УДК 371.018.1:37.013.42:376.1 ББК Ч490.264+Ч466.46
ГСНТИ 14.35.0
Код ВАК 13.00.01
Макаров Антон Олегович,
аспирант, Челябинский государственный педагогический университет; 454008, г. Челябинск, пр. Ленина, 69; e-mail:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: семейное воспитание; семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социальное партнерство; методическое обеспечение.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены педагогические условия социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, такие как: помощь социального педагога в построении индивидуальной траектории оказания самопомощи семьей, социальное партнерство и методическое обеспечение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Даны определения понятиям «семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья», «социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Описаны условия для успешного обучения, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения решает проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования самопомощи у семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и тем самым влияет на эффективность социально-педагогического сопровождения, поскольку оказывать ее может только профессионально подготовленный для этого социальный педагог. Помощь социального педагога в построении индивидуальной траектории самопомощи семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социальное партнерство и методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка позволяют оптимизировать процесс социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также структурировать сам процесс социально-педагогического сопровождения.
Makarov Anton Olegovich,
Post-graduate Student, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FAMILY EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
KEY WORDS: family education, family education of a child with disabilities; socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities; social partnership; methodological support.
ABSTRACT. The article describes the following pedagogical conditions of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities: social pedagogue's guidance in the construction of an individual trajectory of family self-assistance, and social partnership and methodological support of family education of children with disabilities. The author defines of the notions of "family education of children with disabilities" and "socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities" and describes the conditions for successful education, development and socialization of children with disabilities. Methodological theory of socio-pedagogical support solves the problem of raising the standards of professional competence of teachers in questions of self-assistance in families bringing up a child with disabilities, and in this way influences the effectiveness of socio-pedagogical support as it can be provided only by a professionally qualified for this purpose social pedagogue. The social pedagogue's guidance in the construction of an individual trajectory of family self-assistance and social partnership and methodological support of family education of children with disabilities create the conditions for optimization of the process of socio-pedagogical support of family education of a child with disabilities and structure the process of socio-pedagogical support itself.
Д
Гети с ограниченными возможностями здоровья составляют до 15% от общего количества детей. Семьи, в которых воспитываются такие дети, испытывают большое количество проблем, связанных с лечением, общим и профессиональным образованием, социальной адаптацией, общением и т. п. Наличие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -
ОВЗ) становится зачастую испытанием для сохранения семьи. Масштабность, сложность, многообразие проблем обуславливю-ет необходимость их комплексного решения, инновационных разработок и осуществления мероприятий при консолидации усилий социальных педагогов, психологов, социального окружения и собственно самой семьи. Поэтому проблема социально-педа-
© Макаров А. О., 2015
гогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ и педагогических условий его реализации требует особого внимания и осмысления.
Определимся с понятийно-категориальным аппаратом проблемы. Под социально-педагогическим сопровождением мы вслед за Л. В. Мардахаевым понимаем взаимодействие социального педагога или социального работника (и других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории разрешения проблемной ситуации [6]. Семейное воспитание рассматриваем как целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества [7]. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Успешность социально-педагогического сопровождения таких детей зависит от учета индивидуальных особенностей ребенка (состояния здоровья, степени его ограниченности, психологического состояния и т. п.), семьи (ее типа, уровня благосостояния, особенностей супружеских отношений и т. п.), типа семейного воспитания.
Исходя из вышеизложенного, под социально-педагогическим сопровождением семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья мы понимаем комплексное и целенаправленное взаимодействие социального педагога (работника) и семьи, целью этого взаимодействия является создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ОВЗ [5].
К таким условиям мы относим:
1) помощь социального педагога в построении индивидуальной траектории самопомощи семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ; это условие позволяет семью из объекта социальной помощи превратить в субъект жизнедеятельности;
2) социальное партнерство в процессе социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ, позволяющее объединить усилия всех заинтересованных сторон в оказании социальной помощи семье;
3) методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ, позволяющее подготовить специалистов, владеющих спецификой работы с данной категорией семей.
Первое условие - построение индивидуальной траектории самопомощи семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Главной целью социально-педагогического сопровождения семейного воспитания является помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в активизации собственного потенциала, в оптимизации способности самостоятельного разрешения проблем. Построение индивидуальной траектории самопомощи является основой всего процесса в целом, так как наличие траектории как таковой помогает систематизировать, оптимизировать и маршрутизировать дальнейшие шаги в процессе социально-педагогического сопровождения и в семейном воспитании.
Результатом социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ является формирование навыков самопомощи в разрешении трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС), включающее следующие критерии:
• компетентность семьи как критерий сформированности навыков самостоятельного разрешения ТЖС включает реализацию компетенций (знаний и опыта, приобретенных в процессе социально-педагогического сопровождения), способствующих самостоятельному разрешению ТЖС;
• мотивация к преодолению трудностей и выработке навыков самостоятельного разрешения ТЖС;
• проявление инициативы в формировании навыков самостоятельного разрешения ТЖС заключается в положительной эмоциональной установке, стимулирующей самостоятельную организацию деятельности семьи по разрешению ТЖС; главным показателем станет самостоятельная инициативная деятельность по разрешению ТЖС и преодолению различных барьеров;
• критерий социальной ответственности характеризуется готовностью семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, учитывать последствия собственных действий, осуществляемых в процессе социально-педагогического сопровождения [5].
Содержание социально-педагогического сопровождения в формировании навыков самопомощи определяется принципами, с учетом которых они организуются. Основными принципами социально-педагогического сопровождения в формировании навыков самопомощи, по мнению М. А. Иваненко, являются следующие [6]:
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритет интересов сопровождаемого (на интересе ребенка, семьи);
• непрерывность сопровождения;
• комплексность подхода сопровождения;
• стремление к автономизации семьи.
Формирование навыков самопомощи у семей обуславливается и функциями социально-педагогического сопровождения. Мы выделяем следующие функции:
1) социально-педагогическая функция - педагог формирует компетенции у семьи для осуществления самостоятельного решения ТЖС, а также осуществляет оказание квалифицированной социально-педагогической помощи семье в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации;
2) социально-реабилитационная функция - преодоление имеющихся и возможных проблем по пути решения ТЖС; организация системы профилактических мер; влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости; организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-реабилитационной и другой помощи семьям;
3) посредническая функция - осуществление связи между семьей и различными учреждениями (образовательными, меди-
цинскими, социальными и др.), а также с ближайшим окружением семьи;
4) психотерапевтическая функция -формирование положительного эмоционального фона семьи для стимулирования деятельности; забота о душевном равновесии ребенка и родителей; установление доверительных отношений в семье; оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;
5) прогностическая функция - формирование способности анализировать, прогнозировать и моделировать свою деятельность (программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития семьи; определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания семьи; планирование своей социально-педагогической работы на основе анализа результатов за предыдущий период времени).
Рассмотрим алгоритм построения индивидуальной траектории самопомощи семейного воспитания ребенка с ОВЗ (рис. 1).
Рисунок 1. Алгоритм построения индивидуальной траектории оказания самопомощи семейного воспитания ребенка с ОВЗ
Таким образом, можно разделить наш алгоритм на семь шагов.
1 шаг - появление ТЖС, характеризуется нарушением жизнедеятельности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и эта ситуация не может быть решена самостоятельно.
2 шаг - диагностика ТЖС (устанавливается проблема, ее происхождение, факторы, влияющие на возникновение проблемы).
3 шаг - определение целей и задач социально-педагогического сопровождения.
4 шаг - подбор содержания, средств, методов и технологий социально-педагогического сопровождения, а также кадровое обеспечение (в зависимости от характера проблемы они будут носить комплексный, психологический, педагогический, медицинский, социальный, образовательный и др. подход), с помощью которых будут решаться имеющиеся проблемы.
5 шаг - построение индивидуальной траектории оказания самопомощи, способной вывести на следующий этап, процесс социально-педагогического сопровождения.
6 шаг - активизация педагогом собственных ресурсов семьи для самостоятельного решения проблемы (с помощью бесед, тренингов, игр, упражнений, тестирования и т. д.).
7 шаг - самостоятельное разрешение семьей ТЖС на основе всех компонентов предшествующих этапов.
Подведя итог вышесказанному, необходимо отметить, что социально-педагогическое сопровождение в формировании навыков самопомощи реализуется с учетом функций и принципов, а также алгоритма построения индивидуальной траектории оказания самопомощи, позволяющих создать условия для максимальной эффективности реализации социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ.
Вторым условием выступает социальное партнерство в процессе социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ. Одним из условий развития социально-педагогического сопровождения является активное взаимодействие различных служб и организаций, способных предоставлять необходимые социальные услуги. Эффективным механизмом такого взаимодействия может стать система социального партнерства как действенного инструмента вовлечения в обсуждение и решение проблем развития социально-педагогического сопровождения, способного к достижению конструктивных
соглашений и выработке единой политики по оказанию данного рода услуг.
Необходимо отметить, что социальное партнерство представляет собой совокупность взаимодействий между различными институтами и организациями по вопросам социально-педагогического сопровождения семейного воспитания семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ [14].
Осмысление проблемы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ привело нас к предположению, что результативность и эффективность социально-педагогического сопровождения будет различна в зависимости от учреждения, осуществляющего организацию данной услуги. Успешная деятельность учреждений, оказывающих социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ОВЗ, во многом за-
висит от эффективности и результативности сотрудничества между этими учреждениями, а также от связей с организациями, не входящими в систему образования: учреждениями культуры, спорта, благотворительными организациями и др.
Для понимания механизма социального партнерства важно иметь в виду, что его участниками могут быть самые разные субъекты, согласование интересов которых, как правило, представляет значительную сложность. В связи с этим функции организатора переговорного или согласительного процесса нередко берут на себя властные структуры. Поэтому рассмотрим основные учреждения, их функциональные обязанности и формы взаимодействия между собой в процессе организации и предоставления социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ (рис. 2).
Рисунок 2. Социальное партнерство учреждений, осуществляющих социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Таким образом, в процессе оказания социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ учреждения осуществляют социальное партнерство между собой, ориентируясь на функции, которые они могут выполнять. Существует
несколько форм социального партнерства между учреждениями, осуществляющими социально-педагогическое сопровождение, такие как: семинары, конференции, совещания, консилиумы, тренинги, консультации и др. Из этого следует, что при пограничных
составляющих социально-педагогического сопровождения учреждения различного профиля могут предоставлять услуги совместно и комплексно, также необходимо отметить, что наличие социального партнерства позитивно скажется и на последовательности оказания социально-педагогического сопровождения.
Таким образом, организация социального партнерства между учреждениями позволит:
1) преодолеть изолированность, разобщенность между образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты и здравоохранения, установить взаимосвязи;
2) всесторонне учесть потребности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;
3) комплексно и мультидисциплинар-но подойти к социально-педагогическому сопровождению семейного воспитания ребенка с ОВЗ;
4) развить сети социального партнерства между семьей и учреждениями, что способствует преодолению имеющихся трудностей жизненной ситуации.
Для оказания социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ необходим квалифицированный социальный педагог. Поэтому третъе условие - это методическое обес-
печение социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенность социально-педагогического сопровождения заключается в том, что данный процесс вариативен и гибок, требует от педагогов специальных знаний, связанных с саморазвитием, самоопределением, а также поиском новых форм сопровождения.
Исходя из вышеизложенного методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения мы определяем как постоянную помощь методического объединения социальным педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогического сопровождения посредством повышения их профессиональной компетентности [11].
Методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эффективности. Поэтому целесообразно выделить функции методического обеспечения: диагностическую, моделирующую, организационно-педагогическую, контрольно-коррекционную, научно-экспериментальную. Модель методического обеспечения социально-педагогического сопровождения отражена на рис. 3.
Рисунок 3. Модель методического обеспечения социально-педагогического
сопровождения
Реализация этого педагогического условия предполагает несколько этапов:
1) на первом этапе осуществляется подготовка социальных педагогов к работе по социально-педагогическому сопровождению семей с детьми с ОВЗ; осуществляется определением деловых и личностных качеств социальных педагогов, отражающих уровень компетенции (знаний, умений и навыков, опыта), достаточных для осуществления социально-педагогического сопровождения семей с ОВЗ, а также способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
2) на втором этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование педагогов; использование более глубоких знаний в области психологии общения, личности, психодиагностики, основ психологических тренингов, а также знаний проблем социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ, особенностей развития ребенка в разные возрастные рамки, умение стимулировать процессы самопомощи с помощью тренингов личностного роста;
3) на третьем этапе проводится исследование потребностей семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на основании чего разрабатывается программное обеспечение (ИПР, образовательная программа учреждения, образовательные программы по направлениям) социально-педагогического сопровождения. Начинается подготовка педагогов к работе по социально-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Определяется умением социального педагога осуществлять традиционную педагогическую деятельность (отбор и композицию учебного материала, планирование и построение социально-педагогического процесса; проектирование учебно-материальной базы социально-педагогического процесса; выполнение системы действий, направленных на включение сопровождаемых в различные виды деятельности; становление педагогически целесообразных отношений социального педагога с ребенком и его родителями, другими учреждениями, оказывающими социально-педагогическое сопровождение);
4) на четвертом этапе проводится диагностика потребностей, способностей семей,
воспитывающих ребенка с ОВЗ, пришедших в учреждение. На основании результатов диагностики педагогами при помощи методистов корректируются реабилитационные программы по направлениям, разрабатываются индивидуальные траектории помощи; определяется умением проектировать и конструировать социально-педагогические инновации, то есть профессионально отбирать содержание инновации, проектировать реализацию этого содержания через применение современных социально-педагогических технологий; прогнозировать ожидаемый результат, который может быть получен в ходе реализации инновации, описывать критерии оценивания эффективности спроектированной инновации;
5) на пятом этапе организуется процесс анализа результатов реализации реабилитационных программ: идет обеспечивание социальных педагогов методиками диагностики результатов социально-педагогического сопровождения, самоанализа педагогической деятельности, анализируются результаты реализации реабилитационных программ по направлениям, образовательной программы учреждения, программы развития; результаты работы представляются на методических, педагогических советах, научно-практических конференциях.
Методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения прежде всего решает проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования самопомощи у семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, и тем самым влияет на эффективность социально-педагогического сопровождения, поскольку оказывать ее может только профессионально подготовленный для этого социальный педагог.
Таким образом, помощь социального педагога в построении индивидуальной траектории самопомощи семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, социальное партнерство и методическое обеспечение социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ позволяет оптимизировать процесс социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ОВЗ, а также структурировать сам процесс социально-педагогического сопровождения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Домбровский Г. Реабилитационная индустрия - инвалидам // Социальная работа. 2010. № 2. С. 30-32.
2. Димухаметов Р. С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: принцип фасилитации. Алматы: Министерство образования Республики Казахстан, Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, Центр педагогических исследований РИГЖСО, 2005.
3. Золотарева А. А. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей : Монография. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2006.
4. Ильичев Д. В. Социальные мероприятия отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. 2011. № 1. С. 50-55.
5. Макаров А. О. Модель социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / / Вестник ЧГПУ. 2014. №5. С. 127-138
6. Мардахаев Л. В. ^циальная педагогика. М. : Гардирики, 20l3.
7. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. , Cеливерстова В. И. Cемейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М. : ВЛАДО^ 2003.
