Научная статья на тему 'Модель совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов средствами информационных технологий'

Модель совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садетдинов Д. Ш., Тагирова З. К.

Важным характерным процессом, происходящим в обществе, является его глобальная информатизация. Современное общество под влиянием всеобщего процесса информатизации преобразуется в новую общественную структуру информационное общество, способное пользоваться современными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. В статье рассматриваются компоненты модели совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The important characteristic of a process that occurs in society is its global informatization. The modern society influenced by the overall process of informatization is transformed into a new social structure information society, which can use the modern knowledge in all social significant spheres of the human activity including the training one. The components of the models of improving the students professional training are considered in this article

Текст научной работы на тему «Модель совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов средствами информационных технологий»

Д. Ш. Садетдинов, З. К. Тагирова

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: профессиональна подготовка студентов, информационные технологии.

Важным характерным процессом, происходящим в обществе, является его глобальная информатизация. Современное общество под влиянием всеобщего процесса информатизации преобразуется в новую общественную структуру - информационное общество, способное пользоваться современными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. В статье рассматриваются компоненты модели совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов.

Keywords: students’ professional training, information technology.

The important characteristic of a process that occurs in society is its global informatization. The modern society influenced by the overall process of informatization is transformed into a new social structure - information society, which can use the modern knowledge in all social significant spheres of the human activity including the training one. The components of the models of improving the students’ professional training are considered in this article.

Изменение ориентации общественных отношений, произошедших в нашей стране, постановка новых задач, которые жизнью выдвигаются перед обществом, приводят к переосмыслению содержания и организации современного обучения на всех его ступенях, в том числе и в высшей школе, призванной готовить специалистов высокой квалификации [7]. Уровень подготовки специалистов должен отвечать не только текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать способность специалистов: адаптироваться в процессе обновления и изменения экономической и производственной сферы страны; находить решения в нестандартных ситуациях; самостоятельно и творчески мыслить. Эту проблему необходимо решать как в целом построении системы образования, так и при построении содержания каждой дисциплины в отдельности.

Важным характерным процессом, происходящим в обществе, является его глобальная информатизация. Современное общество под влиянием всеобщего процесса информатизации преобразуется в новую общественную структуру - информационное общество, способное пользоваться современными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной [4]. Главная задача процесса информатизации современного общества состоит в обеспечении через сферу образования, освоения теории и практики использования современных информационных технологий, способствующих развитию альтернативного мышления, формированию умений, разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать и анализировать результаты принятых решений на основе моделирования информационных процессов, явлений, взаимосвязей между ними.

Чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления. Исследования, проведенные в НИИ Образовательных технологий МЭСИ, показали, что учебный процесс, протекающий по классической схеме очного образования и процесс, прохо-

дящий, например, при Интернет-обучении описываются одной теоретической моделью. Так и должно быть и, в этом и состоит сила науки, что разные процессы можно описать одной теоретической моделью. Большинство педагогов-практиков относится к теории, как к досадной необходимости. Это неправомерно, и мы можем это показать на примере того, как теоретическая модель описывает педагогический процесс инвариантно.

На наш взгляд, процесс создания педагогической модели можно разделить на два этапа: создание качественной модели рассматриваемого объекта и построение его количественной модели. Модель процесса профессиональной подготовки студентов средствами информационных технологий должна отражать совокупность и целостность всех элементов этого процесса, показывать способ их функционирования и взаимодействия.

Модель процесса профессиональной подготовки специалистов средствами информационных технологий должна отражать совокупность и целостность всех элементов этого процесса, показывать способ их функционирования и взаимодействия [1].

Разработанная нами модель совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов представлена пятью взаимосвязанными блоками: процессуальным, структурно-содержательным, поэтапным, блоком профессионально-значимых качеств и критериальным блоком.

Характеризуя процессуальный блок модели, важно отметить, что диалектика взаимосвязи и взаимозависимости отношений в системе студент-преподаватель является центральным звеном всего педагогического процесса.

Таким образом, процесс вузовской профессиональной подготовки необходимо рассматривать как многогранную и взаимообусловленную деятельность студентов и преподавателей, направленную на отбор, систематизацию и представление учебной информации преподавателем; восприятие, осмысление, переработку и овладение этой информацией студентами; организацию преподавателем самостоя-

тельной, сознательной, рациональной, активной, целеустремленной и результативной деятельности каждого студента по овладению учебной информацией и ее использованию.

