СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ
УДК 316
МОДЕЛЬ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© 2013 г. Л.Н.Захарова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 28.03.2013
Анализируются проблемы социализации учащихся в современных условиях. Введено понятие интеллектуального базиса социализации. Предложена социализационная модель образовательного процесса. Ее основой явились идеи ролевого подхода к становлению личности, баланса адаптивности -творчества в процессе освоения школьником социальных ролей, использования интеллектуальных механизмов анализа и прогнозирования развития социальных ситуаций, а также последствий реализации конкретных поведенческих моделей.
Ключевые слова: социализация, социальная роль, интеллектуальный базис социализации, креативность.
Ожидания общества от системы образования в настоящее время в немалой степени обусловлены пониманием того, что сегодняшним учащимся придется жить и работать в новых условиях глобализационных процессов, в инновационной экономике, в поликультурном динамично меняющемся мире. Не случайно в выступлениях высших должностных лиц государства выражается озабоченность относительно готовности школы выстроить адекватные ответы на современные вызовы, и состояние образования входит в число актуальных проблем социальноэкономической стратегии развития России до 2020 года. В тексте президентской инициативы «Наша новая школа» очень точно сформулирована задача современного образования: воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации [1]. С психолого-педаго-гической точки зрения, за этим стоит обеспечение готовности школы формировать своей деятельностью образовательный ответ не столько на вызовы «изменившейся», сколько динамично меняющейся «культурной, социальной и технологической среды» [2, с. 269] в виде человеческого капитала новой России. Поэтому проблема социализации личности в образовательном процессе приобретает новые аспекты цели, направ-
ления, методологии, содержания и конкретных методических подходов (табл.1).
Перечисленные теории, идеи и концепции представляются продуктивными при решении задач школьного образования социализационно-го характера по следующим причинам. Начиная с теории К. Харрелмана, эффективность социализации, т.е. процесса усвоения моральных норм, социальных ожиданий и поведенческих образцов, позволяющего взрослеющему человеку успешно включиться в социальную жизнь, зависит от того, насколько хорошо будут согласованы личные ресурсы человека и процессы социальной интеграции [3]. Школа как раз и является одним из основных социальных институтов, предназначенных для такой интеграции и имеющих для этого соответствующие ресурсы. Тем не менее немало проблем связано с организацией реального процесса социализации.
В соответствии с взглядами Д. Майерса, Т. Парсонса [4], [5] и др., социализация представляет собой освоение человеком репертуара тех социальных ролей, которые обеспечивают его полноценную самостоятельную жизнедеятельность. Понятие «роль» используется в качестве ключевого продуктивного концепта в целом ряде социологических и социально-психологических теорий. Имеется в виду, что конкретные субъекты выступают во множестве ролей, а роль — это отдельно взятый аспект целостного поведения. Роль определяется как нор-
Таблица 1
Новые аспекты проблемы социализации
Характеристики социализационного процесса Новые аспекты проблемы социализации
Цель Обеспечение становления умений самостоятельной постановки и достижения целей адекватно социальным интересам и мотивации собственного развития на основе морали и в рамках закона в динамичных социальных и технологических конкурентных условиях
Направление Ориентация на инновационную постиндустриальную экономику завтрашнего дня и развитие креативного класса
Методология Теория социальных ролей и социального действия Т. Парсонса, мотивационная теория А. Маслоу, теория возрастного развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, идея баланса адаптивного и развивающего А.Г. Асмолова
Содержание Определение необходимого комплекса социальных ролей, их стабильных и динамичных характеристик. Развитие интеллектуального базиса социализации
Методические подходы Увеличение доли ролевых и эвристических игр, применения метода конкретных ситуаций, заданий на развитие творческого, критического и рефлексивного мышления
мативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение. Роли подразделяются на предписанные, которые определяются полом, возрастом, этнокультурной традицией, и достигаемые личными усилиями: профессиональные, статусные и др. В понятии «роль» слиты социальные ожидания, желание и готовность субъекта следовать социальным ожиданиям в своем поведении и сами поведенческие модели. Этот подход хорошо согласуется с компетентностным подходом [6], получающим все большее распространение в последнее время. Но социально-ролевой подход обращает внимание педагога на необходимость способствовать формированию целого комплекса компетентностно обеспеченных социальных ролей, поскольку понятно, что даже простое обращение ребенка к маме отличается по форме, интонации и другим характеристикам от обращения ученика к учителю, прохожего к незнакомой женщине старшего возраста и т.д. Сам перечень осваиваемых социальных ролей уже является социальной, психологической и педагогической задачей.
