Научная статья на тему 'Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2237
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / МОДЕЛЬ / SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT / FAMILY AND RAISE CHILDREN / LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Антон Олегович

В статье рассмотрена проблема социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы предполагается использованием модели социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, представлено содержание, описание и результат данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Антон Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities

The article considers the problem of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Solution involves the use of models of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Thus, the presented content description and the result of this process.

Текст научной работы на тему «Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 371.018: 371.9 ББК 74.900.44: 74.5

Макаров Антон Олегович

аспирант

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Makarov Anton Olegovich

Post-graduate

Department of Social Work, Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk

[email protected]

Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Model of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities

В статье рассмотрена проблема социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы предполагается использованием модели социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, представлено содержание, описание и результат данного процесса.

The article considers the problem of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Solution involves the use of models of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Thus, the presented content description and the result of this process.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, семейное воспитание ребенка, ограниченные возможности здоровья, модель.

Key words: socio-educational support, family and raise children, limited possibilities of health, model.

Актуальность и необходимость пристального изучения проблемы социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, диктуется изменениями, происходящими в современном российском обществе, а именно, провозглашением изменения отношения в обществе к лицам с

ограниченными возможностями здоровья, реализацией их личностного и профессионального потенциала в наиболее полной мере. На сегодняшний день в России насчитывается около 576 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, причем сохраняется тенденция к росту их числа [1]. Образовательный интерес к проблеме социально-педагогического сопровождения исторически обусловлен и вызван потребностями образовательной практики в сложившихся исторических условиях. Данная проблема в России была затронута в 90-е. гг. XX века, так как существующий политический и общественный строй в СССР был основан на коллективизме, и, следовательно, при оказании помощи использовался групповой метод работы. А вместе с тем изучение проблем социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья требует индивидуального подхода к каждой проблемной ситуации.

Мы придерживаемся точки зрения, рассматривающей социальнопедагогическое сопровождение как вид педагогической деятельности и взаимодействия (М.А. Губанова, Е.И. Казакова, Л.В. Мардахаев и другие).

Мы в своем исследовании рассматриваем социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья как комплексное и целенаправленное взаимодействие педагогов, родителей, детей по построению индивидуальных траекторий оптимального разрешений трудных жизненных ситуаций семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создание условий для успешного обучения, развития и социализации детей.

Применение в качестве теоретико-методологической основы исследования нескольких подходов одновременно исследуется трудах современных методологов педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.).

В исследовании социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, считаем целесообразным опираться на несколько методологических подходов - системный подход (К.Л. фон Берталанфи, А.А. Богданов, Н.В. Кузьмина, Т.А. Ильина и др.), который позволяет рассмотреть социально-педагогическое сопровождение как многоаспектное явление, имеющее множество внутренних и внешних связей и процессов, личностно-ориентированный подход (М.А. Акопова, Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков и др.), позволяющий рассмотреть проблему семей индивидуально в конкретном случае и сформировать самостоятельность в принятии решений, а также увидеть развитие личности ребенка, родителей и педагога в частности, вариативно-интегративный подход (А.В. Золотарева, Н. П. Капустин, П.И.Третьяков, А.Ф. Родичев, Т.И. Шамова и др.), позволяющий рассматривать социально-педагогическое сопровождение как две противоположные формы: интеграция стремится объединить цели, задачи, средства, технологии и методы осуществления деятельности, а вариативность -на каждый компонент предлагает альтернативный вариант. С другой стороны, эти понятия взаимно дополняют друг друга, что позволяет найти идеально подходящий алгоритм оказания помощи семье, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от потребности.

Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлена на рис.1.

Рис. 1. Модель СПС семейного воспитания ребенка с ограниченными

возможностями здоровья

Методологический Содержательный Методический Оценочно-результативный

Примечание: ТЖС - трудная жизненная ситуация.

В качестве первого блока представленной модели выделяется целевой компонент - формируется социальный заказ, в нашем случае, под социальным заказом понимается успешная социализация семьи, воспитывающих ребенка с ограниченными возможносятми здоровья. Исходя из этого формируется цель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья - формирование навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации у семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.

Задачами формирования навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации у семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями являются:

о формирование компетенций для осуществление самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации; о формирование мотивации, способствующей разрешению различного рода барьеров;

о формирование сетей социального партнерства для оптимизации имеющихся ресурсов по разрешению трудной жизненной ситуации; о формирование положительного эмоционального фона как метода стимулирующего использования собвственных ресурсов для преодоления трудной жизненной ситуации; о развитие умений анализировать собственную деятельность с позиций ее личностной и общественной значимости (развитие социальной ответственности).

Цель и задачи обуславливают выбор принципов. Реализация данной модели предполагает организацию взаимодействия на основе следующих принципов (мы объединили принципы в подгруппы, которые взаимодополняют друг друга в зависимости от цели и задач). Это соответствует методологическому компоненту (принцип единства, принцип развития, принцип связности, прин-

цип индивидуальности, принцип выбора, принцип доверия и поддержки, принцип амбивалентности, принцип диверсификации, принцип фасилитации и принцип сотрудничества).

