УДК 378.2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Диордиев Максим Николаевич, старший преподаватель
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,
г. Брянск, Россия ank32md@yandex. ты
Спроектирована теоретическая модель формирования
антинаркотической установки с учетом синкретического подхода, включающая принципы, методы, технологию этико-диалогического взаимодействия с подростками, формы и структурные компоненты, позволяющая создать деятельностную модель функционирования спортивнооздоровительного лагеря, включающая задачи, принципы, средства, компоненты и блоки деятельности.
Уточнено содержание понятия применительно к подростковому периоду времени и выделены структурные компоненты антинаркотической установки (интуитивный, регулятивный и рефлексивный); определены критерии и показатели формирования антинаркотической установки.
Ключевые слова: антинаркотическая установка; формирование
антинаркотической установки; деятельностная модель функционирования спортивно-оздоровительного лагеря.
THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF ANTINARCOTIC INSTALLATION OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF SPORTS
CAMP
Maxim Diordiev, senior teacher
Bryansk state university of a name of academician I.G.Petrovsky, Bryansk, Russia
ank32md@yandex. ru
The theoretical model of formation of antinarcotic installation taking into account the syncretic approach, including principles, methods, technology of etiko-dialogical interaction with teenagers, forms and the structural components is designed, allowing to create деятельностную model of functioning of the sports camp, including problems, principles, means, components and activity blocks.
The concept maintenance with reference to the teenage period of time is specified and structural components of antinarcotic installation (intuitive, regulatory and reflective) are allocated; criteria and indicators of formation of antinarcotic installation are defined.
Keywords: antinarcotic installation; formation of antinarcotic installation; деятельностная model offunctioning of sports camp.
В процессе реорганизации финансово-экономических, правовых и организационно-управленческих отношений проявились недоработки и противоречия в сфере детского отдыха. Вопросами организации летнего отдыха российских детей в течение многих лет занимались разные ведомства на кооперативных основах солидарной ответственности, мера и степень которой не имела зафиксированных на законодательном уровне норм. Именно поэтому в последние 10 - 15 лет сфера летнего отдыха и оздоровления детей оказалась в значительной степени подвержена деструктивным изменениям: создание новых социально-экономических отношений происходило при отсутствии социально-
правовых гарантий защищенности темы детского отдыха. Стремление к децентрализации системы, уход от жесткой регламентации ее функционирования не подкреплялись четко разработанными экономическими и правовыми рычагами, обеспечивающими ее жизнедеятельность в новых условиях [1].
Спортивно-оздоровительный лагерь (СОЛ) располагает разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для творческого саморазвития подростков, что обусловлено рядом особенностей: здесь могут быть специально организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная, валеологическая и т.д.); взаимодействие детей в лагере имеет свои особенности как по содержанию, так и по форме включения их в различные виды деятельности, что способствует проявлению инициативы, творческой и социальной активности; возможен постоянный самоанализ всего, что делается, в том числе и участие каждого подростка в жизни лагеря; есть предпосылки освоения навыков механизма самоуправления, где каждый может стать участником различных объединений, максимально реализовать себя в процессе социального творчества [2].
Останавливаясь на спортивно-оздоровительной системе лагеря можно выделить пять ее компонентов, выступающих по отношению к ней как подсистемы: индивидуально-групповой, функционально-деятельностный,
ценностно-ориентационный, пространственно-временной, диагностикоаналитический. Первый компонент - индивидуально-групповой - представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии системы и управлении. Второй компонент - ценностно-ориентированный. Он представляет собой совокупность следующих элементов: целей и задач работы лагеря, ценностей лагерного сообщества, принципов построения системы жизнедеятельности лагеря и т. д. Третий компонент - функционалъно-деятелъностный. Это подсистема деятельности, общения и отношений. Четвертый компонент системы - пространственно-временной. Он состоит из
таких элементов, как: среда (эмоционально-психологическая, духовно-
нравственная, предметно-эмоциональная), связи и отношения лагерного сообщества с другими системами, место и роль лагеря в спортивнооздоровительном пространстве региона, этапы становления и развития системы. Пятый компонент является итогом любой работы при формулировке заключения, которое конструируется на основе интеграции информации. При этом выделяют два типа интеграции: клинический и статистический. Понимая, что большой объем информации не является гарантией более совершенного прогноза, были выбраны статистические методы, ориентированные на минимизацию заданного типа ошибки. Диагностико-аналитический компонент предполагает возможность сопоставления результатов сформированности антинаркотической установки на основе расчета коэффициента психологической устойчивости.
