Научная статья на тему 'Генезис проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Генезис проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
әРЕКЕТТЕ-СТіК / СОПРОВОЖДЕНИЕ / SUPPORT / әЛЕУМЕТ-ТіК-ПЕДАГОГИКАЛЫқ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЖЕКЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЖүЙЕЛі СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / SOCIAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INDIVIDUAL SUPPORT / СИСТЕМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SYSTEM SUPPORT / ФАСИЛИТАЦИЯ / FACILITATION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СО ПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров А. О.

В статье рассматривается генезис проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сравниваются различные подходы ученых по вопросу интерпретации понятия «сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», а также рассматриваются принципы, параметры и шаги по оказанию социально-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of social and pedagogical maintenance problem of child with limited health opportunities family education

The article discusses the genesis of the problem of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Comparing different approaches scientists on interpretation of the concept «support», «socio-educational support,» and discusses the principles, parameters and steps to assist the sociopedagogical support.

Текст научной работы на тему «Генезис проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

s <

PC

С

cc

£ p=

С

к t^ p= С a 1= pi

s «

и к IT

s f—

с

о «

о

E-

к

s

s

s «

и ©

с и с

s ©

Макаров А.О.

аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г.Челябинск

Нег1зг1 свздер: эрекетте-стгк, сопровождение, элеумет-тж-педагогикалыц сопровождение, жеке сопровождение, ЖYйелi сопровождение, фаси-литация.

Ключевые слова: взаимодействие, сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, индивидуальное сопровождение, системное сопровождение, фасилитация.

Keywords: cooperation, support, social and educational support, individual support, system support, facilitation.

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКАСОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Андапта:

Макалада денсаулыгыныц мYмкiндiгi шектеул1 балаларга отбасылык тэрбие берудi элеуметлк-пе-дагогикалык колдау мэселесшщ генезис карасты-рылады. Еалымдардыц «колдау», «элеуметлк-пе-дагогикалык колдау» ^ымын интерпретациялау мэселесiне тYрлi эдiс-тэсiлдерi салыстырылады, сонымен катар элеуметтiк-педагогикалык колдау керсету бойынша кагидаттар, параметрлер мен ка-дамдар карастырылады.

Аннотация:

В статье рассматривается генезис проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сравниваются различные подходы ученых по вопросу интерпретации понятия «сопровождение», «социально-педагогическое сопровождение», а также рассматриваются принципы, параметры и шаги по оказанию социально-педагогического сопровождения.

Annotatoin:

The article discusses the genesis of the problem of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities. Comparing different approaches scientists on interpretation of the concept «support», «socio-educational support,» and discusses the principles, parameters and steps to assist the socio-pedagogical support.

Современная социальная ситуация в стране характеризуется широким развитием процессов интегрирования разных жизненных укладов, формированием единого культурного, образовательного пространства. Глобальные процессы интеграции затрагивают все стороны жизни общества, оказывают существенное влияние на его социальные институты, к числу которых принадлежат воспитание и образование ребенка. Под влиянием этих процессов

происходят изменения в подходах к образованию ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время в РФ накоплен небольшой опыт социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом возникает потребность в диалоге, нацеленном на усиление процессов согласования ценностных позиций семьи и ориентаций педагогов, на формирование толерантных отношений, обеспечивающих понимание друг друга в решении педагогических проблем.

Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании и для его осмысления необходимо провести анализ данного термина.

Словарь русского языка С.И. Ожегова раскрывает понятие «сопровождения» следующим образом: «сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо, служить приложением, дополнением к чему-либо» [8].

Развитие педагогики как науки породило многообразие в толковании термина «сопровождение» и это привело к возникновению нескольких подходов к восприятию социальной педагогике, что впоследствии сказалось на определении термина «сопровождение».

Первым подходом в трактовке понятия «сопровождение» являются работы Я.А. Коменского в книге «Великая дидактика», где он связывал данное понятие с поддержкой и содействием педагога в развитии личности ребенка [4]. У Ж.Ж. Руссо в теории естественного, свободного воспитания, в центре находится личность ребенка, «сопровождение» рассматривается как содействие и взаимодействие [9]. И.Г. Песталоцци, автор теории элементарного обучения, связывал понятие «сопровождение» с термином «взаимодействие»: с одной стороны, это взаимодействие умственного, физического и нравственного обучения, а с другой стороны, взаимодействие педагогов, родителей и ребенка [9].