S. Моздокова Ю. C. Cоциально-культурная реабилитация инвалидов: атлас технологий. Tюмень : Вектор Бук, 2012.
9. Родичева А. Ф. ^временные подходы к управлению развитием образовательного учреждения // Молодой ученый. 20i3. №1. C. з69-371.
10. Cадхана А. ^циально--педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в Англии, России, Иордании : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Cанкт-Петербург, 2005. .
11. ^колова Н. А. Cоциально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования : дис. ... д-ра. пед. наук. Челябинск, 2007.
12. ^колова Н. А. К вопросу о сущности понятия «Cоциально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании» // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2006. № 10-1. C. 110-115.
13. ^циальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия: практ. пособие / под редакцией А. Е. Шадрина. М. : Агентство социальной информации, 2008.
14. ^циальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста. М. : Институт социальной работы, 2012.
15. Якимец В. Н. Гражданские инициативы и модернизация России : сб. ст. М. : Ключ-C, 2011.
LITERATURE
1. Dombrovskiy G. Reabilitatsionnaya industriya - invalidam // Sotsial'naya rabota. 2010. № 2. S. 30-32.
2. Dimukhametov R. S. Obnovlenie nauchnykh osnov pedagogiki povysheniya kvalifikatsii: printsip fasili-tatsii. Almaty: Ministerstvo obrazovaniya Respubliki Kazakhstan, Respublikanskiy institut po-vysheniya kvalifikatsii rukovodyashchikh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov sistemy obrazovaniya, Tsentr pe-dagogicheskikh is-sledovaniy RIGZhSO, 2005.
3. Zolotareva A. A. Integrativno-variativnyy podkhod k upravleniyu uchrezhdeniem dopolnitel'no-go obrazovaniya detey : Monografiya. Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2006.
4. Il'ichev D. V. Sotsial'nye meropriyatiya otdeleniya sotsial'noy reabilitatsii detey s ogranichen-nymi voz-mozhnostyami // Rabotnik sotsial'noy sluzhby. 2011. № 1. S. 50-55.
5. Makarov A. O. Model' sotsial'no-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semeynogo vospitaniya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik ChGPU. 2014. №5. S. 127-138
6. Mardakhaev L. V. Sotsial'naya pedagogika. M. : Gardiriki, 2013.
7. Mastyukova E. M., Moskovkina A. G. , Seliverstova V. I. Semeynoe vospitanie detey s otklone-niyami v razvitii. M. : VLADOS, 2003.
S. Mozdokova Yu. S. Sotsial'no-kul'turnaya reabilitatsiya invalidov: atlas tekhnologiy. Tyumen' : Vektor Buk, 2012.
9. Rodicheva A. F. Sovremennye podkhody k upravleniyu razvitiem obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Mo-lodoy uchenyy. 2013. №1. S. 369-371.
10. Sadkhana A. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami v Anglii, Rossii, Iordanii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Sankt-Peterburg, 2005. .
11. Sokolova N. A. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka samorealizatsii starsheklassnikov v uchre-zhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya : dis. ... d-ra. ped. nauk. Chelyabinsk, 2007.
12. Sokolova N. A. K voprosu o sushchnosti ponyatiya «Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka rebenka v dopolnitel'nom obrazovanii» / / Vestnik Orenburg. gos. un-ta. 2006. № 10-1. S. 110-115.
13. Sotsial'noe partnerstvo i razvitie institutov grazhdanskogo obshchestva v regionakh i munitsipa-litetakh: praktika mezhsektornogo vzaimodeystviya: prakt. posobie / pod redaktsiey A. E. Shadrina. M. : Agentstvo sotsial'noy informatsii, 2008.
14. Sotsial'naya rabota s invalidami: nastol'naya kniga spetsialista. M. : Institut sotsial'noy rabo-ty, 2012.
15. Yakimets V. N. Grazhdanskie initsiativy i modernizatsiya Rossii : sb. st. M. : Klyuch-S, 2011.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. А. Соколова.