Необходимо отметить, что все принципы взаимосвязаны и взаимодопол-няют друг друга, вследствие чего обеспечивается комплексность и технологичность социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Декомпозиция позволяет определить содержательный компонент модели социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включающий содержание и процесс деятельности социального педагога, а также процесс деятельности семьи.

Выделены функции деятельности социального педагога: социальнопедагогическая, социально-реабилитационная, посредническая, психотерапевтическая и прогностическая.

Функции взаимосвязаны с направлениями деятельности, в нее входят: социально-педагогическое направление, социально-психологическое, социальное партнерство, социально-медицинское направление и терапевтическое направление.

Процесс деятельности социального педагога и семьи можно условно разделить на четыре этапа.

На подготовительном этапе происходит диагностика проблемы, устанавливается первичный контакт со всеми членами семьи, изучается конкретная семья (составляется индивидуальная карта семьи и карта ребенка), согласование воспитательных воздействий на ребенка и семью в целом, психологопедагогическая помощь родителям, повышение их педагогической и общей культуры (проведение индивидуальных и групповых консультаций); определяется соотношение потребностей детей и родителей и возможностями организации: образовательные, социальные, психологические, педагогические, медицинские и др. Семья оказывает содействие социальному педагогу (формирова-

ние доверительных отношений, описание сути проблемы, выявление особенностей семьи и т.д.), стремится проинформировать социального педагога о всех имеющихся проблемах.

На этапе построения индивидуальных траекторий разрешений трудной жизненной ситуации определяются все возможные средства, методы и технологии разрешения трудной жизненной ситуации в зависимости от направления индивидуальной карты реабилитации. У каждого направления (образовательное, социальное, психологическое, педагогическое, медицинское и др.) существует свой набор средств, методов и технологий трудной жизненной ситуации. На этапе проходит интеграция учреждений, способных помочь в разрешении имеющихся трудной жизненной ситуации у семьи и направлений социальнопедагогического сопровождения, например, если у семьи медицинские и образовательные проблемы, то происходит интеграция и взаимодействие медицинских и образовательных учреждений. На основе вышесказанного социальный педагог выстраивает индивидуальную траекторию решений трудной жизненной ситуации и предоставляет семье несколько вариантов дальнейшего социальнопедагогического сопровождения. Определяется согласие семьи на использование тех или иных средств, методов и технологий разрешения трудной жизнен-

гтч

ной ситуации. 1олько в случае полного согласия социальный педагог имеет право применить заданный алгоритм оказания социально-педагогического сопровождения.

На этапе взаимодействия социальный педагог активизирует собственные ресурсы семьи с целью самостоятельного решения проблемы. Это происходит с помощью тренингов, консультаций, бесед, игр, лекций и т.д., вследствие чего семья с помощью социального педагога выбирает наиболее оптимальную индивидуальную программу социально-педагогического сопровождения, наиболее подходящую к конкретной семье, где определяется конечный набор средств, методов и технологий, которые семья сможет использовать самостоятельно в дальнейшем.

На этапе выработки собственных решений социальный педагог оказывает всестороннее содействие (советом, консультацией, диалогом) и корректировку отклонений семьи от намеченных траекторий разрешений трудной жизненной ситуации. Главной целью этапа является самостоятельное разрешение, семьей трудной жизненной ситуации, опираясь на намеченные социальным педагогом траекторию разрешения трудной жизненной ситуации. 1аким образом, на данном этапе семья должна научиться самостоятельно, преодолевать и разрешать трудные жизненные ситуации и интегрироваться в общество или пройти заново все этапы социально-педагогического сопровождения.

Методический компонент модели включает в себя методы деятельности и технологии деятельности.

Методы деятельности мы разделяем на три группы: о методы формирования сознания; о методы организационной деятельности; о методы стимулирования деятельности.

Выбрав метод, мы переходим к выбору технологии деятельности. Технологии деятельности подразделяются на социальную диагностику, социальную реабилитацию, социальную адаптацию и социальный контроль [3].

Оценочно-результативный компонент модели включает в себя диагностику со стороны педагога, самодиагностику со стороны семьи по совместно выбранным критериям и показателям. Диагностика ориентирована на изучение потенциала семьи с целью выбора оптимального для них индивидуального развивающего или реабилитирующего пути, обеспечивающего индивидуальную траекторию разрешения трудной жизненной ситуации. Этот компонент соотносит ожидаемые результаты с возможными проблемами и целью социальнопедагогического сопровождения. Формирования навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации представлен комплексом критериев, которые позволяют оценить качество реализации модели и достигнутый ре-

зультат, отражающими процесс социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями в динамике.

