http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378
DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-112-117
Тина Геннадьевна Сепик,
старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет,
Школа педагогики (692500, Россия, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 35),
e-mail: sepiktina@mail.ru
Отображение вопросов информатизации образования в учебных пособиях по курсу педагогики
Жизнь в современном обществе так или иначе связана с постоянным использованием информации и различных средств информационно-коммуникационных технологий. Выпускник учреждения высшего профессионального образования должен быть готов к работе с информацией и средствами ИКТ. Подобные навыки будут необходимы как при решении профессиональных задач, так и в повседневной жизни. В связи с этим предъявляются новые требования к системе подготовки специалистов в области образования. Востребованными становятся педагогические кадры, способные грамотно и эффективно использовать в своей профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии и умеющие работать в условиях постоянного пополнения информации. Автор статьи анализирует учебники и учебные пособия по курсу педагогики для студентов педвузов, изданных в период с 2006 по 2016 год на предмет включения вопросов информатизации образования. Результаты данного исследования показали, что за пределами курса педагогики остаются многие важные вопросы, связанные с информатизацией образования, знание которых необходимо современному учителю. Делается вывод о необходимости формирования у будущих педагогов представлений об информатизации образования. В статье приводится примерный перечень вопросов, связанных с информатизацией образования для включения в курс педагогики, предложен и обоснован один из путей решения проблемы - создание и внедрение в учебный процесс электронных учебных курсов (ЭУК) по педагогике, что позволит эффективно организовать работу преподавателей и студентов в информационно-образовательной среде вуза.
Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, подготовка бакалавров, информатизация образования, педагогика, учебники по педагогике, ИКТ-компетент-ность
Вводная часть. Преобразования в обществе и системе образования требуют подготовки педагога, способного работать в изменившихся условиях. Необходимость этой подготовки обусловлена тем, что современный учитель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, но и хорошо знать возможности средств ИКТ и уметь применять их в учебном процессе.
В реальной системе обучения существуют противоречия между требованиями государства и общества, которые предъявляются к личности учителя и его деятельности, и фактическим уровнем подготовки современного выпускника педвуза.
Следует отметить, что процесс формирования ИКТ-компетентности студентов
вуза должен протекать не только при изучении предметов информационного блока, но и в рамках всей учебной деятельности, т. е. комплексно.
В 2013 году был утверждён профессиональный стандарт педагога, в котором отражены новые требования к квалификационным качествам педагога1.
Профессиональный стандарт расширяет понятие ИКТ-компетентности и рассматривает три его составляющие: общеполь-
1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 02.01.2017).
112
© Т. Г. Сепик, 2017
зовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности) [12].
Согласно ФГОСу основного общего образования формирование общепользовательской компоненты происходит в общеобразовательной школе, а в педагогическом вузе стоит продолжить формирование ИКТ-компетентности в контексте общепедагогической компоненты, которая впоследствии станет основой для формирования предметно-педагогической ИКТ-компетент-ности.
Внедрение федеральных стандартов общего образования, высшего образования и внедряемый с января 2017 года профессиональный стандарт педагога требует осмысления деятельности учителя, который будет работать в совершенно новой образовательной организации.
Методология и методы исследования. Методология исследования основана на педагогических подходах, раскрывающих содержательные характеристики включения вопросов информатизации образования в учебники и учебные пособия по курсу педагогики, а также на идеях компетент-ностного подхода.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ нормативных документов (ФГОС по направлению подготовки, ФГОС основного общего образования, профессиональный стандарт педагога); теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; отбор, изучение, систематизация источников исследования; сравнительно-сопоставительный метод.
Анализ нормативных документов показал, что предъявляются новые требования к квалификационным качествам педагога, расширяется понятие ИКТ-компетентности учителя, необходимо подготовить будущих учителей к последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации.
Теоретический анализ литературы позволил определить, что вопросам информатизации образования в материалах вузовских учебников и учебных пособий по курсу педагогики уделяется недостаточно внимания. В результате изучения отобранных источников исследования систематизированы и определены понятия,
раскрывающие вопросы информатизации образования, с помощью сравнительно-сопоставительного метода выявлено общее и особенное в подходах отображения вопросов информатизации образования.