Вторым подходомв изучении поня-

тия «сопровождение» стало авторитарное направление в педагогике, представленное в трудах И.Ф. Гербарта. Гербарт рассматривает «сопровождение» как воздействие, которое подкрепляется такими методами как угроза, надзор, приказание, запреты и наказания. Исходя из этого, сопровождение понимается как система воздействий, с целью развития и обучения детей [6].

Следующий подход - подход М. Монтессори, которая рассматривала термин «сопровождение» как взаимодействие с ребенком для активизации его собственных потенциальных латентных возможностей, т.е. главный смысл сводится к следующему высказыванию: «Помоги мне это сделать самому» [1].

Понятие «сопровождение» введено в отечественную педагогику относительно недавно и получило развитие в работах А.В. Байбородовой, О.С. Газманом, Е.И. Казаковой, Л.В. Мардахаевым, Н.Н. Михайловой, Л.Я. Олиференко, А.П. Тря-пицыной, С.М. Юсфиным и других исследователей, которые рассматривают ее как педагогическую деятельность, направленную на оказание помощи семье, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в решении их проблем.

Сопровождение в современной педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого [3].

Необходимо отметить, что понятие «сопровождение» тесно связано с понятием «взаимодействие». «Взаимодействие» - это философская категория, отражающая процессы воздействияобъектов(субъек-тов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия, целью которого является создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

S

X <

PC

С

сс

£ tc С

к t^ tc С а 1= к

S «

и к IT S t— С t^

о «

о

Е-

к

S

к

S «

и ©

с и с t^

S ©

< РС

С

сс

£ Р=

С

к ^

р= С а 1=

к ^

и

К

¡г

с ^

о «

о

Е-

к

:> ^

К

и ©

с

и

с ©

Рассмотрим теперь понятие «социально-педагогическое сопровождение».

Социально-педагогическое сопровождение - это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки, педагогической и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических и педагогических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевиной которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности как результат эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи (Г А. Качан).

По Л.В. Мардахаеву, «социально-педагогическое сопровождение» - это взаимодействие социального педагога или социального работника (и других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории решения проблемной ситуации[5].

Понятие «социально-педагогическое сопровождение» тесно связано с понятием «фасилитация». Сам термин «фасилитация» восходит к латинскому «упрощать, способствовать, ускорять, сти-мулировать»[7]. Фасилитация - это стимулирование, инициирование и поощрение саморазвития и самовоспитания семьи в процессе деятельности за счет особого стиля взаимодействия педагога и ребенка, педагога и родителей, а также особенностей личности педагога. Механизм фасилитации заключается в стимулирующем влиянии деятельности субъектов совместной деятельности друг на друга. В контексте социально-педагогического сопровождения, фасилитация включает в себя помощь и поддержку, направленную на стимулирование семьи в принятии самостоятельных решений при возникновении трудных жизненных ситуаций. С одной стороны, помогает интеграции чле-

нов семьи для расширения возможностей помощи и поддержки, с другой стороны, повышает вариативность деятельности, позволяющую обеспечить адресный и индивидуальный подход.

Таким образом, фасилитация становится ключевым понятием в педагогике, выступает ведущим механизмом социально-педагогического сопровождения.

Ряд исследователей в социально-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья считают важным положение о том, что носителем проблемы в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение ребенка.

Основными принципами социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, по мнению Л.П. Щипи-цыной, являются:

1. рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость отказа, от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить рекомендательный характер);

2. приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка» (решение любой проблемной ситуации с максимальной выгодой для ребенка);

3. непрерывность сопровождения (гарантировано непрерывное социально-педагогическое сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы);

4. мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения (требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. стремление к автономизации (с одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства школы или педагогов на те или иные реко-

мендации центра) [10].

Для теории сопровождения очень важным является разграничение методов предупреждения и коррекции проблемы. Это разграничение может быть построено на основе анализа трех параметров.

Первый параметр выделяет момент действия в отношении времени развития проблемы. Действие может предприниматься до и во время, или после появления проблемы. Противоположностью выступают те моменты, когда проблемы уже полностью сформировались или даже вышли из-под контроля. Эти ситуации требуют немедленной работы по коррекции. Между этими двумя полюсами располагается деятельность по общей профилактике. Инициативы, сфокусированные на ранних этапах возникновения проблем, обычно нацелены на широкие целевые группы и могут быть адресованы, например, всем детям, находящимся в данном образовательном учреждении, или всем детям школьного возраста. По мере развития проблемы действия становятся конкретнее, а целевая группа - специфичнее[11].

Второй параметр характеризует основной фокус в общем вмешательстве. Его задача повлиять на изменения в самом человеке (личностно ориентированная профилактика) или на систему, в рамках которой он действует (системно-ориентированная или структурно-ориентированная профилактика) [Там же].

Третий параметр характеризует природу действия. Проблемы предупреждаются путем сокращения недопустимых типов поведения (оборонительная стратегия) или путем предложения новых вариантов поведения (наступательная страте-гия)[Там же].

Процесс сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

1. проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, истории потенциальных сил ее носителей; информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить

проблему;

2. обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения;

3. оказания сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными [10].

Важно отметить, что сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противополож- ^

ностью так называемому, «заявительному» ц

<

сопровождению, в логике которого центры ее

(или соответственные службы) работают ^

только с теми детьми, по поводу которых ^

в центр обратились родители (или педаго- 2

ги). Часто именно те, кто более всего ну- 5 ждается в поддержке, выпадают из круга ^

заботы и внимания взрослых[11]. §

Системное сопровождение и соци- к

ально-педагогическое сопровождающее §

проектирование осуществляется центрами к

и службами в нескольких направлениях: ^

1. участие в разработке и реализа- ^ ции программ развития образовательных « систем с учетом создания более благопри- ^ ятных условий для развития детей с огра- ^ ниченными возможностями; к

2. проектирование новых типов об- ^ разовательных учреждений (школа инди- О видуального обучения, инклюзивное обра- ^ зование и т. д.), в которых нуждаются дети ^ с ограниченными возможностями; О

ü

S

X <

PC

С

cc

£ PC

С

к

PC

С а 1=

к

S «

и к IT S t— С t^

о «

о

E-

к

s s

к

S «

и ©

с и с t^

S ©

3. создание профилактико-коррек-ционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей с ограниченными возможностями. Такой программой может быть программа «Дети-инвалиды». Они проектируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов[11].

Таким образом, сущность генезиса проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в следующем: во-первых, понятие «социально-педагогическое сопровождение» является относительно новым в педагогической среде; во-вторых, понятие «социально-педагогическое сопровождение» является муль-тидисциплинарным и интегрирующим; в-третьих, проблема социально-педагогического сопровождения развивалась в отношении здоровых детей, но недостаточно исследована в отношении нашей категории, об этом свидетельствует небольшой понятийно-категориальный аппарат, неполное содержание сопровождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Генденштейн, Л.Э. Домашняя школа Монтессори / Л.Э. Генденштейн. - М.: «Карапуз», 1998. - 204 с.

2. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фаси-литации / Р.С. Димухаметов. - Алматы: Министерство образования Республики Казахстан, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, Центр педагогических исследований РИГЖСО, 2005. - 115 с.

3. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. -

СПб, 1995.

4. Коменский, Я.А. О воспитании / Я.А. Коменский. М.: Школьная пресса. 2003. - 192 с.

5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гар-дирики, 2005. - 269 с.

6. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки / Н.Н. Михайлова, С.М. Юс-фин. - М.: МИРОС, 2002. - 208 с.

7. Нумми Пепе Справочник фасилитатора, или История о том, как фасилитатор Григорий Лосик привел компанию к впечатляющим результатам. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. - 144 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

9. Педагогическое наследие: Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

10. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии / Л.М. Шипицына // Вестник психосоциальной и коррекционно-реа-билитационной работы. - 1995.- № 3. -С. 29-36.

11. Ямбург, Е. А. Организационные основы компенсирующего обучения / Е. Ямбург // Народное образование. 1998. -№ 6. - С. 146-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.