность, например, в Великобритании, Австралии, Канаде, Новой Зеландии.
Основными направлениями совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних могли бы стать законотворческая, организационная, а также просветительская работа в данном направлении [2].
Размышляя над перспективами развития восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в современной России Т. Морщакова, в частности, справедливо отмечает, что государства, которые в своем прошлом имеют такие «родимые пятна», как тоталитаризм, должны отчетливо осознавать и решать именно проблему статуса личности. Не должно быть так, что над человеком, над сообществом граждан был некто, кто определяет судьбу всех, жизнь всех и все вокруг. В демократическом обществе действует система взаимоотношений равноправных договаривающихся сторон [3]. Но ведь это именно то, что составляет основу восстановительного правосудия. При этом в нем культивируется - в отличие от обычно возлагаемой на человека за правонарушение пассивной ответственности -активная ответственность, что есть не просто претерпевание за правонарушение каких-либо неблагоприятных последствий, но активное участие правонарушителя в восстановлении нарушенного правового мира.
За последние несколько лет в ряде регионов Российской Федерации посредством реализации проектов удалось внедрить важнейшие элементы ювенальной юстиции в систему профилактики и уголовного правосудия несовер-
шеннолетних под девизом «Соблюдение прав ребенка - будущее России!»1. Все проекты имели своей целью формирование региональной модели ювенальной пробации несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния. В рамках реализации подобных проектов (при активном содействии судебной системы и правоохранительных органов) были реализованы отдельные элементы технологии ювенальной пробации. В ряде регионов и в настоящее время ведется работа по развитию проекта.
Внедряемая инновация заключается в разработке и реализации ранее не использованных в системе уголовного правосудия Российской Федерации методик и инструментов, которые в совокупности представляют собой качественно новую модель социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, - модель ювенальной пробации.
Главной методикой, используемой в рамках проекта, является «кейс-менеджмент». «Кейс-менеджмент» - методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные проступки, правонарушения и преступления. Она является важнейшей частью восстановительного правосудия в системе ювенальной юстиции, уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних многих стран мира. Данная методика доказала свою эффективность на практике и продолжает совершенствоваться, развиваться. Она активно используется во многих государствах и представляет собой главную методику работы служб пробации.
Кейс-менеджмент:
- это работа со случаем («кейс» - «случай»);
- это совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного правонарушения (преступления).
Возникает вопрос, кто способен в рамках существующей системы работы с несовершеннолетними группы риска осуществлять непрерывное социальное сопровождение несовершеннолетних по методике «кейс-менеджмент»? Как известно, основной структурой, имеющей широкий спектр
функций и полномочий по проведению индивидуальной профилактической работы и координации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципалитетах.
Практика работы подобных комиссий в 2001-2008 гг. в среднем по России показала, что в ходе изменения государственного и общественного строя модернизация деятельности комиссий не происходила. Более того, в определенный период времени - в постсоветское время (после распада СССР) комиссии не функционировали вообще. Восстановленные недавно комиссии действуют на основе Положения от 1967 года. Федеральный закон №120 определил их сферу деятельности, задачи, целевые группы, перечень учреждений и органов, являющихся субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Были также приняты региональные законы о комиссиях по делам несовершеннолетних. Известно, что одних законов недостаточно для построения эффективной системной деятельности. Необходимы технологии, механизмы и функциональные инструменты, с помощью которых комиссии смогли бы выстроить свою деятельность в соответствии с задачами, определенными указанными законами. Не имея технологий, инструментов и с минимальным штатом работников комиссии в своей деятельности не смогли выйти за рамки административной практики -рассмотрения на своих заседаниях персональных дел несовершеннолетних и применения административных мер к ним и их родителям. Вопросы контроля и межведомственной координации работы с различными категориями несовершеннолетних, особенно подростков, совершивших уголовно наказуемые деяния, оказались вне сферы внимания комиссий. Некоторые администрации в целях решения данной проблемы сформировали координационные советы, в состав которых вошли представители субъектов профилактики. Данный способ решения проблемы имеет свои положительные стороны (при условии правильной организации работы по взаимодействию структур, входящих в состав данных советов). Однако, по нашему убеждению, в первую очередь необходимо вооружить КДНиЗП новыми, отвечающими тре-
1 За период 2006-2009 год на базе Московского района г. Чебоксары при поддержке Еврокомиссии в рамках российско-канадского проекта «Молодежь группы риска в Чувашии» был разработан и апробирован проект «Соблюдение прав ребенка - будущее России!» [1, с. 10].