Спортивно-оздоровительный лагерь состоит из четырех взаимосвязанных элементов, условно называемых: предметной средой лагеря, коллективом лагеря, идеологией лагеря и внешним окружением лагеря.
Реализация обозначенной цели - формирование антинаркотической установки в условиях спортивно-оздоровительного лагеря предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач: создание в лагере воспитательной среды,
благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры, духовной основы его развития; использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечения максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни; создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении; предоставление широкого спектра
дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков; разработка воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педколлектива и всех служб лагеря в решении задач данной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности [3].
Деятельность спортивно-оздоровительного лагеря, можно условно разделить на несколько блоков: образовательный блок, который предполагает реализовать образовательный курс в условиях лагеря по специально разработанным программам различных направлений, а также просветительский блок по здоровому образу жизни, приобретению навыков социальной грамотности; оздоровительный блок, отвечающий за организацию оздоровительных форм жизнедеятельности всех участников смены, а также реализация сюжетно-ролевых игр, работа творческих объединений и организационный блок, содержащий службы самоорганизации, включающие в себя аналитическую, информационную, хозяйственную, оформительскую, методическую службу, службу здоровья.
Основополагающими принципами воспитательной среды спортивнооздоровительного лагеря отнести: гуманистичность, целостность и
преемственность.
Механизмом реализации процесса формирования нравственной установки являлось соответствующее содержание, формы, методы, педагогические технологии, направленные на развитие ценностно-смысловой сферы подростков, организацию их социально-значимой деятельности в нравственноориентированном пространстве. В свою очередь это обосновало необходимость разработки модели формирования антинаркотической установки.
Представим составляющие такой модели. Ведущей технологией развития
ценностно-смысловой сферы являлась технология этико-диалогического взаимодействия с подростками и подростков друг с другом, которая представляла собой последовательную взаимен связь действий педагогов, родителей и учащихся, учитывающую особенности подросткового возраста и побуждающую подростков к нравственно ориентированному действию в ситуации выбора [4].
Выделим подходы, способствующие формированию антинаркотической установки: антропологический, информационный, бихевиористский,
личностно-ориентированный и здоровьесберегающий. Данные подходы отражают в модели синкретический подход, имеющий слитный, нерасчлененный характер.
Принципами формирования антинаркотической установки следует
считать:
- Системность. Антинаркотическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательной работы. Оно тесно связано с экологическим, валеологическим, патриотическим и нравственным воспитанием, профилактикой трудновоспитуемости и социально - педагогической запущенности.
- Комплексность. Необходимо, чтобы содержание, формы и методы соответствовали возрастным особенностям учащихся и уровню их наркотической информированности.
- Культуросообразность. Необходимо учитывать культурную среду, принятые социальные ценности и нормы общения и проведения досуга.
- Аксиологичность. Формирование ценностного отношения к здоровью у всех учащихся, пробуждение в связи с этим высших человеческих чувств: чувства собственного достоинств, патриотизма, национальной гордости. В антинаркотической пропаганде не следует обращать внимание только на здоровье. Надо показать, какие преимущества сулит здоровый безнаркотический образ жизни.
установки у подростков
Современные методы формирования антинаркотической установки представлены различными направлениями научно-исследовательской работы. Среди них можно выделить:
• информационно-просветительский метод (социальная реклама, образовательные курсы занятий);
• метод убеждения (санитарная пропаганда, религиозное просвещение);
• метод формирования корпоративной культуры (профессиональные уставы, девизы и уставы общественных организаций, церковные уставы и т.д.);
• метод внушения (проводимый на допсихотическом или на психотическом уровне);
• метод единовременного антинаркотического мероприятия;
• метод комплексных антинаркотических программ.
Кратко остановимся на характеристиках каждого из них. Информационно-просветительский метод представлен в виде социальной
рекламы в СМИ, специально разработанных листовках, бюллетенях и других
наглядных материалах, в которых отражена информация о здоровом образе жизни, знания о ПАВ, статистические данные, анализируемые с нейтральной точки зрения. Сюда также относятся циклы и курсы занятий познавательного характера о психоактивных веществах, о здоровом образе жизни.
Метод убеждения. Среди методов убеждения наиболее распространена «санитарная пропаганда» против наркотиков. Это массовый и индивидуальный метод воздействия, построенный на рациональных доводах, который используют специалисты-превентологи (специалисты, в области профилактической работы). Основой пропаганды здесь служит высокая вероятность смерти и опасности для физического здоровья. Человеку свойственно активизировать механизмы психологической защиты при столкновении с фактом возможной собственной смерти или физического ущерба.
