о о
a qualification model of the "new generation" was made, which includes theoretical knowledge, practical skills and two new skills (big data analytical skills and critical thinking skills) that will play an important role in the competitiveness of the modern and future employees. c cc
Key words: national qualification system, qualification, national qualification ro ^ frame, learning results, descriptors. JE o
2 £ fu CX
Petrova Svetlana O. - postgraduate student at the Department of Andragogy of Institute of Continuing Professional Education, Ammosov North-Eastern Federal c University, Yakutsk
Р.А. Прокопенко
Модель реализации комплекса педагогических условий формирования управленческой компетентности личности в контексте гуманистического подхода к военному образованию
В контексте гуманистического подхода представлена модель реализации комплекса педагогических условий формирования управленческой компетентности личности в образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования, раскрыты научно-методологические основы и логика ее разработки в опытно-экспериментальном педагогическом исследовании.
Ключевые слова: управление, управленческая компетентность личности, модель реализации комплекса педагогических условий, гуманистический и аксиологический подходы к образованию.
Эволюции управленческой мысли в ХХ - начале XXI вв. свойственно интенсивное развитие гуманистического направления, в рамках которого повышается оценка роли управления в обеспечении устойчивого развития общества. Интерпретация управления как осознанной, целенаправленной деятельности развивается от идеи, что человек упорядочивает
2 ^
^ о 1 и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, к Ец о живой и неживой природы, техники, к представлениям об управлении | о о. отношениями людей в процессе их совместной деятельности, макси-§ у ° мально учитывающей природу процесса.
о-е- Несмотря на приоритетный в современном обществе статус инфор-к ^ мации, управление актуализируется как деятельность в координатах «человек-человек», поэтому важными становятся личностные качества и способности человека, обусловливающие эффективность управленческой деятельности и ее результаты. Управленческие отношения носят субъект-субъектный характер, они универсальны, востребованы и функционируют на всех уровнях и сферах жизнедеятельности личности в информационном обществе [3; 5; 8 и др.]
В логике гуманистического подхода под управленческой компетентностью следует понимать способность личности осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, принимать управленческие решения на основе знаний, умений, опыта, ценностных установок и эмоционально-волевых качеств, ориентированных на «диалог позиций». При этом содержание управленческой компетентности личности можно представить через следующие компоненты:
- когнитивный - основан на понимании феномена и специфики эффективной управленческой деятельности в информационном обществе;
- деятельностный - включает в себя умения, обязательные для управленческой деятельности и принятия оптимальных управленческих решений, обусловливающие способности субъекта компетентности адекватно оценивать ситуации, предупреждать и регулировать конфликты, анализировать управленческие действия и решения, как собственные, так и других людей;
- эмоционально-волевой - «отвечает» за эмоциональную устойчивость личности, способность и готовность к самостоятельному выбору линии поведения, принятию на себя ответственности за результаты и последствия управленческих решений;
- рефлексивный - включает в себя способности к самоанализу, самодиагностике, самооценке собственной управленческой деятельности, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
- ценностный - определяет позитивное отношение к себе и другим участникам управленческого взаимодействия, личностное принятие ценностей диалога, взаимодействия, уважения к другому и т.п., а также стремления реализовать их в деятельности.
Очевидно, что ценностный компонент является системообразующим, обусловливающим этические основы всех других компонентов управленческой компетентности личности.
Акцентуация аксиологического подхода к понятию, структуре и содержанию управленческой компетентности личности стала в исследовании исходно-предпосылочным знанием для анализа предпосылок и факторов и определяемого ими комплекса педагогических условий формирования управленческой компетентности личности в образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования.
Выявленные и сформулированные условия представляют собой комплекс по нескольким основаниям.
1. Они соотносятся с основными компонентами управленческой компетентности личности, а ценностный компонент, при особом внимании к нему в третьем условии, является также со-объектом формирования в двух других условиях («стержнем» управленческой компетентности личности).