Системообразующими компонентами процесса профессиональной подготовки студентов выступают:

- целевой компонент, отражающий осознание преподавателем и принятие студентами цели и задач профессиональной подготовки.

- содержательный компонент, раскрывающий содержание профессиональной подготовки студентов.

- деятельностный компонент, непосредственно отражающий процессуальную сущность профессиональной подготовки будущих специалистов.

- оценочно-результативный компонент, предполагающий оценку преподавателем и самооценку студентами достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным задачам профессиональной подготовки, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Содержательный компонент профессиональной подготовки вынесен нами во второй, структурносодержательный блок модели.

В.А.Сластенин трактует понятие содержание образования как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы». В соответствии с данным определением содержание высшего образования составляют система их знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Для совершенствования учебного процесса целесообразно применять информационные технологии. Средствами информационных технологий могут выступать мультимедийные программно-методические комплексы [2].

Поскольку основой образовательного процесса при очной форме обучения являются лекции, то новыми техническими средствами, адекватными новым информационным технологиям, должны быть, на наш взгляд, электронный конспект лекций (компьютерная лекция) с эффектами компьютерной анимации и видеокурс лекций. Видеокурс лекций позволяет программно совместить презентации текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, графики, рисунки и т. д.) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов. Он совмещает технические возможности компьютерной и аудио-видеотехники в подаче учебного материала с живым общением лектора с аудиторией.

Компьютерная лекция - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же,

что и традиционной - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной, компьютерная лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе преподавателя, позволяющий создать наглядные и более информационно насыщенные уроки [3].

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты.

Электронные таблицы MS Excel помогут преподавателю, во-первых, при подготовке занятия построить диаграммы или графики и таблицы по последним статистическим данным и использовать их при объяснении нового материала и, во-вторых, организовать практическую работу по анализу статистических данных с построением диаграмм и графиков. В этом случае диаграммы и графики выполняют функции не только средства наглядности, но и источника экономических знаний.

Отметим роль телекоммуникационных сетей (Интернет) в системе комплексного использования средств новых информационных технологий в учебном процессе. Возможности и ресурсы Интернет, которые могут быть использованы преподавателями в своей работе, включают в себя.

Образовательные ресурсы Всемирной паутины могут быть полезны:

а) преподавателю для поиска дополнительной и обновленной информации в процессе подготовки к занятиям;

б) студентам для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих и исследовательских работ.

Средства информационных технологий должны рассматриваться как вспомогательные по отношению к мыслительной работе участников образовательного процесса.

В нашем исследовании средства информационных технологий реализуются в рамках электронного учебно-методического курса, состоящего из следующих функциональных компонентов: информационно-содержательный; контрольно-

коммуникативный; коррекционно-обобщающий, и внедренного в систему профессиональной подготовки студентов вуза.

Электронный учебно-методический комплекс, включает программу, тематическое планирование, учебный текст и дидактические материалы для организации самостоятельной работы и представляет собой образовательный ресурс нового поколения.

Возможности образовательной среды, предоставляемой ЭУК, отличаются согласованностью содержания и структуры, достоверностью материалов учебника для копирования и распечатывания фрагментов текста и иллюстраций. Все это стимулирует студентов к творческой работе по созданию на основе материалов ЭУК собственной «базы знаний», расширяющей рамки ЭУК новыми материа-

лами, ссылками на дополнительные источники, в том числе и Шете! [2].

Электронный учебно-методический комплекс поддерживает и предлагает различные виды учебной деятельности - от работы с теоретическим материалом и самопроверки полученных знаний до выполнения заданий творческого, исследовательского характера.

В третьем блоке модели характеризуются этапы профессиональной подготовки будущих специалистов, в ходе которых последовательно решаются задачи введения студента в процесс профессиональной подготовки средствами информационных технологий, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

Первый этап - исследовательский есть, по сути, знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. Первый этап называется исследовательским, так как именно исследование формирует ориентировочную основу деятельности. В результате интериоризации исследовательской деятельности она превращается в собственно ориентировочную деятельность. Этот этап предусматривает знакомство с исследовательской программой, реализацию ее выполнения.

Второй этап - исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. Сюда входят соотношение теоретического и практического обучения, взаимодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Характеризуя второй этап профессиональной подготовки студентов, подчеркнем, что важнейшей составляющей целостного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное образование студентов, выступает процесс обучения.

Третий этап - само развитие, самосовершенствование специалиста. На этом этапе профессиональной подготовки студентов представляет собой собственно развитие, самосовершенствование специалиста.