бованиям современности технологиями и инструментами, которые позволят им использовать все предоставленные полномочия и успешно решать определенные законодателем задачи. Одной из таких технологий является ювенальная пробация, которая представляет собой систему методов, действий и приемов, выстроенных взаимосвязанно вокруг единой методики «кейс-менеджмент».
Внедрение методики «кейс-менеджмент» позволяет комиссиям по делам несовершеннолетних повысить эффективность работы за счет внедрения новых методов, приемов, техник, грамотного распределения сфер ответственности работников и выстраивания в этих сферах схем координации деятельности отдельных специалистов, учреждений, организаций, ведомств.
В настоящее время в ряде регионов России, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях, осуществляют кейс-менеджмент, выполняют отдельные функции согласно технологии пробации:
- анализ социальной ситуации несовершеннолетнего,
- оценку рисков и потребностей несовершеннолетнего (по форме оценки рисков и потребностей несовершеннолетнего - форма ОРП),
- составляют и предоставляют следователю карту социального сопровождения несовершеннолетнего (КСС),
- участвуют в судебных заседаниях,
- разрабатывают индивидуальную программу реабилитации несовершеннолетнего (ИПР);
- координируют и контролируют работу лиц, ответственных за выполнение мероприятий ИПР,
- оказывают постпенитенциарную помощь несовершеннолетним.
В рамках проектов членов комиссий, осуществляющих кейс-менеджмент несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния, называют специалистами по пробации комиссий по делам несовершеннолетних (далее
- специалисты по пробации).
Кейс-менеджмент можно условно разделить натри стадии:
- досудебная;
- постсудебная;
- постпенитенциарная.;
Основными инструментами специалистов по пробации являются:
- карта социального сопровождения несовершеннолетнего,
- форма структурированной оценки потребностей и риска совершения повторных преступлений,
- банк реабилитационных программ в местном сообществе.
Схематически описанная структура выглядит следующим образом [1, с. 10] (рис. 1):
ПУ Методы/Инструменты
■ Непрерывность работы пи > Кейс-менеджер с подростком
*я Преемственность в ^ > КСС деятельности структур
■ Адресность услуг п= > Индивидуальный подход
■ Комплексность и 1^ > согласованность услуг
■ Реабилитация вместо пи > наказания
■ Максимальное п— > использование ресурсов местного сообщества
Программа
Реабилитационный характер программы
Банк данных социальных услуг и программ
Рисунок 1
Однако данная работа является лишь частью ювенальной технологии - ювенальной пробации, которая является частью системы уголовного правосудия во многих странах мира.
В этой связи Т. Морщакова совершенно справедливо, на наш взгляд, задается вопросом: можно ли рассматривать личность правонарушителя как такую, к которой обращено требование уважения человеческого достоинства. При этом автор сама же и отвечает: «...если ставится цель побудить того, кто нарушил запреты, начать действовать, исходя из интересов восстановления нарушенного общественного блага. Иначе это не может быть обеспечено, иначе будут множиться правонарушители и правонарушения. Ориентация на уважение достоинства и права личности вместо одного только исполнения публичной властью чисто карательной функции связана с изменением ценностных ориентаций общества и личности» [3]. В российском праве и практике пока нет осознания идеи защиты прав и интересов личности, то есть частного начала как основного содержания публичного интереса и цели публичной власти. Кажется, что власть противостоит человеку, а не служит ему. Особенно в ситуациях совершения правонарушений, рассматриваемых как конфликт между личностью и публичной властью. Однако пуб-
личная власть выполняет не только задачу преследования, но и задачу предотвращения правонарушений, хотя признание этой последней задачи пока не рождает идею ответственного и последовательного преобразования тех общественных условий, которые провоцируют нарушение установленных запретов.
Для создания типовой модели ювенальной пробации на региональном уровне необходимо внедрить в действующую систему уголовного правосудия дополнительные следующие элементы, методики, инструменты:
- медиация - примирительные процедуры с несовершеннолетними, совершившими преступления;
- включение несовершеннолетнего в реабилитационные программы по месту жительства на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства;
- разработка индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего, осужденного к реальному лишению свободы;
- оценка риска и потребностей, подготовка досудебного доклада при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении воспитанника из воспитательной колонии;
- разработка индивидуальной программы реабилитации на несовершеннолетнего, освободившегося из воспитательной колонии условно-досрочно;
- мониторинг социальных услуг и реабилитационных программ в местном сообществе;
- оценка качества (эффективности) социальных услуг и реабилитационных программ;
- создание банка реабилитационных программ по области.
Однако для сегодняшнему беспрепятственному внедрению указанных выше элементов на территории Российской Федерации мешает, как указывают ученые-процессуалисты, несовершенное, «плохое» состояние судебной системы [3]. И прежде всего это несовершенство выражается в отсутствии в УПК четко выраженного принципа судопроизводства по делам несовершеннолетних, как широкая дискреционность уголовного преследования. Устранение этого недостатка, по мнению ряда ученых, позволило бы снять многие ограничения по применению международных стандартов в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, способствовало бы гуманизации уголовного судопроизводства [2].
Список использованной литературы:
1. Садовников Ю.А., Городничева Е.А., Мальцева Г.А. Практическое руководство по внедрению модели ювенальной пробации в систему уголовного правосудия // Методическое пособие для работников социальных служб, учреждений и органов системы уголовного правосудия. Москва, 2009.
2. Золотых В.В. О Концепции совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации // 2-я Всероссийская Конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации», 10 июня 2009 г., г. Москва, Общественная палата РФ // [электронный ресурс], режим доступа: www.juvenilejustice.ru.
3. Морщакова Т. К дискуссии о восстановительном правосудии // [электронный ресурс], режим доступа: www.juvenilejustice.ru.
Юрченко Л.В., помощник судьи Оренбургского областного суда, кандидат юридических наук Тел. (3532)594767, e-mail - [email protected].
Jurchenko L.V.
THEORETICAL BASES OF REGENERATIVE JUSTICE. THE TECHNIQUE«CASE-MANAGEMENT».
Now the judgement concerning minors is poorly interconnected with rehabilitation process and not focused on it. Model juvenal probaci, and within the limits of its technique. A «case-management» is one of the prime conditions, capable to provide success of a policy of liberalisation of criminal justice spent to Russia concerning minors and is, according to the author, development juvenal technologies in a creation context juvenal justices focused on regenerative justice.
Key words: regenerative justice, a case-management, minors, juvenal justice, execution of punishments.
Bibliography:
1. Sadovnikov U.A., Gorodnicheva E.A., Maltsev G. A. Practical guidance on model introduction juvenal probaci in system of criminal justice // the Methodical grant for social service providers, establishments and bodies of system of criminal justice. Moscow, 2009.
2. Zolotih V.V. About the Concept of perfection of justice concerning minors in the Russian Federation // 2-nd All-Russia Conference. Juvenalnaja justice in the Russian Federation, on June, 10th, 2009, Moscow, Public chamber of the Russian Federation // [Electronic resource], access mode: www.juvenilejustice.ru
3. Morchakova T. To discussion about regenerative justice // [Electronic resource], access mode: www.juvenilejustice.ru