2. Педагогические условия, опираясь на конкретные факторы обучения, обеспечивают их взаимодействие в целостном образовательном процессе:
- в соответствии с ценностно-целевой установкой обучение ориентировано на дополнение содержания учебных дисциплин социально-гуманитарного блока позитивными сюжетами, раскрывающими феномены управления и управленческой деятельности как «диалога позиций»;
- изучение этих сюжетов способствует вовлечению курсантов в познавательную деятельность как взаимодействие для принятия оптимальных управленческих решений;
- позволяют всесторонне диагностировать результаты целенаправленного формирования управленческой компетентности, актуализировать и раскрывать личностный потенциал курсантов.
В первом педагогическом условии доминирует формирование когнитивного компонента управленческой компетентности личности, во втором - деятельностного и эмоционально-волевого, в третьем - ценностного и рефлексивного компонентов. Но предполагается, что реализация всех трех условий в реальном образовательном процессе будет происходить комплексно, а ценностный будет являться основополагающим компонентом управленческой компетентности личности.
Результаты теоретико-методологического этапа исследования легли в основу педагогической модели: базовое понятие «управленческая компетентность личности»; иерархия структурных компонентов управленческой компетентности; комплекс педагогических условий формирования управленческой компетентности личности в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин (табл. 1).
о о
¡± о
2 £ го
Ф О
Теория и методика профессионального образования
Таблица 1
Модель реализации комплекса педагогических условий формирования управленческой компетентности личности в образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования
1. Теоретико-методологические основы модели
«Управленческая компетентность личности» - это способность личности осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, принимать управленческие решения на основе знаний, умений, опыта, ценностных установок и эмоционально-волевых качеств, ориентированных на «диалог позиций»
Структурные компоненты управленческой компетентности личности
Ценностный
Когнитивный
Деятельностный и эмоционально-волевой
Рефлексивный
1. Содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла в соответствии с аксиологическим подходом к понятию «управленческая компетентность» будет дополнено сюжетами, раскрывающими феномены управления и управленческой деятельности как «диалога позиций»
2. Сюжеты, раскрывающие феномен управления и управленческой деятельности как «диалога позиций», будут изучаться курсантами в специально моделируемых ситуациях, актуализирующих необходимость взаимодействия сторон, гуманистические личностно-профессиональные качества, цели и ценности субъектов управления и на этой основе принятие оптимальных управленческих решений
3. Критерии оценки образовательных результатов будут конгруэнтны структуре управленческой компетентности и, в том числе, способствовать диагностике ее ценностного компонента
Комплекс педагогических условий формирования управленческой компетентности личности
2. Теоретико-практические основы модели
Спецкурс «Управление в информационном обществе: через взаимодействия к результату»
Нормативно-правовые основы спецкурса
Цель спецкурса - в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного блока апробировать модель реализации комплекса педагогических условий, направленных на развитие управленческой компетентности курсантов как способности личности осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, принимать управленческие решения на основе знаний, умений, опыта, ценностных установок и эмоционально-волевых качеств, ориентированных на «диалог позиций»
Место спецкурса
Младшие курсы Социально-гуманитарные дисциплины Самостоятельная работа курсантов
Основания для реализации комплекса педагогических условий в образовательном процессе военной образовательной организации
Комплекс принципов отбора и конструирования сюжетов, раскрывающих феномены управления и управленческой деятельности как «диалога позиций»: открытость, целостность, полифункциональность, поликультурность, демократичность, самоидентификация, диалогичность содержания Специальные ситуации, актуализирующие взаимодействие сторон для принятия оптимальных управленческих решений Квалиметрический подход к оценке результатов и критерии диагностики управленческой компетентности
Комплекс методик, диагностирующих уровень сформированности управленческой компетентности
Анкета «Роль управленческой компетентности в личностно-профессиональном развитии курсантов» Когнитивный и рефлексивный компоненты
Тест «Вы сами» Ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты
Кейс «Сотрудники и конкуренты» Ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла Когнитивный и эмоционально-волевой компоненты
Педагогика и психология ^ образования. 2019. №2 оо
2 ^
^ о 1 Теоретико-практический блок этой модели был разработан и обосно-к Ец о ван в связи с особым регламентом военной образовательной организа-| о о. Ции высшего образования. Ее образовательный процесс жестко регла-§ у ментирован «от подъема до отбоя», служебная и учебная деятельность о-е- осуществляется в соответствии с распорядком дня, общевоинскими — ^ уставами ВС РФ и другими нормативными документами. Это касается и самостоятельной работы курсантов, которая насыщена факультативными занятиями, консультациями и т.п., проводится в установленное распорядком дня время под контролем офицеров курсового звена и профессорско-преподавательского состава.
