экономик и эффективность национальных стратегий безопасности. В стратегии обозначены задачи повышения качества подготовки научных кадров. Большинство из них направлено на международное сотрудничество. В результате обостряется необходимость стандартизации и приведения третьего уровня высшего образования в соответствие с мировыми, в частности европейскими, принципами, установленными Болонским соглашением. Очевидно, что без решения кадрового вопроса, а именно подготовки высококвалифицированных научных кадров, соответствующих международным стандартам, имеющих возможность реализовать полученные научные достижения на практике в своей стране, Россия рискует остаться страной, которая готовит специалистов для развития экономики других стран. До сих пор подобные механизмы не разработаны, ключевые задачи не решены.
Таким образом, российская система высшего образования, в том числе и система подготовки научных кадров, на законодательном уровне имеет четкий ориентир на сближение и интеграцию с европейским и международным образовательным пространством. Однако отсутствие системного решения поставленных задач не позволяет преодолеть сложившиеся негативные тенденции в таких вопросах, как необходимое количество научных кад-
ров, соответствие их квалификаций международным стандартам, уровень мобильности российских исследователей: в глобальном рейтинге привлечения талантов (The Global Talent Competitiveness Index) Россия находится в шестом десятке стран, выступая в роли донора человеческого капитала для мировой науки. Все эти задачи прогрессивно решаются и имеют накопленный положительный опыт в странах Западной Европы. На этом основании необходимым является изучение, анализ и применение лучших образцов европейского опыта в российской системе подготовки научных кадров.
1. Аналитическая справка по материалам Национального доклада Российской Федерации к Конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса [Электронный ресурс]. Ереван, 2015. 22 с. — URL: http:// www.acun.msu.ru/docs/nefenence_national_nepont.pdf.
2. Медведев Д. А., Ливанов Д. В. Совещание о совершенствовании системы подготовки научных и научно-педагогических работников [Электронный ресурс]. URL: http://govennment.nu/news/990/.
3. Николаев Д. В., Суслова Д. В. Россия в Болонском процессе //Вопросы образования. 2010. № 1. С. 6-24.
4. Российская делегация обсудила Болонский процесс совместно со странами-участниками процесса на международной конференции в Ереване. Форум по вопросам политики Болонского процесса [Электронный ресурс]. URL: http://Mинобрнауки.рф/m/новости/5554.
5. Савицкая Н. Министр Ольга Васильева — за возврат к лучшим традициям советской школы [Электронный ресурс]. URL: http://Mинобрнауки.рф/пресс-центр/9431.
УДК/UDC 377.5
О. Л. Степанова, С. В. Ляхова O. Stepanova, S. Liakhova
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
STUDENT SOCIALIZATION MODEL IN INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL COLLEGE
В статье раскрывается проблема социализации обучающихся в условиях информационных процессов, вызывающих изменения институтов, механизмов и процессов социализации. Показана необходимость изменения педагогической деятельности по социализации обучающихся в учреждении среднего профессио-
нального образования, определены структура и принципы построения модели социализации обучающихся педагогического колледжа, раскрыто содержание самой модели. Представленная авторами структурно-функциональная модель социализации обеспечивает социализирующее влияние на обучающихся педагогиче-
ского колледжа средствами информационно-образовательной среды. Авторы подробно описывают целевой, технологический, содержательный, контрольно-диагностический блоки модели.
This article reveals a problem of student socialization in conditions of information processes, which cause changes in mechanisms and processes of socialization. The development of pedagogical activity in the process of socialization of secondary special education college students is necessary. The authors define the structure and principles of building the socialization model, describe the content of this model. The suggested structure-functional model of socialization provides the socializing influence on pedagogical college students through the instruments of information educational environment. The model includes objective, technological, content, control and diagnostic blocks. All blocks are described in details.
Ключевые слова: социализация, информационно-образовательная среда, структурно-функциональная модель, компоненты и критерии социализированности.
Keywords: socialization, information educational environment, structure-functional model, components and criteria of socialization.
Проблеме социализации подрастающего поколения посвящено огромное количество работ, однако исследований, посвященных социализации студентов в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования (СПО) как целостному явлению, немного. Остаются не до конца раскрытыми вопросы о ведущих институтах, механизмах и способах, а также о содержательной стороне процесса социализации обучающихся в системе СПО.
Кроме того, информационные процессы и виртуальная реальность вносят свой, специфический, вклад в процесс социализации молодежи. В связи с этим крайне необходимо изучить характер влияния информатизации вообще и информационно-образовательной среды в частности на процессы социализации обучающихся колледжа.