Перечни необходимых ролей могут быть различными. Минимально достаточным представляется следующий: гражданин; член семьи (сын, дочь, муж, жена, отец, мать, сестра...); самообучающийся субъект; субъект частной жизни (читатель, ценитель искусства, спортсмен, болельщик.); субъект профессиональной деятельности; коммуникатор; член малой профессиональной группы; член дружеского сообщества.
Освоение и реализация роли должны происходить применительно к половой, социальной, конфессиональной принадлежности, индивидуальности. Возраст - основная категория при рас-
смотрении процесса социализации. Эффективная социализация предполагает освоение как актуальных для данного возраста ролей, так и перспективных, то есть таких, выполнение которых только еще предстоит ребенку, подростку, когда они повзрослеют. Например, при изучении основ безопасности жизнедеятельности, безусловно, важно рассмотреть возможности и способы поведения учащихся конкретного возраста в условиях экстремальной ситуации, но не менее важно отработать умения спасения пожилого человека, инвалида, беременной женщины, младенца, обеспечив учащемуся принятие на себя перспективных социальных ролей отца, мужа и пр.
Особый аспект усвоения репертуара социальных ролей в изменчивых условиях состоит в том, что изменяется понимание роли социальной адаптации как механизма социализации. Социальная адаптация к изменчивым условиям не может рассматриваться как пассивный процесс приспособления индивида к требованиям общества, установления равновесия с социальными требованиями и запретами. Успешная социализация является результатом активного взаимодействия личности и общества, что может иметь в своей основе определенный баланс адаптивного и неадаптивного (творческого) компонентов поведения [7]. В концепции трансакционного анализа Э. Берна эта же мысль выражается через понятия социального (общего) и индивидуального планирования в деятельности субъекта [8].
Если еще не так давно человек мог успешно функционировать, реализуя роли, усвоенные через механизмы социальной имитации, репродуктивно (копируя образцы, наблюдаемые в семье, школе, домах пионеров и других институтах социализации), то в современных условиях принци-
пиально возрастает роль творческого потенциала личности в реализации социальных ролей. Это происходит потому, что современные социокультурные условия динамичны, их развитие мало предсказуемо, традиционные носители поведенческого воплощения ролей (учителя, родители и пр.) далеко не всегда сами адаптированы и успешны, следовательно, возрастает личностная ответственность каждого за свою судьбу и профессиональную эффективность. Эти положения обращают внимание на необходимость поиска учащимися собственных новых, нестандартных решений тех или иных ситуаций.
Идея социализации в организации и реализации образовательного процесса актуальна и потому, что может помочь педагогам в воспитании будущих представителей креативного класса за счет введения в процесс социализации креативных ролей (например, классный дизайнер, разработчик веб-сайта, руководитель группы болельщиков) и смещения баланса от адаптации к творчеству. Но это не помешает обеспечению возможности и более массовой позитивной полиролевой адаптации для тех учащихся, которые, в силу определенных обстоятельств, предпочтут более традиционные формы самореализации и профессионального поприща.
Теория А. Маслоу и его закон возвышения потребностей в онтогенезе помогают понять необходимость психолого-педагогического обеспечения актуализации и удовлетворения основных потребностей взрослеющего ребенка на пути становления самоактуализирующейся личности инновационного общества сегодняшнего и завтрашнего дня. На этом пути школьник сталкивается с необходимостью выстраивания эффективного взаимодействия с представителями разных социальных групп и получения от них позитивного отношения как условия положительного самопринятия [9]. Нерешенные проблемы в реализации тех или иных значимых социальных ролей обусловливают задержку личностного развития школьника и поиск им возможностей решения возникших трудностей. Поэтому еще один немаловажный аспект социально-ролевого подхода состоит в том, что его реализация позволит осуществлять активное управление рисками неэффективной социализации. Речь идет о различных формах девиантного поведения. Трудности социализации и несистемности ее реализации ведут к росту у учащегося тревожности, переходящей в стресс, замещающим формам поведения, избранию в качестве модели асоциальные поведенческие образцы. Например, несформированность под педагогическим контролем социальных ролей, в которых реализуется частная жизнь человека,
ведет к тому, что школьник не умеет занять себя в свободное время какой-либо социально или личностно позитивной деятельностью. Особенно в подростковом возрасте он склонен снимать стресс некомпетентности в асоциальных формах поведения, образцов которых перед ним более чем достаточно. Наркотическая зависимость - один из таких рисков неэффективной социализации. Поэтому мониторинг динамики стресса у школьников, а также употребления ими наркотиков, который вполне осуществим с помощью современных технических средств [10], может служить одним из важных индикаторов успешности социализации.
Таким образом, центральная гипотеза, являющаяся базисом создания эффективной модели развития образовательного процесса в школе, выводящей социализацию личности в качестве приоритетного направления работы, состоит в том, что образовательный процесс может обеспечить успешное усвоение учащимися репертуара значимых социальных ролей с необходимым балансом социального и индивидуального планирования.
Это возможно осуществить на основе:
- развития личности учащихся;
- реализации возрастного подхода к освоению социально-ролевого поведения;
- интеграции предметного содержания, используемых педагогических технологий, личностного потенциала педагогов в образовательном процессе;
- четкого определения содержательного наполнения и критериев овладения социальной ролью;
- организации школьного пространства (среды), позволяющего учащемуся на практике под социальным контролем реализовать осваиваемые роли;
- интеграции школьного пространства в более широкий социальный контекст.
Основу социализации составляет адаптация или приспособление к социальным требованиям роли, конкретной деятельности. В образовательном процессе учащийся постоянно вступает во взаимодействие с другими учащимися, учителями, представителями более широкого социума, которое предполагает согласование взаимных требований и ожиданий. В таком взаимодействии и происходит социальная адаптация. Тем не менее социоадаптационные способности развиваются у учащихся далеко не в полной мере.
Так, учащиеся испытывают адаптационные трудности в процессе обучения (снижение успеваемости при переходе со ступени на ступень, в другой класс, при смене учителей.),
общения (конфликты в семье, в классе.), при окончании школы (проблемы адаптации к учебному процессу в вузе, трудности самоопределения, низкая конкурентоспособность на рынке труда и пр.).
Анализ показывает, что, весьма вероятно, трудности адаптации во многом объясняются спонтанностью социализационных процессов в образовательном учреждении. Эти процессы развиваются без специально организованного психолого-педагогического контроля, без целенаправленной помощи учащемуся в формировании адаптационных способностей, что снижает его успешность как в учебной деятельности, так и в жизнедеятельности в целом.
В психологии традиционно человеческую деятельность разделяют на предметную деятельность и общение. Это определяет и наиболее широкие сферы адаптации. Поэтому в решении такой проблемы можно выделить два относительно самостоятельных уровня:
- адаптация к работе с новым предметным содержанием;
- адаптация в общении, протекающем в форме изменяющихся межличностных и деловых отношений (рис. 1).
Проблемы адаптации к работе с новым предметным содержанием особенно ярко проявляются при переходе учащихся с первой на вторую ступень общеобразовательной школы и в период сдачи экзаменов в вуз. Их решение в основном связано с обучением учащихся применению развивающихся познавательных процессов к постоянно обновляющемуся содержанию с формированием комплекса когнитивных умений.
Наиболее острые проблемы адаптации в межличностном и деловом общении наблюдаются при перемене учителя, смене класса, расширении круга социальных контактов, изменении роли в семье и пр.
Обобщая, можно сказать, что адаптация учащегося осуществляется в трех направлениях: предметное содержание, человек, роль — и их удельный вес различен на различных уровнях ее.
Адаптация к работе с новым предметным содержанием осуществляется путем согласования требований, предъявляемых учебной программой, и когнитивным развитием учащихся. Опосредующим звеном такого согласования является деятельность учителей, организующая процесс.
Адаптация в межличностном и деловом общении осуществляется в процессе освоения учащимся значимых социальных ролей, в том числе поведенческих и коммуникативных норм и культурных ценностей общества в социальном взаимодействии.
Усвоение социальной роли связано с определением места каждой отдельной роли в контексте целостной жизнедеятельности личности и построением деятельности, побуждаемой соответствующим мотивом, регулируемой конкретной целью, реализуемой комплексом средств на широкой и адекватной ориентировочной основе. Особой проблемой является нахождение оптимального баланса между различными ролями. Например, если такой баланс не будет достигнут, то подросток с выраженным лидерским потенциалом может пройти дисгармоничный путь социализации с фиксацией на статусных ролях и не-
Рис. 1. Типология и характеристики общения
умением реализовать себя в семейной и частной жизни.
Социализация идет через усвоение определенных компетенций, представляющих собой системные поведенческие умения реализации социальных ролей. В этих подходах нет противоречия, наоборот, они могут успешно дополнять друг друга, поскольку компетентностный подход помогает выстроить всю систему необходимых компетенций (когнитивных, личностных, социальных, функциональных, этических и метакомпетенций [6]) для освоения конкретной социальной роли.
Нестабильность, динамичность и противоречивость социально-экономических условий, характерные для современной России, заставляют искать такие пути социализации, которые обеспечивают оперативную ориентировку в вызовах среды, принятие адекватных этим вызовам решений, развивают умения организовать эффективное поведение, нести личную ответственность за принятые решения и свои действия.
Понимание того, что, как бы подробно ни составлялся перечень социальных ролей, подлежащих освоению, как бы мы тщательно ни определяли поведенческие компетенции, лежащие в их основе, это не даст надежного положительного эффекта вследствие слабой предсказуемости развития самого жизнедеятельностного контекста. И если роли семьянина, субъекта частной жизни более стабильно определяемы, то роли, связанные, например, с управленческим поведением или творческими видами профессиональной деятельности требуют серьезной интеллектуальной подготовки и готовности к творческому индивидуа-
лизированному решению. Не случайно, что и в компетентностном подходе когнитивные компетенции выведены на первый план.
Поэтому приобретение компетенций в нестабильных условиях делает целесообразным расширение оснований их формирования за счет общего для них интеллектуального базиса социализации (ИБС). Под интеллектуальным базисом социализации здесь понимается такое развитие интеллектуальной деятельности учащегося, которое позволит ему не только быть самообучающимся субъектом, но и оперативно оценивать требования среды, собственные ресурсы, строить когнитивные схемы эффективного поведения, оценивать результаты реального поведения, вносить в него требующиеся коррективы при выполнении практически любой социальной роли - уже знакомой или еще не знакомой. Таким образом, мотивация, развивающиеся познавательные процессы и формируемые интеллектуальные операции учащегося можно рассматривать в качестве его индивидуальных ресурсов интеллектуального базиса социализации.
Педагог обладает своими ресурсами по формированию интеллектуального базиса социализации. К ним относятся, в частности, умения мотивировать, создавать модели социальных ролей, обеспечивать адекватное подкрепление, умения формировать интеллектуальную деятельность учащихся и обеспечивать перенос этой деятельности в широкий жизнедеятельностный контекст. Основные контуры предлагаемой модели схематично представлены на рис. 2.
Рис. 2. Роль интеллектуального базиса в процессах социализации личности
Сформированность ИБС означает такое развитие когнитивной сферы учащихся, которое характеризуется широким переносом приобретенных интеллектуальных умений в жизнедеятельностный контекст. Интеллектуальное развитие здесь понимается не просто как развитость интеллектуальных процессов, фиксируемая косвенно в успешности освоения учебной программы или прямо через определение коэффициента интеллекта в тестовых процедурах. Интеллектуальный базис может считаться сформированным, если интеллект начинает обслуживать процесс социализации личности.
Таким образом, в период подросткового возраста и возраста ранней юности в процессе активной социализации происходит новое пересечение мотивационных процессов и интеллектуальных возможностей. Например, стремление к доминантной позиции, проявляющееся в мотивации детерминировать мотивы и поведение других людей, приводит к принятию на себя ролей организатора, лидера с формальным или неформальным статусом. Но успешная реализация этих ролей, отрабатываемая в учебных заведениях, во внеучебной деятельности, возможна только при активном использовании интеллектуальных ресурсов.
Например, в контексте проблемы становления лидеров введение понятия интеллектуального базиса социализации помогает понять, почему часть школьников, бесспорно интеллектуально развитых, обладающих хорошими творческими способностями, не являются лидерами. Применение их интеллектуальных возможностей ограничено рамками учебных дисциплин, социальные роли ограничены ролью сына (дочери), ученика (ученицы), и они нередко абсолютно беспомощны в ситуациях, требующих иных ролевых идентификаций, осмысления социальной реальности и своего места в ней.
Роль учителей и постановки образовательного процесса в решении задач социализации проявляется в ряде интересных фактов. Эти факты, в частности, состоят в том, что учащиеся конкретной школы и даже класса конкретного классного руководителя отличаются высокими лидерскими качествами, в то время как учащиеся из других школ (классов) их не имеют. А если имеют, то скорее вопреки образовательному процессу, развивая свои лидерские качества спонтанно во внешкольных видах деятельности и общения. Формирование интеллектуального базиса социализации связано с соединением интеллекта и мотивации социальной направленности. Это означает, что при определенных условиях, которые вполне могут быть созданы в образовательном процессе, у учащегося появ-
ляется не только возможность, но и желание направлять усилия интеллекта на решение задач социальной природы.
Обеспечивая большую целенаправленность и конструктивность деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения (ОУ), полезно оценить, хотя бы в первом приближении, возможный вклад каждой учебной дисциплины в становление и развитие личности учащегося как личностной основы социализа-ционного процесса.
Для этого целесообразно взять одну из моделей личностной организации человека и выявить сначала теоретически, а затем проверить на практике, каким образом влияет или может влиять та или иная деятельность на развитие отдельных личностных подструктур (табл. 2).
Следующим важным шагом является выявление возможного вклада каждого из осваиваемых учащимся видов деятельности в процесс социализации.
Роль каждой конкретной учебной дисциплины определяется необходимостью и возможностью способствовать успешной социализации личности, обеспечивая наполнение конкретным содержанием тех или иных личностных ролей.
Практически все изучаемые дисциплины дают широкий простор для работы по социализации личности. Особенно это относится к таким дисциплинам, как «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Литература», «Иностранный язык». Изучение возможностей, например, экономического блока обществозна-ния для социализации учащихся на основе возрастного подхода показывает, что она может проявиться в следующих поведенческих аспектах:
- оперативная и перспективная оценка экономической ситуации в отношении собственных потребностей, потребностей семьи и общества в целом;
- своевременное принятие решения о целесообразном поведении в этой ситуации;
- поведение сообразно целям и обстоятельствам.
Представляется возможным выделить по крайней мере три крупных направления деятельности учителей, ведущих курс общество-знания или экономики в профильных классах, по социализации личности и развитию одного из основных ее проявлений - социально-экономической адаптивности:
1. Обеспечение нормального возрастного психического развития (личностного и познавательного) как необходимого условия и основы социализации.
2. Когнитивное освоение экономических реалий, их понимание и личное восприятие.
Таблица 2
Условия личностного развития в конкретном виде деятельности
№ Личностные подструктуры Условия развития в конкретном виде деятельности
1 Мотивационная сфера: - содержание мотивов; - богатство связей; - взаиморасположение мотивов в иерархической системе; - степень соподчинения мотивов Расширение спектра осваиваемых ролей с использованием идентификационных методик; совершенствование способов сотрудничества с другим человеком; ответственность на основе осознанной причастности к результатам совместной деятельности
2 Самооценка и самоприятие Обеспечение успеха в значимых деятельностях; обучение оценке успешности своей деятельности
3 Индивидуально- психологические особенности Развитие и коррекция проявлений индивидуальности (в поведении, речи, эмоциональных реакциях, темпе и т.д.): - при идентификациях учащегося с присущими ему и нетипичными для него ролями; - в индивидуализированных заданиях; - при согласовании стилей деятельности; - в коррекции стиля педагогического общения
4 Саморегуляция Обучение: - построению деятельности на развитой ориентировочной основе и в полноте структурной организации; - контролю внешних проявлений психических состояний; - активному реагированию на изменения в общении; - перестройке общения с учетом изменения эмоционального состояния партнеров
5 Уровень интеллектуального развития Развитие интеллектуальной компетентности: - обогащение знаний, формирование интеллектуальных операций; - возможность переноса знаний и интеллектуальных умений в новую ситуацию; - рефлексия (от процессуальной до предметной и личностной)
6 Уровень творческого развития Развитие: интеллектуальной инициативы, воображения, творческого мышления (гибкость, оригинальность, беглость), интуиции
3. Собственно социализация:
- освоение экономической составляющей актуальных и перспективных социальных ролей учащихся (условие переноса знаний и умений из узкого предметного контекста в широкий жизнедеятельностный контекст);
- развитие оперативности и адекватности в принятии решений экономического характера, адекватных реализации экономического поведения;
- нахождение оптимального индивидуального баланса адаптивного и неадаптивного в экономическом поведении.
Предложенная модель прошла успешную апробацию в школе № 134 г. Нижнего Новгорода, школе № 40 г. Дзержинска [11] и Центре детского творчества г. Заволжье Нижегородской области [12] под руководством заслуженного учителя РФ Р.П. Шинкарюк.
Таким образом, рассмотрев теоретические и практические аспекты проблемы социализации в образовательном процессе, а также подходы к ее решению, можно сделать следующие выводы:
1. Важнейшим результатом работы ОУ является социализация личности учащихся как условие их настоящей и будущей успешности. Понятие социализации охватывает процесс освоения и освоенность комплекса значимых актуальных и перспективных социальных ролей, наличие которых позволяет организовывать поведение адекватно собственной мотивации, целям и возможностям, с одной стороны, и динамичным условиям предметной и социальной среды - с другой.
2. Образовательное учреждение, рассматривающее социализацию учащихся как одну из своих центральных задач, создает в качестве инструмента ее реализации социализационную модель образовательного процесса.
3. Основу успешности процесса социализации в образовательном процессе составляет качественное выделение перечня социальных ролей, их взаимосвязей, относительной значимости и конкретных характеристик для разных категорий учащихся; определение возрастных возможностей их усвоения; создание интеллектуальных условий
в виде интеллектуального базиса социализации; выявление социализационных возможностей учебных дисциплин и воспитательных мероприятий; разработка и реализация конкретных заданий и методических приемов для решения поставленной задачи; организация взаимодействия с родителями и внешней социальной средой, являющейся социокультурным и социально-экономическим контекстом как для образовательной деятельности педагогического коллектива, так и для жизнедеятельности учащихся.
Закрепление на практике полученных знаний и умений, достигнутого уровня познавательного развития обеспечивается школьной воспитательной системой, позволяющей в необходимом объеме отработать усвоенные социальные роли (дебаты по общественно-политическим, культурологическим и другим проблемам, работа объединений «Милосердие» и пр.) с контролем усвоения каждым учащимся необходимого комплекса поведенческих образцов. Перенос приобретенных знаний, умений, поведенческих моделей в более широкий социальный контекст достигается открытостью школьной воспитательной системы, функционирующей в ОУ с социализационной моделью образовательного процесса.
Работа выполнена при поддержке гранта ФЦП Ш 14.В37.21.0043.
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Режим доступа http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
2. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социальноэкономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика // Режим доступа http://2020strategy.ru .
3. Hurrelmann K. Social Structure and Personality Development. Cambridge: Cambridge University Press. 1989, 2009.
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
5. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Ara-демический проект, 2002.
6. Delamare Le Deist F., .Winterton J.What is a competence? // Human Resource Development International, 2005, Vol. 8. № 1. P. 27-46.
7. Aсмолов A.r. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990. 2007.
8. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
9. Маслоу A. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
10. Полевая СА., Парин С.Б., Рунова Е.В., Некрасова М.М., Федотова И.В., Бахчина A.B., Ковальчук A.B., Шишалов И.С. Телеметрические информационные технологии для мониторинга функционального состояния спортсменов. Современные технологии в медицине. 2012. № 4. С. 94-98.
11. Захарова Л.Н., Шинкарюк Р.П., Пахтусов П.Д. Модель социализации личности через приобщение детей к творческой деятельности // Педагогическое обозрение. 1999. № 2. С. 49-55.
12. Шинкарюк Р.П., Луконина HA. Методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы // Педагогическое обозрение. 2007. № 3. С. 150- 158.
ROLE MODEL OF SOCIALIZATION IN THE EDUCATION PROCESS
L.N. Zakharova
The article analyzes the problem of socialization of school students in the modem world. The concept of intellectual basis of socialization is introduced. A model of educational socialization process is proposed. It is based on the ideas of the role approach to personality formation, the balance between adaptability and creativity in the process of learning their social roles by school students, the use of intellectual mechanisms for analysis and forecasting of the development of social situations and of the consequences of realization of concrete behavioral models.
Keywords: socialization, social role, intellectual basis of socialization, creativity.