Блок профессионально значимых качеств является следующим компонентом модели профессиональной подготовки студентов средствами информационных технологий. Необходимость выделения данного блока диктуется тем, что в ходе профессиональной деятельности специалиста «формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как к профессионалу, на успешность освоения и эффективность выполнения профессиональной деятельности, и на проектирование и корректировку профессиональной карьеры».

По нашему мнению, специалист, который готовится к профессиональной деятельности, должен обладать следующими профессионально значимыми качествами, условно разделенными нами на группы:

- профессиональная направленность;

- интеллектуальность (гибкость ума, реалистичность, прогностичность, рассудительность, пластичность, критичность, сообразительность, дальновидность);

- ответственность (дисциплинированность, исполнительность, объективность, самоорганизован-

ность, самокритичность, самостоятельность, уверен-

ность в себе, работоспособность);

- психическая и физическая устойчивость (физическая тренированность, самовнушаемость, самоконтроль, саморелаксация);

- активность (решительность, энергичность, настойчивость, требовательность);

- адаптивность (умение принимать решения в нестандартных ситуациях, умение показывать действия и операции);

- креативные качества (образность, ассоциативность, воображение, фантазия, чувство новизны, неординарность, проницательность, способность к генерации идей, интуиция);

- динамичность (инициативность, предприимчивость, энергичность, находчивость);

- коммуникативность (общительность, коммуникабельность, адаптивность, сопричастность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать).

Критериальный блок является завершающим пятым блоком модели. Мы выделяем интегральный критерий «готовность студентов к профессиональной деятельности», которая включает в себя совокупность следующих компонентов:

- критерий сформированности профессионально-значимых качеств, характеризующий наличие у студентов определенного набора профессиональных качеств, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности;

- мотивационный критерий, характеризующий степень сформированности профессиональной мотивационной сферы студентов в процессе их обучения, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, интенсивность волевых усилий и эмоциональных реакций обучаемых;

- когнитивный критерий, свидетельствующий о сформированности когнитивных умений будущих специалистов, их грамотном оперировании теоретических и практических знаний в учебнопознавательной и профессиональной деятельности;

- деятельностно-практический критерий, свидетельствующий о сформированности у студентов профессиональных умений навыков.

Интегральный критерий в своем развитии проходит три уровня, характеризующихся четкими показателями. Это репродуктивный, продуктивноисполнительский, творческий.

Разработанная модель совершенствования профессиональной подготовки студентов вузов средствами информационных технологий, состоящая из процессуального, структурно-

содержательного, поэтапного, критериального блоков, а также блока профессионально значимых качеств, позволила организовать контролируемый и управляемый образовательный процесс совершенствования профессиональной подготовки студентов средствами информационных технологий, и сформировать профессионально значимые качества, такие как - активность, коммуникативность, динамичность, интеллектуальность, ответственность и др.

Совершенствование профессиональной подготовки студентов вузов средствами информацион-

ных технологий возможно при информатизации учебно-методического комплекса вуза, использовании дополнительных педагогических возможностей информационных технологий в различных организационных формах обучения, повышении информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Вагизова А.И. Подходы к формированию системы инновационного образования РФ // Вестник Казан. Технол. ун -та.- 2011.- №23. - С.293-298.

2. Вьюгина С.В. Профессиональное и интеллектуальное развитие студентов в инновационной образовательной среде университетского комплекса (из опыта КГТУ)// Вестник Казан. Технол. ун - та.- 2010.- №1. - С.364-370.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных техноло-

гий: В 2т. / Г.К. Селевко: - М.: НИИ школьных техноло-гий,2006. - 816с.

4. Салихзянова Н.А., Галлямова Д.Х. Роль информационных систем в эффективном управлении современным предприятием)// Вестник Казан. Технол. ун - та.- 2012. -Т.15. - №4. - С.170 - 173.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

6. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации/ А.В. Осин. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 320 с.

7. Курашов В.И. Философия образования и принципы воспитания интеллектуалов нашего времени// Вестник Казан. Технол. ун - та.- 2012.-Т. 15. - №4. - С. 159 --166.

© Д. Ш. Садетдинов - канд. пед. наук, доц. каф. историко-филологических дисциплин Бугульминского филиала КНИ-ТУ, [email protected]; З. К. Тагирова - канд. пед. наук, дир. ЭПК Альметьевского филиала ИЭУП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.