Социализация является одним из важнейших процессов жизни человека, помогающих стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающих нормальное социальное функционирование [9, с. 19]. В самом широком смысле социализация может быть понята как деятельность
человека, в процессе которой он осваивает окружающий мир, изменяет его, развивается и совершенствуется сам [3, с. 15].
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях традиционные институты социализации претерпевают существенные изменения; появляются или возрождаются иные институты социализации (религиозные, контркультурные организации и др.), что существенным образом влияет на процесс воспитания подрастающего поколения и нуждается в социально-педагогическом осмыслении [7, с. 46-47]. Сегодня процесс социализации личности в значительной степени осуществляется в виртуальной реальности, создаваемой Интернетом и виртуальными технологиями. Такие важные изменения требуют и изменения всей системы образования как важнейшего элемента социализации индивида. Педагогическая деятельность по социализации обучающихся должна быть направлена на внедрение социально-педагогических технологий позитивного использования Интернета, информационно-коммуникационных технологий и социальных сетей [6, с. 224]. Важной составляющей современного образовательного процесса является информационно-образовательная среда (ИОС), которую мы рассматриваем как один из мощных факторов социализации обучающихся и предполагаем наличие социализирующих возможностей структурных компонентов, субъектов и функциональных взаимосвязей в ней самой. Для того чтобы изучить социализирующие возможности ИОС педагогического колледжа, вначале необходимо смоделировать процесс социализации обучающихся в учреждении СПО, чтобы с помощью модели получить информацию о процессе и спрогнозировать направления и способы его развития.
Для построения структурно-функциональной модели социализации обучающихся в ИОС педагогического колледжа нами использован образный, или иконический [5, с. 43], тип модели, представленной в традиционной схематической и словесно-описательной форме и относящейся к классу прогностических.
Структура модели представлена несколькими блоками: целевым, технологическим, содержательным, результативным, контрольно-диагностическим (рис.).
Целевой блок включает в себя цель, задачи, принципы, функции модели социализации обучающихся в информационно-образова-
Структурно-функциональная модель социализации обучающихся в информационно-образовательной среде педагогического колледжа
Цель: Задачи: Принципы: Функции:
к обеспечить - создание условий для когнитивного, - гуманизма; - развивающая;
о л социализирующее социального развития и профессио- - гуманизации; - обучающая;
б влияние нального обучения средствами ИКТ; - системности; - социализирующая;
й на обучающихся - формирование навыков содержатель- - активности - организаторская;
о в педагогического ного и эффективного межличностного личности; - оценочная
е колледжа общения и взаимодействия в реальном - интеграции
л е средствами ИОС и виртуальном пространстве;
- организация совместной деятельности
и сотрудничества обучающихся в ИОС;
- формирование ОК и ПК
.с
н
ь л
ек то ал
* ю р
е д
о С
.0
н в
а
к о л
ьб
л у
з е
О.
й
и
к
с
е
ч к
и г о
о л
л б
о
н
х
е
1-
Структурные
подразделения
колледжа
"V
Материально-техническая база и программное обеспечение
Электронные издания учебного предназначения
Образовательные технологии:
- интерактивные;
- технология образовательного проекта;
- парацентрическая;
- анализ проблемных ситуаций;
- здоровьесберегающие
Субъекты модели -агенты социализации
Методы обучения
Формы работы
Средства социализации
Организационно-педагогические условия:
- широкое и повсеместное использование ресурсов ИОС в образовательном процессе педагогического колледжа;
- нормативное и методическое обеспечение процесса профессионального обучения, личностного и социального развития обучающихся средствами ИКТ;
- внедрение образовательных технологий, методов и средств социализации обучающихся в аудиторную, внеаудиторную и внеучебную работу;
- индивидуализация образовательной траектории для каждого обучающегося в соответствии с его личностными возможностями, потребностями и интересами, обеспечивающая развитие инициативности, активности, самостоятельности, адаптивности и творчества;
- организация эффективных коммуникаций между субъектами образовательной деятельности и агентами социализации средствами ИОС колледжа
Компоненты социализированности:
- когнитивно-коммуникативный;
- личностно-мотивационный;
- деятельностный;
- рефлексивный
Критерии
социализированности:
- знаниевый;
- коммуникативный;
- личностный;
- мотивационный;
- поведенческий;
- критерий информационно-инструментальной компетентности;
- рефлексивный
Социализированность как результат процесса социализации
Уровни
социализиро-
ванности:
- низкий;
- средний;
- высокий
N
Показатели социализированности
Методы диагностики
Рис. Структурно-функциональная модель социализации обучающихся в информационно-образовательной среде педагогического колледжа
тельной среде педагогического колледжа. Через технологический блок осуществляется реализация механизмов социализирующего воздействия на обучающихся посредством информационных ресурсов, образовательного контента и образовательных технологий. Содержательный блок представлен субъектами социализации обучающихся в информационно-образовательной среде колледжа, методами, формами и средствами социализации, а также организационно-педагогическими условиями процесса социализации. Результативный блок представляет итоги социализации — социали-зированность обучающихся — ее компоненты и уровни. Контрольно-диагностический блок содержит критерии, показатели, методики диагностики уровней социализированности. Рассмотрим более подробно каждый блок.
