УДК 378.126 - 057.17
Г. П. Чепуренко
Информатизация системы подготовки специалистов в вузе
как объект управления
В статье проанализирована сложная многоуровневая и многоаспектная социально-образовательная система подготовки специалистов. Она включает комплекс подсистем, таких как профессорско-преподавательский состав, студенты, технический персонал и руководители всех уровней управления, материально-техническая база (компьютеры, серверы, сети, коммуникации, программные продукты и др.). Исследованы квалификационный уровень кадров, в т. ч. и руководителей, учебно-воспитательный процесс (научно-методическое обеспечение, содержание, методы и технологии обучения); психолого-педагогические условия взаимодействия всех подсистем в процессе информатизации; процесс управления в системе информатизации с инновационными аспектами и новыми критериями достижения целей (запланированных результатов) по достижению требований модели выпускника вуза.
In article the difficult multilevel and multidimensional social and educational system of training of specialists is analysed. It includes a complex of subsystems, such as the faculty, students, technicians and heads of all levels of management, material and technical resources (computers, servers, networks, communications, software products, etc.). Qualification level of shots, including and heads, teaching and educational process (scientific and methodical ensuring, contents, methods and technologies of training) are investigated; psychology and pedagogical conditions of interaction of all subsystems in the course of informatization; management process in system of informatization with innovative aspects and new criteria of achievement of the objectives (the planned results) on achievement of requirements of model of the university graduate.
Ключевые слова: информатизация, система управления, информация, психологическая готовность преподавателей к использованию цифровых технологий.
Key words: informatization, control system, information, psychological readiness of teachers for use of digital technologies.
Информатизация подготовки специалистов в вузе является сложной системой, включающей такие компоненты (подсистемы) как необходимая материально-техническая база (компьютеры, серверы, сети, коммуникации, программные продукты и др.); квалификационный уровень кадров, овладевших компьютерными технологиями (руководители всех уровней управления в вузе, профессорско-преподавательский состав, студенты, обслуживающий технический персонал); учебный процесс (содержание, методы и технологии
© Чепуренко Г. П., 2016
обучения); психолого-педагогические условия взаимодействия всех подсистем в условиях информатизации; процесс управления в системе информатизации с инновационными аспектами и новыми критериями достижения целей (запланированных результатов) по из-изменению модели выпускника вуза.
Набор этих составляющих свидетельствует о том, что мы имеем дело со сложной многоуровневой и многоаспектной социально-образовательной системой, которая включает не только вышеназванные компоненты, но и властные, управляющие подсистемы, в большой степени зависит от среды и внешних факторов социального и экономического состояния общества, образовательной и кадровой политики, проводимой государством в отношении информатизации образования.
Собственно информатизация подготовки специалистов в вузе является существенно важным разделом более крупной системы -всего высшего учебного заведения. Управление как деятельность, как организующий импульс, как один из ведущих компонентов развития образовательного учреждения играет приоритетную роль в определении целей, в выборе направления, в функционировании и развитии самого образовательного учреждения. Процесс управления подготовкой специалистов в вузе развивается по общим законам организации управленческих процедур: определение цели -отбор необходимой и достоверной информации, контроль за ее прохождением, актуальностью, анализ продуктивности использования. Чтобы управлять системой информатизации, необходимо выделить ее из более крупной системы (вуза), подвергнуть анализу ее цели, задачи, функции, структуру, выяснить механизм ее функционирования, определить основные параметры воздействия на систему с целью повышения ее эффективности, то есть рассмотреть систему информатизации подготовки специалистов как объект управления.
Ряд исследователей рассматривают понятие «системный подход» как инструмент, способ исследования процессов и явлений. В нашем случае этот подход также необходим, так как он позволяет конструировать (синтезировать) систему как некое абстрактное отображение реальных объектов, процессов, явлений, то есть совокупность взаимосвязанных переменных, представляющих те или иные характеристики, свойства объектов-компонентов системы.
Система информатизации подготовки специалистов в вузе - это сложный объект управления, который в свою очередь может быть представлен в виде взаимосвязанных подсистем, он отличается неоднородностью своих подсистем и связей между ними и внешней средой. В частности, система включает материально-вещественную, финансовую, кадровую, информационную, научно-
методическую, управляющую подсистемы. Каждая из подсистем требует своего исследовательского аппарата, особых отдельных научных терминов, категорий ее описания и анализа.
Материально-вещественную подсистему будем характеризовать на ее языке: компьютеры, коммуникации, образовательные услуги, технические средства обучения и др.; финансовую - на языке финансовых категорий: заработная плата, стоимость образовательной услуги, стоимость обучения одного студента, смета и бюджет и др.; кадровую - на языке социологии, учета кадров, их профессиональной подготовки, роста информационной культуры, квалификации, развития личности, карьеры и т. п. Кроме того, кадры образования мы обязаны подразделить на подсистемы: педагогические кадры, кадры управления (руководители всех уровней в вузе), технический персонал, студенты.
Поскольку система информатизации образования обладает иерархической структурой, ей присуще также свойство целостности: изменения, возникающие в каком-либо из ее элементов (подсистем) (например, в составе кадров по информационной культуре и квалификации), сказываются на других элементах (в учебных подразделениях), на функционировании всей системы. Отсюда необходимость применить системный подход, т. е. исследование каждой подсистемы с учетом целей функционирования всей системы образования в целом, что и будет рассмотрено нами далее.
Управление педагогическими процессами в вузе должно строиться на основе принципиально новой научной теории, имеющей реальное педагогическое содержание, модернизированное на основе новых информационных технологий.
Эта теория не является прерогативой раздела педагогики. Поскольку тенденция развития современного общества выражается в продвижении по пути построения информационного общества, администрация вуза, независимо от своего желания или степени понимания необходимости, вынуждена внедрять в управление образовательным процессом новые информационные технологии. При этом увеличение потока информации обеспечивает преподавателям вуза необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие этого, будущий специалист приобретает важные способности: готовность к неожиданным ситуациям, принятию самостоятельных решений, иногда требующих риска, готовность нести ответственность за эти решения, критичность в оценке своих действий.
В этом контексте учебная деятельность студентов является ведущим дидактическим средством информационного управления процессом обучения, и поэтому она связана с необходимостью изменения привычной образовательной среды. Установление новых
социальных связей затруднено преодолением сопротивления среды, сложностью внедрения информационных технологий. Поэтому эффективность деятельности администрации вуза в настоящее время определяется тем, в какой мере она владеет новыми информационными технологиями управления для решения задач педагогического процесса в условиях информатизации образования.
Оптимальным типом взаимодействия студентов и преподавателей в системе высшего образования в настоящее время является такой, при котором нет поляризованных и разведенных позиций преподавателя и студентов. Активность студентов в этих условиях не регламентируется рамками только репродуктивной деятельности; студентам предлагаются способы организации их деятельности на основе информационных технологий. Сформирована психологическая и практическая готовность преподавателя к учету индивидуального своеобразия личности каждого студента; система общения построена на высоком уровне сознательности и самооценки.
Глубокое понимание сути современных педагогических технологий в условиях информационного управления позволит осуществить научно обоснованный подход к пониманию сущности технологии информационного управления. Она даст возможность выйти на более обобщенные и эффективные модели организации деятельности педагогов и студентов в новой информационной среде, создать конкретный инструментарий для управленцев, объединяющий технологии планирования, организации, контроля, аналитической деятельности с использованием компьютерных технологий.
Овладение информационной технологией управления для администрации вузов и педагогов означает готовность осуществлять теоретически обоснованные действия по внедрению педагогических теорий в практику обучения; наличие большого количества методов, приемов и средств профессиональной деятельности; видение её цели в системе подготовки специалистов, востребованных новым постиндустриальным этапом развития общества.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что информационное управление в системе высшего педагогического образования не должно рассматриваться как функциональная обязанность только руководителя вуза. К управлению причастен и преподаватель вуза как основной «управленец» учебного процесса, и сам студент, которого вне самоуправления познавательной деятельностью не имеет смысла рассматривать как субъекта процесса обучения. Только в этом случае можно говорить о демократизации управления как об инновационном процессе информатизации и создания общей информационной среды в вузе.
В результате применения новых информационных технологий управления качественно изменились сами его функции, в том числе педагогический мониторинг эффективности профессиональной подготовки специалистов.
Проведенное исследование и анализ современных тенденций развития высшей школы позволяют утверждать, что традиционный метод контроля качества образовательного процесса - педагогический мониторинг - практически невозможен без использования компьютерных и информационных технологий. Информационное обеспечение педагогического мониторинга, включающее в себя определение оценочных критериев, создание информационных баз данных об уровне подготовленности конкретного студента, стало неотъемлемой частью современного высшего образования.
Исследования позволили описать принципы и методологию использования компьютерных технологий для повышения эффективности образовательного процесса вуза, что может быть успешно применено в практической деятельности.
В частности, были сформулированы требования к системе компьютерного сопровождения образовательного процесса.
Во-первых, система управления должна иметь развитую систему баз данных. Технически эта задача представляется достаточно простой - необходимо иметь соответствующие мощности информационно-вычислительной техники и несколько специалистов высокой квалификации.
Во-вторых, система управления должна иметь юридически обоснованную подсистему организационного обеспечения (сбор, хранение, модификация, просмотр, анализ и удаление устаревших данных), встроенную в общую систему деятельности вуза.
Это сложная организационная задача, при решении которой могут возникнуть психологические барьеры - многие работники администраций вузов либо боятся новых методов управления, либо не имеют соответствующего уровня подготовки или образования, либо не видят особой мотивации к переходу на новые принципы управления.
В-третьих, система управления должна позволять ставить многообразные задачи анализа качества, принимая во внимание плохую формализуемость понятия качества образования, разнообразие условий функционирования вуза и наличие ресурсных интеллектуальных ограничителей качества образования. Здесь возникает проблема стандартов и контрольно-тестовых задач, которая должна решаться на уровне Минобразования России и с его серьезной поддержкой.
С учетом высказанных выше положений и оценок, сегодня на этапе ориентации всей деятельности сферы образования на качество образования наиболее логичной выглядит следующая задача: достичь максимума качества образования при ограничениях финансирования, материально-технической базы и продолжительности обучения.
Однако повышение уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов обеспечивается лишь системой повышения эффективности учебного процесса с помощью современных педагогических технологий, в том числе, и с помощью внедрения компьютерных и информационных технологий в повседневную практику деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.
Одним из ведущих факторов, наиболее значимой компонентой системы информатизации подготовки специалистов являются субъекты образовательного процесса - преподаватели и студенты. От уровня их понимания значимости проблемы, освоения ими умений перестроить свою деятельность на информационной основе зависит не только результативность процесса информатизации, качество подготовки специалистов, но и психолого-педагогическая атмосфера, в которой этот процесс протекает. Поэтому как одну из существенных компонент системы информатизации подготовки специалистов в вузе мы выделили психолого-педагогические проблемы и аспекты, активно создающие среду взаимодействия и также нуждающиеся в перестройке управления этими отношениями.
Исследование позволило установить, что большинство преподавателей и студентов вуза положительно относятся к внедрению в учебный процесс компьютерных и информационных технологий. Однако иногда уровень подготовки преподавателей для использования информационных технологий на занятиях недостаточен, что определило необходимость осуществления комплекса мероприятий, направленных на обучение самих преподавателей владению компьютерными и информационными технологиями.
Мы рассмотрели психологическую готовность преподавателей к использованию компьютера как комплекс необходимых качеств и свойств личности, включающий мотивацию, волю, познавательный интерес, коммуникативные умения и др., что необходимо для использования в информационной образовательной среде. Из 368 опрошенных преподавателей знакомы были в 2012 г. с компьютером только 72 %, но хотели овладеть компьютерными технологиями 95 % преподавателей.
Из опрошенных 1160 абитуриентов, поступавших в вуз, 54 % было ориентировано на профессию «человек-человек», но только 29 % отнесли информатику к числу значимых учебных дисциплин,
т. е. подавляющее большинство молодежи не осознает значимости информационных технологий для жизни общества.
На основании выявленных причин такого положения структура управления системой информатизации процесса подготовки специалиста в вузе была кардинально изменена.
Прежде всего, подготовка преподавателей высшей школы по освоению и использованию новых информационных средств обучения с учетом их предметной направленности должна учитывать исходный и необходимый уровень готовности педагогов. Под исходным или реальным уровнем мы понимаем такой уровень, которым обладает преподаватель до начала целенаправленной деятельности по формированию умений и навыков пользователя компьютером - этапа информационной культуры.
Под необходимым уровнем мы понимаем такой уровень сфор-мированности знаний, умений и навыков, который обеспечит эффективное использование информационных средств в профессиональной деятельности.
Под готовностью преподавателя высшей школы к деятельности в условиях информатизации мы понимаем комплекс знаний, умений и навыков, который определяется положительной мотивацией к использованию компьютера, побуждающей к непрерывному пополнению специальных знаний по различным каналам (самообразование, курсы и др.), устойчивостью познавательных интересов к информационным средствам; наличием определенного уровня системы знаний и умений по работе с информационными средствами: понятийных, аппаратных, программных; стремлением к формированию специальных групп умений и навыков осуществления деятельности с использованием информационных технологий, ведущих к развитию, совершенствованию (становлению) профессиональной деятельности; сформированностью определенного уровня интеллекта, позволяющего осуществлять специфические умственные и практические действия при использовании информационных средств: анализ, синтез, сравнение, выбор, исследовательскую, поисковую и другие виды деятельности; высоким уровнем самосознания личности, возможностью осуществления эффективной саморегуляции мыслительных процессов на основе адекватной самооценки, самодиагностики, самоконтроля; развитыми навыками самостоятельного поиска и усвоения информации.
Наиболее важным, на наш взгляд, является необходимость рассмотрения психологической готовности педагогов высшей школы к использованию новых информационных технологий. Мы рассматриваем психологическую готовность к использованию компьютера как комплекс необходимых психических качеств и свойств личности. В комплекс включаем, во-первых, положительное отношение к ин-
формационным технологиям, к процессу их использования - моти-вационную готовность; во-вторых, высокий уровень произвольного поведения - волевую готовность; в-третьих, уровень развития познавательных интересов - интеллектуальную и умственную готовность; в-четвертых, сформированность качеств личности, обеспечивающих поддержку коммуникативных связей типа «человек-компьютер» в информационной образовательной среде.
Педагог высшей школы должен обладать наряду с профессиональными знаниями культурой педагогического мышления, системой информационных умений и таких, как постановка цели, планирование учебной деятельности, организаторские, коммуникативные, аналитические, прикладные и другие умения.
Успех информатизации образовательного процесса вуза в значительной мере зависит от того, как относятся преподаватели к внедрению компьютерной техники, информационных технологий, в какой мере используют технические возможности компьютеров в учебном процессе.
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям развития общества и быть конкурентоспособной на рынке образовательных услуг, система управления вузом вынуждена проявлять заботу о новом объекте управления - внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Использование новых информационных технологий в системе подготовки специалистов в вузе позволяет выявить новые педагогические цели учебного процесса:
• развитие творческого потенциала обучаемых, развитие способностей и умений получать информацию из различных источников и адаптировать ее в зависимости от конкретных учебных целей; формирование умений экспериментально-исследовательской деятельности, общей культуры профессионального труда педагогов и студентов;
• формирование коммуникативных умений в условиях интерактивного обучения в режиме диалога «человек-машина», «человек-человек»; интенсификация всех уровней учебного процесса на основе внедрения активных методов обучения с использованием новых информационных технологий обучения;
• разработка эффективных технологий обучения, распространение передового педагогического опыта (территориального, регионального).
В сформулированной цели информатизации образовательного процесса вуза следует обратить внимание на «творческое развитие личности», которое предполагает не только организацию воспитательного процесса, направленного на формирование качеств личности, необходимых будущему специалисту (в том числе и
общечеловеческих, таких как человеколюбие, патриотизм, альтруизм и др.), но и формирование такого качества, как способность к саморазвитию. Последнее особенно важно, так как в нашем чрезвычайно динамичном, развивающемся мире быть хорошим специалистом возможно лишь тогда, когда человек постоянно повышает уровень своей профессиональной подготовки на основе поиска все новых и новых знаний. Сформировать данное качество у студента возможно лишь при условии обеспечения свободного доступа к информации и формирования навыков ее поиска.
По нашему мнению, информатизация образовательного процесса достигается через решение следующих задач, которые одновременно формируют и основные направления деятельности администрации и профессорско-преподавательского состава по информатизации образовательного процесса вуза.
1. Приступая к информатизации образовательного процесса, необходимо оценить существующее положение дел: уровень информационной культуры преподавателей вуза; уровень компьютерной грамотности студентов, обучающихся в вузе; степень использования цифровых технологий в образовательном процессе; степень компьютерного оснащения подразделений вуза; наличие уже существующих баз данных.
2. Разработать модель информатизации вуза, в которой следует отразить уровень информатизации образовательного процесса (т.е. определить основные сферы и объем применения информационных технологий), а также определить характер технического оснащения (характеристика компьютеров и локальных вычислительных сетей), разработать принципы функционирования информационной среды вуза.
3. Оценив существующее положение дел и разработав модель информатизации образовательного процесса вуза, необходимо предложить перечень мероприятий по реализации созданной на практике модели и определить средства и затраты, которые потребуются для решения поставленных задач.
4. Определить основные направления и этапы деятельности администрации и профессорско-преподавательского состава вуза, обеспечивающие наиболее эффективное достижение поставленных целей информатизации образовательного процесса.
В ходе исследования основных направлений информатизации мы сформулировали требования к теории обучения в вузе. Они должны определять средства, повышающие мотивацию учения; устанавливать оптимальную структуру предъявления информации; генерировать новые идеи, оперировать массивом знаний; соотносить статус и способности обучаемых; задавать наиболее эффективные последовательности предъявления изучаемого материала;
диагностировать природу и режим поощрения. Вышеназванные требования применимы к любой образовательной системе и вполне актуальны для современных условий информатизации высшего образования.
Внедрение информационных технологий в повседневную практику профессорско-преподавательского и студенческого состава вуза становится одной из наиболее существенных особенностей информатизации образовательного процесса вуза, обеспечивающего повышение эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Были разработаны принципы информатизации образовательного процесса в вузе, к которым нами были отнесены следующие:
• принцип экономической эффективности (рыночные условия и бюджетное финансирование);
• принцип надежности и простоты обслуживания технической базы информационной среды вуза (квалификация инженерно-технического состава, оплата их труда);
• принцип системности (поэтапное создание системы материального, технического, кадрового, технологического, образовательного потенциала информатизации учебного процесса);
• принцип динамичности (относится к процессу создания и функционирования системы информатизации подготовки специалистов в вузе);
• принцип преемственности и комплексности (использовать уже имеющиеся ресурсы, стремиться проводить информатизацию на каждом этапе по всем подсистемам объекта).
Была создана системная модель специалиста вуза. Она содержит полный перечень обязательных системных компонентов, влияющих на результат подготовки специалиста в условиях информатизации: ресурсное обеспечение, финансирование и материальная база, качество учебных программ и планов, уровень профессиональной подготовки и качество освоения информационных технологий преподавателями, учебные результаты освоения компьютера студентами, качество и уровень психолого-педагогического общения субъектов образовательной деятельности и др.
И процесс информатизации, и модель специалиста существуют в условиях информационно-образовательной среды, созданной в вузе. Характер управления процессом информатизации во многом определяется тенденциями изменения внутренней и внешней информационной среды. При этом, совершенствуя подсистемы объекта информатизации, мы совершенствуем и информационную среду, которая, в свою очередь, поддерживает и развивает процесс информатизации.
Анализ процесса подготовки специалистов в условиях информатизации свидетельствует о том, что обеспечивается многоуров-невость и гибкость образовательных программ, деятельностная направленность содержания образовательного процесса, формирование дружественной поддерживающей среды взаимодействия всех субъектов и объектов образовательного процесса. При этом снижаются психологические барьеры всех его участников, повышается мотивация деятельности; оптимальное сочетание «мягких» и «жестких» форм управления образовательной деятельностью обучающихся; растёт свобода выбора обучающимися создаваемых ими интеллектуальных продуктов; взаимообучение всех субъектов образовательного пространства (студентов, педагогов, администрации и др.).
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 605 с.
2. Жилина А. И. Системное управление педагогическим образованием // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т.3. Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 89-101.
3. Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.02). - СПб.: 1992. - 340 с.
4. Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Пед. об-во России, 2002. - 164 с.
5. Уткин С.М., Чепуренко Г.П. Информатизация управления: моногр. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - 104 с.
6. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационные аспекты: моногр. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 163 с.
7. Чепуренко Г.П. Основы информатизации процесса подготовки специалистов в вузе: моногр. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. - 280 с.
8. Шукшунов В. Е., Иванченко А.Н., Потоцкий С.И. Управление вузом в современных условиях. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2004. - 54 с.