На наш взгляд, формирование общепедагогической компоненты должно происходить в рамках дисциплины «Педагогика», причём на всех профилях педагогического направления.
Нами были изучены учебники и учебные пособия по педагогике на предмет отражения в них вопросов информатизации образования. Отбор учебников производился по двум критериям: наличие рекомендации к использованию в практике учебных заведений и наличие или доступность данных учебников для студентов ДВФУ.
Итак, нами была предпринята попытка проанализировать состояние включения вопросов информатизации образования в учебники педагогики, изданные в период с 2006 по 2016 год.
Проведённое нами пилотажное исследование учебников и учебных пособий по курсу педагогики для студентов педвузов дало следующие результаты.
Учебник С. А. Смирнова [14] кратко даёт характеристику техническим средствам обучения (ТСО).
В учебнике И. П. Подласого [11] определяются следующие понятия: «дистанционное обучение», «новые информационные технологии», «компьютерное обучение» и даётся их краткая характеристика.
Учебник Г. М. Коджаспировой [3] рассматривает компьютерные технологии в процессе обучения и воспитания (даются понятия «мультимедиа-компьютер», «меди-атека», «телеконференция», «учебный телекоммуникационный проект», «дистанционная форма обучения»).
Учебное пособие В. В. Краевского и
A. В. Хуторского [4] даёт понятия средств обучения, таких, как: «электронный учебник» и «образовательный веб-сайт», подробно рассматривается дистанционное обучение (типы, принципы, средства и формы).
Учебное пособие Л. В. Загрековой и
B. В. Николиной [2] предлагает к рассмотрению теоретико-методические основы программированного обучения, приводит концептуальные положения, модели и составляющие дистанционного обучения, а также определяет понятие «дистанционное обучение».
В учебном пособии этих же авторов [8] но в более позднем издании, к уже рассмотренным вопросам добавлены определения понятий «информатизация общества», «информатизации образования», «средства информационных и коммуникационных технологий» и «средства информатизации и коммуникации образовательного назначения».
В учебном пособии Г. Д. Бухаровой и Л. Д. Стариковой [7] рассматриваются общие вопросы понятия информатизации образования, классификации программных средств учебного назначения и их дидактические возможности, даются понятия «информационной компетенции», «программных средств учебного назначения».
Учебное пособие И. М. Осмоловской [6] отражает вопросы использования электронных средств в методах обучения, а именно определяются понятия «мультимедиа», «электронный информационный объект» («фотоиллюстрация», «видеофрагмент», «анимированная модель/карта», «мультимедиалекция»), «виртуальная реальность», «электронная презентация», «виртуальная лаборатория».
В учебнике, вышедшем под ред. П. И. Пидкасистого [9], рассмотрено информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса, а именно даны понятия «информационная технология», «информатизация образования», «электронный учебник», «информационно-коммуникационная компетентность учителя», «сеть» и «виртуальная реальность», приведены типы ИКТ для решения профессиональных педагогических задач и три направления использования ИКТ в образовании, рассмотрены направления внедрения ИКТ, перечислены дидактические возможности и функции ИКТ, выделены три вида представления учебной информации, перечислены специальные умения для работы в компьютерных информационно-образовательных сетях.
В учебном пособии А. М. Столярен-ко [15] даются понятия «программированное обучение», «компьютерное обучение» и «дистанционное обучение».
В учебнике В. И. Андреева [1] приводятся этапы компьютеризации обучения, выделяются поколения компьютерных технологий обучения, актуализируются проблемы, решение которых должно привести
к перестройке информационной среды. Сами понятия «компьютеризация» и «информатизация образования», «информационная среда» не определяются.
Обратимся к результатам анализа учебных изданий, изданных в последние годы для бакалавриата по направлению «Педагогическое образование».
В учебнике, изданном под редакцией В. А. Сластенина [13], рассматриваются обстоятельства применения ИКТ в образовании, приводятся основные направления создания перспективной системы образования в информационном обществе.
В учебном пособии В. М. Кроль [5] описывает автоматизированные обучающие системы, где даёт их понятие, рассматривает группы задач, решаемых с помощью АОС, выделяет проблемы использования современных компьютерных технологий, даёт понятие интерфейса и приводит причины проблем человеко-компьютерного интерфейса, а также приводит свойства для обучающих программ, даёт представление о гипертексте, о построении и связях в гипертекстах, определяет понятие дистанционного обучения и образовательных порталов.
В учебнике, вышедшем под общей редакцией профессора В. Г. Рындак [10], группа авторов дают понятие «информационная компетентность», «программированное обучение» и кратко дают представление о моделях автоматизированных систем.
Результаты исследования. Анализ учебников и учебных пособий показал, что в них недостаточно полно и часто однобоко отражены вопросы информатизации образования. Как правило, авторы ограничиваются основными определениями понятий, связанных с информатизацией образования, однако само понятие «информатизация образования» остаётся не определённым. Более подробно авторы рассматривают вопросы дистанционного обучения как часть информатизации образования. При этом акцент делается на основные характеристики дистанционного образования или частные методические рекомендации. В учебниках и учебных пособиях по педагогике отсутствует дидактическая и методическая составляющая дистанционного обучения, не включены вопросы, связанные с организацией и проведением дистанционных уроков, не затрагиваются вопросы
ИКТ-компетентности учителя и учащихся, информационно-образовательной среды, информационной культуры, не даётся понятие электронного образовательного ресурса, не приводятся требования к электронным образовательным ресурсам, не освещаются этические аспекты информатизации образования, работы с информацией, в сети Интернет.
Однако за пределами курса педагогики остаются многие важные вопросы, связанные с информатизацией образования, знание которых совершенно необходимо современному учителю. К таким вопросам относятся, например:
- информатизация общества и образования;
- информационная культура;
- сетевой этикет;
- ИКТ-компетентность и ИКТ-компе-тентность учителя;
- требования к подготовке учителя в условиях информатизации;
- электронные образовательные ресурсы;
- информационная безопасность и др.
Некоторые из них представлены в отдельных пособиях по педагогике и педагогическим технологиям. Однако нет ни одного учебного пособия по педагогике, в котором бы вопросы информатизации были бы представлены с единых позиций, целостно.
Вместе с этим нам не удалось обнаружить исследования, в которых бы поднимались вопросы целостного освещения темы информатизации образования в учебных пособиях по педагогике.
Возможным решением в деле устранения обнаруженных пробелов может стать создание и внедрение электронных учебных курсов (ЭУК).
В связи с введением ФГОС ВПО 3-го поколения доля самостоятельной работы студентов значительно увеличивается. Организация самостоятельной работы студентов в информационно-образовательной среде вуза позволяет эффективно организовать как работу преподавателя, так и студента.
Заключение. Таким образом, ЭУК обладает следующим потенциалом:
1) расширяет учебный материал посредством включения дополнительной информации;
2) позволяет охватить большое количество студентов;
3) создаёт предпосылки для постоянного, открытого и контролируемого обновления содержания курса, что делает его всегда актуальным и востребованным для дальнейшего применения;
4) позволяет по-новому организовать самостоятельную работу студентов;
5) индивидуализирует обучение по темпу;
6) обеспечивает доступность учебных материалов в любое время.
Список литературы
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Загрекова Л. В., Николина В. В. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Высш. шк., 2007. 383 с.
3. Коджаспирова Г М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2007. 528 с.
4. Краевский В. В., Хуторской В. А. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
5. Кроль В. М. Педагогика: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: РИОР: Инфра-М, 2016. 303 с.
6. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. М.: Академия, 2009. 192 с.
7. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. М.: Академия, 2009. 336 с.
8. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений пед. специальностей и направлений / под ред. Л. В. Загрековой, В. В. Николиной. Н. Новгород: НГПУ 2011. 232 с.
9. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Академия, 2010. 512 с.
10. Педагогика: учебник / В. Г. Рындак [и др.]; под общ. ред. В. Г. Рындак. М.: Инфра-М, 2017. 427 с.
11. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. 540 с.
12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Вестник образования России. 2014. № 2. С. 11-36.
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В. А. Сластенина. 12-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 608 с.