Целевой блок ориентирует структурно-функциональную модель социализации обучающихся в ИОС педагогического колледжа на достижение цели через решение поставленных задач и выполнение функций.
Цель модели: обеспечить социализирующее влияние на обучающихся педагогического колледжа средствами информационно-образовательной среды.
Задачи модели:
• создание условий для когнитивного, социального развития и профессионального обучения средствами информационно-коммуникационных технологий;
• формирование навыков содержательного и эффективного межличностного общения и взаимодействия в реальном и виртуальном пространстве;
• организация совместной деятельности и сотрудничества обучающихся в ИОС колледжа;
• формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Принципы модели:
— гуманизм (ориентация на личность как ценность и признание ее неповторимости);
— гуманизация (гуманистическое осмысление информатизации и технологизации);
— системность (модель рассматривается как система взаимосвязанных элементов разных структурных уровней, объединенных в единое целое);
— активность личности (признание свободы выбора личности и ее инициативности);
— интеграция (единство личностного и социального развития, профессионального становления).
Функции модели определяются ее основным назначением, которое сформулировано в цели и задачах.
Развивающая функция модели заключается в развитии: когнитивных, эмоционально-волевых и нравственных качеств обучающихся; системы ценностей и направленности личности; познавательного интереса и познавательных потребностей в сфере информационных технологий; коммуникативных умений и навыков.
Обучающая функция характеризует формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Социализирующая функция обеспечивает формирование инициативной целеустремленной целостной личности, способной к успешной адаптации к любым социальным условиям.
Организаторская функция — организация совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей; обеспечение взаимодействия и сотрудничества обучающихся в рамках учебной и внеучебной деятельности, реального и виртуального пространства.
Оценочная функция заключается в динамической оценке эффективности и методов применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном и управленческом процессах.
Технологический блок отражает структуру информационно-образовательной среды педагогического колледжа, благодаря которой происходит социализация обучающихся.
Электронные издания учебного предназначения. В Киселевском педагогическом колледже используется достаточно большое количество электронных изданий: электронные учебники, электронные учебно-методические комплексы, обучающие и тестовые программы. Созданы базы данных электронных изданий учебного назначения. Имеется электронная библиотека научной и учебно-методической литературы.
Используемые образовательные технологии:
• интерактивные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, развитие коммуникативных навыков; обеспечивают возможность предъявления большого объема материала, повышение учебной мотивации, закрепление и контроль знаний и навыков;
• технология образовательного проекта ориентирована на творческую самореализацию личности; обеспечивает создание реального проекта, творческого продукта, обучение
навыкам межличностного взаимодействия, развитие навыков работы в группе;
• парацентрическая технология обеспечивает изучение конкретного вопроса в парах разного вида с обязательной встречей с центром; обеспечивает развитие способности к самообразованию, изучение большого объема материала, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, коррекцию самооценки, экономию учебного времени;
• анализ проблемных ситуаций применяется к обучению навыкам принятия решений: обеспечивает развитие мышления, познавательной активности и самостоятельности;
• здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на формирование здорового образа жизни, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья; обеспечивают сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Содержательный блок структурно-функциональной модели представлен субъектами, методами, формами и средствами процесса социализации обучающихся в информационно-образовательной среде колледжа, а также организационно-педагогическими условиями его реализации. Именно через содержательный блок осуществляются планирование и процесс социализации обучающихся, взаимодействие субъектов модели, реализация комплекса организационно-педагогических условий.
Субъектами структурно-функциональной модели социализации являются участники образовательного процесса — обучающиеся, преподаватели, администрация педагогического колледжа, а также агенты социализации — друзья, ровесники, виртуальное окружение, СМИ и т. д. Взаимодействие субъектов рассматриваемой модели происходит посредством общих целей, мотивов и содержания совместной деятельности в соответствии с задачами модели и характеризуется определенными эмоциональными отношениями между ними.
Методы, формы и средства социализации обучающихся в ИОС педагогического колледжа тесно связаны с обучением, информационными ресурсами, образовательными и информационно-коммуникационными технологиями. Правильно организованный образовательный процесс может обеспечить успешное освоение учащимися репертуара значимых социальных ролей с необходимым балансом социального и индивидуального планирования [4, с. 435].
В качестве методов используются: интерактивное, проблемное, контекстное обучение, метод проектов, саэе-эЁиСе.
Формы работы с обучающимися в процессе социализации:
— аудиторная: лекции, семинары, практические занятия и т. д.;
— внеаудиторная: групповые, индивидуальные и самостоятельные занятия; производственная и педагогическая практика;
— внеучебная: досуговая, исследовательская, спортивная, творческая деятельность; участие обучающихся в общественной, волонтерской работе и производственной деятельности.
Средствами социализации выступают:
— педагогические методы и приемы организации эффективного субъект-субъектного общения в информационно-образовательной среде между участниками образовательного процесса и агентами социализации;
— современные средства виртуальной коммуникации (социальные сети, блоги, веб-квесты и т. д.);
— игровые практики и геймификация;
— управляемое сетевое взаимодействие.
Успешность социализации обучающихся
в ИОС педагогического колледжа во многом зависит от комплекса организационно-педагогических условий, делающего этот процесс целостным, целенаправленным, логически взаимосвязанным и методически обеспеченным [8, с. 95].
Комплекс организационно-педа готических условий направлен:
— на социальное и профессиональное развитие обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
— формирование навыков содержательного и эффективного межличностного общения и взаимодействия в реальном и виртуальном пространстве;
— организацию совместной деятельности и сотрудничества обучающихся в информационно-образовательной среде колледжа, становление профессиональных перспектив для каждого обучающегося.
Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими успешность процесса социализации обучающихся в информационно-образовательной среде педагогического колледжа, являются:
1) широкое и повсеместное использование ресурсов информационно-образовательной среды в образовательном процессе педагогического колледжа;
2) нормативное и методическое обеспечение процесса профессионального обучения, личностного и социального развития обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий;
3) внедрение образовательных технологий, методов и средств социализации обучающихся в аудиторную, внеаудиторную и внеучеб-ную работу;
4) индивидуализация образовательной траектории для каждого обучающегося в соответствии с его личностными возможностями, потребностями и интересами, обеспечивающая развитие инициативности, активности, самостоятельности, адаптивности и творчества;
5) организация эффективных коммуникаций между субъектами образовательной деятельности и агентами социализации средствами информационно-образовательной среды колледжа.
Результативный блок представлен компонентами и уровнями социализирован-ности обучающихся как результата процесса социализации. Социализированность представляет собой сложное интегративное личностное образование, включающее ряд компонентов: когнитивно-коммуникативный, личностно-мотивационный, деятельностный и рефлексивный.
Когнитивно-коммуникативный компонент включает в себя владение знаниями в области межличностного взаимодействия, моральных, гражданских и правовых норм; умения сотрудничать в группе и конструктивно решать конфликты; способность к решению проблем на основе выбора адекватных решений. Лич-ностно-мотивационный компонент предполагает личностную зрелость, наличие системы социальных ценностей и нравственных идеалов; приверженность социальным нормам; понимание социальной значимости профессиональной деятельности; способность к сопереживанию и принятию других. Деятельност-ный компонент проявляется в учебной активности и профессиональной направленности, участии в социально значимых видах деятельности, соблюдении требований дисциплины и социальных норм, успешности социальных контактов. Рефлексивный компонент заключается в осознании своей профессиональной, социальной и личной перспективы; соотнесении собственного социального опыта с внешней социальной оценкой и формировании на этой основе способности к саморегуляции; наличии активной жизненной позиции;
способности отвечать за свои поступки. Все компоненты социализированности тесно взаимосвязаны, а целостность и эффективность социализированности достигаются гармонизацией ее компонентов [1; 2].
Социализированность обучающихся имеет разный уровень, определяемый степенью сформированности ее компонентов и значениями показателей.
Контрольно-диагностический блок структурно-функциональной модели социализации обучающихся в информационно-образовательной среде педагогического колледжа содержит критерии, показатели, методики диагностики уровней социализированно-сти и обеспечивает целенаправленное и систематическое оценивание результативности процесса социализации, а также разработку корректирующих мероприятий. Этот блок нашей структурно-функциональной модели выполняет функцию социального контроля, от которого, как известно, зависит результативность самой социализации.
На основе перечисленных выше компонентов социализированности обучающихся педагогического колледжа мы использовали знани-евый, коммуникативный, личностный, мотива-ционный, поведенческий, рефлексивный критерии и критерий информационно-инструментальной компетентности, к каждому из них разработаны соответствующие показатели и методики диагностики.
Структурно-функциональная модель социализации обучающихся в информационно-образовательной среде педагогического колледжа отражает объективные характеристики данного процесса и позволяет выстроить и реализовать его с научно-педагогических позиций.
1. Еремина И. И. Проектирование и реализация информационной образовательной среды. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе : кн. 2 / под ред. Д. В. Гулякина. Георгиевск : Георгиевский технол. ин-т (филиал) ГОУ ВПО «Северо-Кавказский ГТУ», 2010. 192 с.
2. Еремина И. И. Проблемы разработки модели компетенций подготовки 1Т-профессионалов в условиях информационной образовательной среды федерального университета //Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 234.
3. Журавчик, В. Н. Социализация студентов в образовательном процессе технического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009.
4. Захарова Л. Н. Модель ролевой социализации личности в образовательном процессе //Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3 (1). С. 433-440.
5. Зудилова Л. В. Моделирование педагогического сопровождения социализации студентов // Среднее профессиональное образование. 2009. № 2. С. 42-44.
6. Маракушина И. Г. Педагогические технологии позитивного использования социальных сетей // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. №1(1). С. 223-224.
7. Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации: проект и первые результаты //Вест-
ник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. 2014. № 4 (35). С. 44-51.
8. Мурзагалина Л. В. Процессуальная модель профессиональной социализации будущего врача //Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 94-96.
9. Салихова Р. М. Социальное становление подростков в современных условиях //Фэн-наука. 2013. № 3 (18). С. 19-21.
УДК/UDC 373(571.1) Н. В. Ярославцева
N. Yaroslavtseva
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
REGIONAL SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES DEVELOPMENT: A CONCEPTUAL FRAMEWORK AND THE SYSTEM ARRANGEMENT
В статье рассматривается кластерный подход, позволяющий сформулировать концептуальные основы развития региональной системы образовательных услуг. Обосновывается гносеологическая позиция исследователя, сформулированы основные принципы развития системы образовательных услуг в Западной Сибири. Определена динамическая структура региональной системы образовательных услуг (категориальный аппарат, методологические подходы, базовые принципы, законы развития, концептуальные идеи, теоретические предпосылки, диалектические противоречия, этапы и прогнозы развития, комплексная модель). Предложены три этапа ее развития (возникновение генетических предпосылок развития, появление перспективных кластеров, становление приоритетных кластеров).
The article deals with scientific approaches that allow to formulate conceptual bases for the regional system of educational services development on the basis of the cluster approach to its construction. The epistemological position of the study is substantiated, its logical sequence is formulated, the basic principles of the research approach and the development of the educational services system in Western Siberia are formulated. The dynamic structure of the regional system of educational services is defined (categorical apparatus, methodological approaches, basic principles, development laws, conceptual ideas, theoretical preconditions, dialectical contradictions, stages and develop-
ment forecasts, integrated model). Three consecutive stages in the development of the educational services system (the emergence of genetic preconditions for development, the emergence of promising clusters, the formation of priority clusters) are proposed.
Ключевые слова: региональная система образовательных услуг, кластерный подход к ее формированию, концептуальные идеи и системное построение.
Keywords: a regional system of educational services; a cluster approach to its formation, conceptual ideas and system arrangement.
Общность и уникальность системы образования в Западной Сибири позволяет предположить, что внутри нее развитие системы образовательных услуг может осуществляться в единстве теоретических подходов и концептуальных оснований, обеспечивающих общее движение к целевым ориентирам. Построение концепции развития региональной системы образовательных услуг представляется нам проблемой исследования, которая в силу своего значения требует внимания не только к содержанию, но и методологическим подходам и научным основам.
В самом широком философском смысле как часть научной картины мира концепции представляются нам определенными взглядами, объединяющими факты, гипотезы, проблемы, законы, принципы и теории, относящиеся к предмету познания. Концепция — это тео-