Основными критериями сформированности навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выделяем следующие: наличие компетентности у семьи, сформированная мотивация к преодолению различных барьеров, проявление инициативы в разрешении собственных проблем и социальная ответственность.

Компетентность семьи как критерий сформированности навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации включает в себя реализацию компетенций (знаний и опыта, приобретенных в процессе социальнопедагогического сопровождения), способствующие самостоятельному разре-

и и / о и и

шению трудной жизненной ситуации (высокий, средний и низкий уровни компетенций).

Мотивация к преодолению трудностей и выработки навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации. Для высокого уровня мотивации характерны такие группы мотивов, как осознанная потребность взять на себя решение проблемы («кто, если не я?» - непосредственно-побуждающие мотивы), удовлетворение потребности в получении компетенций («что я смогу сделать?» - перспективно-побуждающие мотивы), осознание социальной ответственности как нравственного долга перед семьей, обществом и собой («я делаю хорошо» - моральные мотивы), потребностью чувствовать себя членом общества, быть субъектом социального партнерства («поможем друг другу» -мотивы общения), осознанной потребностью анализировать, создавать что-либо, получать удовлетворение от процесса, а не только от результата деятельности («я могу это сделать различными спсобами» - творческие мотивы).

Проявление инициативы в формировании навыков самостоятельного разрешения трудной жизненной ситуации заключается в положительной эмоциональной установки, стимулирующей самостоятельную организацию деятельно-

сти семьи по разрешению трудной жизненной ситуации. Главным показателем является самостоятельная инициативная деятельность по разрешение трудной жизненной ситуации и преодолению различных барьеров.

Критерий социальной ответственности характеризуется готовностью семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учитывать последствия собственных действий, осуществляемых в процессе социально-педагогического сопровождения (выделяем высокий, средний и низкий уровень социальной ответственности). Именно наличие социальной ответственности обусловливает отношение индивида к общественным интересам с точки зрения правильного понимания и выполнения им своих обязанностей, вытекающих из социально-педагогического сопровождения.

Аналитико-коррекционный компонент модели предполагает со стороны педагога организацию обсуждения результатов совместной деятельности. Задача педагога состоит в анализе результатов диагностики, выявлении возникших проблем и их коррекции, соотношение критериев эффективности с целью социально-педагогического сопровождения и подведение итогов социальнопедагогического сопровождения. При социально-педагогическом сопровождении аналитическая деятельность носит коллегиальный характер, вносятся современные формы анализа - самоанализ, взаимоанализ, разрабатываются новые методы и приемы сбора информации для анализа (анкеты, тесты, ранжирование и др.). Все это ведет к продумыванию инновационных форм работы, включающих в себя деятельность педагога и семьи. Затем проходит вторичное социально-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом предыдущего опыта. Процесс повторяется до момента достижения семьей запланированных результатов или прекращения работы со стороны семьи.

Таким образом, применение модели социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, поможет сформировать навыки самопомощи у се-

мьи для дальнейшего самостоятельного разрешения трудной жизненном ситуации, а с другой стороны, систематизирует знания и компетентность специалистов, оказывающих социально-педагогическое сопровождение.

Библиографический список

1. Здравоохранения в России [Электронный ресурс]. - М.: Росстат, 2013.

- 280 с.

2. Золотарева, А.А. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст] / А.А. Золотарева: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 340 с.

3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардирики, 2013. - 832 с.

4. Моздокова, Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов [Текст]: атлас технологий / Ю.С. Моздокова. - Тюмень: Вектор Бук, 2012. - 144 с.

5. Родичева, А.Ф. Современные подходы к управлению развитием образовательного учреждения [Текст] / А. Ф. Родичева // Молодой ученый. — 2013.

— №1. — С. 369-371.

6. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования [Текст]: дис. ... д-ра. пед. наук. / Н.А. Соколова. - Челябинск, 2007. - 352 с.

Bibliography

1. Health in Russia [electronic resource]. - Moscow: Rosstat, 2013. - 280.

2. Zolotarev, A.A. Integrative approach to the management of variability institution of additional education [Text] / A.A. Zolotarev: Monograph. - Yaroslavl Univ YAGPU 2006. - 340.

3. Mardakhaev, L.V. Social pedagogy [Text] / L.V. Mardakhaev. - M.: Gardiriki, 2013. - 832.

4. Mozdokova, Y.S. Socio-cultural rehabilitation of the disabled [Text]: Atlas Technology / Y.S. Mozdokova. - Tyumen: Vector Beech, 2012. - 144.

5. Rodicheva , A.F. Modern approaches to the management of the development of the educational institution [Text] / A.F. Rodicheva / / Young scientist. - 2013. -№ 1. - S. 369-371.

6. Sokolova, N.A. Socio-pedagogical support self seniors in additional education establishments [Text]: dis. ... Dr . ped. sciences. / N.A. Sokolova. - Chelyabinsk, 2007. - 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.