Важной причиной снижения эффективности воздействия «санитарной пропаганды» является слишком длительный для непосредственного человеческого восприятия срок:
- между началом формирования зависимости и конечным итогом заболевания;
- между развитием клинических признаков заболевания и социальными последствиями зависимости.
Метод формирования корпоративной культуры включает в себя определенные права и обязанности, принимаемые субъектом на себя, в сочетании с ценностно-мотивационным ориентиром корпоративных интересов.
Метод внушения рассматривается в зависимости от состояния сознания субъекта на момент проведения внушения. При неизмененном сознании внушение рассматривается как проведенное на «допсихотическом» уровне. При проведении профилактической работы таким методом чаще всего пользуются в семейном воспитании. Внушение на фоне измененного состояния сознания относится к внушению на «психотическом» уровне. К нему, в частности, принадлежит гипноз. В целях профилактики наркозависимости метод гипноза
применяется по медицинским показаниям.
Проведение единовременного антинаркотического мероприятия
(марафон, фестиваль концерт, конкурс, лекция, круглый стол, занятие, беседа, тренинг, психотерапевтический сеанс и т.д.) - еще один метод формирования антинаркотической установки. Его осуществляют как широкомасштабное мероприятие (от 1000 человек и выше); как массовое мероприятие (от 12-15 человек до 1500, в пределах одной школы); как групповое мероприятие (от 2 до 12-15 человек, в том числе и семьи в целом); как индивидуальное мероприятие (с участием одного человека) [5].
В системе образования предоставляется возможность наиболее эффективно вести психологическое воздействие посредством:
• деятельности СМИ, рекламы, спортивных, культурно-массовых и религиозных мероприятий различного уровня;
• мероприятий, проводимых в классе, школе, учреждении, при межшкольном взаимодействии;
• мероприятий, проводимых в малых специальных и случайных группах;
• индивидуальных мероприятий, проводимых с профилактируемым;
• тематических взаимодействий через интернет;
• личного опыта ребенка от взаимодействия с проявлениями наркомании и токсикомании в микроокружении.
Но в воспитательно-образовательных условиях спортивнооздоровительного лагеря процесс при формировании антинаркотической установки должен быть дополнительно введён комплекс активных методов обучения, ориентированных на индивидуально-личностную позицию старшеклассников с учётом их взглядов и моральных качеств: коллективнотворческая деятельность, игровая деятельность, социально-психологический тренинг.
Индивидуальная работа отличается от групповой тем, что она более персонифицирована. В процессе индивидуальной работы учитель лучше узнаёт
индивидуальные особенности подростков, получает дополнительные сведения об их личностных чертах и ценностных ориентациях. Для большей воспитательной и развивающей эффективности, как правило, применяется механизм стимулирования: одобрение, поддержка, внимание к личности старшеклассника со стороны преподавателя и др.
Как индивидуальные (интервью, самоанализ, сочинения, рефераты, дневники), так и групповые (дискуссии, проекты, опросы, визиты, беседы) формы работы должны быть направлены на решение проблем, связанных с формированием антинаркотической установки. Что касается различий, то, как показала практика, при групповой работе существует больше возможностей проявить способности к общению, получить от него эмоциональное удовлетворение, обогащаться информацией, получать опыт участия в поиске решения проблем, ощутить восприятие себя окружающими.
Необходимо подчеркнуть, что задача преподавателя при формировании антинаркотической установки с применением методов групповой работы достаточно сложная, поскольку он должен не только организовать взаимодействие, но и наблюдать реакции нескольких человек одновременно. Положительным моментом является, также, то обстоятельство, что участие в группе побуждает ученика к последующим индивидуальным контактам с преподавателем, формированию доверительных отношений между ними.
Литература
1. Выборнова В.В. Социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования / В.В. Выборнова. Полис.- 2004.- №10. - С. 136-139.
2. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М., 2007. - 480 с.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
4. Бандура А. Теория социального научения / А.Бандура - СПб.: Евразия,
2000. - 320 с.
5. Гульдан В.В. Психологическое изучение опыта употребления одурманивающих веществ подростками с нарушениями поведения / В.В.Гульдан Вопросы наркологии. - 1989. - №1. - С. 38-42.
Рецензент:
Николаева Т.А., доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского