СОЦИАЛЬНАЯ ВИКТИМОЛОГИЯ
УДК 316.6+343.98
Дементьева Н. А., Назарова А. В.
Виктимология 1(3) / 2015, стр. 40-44
ФОРМЫ И ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В данной статье рассматривается понятие «личность», концепция её понимания, «социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Ключевые слова: личность, виктимизация, социализация, направленная социализация, ненаправленная социализация.
Человек в своем реальном социальном бытие является, с одной стороны, создателем и творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате его деятельности, но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо, только включаясь в процессы социальных действий людей, в социальные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально развитым существом, — личностью. Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений принято называть социализацией.
При этом, включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избирательность становится все более интенсивной и точной. Следовательно, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает
его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процессе своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящено достаточно много исследований в области философии, социологии, психологии, а также не являются исключением и науки криминального цикла — криминалистика, криминология. Так, профессор Г. А. Аване-сов писал, что «...личность представляет собой многосторонний объект познания. Она есть совокупность различных норм общества, социальной группы. Личность (как конкретный человек) выполняет эти нормы, борется за их строгое соблюдение или, напротив, нарушает их. Поэтому личность — не только субъект, но и объект познания» [1, с. 258].
При этом необходимо учитывать, что личность как целостная система подвижна и динамична, она изменяется и развивается в зависимости от совершенствования общественных отношений в социальной среде. Каждой личности свойственны особые черты, присущие определенной общности людей [6, с. 110]. Так, например, профессор А. И. Долгова отмечает, что «личность — это социальное
лицо человека», то, кем он стал в процессе социального развития, формирования и деятельности в обществе [5, с. 375].
Рассматривая социализацию как процесс формирования личности, необходимо отметить, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
В специальной литературе принято различать две основные формы социализации — направленная и ненаправленная. Ненаправленная социализация — это стихийное, как бы «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, школы, сверстников. Такая форма социализации личности представляет повышенный интерес для исследователей, ведь в процессе ненаправленной социализации происходит стихийное формирование личности, которая в последующем может стать, например, предпосылкой виктимизации личности. Отсутствие необходимых установок, ориентированных на правильное формирование личности в современном обществе, вызывает необходимость изучения данного процесса. Вместе с тем, интерес в практическом плане представляет такая форма социализации, как направленная социализация.
Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс сознательно организованного, планомерного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, цен-
ностных ориентаций, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной производственной, общественной и культурной деятельности.
Ненаправленная и направленная формы социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправленная социализация может стать ущербной для формирования личности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее дополнение, а в некоторых случаях преобразование корригирующим влиянием направленной социализации.
Весьма существенным средством социализации личности является ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя, свое «Я» с определенной социальной группой — семейной, профессиональной, субкультурной, которая накладывает сильный предопределяю -щий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американские социологи Ч. Куи, Дж. Миль, Т. Парсонс интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процесс формирования социальных установок и позиций личности. Только принимая установки определенного сообщества («обобщенного другого», по терминологии Дж. Миля и Т. Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т. е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою индивидуальность.
Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Куи и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.
В специальной литературе выделяются несколько этапов социализации личности.
Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.
Второй этап социализации — раннее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с детскими игрушками, развивающими играми и т. п.
Третий этап социализации — дошкольное детство (6—7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего ролевая игра.
Пятый этап социализации — подростковый возраст (12—14 лет), когда сохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большинства учащихся).
Шестой этап социализационного процесса — юношеский возраст (14—18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом — завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.
Седьмой этап — поздняя юность (18— 25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинают играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социали-
зация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой — профессионально-квалификационному развитию личности. Социальные роли при этом представляют совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом.
Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25—60 лет). Основным средством социализации здесь становятся трудовая деятельность, а также самообразование.
Девятый этап социализации — после-трудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху (старше 60 лет). Этим этапом охватывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов [2].
Таким образом, практически каждый этап социализации личности представ -ляет собой совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в определенной социальной системе.
Необходимо отметить, что важное значение факторам социализации личности придают не только социологи, психологи, педагоги, но и не меньшее значение уделяют криминологи при изучении личности преступника, виктимологи — при изучение жертв преступлений. Так, например, при изучение виктимности несовершеннолетних и проблем социализации личности К. В. Вишневецкий указывает на то, что «...кризис государственных и гражданских институтов социализации личности является прямой предпосылкой виктимизации личности...» [3, с. 265]. Проблемы глобализации общества, процессы социализации в современных условиях нередко привлекают и криминологов.
Исследователи в области изучения социальных закономерностей в качестве основных факторов социализации выделяют:
• биологические (биологическая наследственность индивидов);
• психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т. п.);
• социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т. п.).
При этом важную роль в осуществлении социализационных процессов выполняют «социальные агенты», институты социализации, которыми являются:
1) семья — первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализаци-онные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;
2) школа — социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности;
3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализационную активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ори-ентаций и смысложизненных установок, на формирование жизненных позиций;
4) трудовой коллектив, который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности);
5) средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее
социализационные выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;
6) культура — важнейший социальный институт социализации, поскольку именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.
В заключение необходимо резюмировать то, что под личностью понимается особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. В свою очередь, социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
Познание социальных закономерностей и понимание социализации должно быть целостным, комплексным, объединяющим объективные влияния социальной среды и субъективные усилия индивида [3, с. 268]. Человек в процессе социализации сначала познает и усваивает нормы и культурные ценности общества, а затем преобразовывает их в свои собственные ценности, интересы, потребности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Аванесов Г. А. Криминология. М., 1994.
2. Василькова Т.А., Василькова Ю.А. Социальная педагогика : учеб. пособие. М., 2010.
3. Вишневецкий К. В. Виктимность несовершеннолетних и проблемы социализации личности // Теория и практика общественного развития. 2012, № 2, С. 265—269.
4. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. СПб.: Питер, 2010.
5. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой. 4-е изд., перераб и доп. М.: Норма, 2010.
6. Майоров А. В. Виктимологическая модель противодействия преступности : монография. М.: Юрлитинформ, 2014.
7. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. М.,2010.
ДЕМЕНТЬЕВА Наталья Андреевна, старший экономист отдела экономики и торговли; Администрация Курчатовского района г. Челябинска; соискатель ЮжноУральского государственного университета, г. Челябинск. E-mail: [email protected]
НАЗАРОВА Алёна Викторовна, проректор по учебной работе Уральского финансово-юридического института (г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Dementieva N. A., Nazarova A. V.
FORMS AND STAGES OF SOCIALIZATION OF THE PERSON: SOCIOLOGICAL ASPECT
This article discusses the concept of «personality», the concept of its understanding, «socialization of the personality». Socialization is the process of becoming of a personality, gradual assimilation of requirements of society, the acquisition of socially significant characteristics of consciousness and behavior that govern its relationship with society.
Keywords: personality, victimization, socialization, directed socialization, non-directional socialization.
NAZAROVA Alena, Vice-Rector for Academic Affairs of the Ural Institute of Finance and Law (Ekaterinburg). E-mail: [email protected]
DEMENTIEVA Natalia, senior economist at the Department of Economy and Trade; Adminis-tration Kurchatov district of Chelyabinsk; Competitor of the South Ural State University, Chelyabinsk. E-mail: [email protected]