14. Смирнов С. А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и средних учеб. заведений / под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2006. 512 с.
15. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям (030000). М.: Юнити-Дана, 2012. 479 с.
Статья поступила в редакцию 20.03.2017; принята к публикации 15.04.2017
Библиографическое описание статьи
Сепик Т. Г. Отображения вопросов информатизации образования в учебных пособиях по курсу педагогики // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 2. С. 112-117. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-112-117.
Tina G. Sepik,
Senior Lecturer, Far Eastern Federal University, School of Education, (35 Nekrasova st., Ussuriisk, 692500, Russia), e-mail: sepiktina@mail.ru
Representation of Informatization of Education in Textbooks on Pedagogy Course
Life in modern society, one way or another, is associated with the constant use of information and various means of information and communication technologies. A graduate from an institution of higher professional education should be ready to work with information and ICT tools. Such skills will be needed when solving both professional and everyday life tasks. In connection with this, new requirements are imposed on the system of training specialists in the field of education. The pedagogical staff able to competently and efficiently use information and communication technologies in their professional activities are in demand, they should be able to work in conditions of constant replenishment of information. The author of the article analyzes the issues of computerization of education in textbooks and teaching aids on pedagogy for students of higher pedagogical universities published in 2006-2016. The results of this study showed that outside the course of pedagogy there remain many important issues related to the informatization of education, the knowledge of which is necessary for a modern teacher. A conclusion is drawn on the need for future educators to formulate ideas on the informatization of education. The article provides an indicative list of issues related to the informatization of education for inclusion in pedagogy curriculum, one of the ways of solving the problem is proposed and justified: the creation and introduction of electronic training courses (ETC) in pedagogy in the educational process that will effectively organize the work of teachers and students in information and educational environment of the university.
Keywords: bachelor of pedagogical education, training of bachelor students, informatization of education, pedagogy, textbooks on pedagogy, ICT competence
References
1. Andreev V. I. Pedagogika: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. 3-e izd. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2012. 608 s.
2. Zagrekova L. V., Nikolina V. V. Didaktika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Vyssh. shk., 2007. 383 s.
3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika: uchebnik. M.: Gardariki, 2007. 528 s.
4. Kraevskii V. V., Khutorskoi V. A. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Akademiya, 2007. 352 s.
5. Krol' V. M. Pedagogika: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. i dop. M.: RIOR: Infra-M, 2016. 303 s.
6. Naglyadnye metody obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. ucheb. zavedenii / I. M. Osmolovskaya. M.: Akademiya, 2009. 192 s.
7. Obshchaya i professional'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / G. D. Bukharova, L. D. Starikova. M.: Akademiya, 2009. 336 s.
8. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii ped. spetsial'nostei i napravlenii / pod red. L. V. Zagrekovoi, V. V. Nikolinoi. N. Novgorod: NGPU, 2011. 232 s.
9. Pedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / P. I. Pidkasistyi [i dr.]; pod red. P. I. Pidkasistogo. M.: Akademiya, 2010. 512 s.
10. Pedagogika: uchebnik / V. G. Ryndak [i dr.]; pod obshch. red. V. G. Ryndak. M.: Infra-M, 2017. 427 s.
11. Podlasyi I. P. Pedagogika: uchebnik. M.: Vysshee obrazovanie, 2007. 540 s.
12. Professional'nyi standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nosti v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» // Vestnik obrazovaniya Rossii. 2014. № 2. S. 11-36.
13. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. obrazovaniya / pod red. V. A. Slastenina. 12-e izd., ster. M.: Akademiya, 2014. 608 s.
14. Smirnov S. A. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnologii: uchebnik dlya stud. vyssh. i srednikh ucheb. zavedenii / pod red. S. A. Smirnova. M.: Akademiya, 2006. 512 s.
15. Stolyarenko A. M. Obshchaya pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchikhsya po ped. spetsial'nostyam (030000). M.: Yuniti-Dana, 2012. 479 s.
Received: March 20, 2017; accepted for publication April 15, 2017
Reference to the article
Sepik T. G. Representation of Informatization of Education in Textbooks on Pedagogy Course // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, № 2. PP. 112-117.DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-112-117.