Средством реализации комплекса педагогических условий формирования управленческой компетентности личности стал специальный курс «Управление в современном обществе: через взаимодействие к результату».
Правовые основы спецкурса те же, что регламентируют образовательный процесс военной образовательной организации: закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специали-тета)», приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"» и др.
Цель спецкурса: в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного блока апробировать модель реализации комплекса педагогических условий, направленных на развитие управленческой компетентности курсантов как способности личности осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, принимать управленческие решения на основе знаний, умений, опыта, ценностных установок и эмоционально-волевых качеств, ориентированных на «диалог позиций».
«Место» спецкурса в образовательном процессе - младшие курсы, дисциплины социально-гуманитарного блока и часы, отведенные курсантам на самостоятельную работу. Курсанты на начальном этапе обучения оказываются в «случайных» управленческих отношениях, в которых за рамками учебно-воспитательной и служебной деятельности их представления об управлении и управленческой деятельности формируются спонтанно, модели взаимоотношений не всегда складываются на субъект-субъектной основе, принципах диалога, взаимоуважения, заинтересованности в достижении общей цели.
Социально-гуманитарные дисциплины выступают в содержании военного образования «фундаментальным ценностным ядром, „.которое
о
a: cn
определяет систему военно-профессиональных ценностей офицеров-по- | S граничников (и других военных специальностей - Р.П.), ведущих идей, § 2 теорий, основных понятий, относящихся к областям общекультурных g ° и специальных знаний, а также состав ключевых задач, обеспечива- s § ющих формирование универсальных видов учебной деятельности» [14, с. 84]. 2 |
По отношению к любой военно-специальной области социально-гума- § vg нитарные дисциплины стимулируют осознание возможностей использо- с вания гуманитарных знаний как средства решения профессиональных задач, социального престижа профессии, т.е. содействуют углублению профессионального мировоззрения [1].
Однако в жестко регламентированном образовательном процессе военной образовательной организации высшего образования по понятным причинам пространством педагогической инноватики становятся часы, отведенные курсантам для самостоятельной работы. Благодаря этому из части учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков [13] она превращается в «неотъемлемую часть педагогического процесса в вузе и одно из условий подготовки военных специалистов, способных самостоятельно и творчески решать стоящие перед ним задачи» [10, с. 311], совершенствовать «способность человека к последующему саморазвитию под влиянием полученного образования» [16, с. 18].
Основанием для реализации первого педагогического условия формирования управленческой компетентности личности в блоке социально-гуманитарных дисциплин является комплекс принципов отбора и конструирования сюжетов, раскрывающих феномены управления и управленческой деятельности как «диалога позиций». Логично, что они тождественны принципам, обеспечивающим информационно-образовательную среду военной образовательной организации высшего образования свойствами открытости, целостности, полифункциональности, поликультурности и демократичности.
Особую роль в реализации ценностно-смысловой нагрузки первого условия играют принципы самоидентификации и диалогичности.
В процессе самоидентификация человека формируется представление о себе как уникальной и цельной личности [6]. Диалог является способом проявления и взаимодействия личностных позиций, поскольку он создает общее смысловое поле, но не единое мнение, взаимопонимание участников и в то же время сохранение своего мнения, своей позиции: «проникновение в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции» [7, с. 313].
2 ^
^ о 1 Самоидентификация и диалог способствуют созданию «особой общ-Ец (з ности между познающими субъектами» и условий для «взаимодействия
ФГО СО 5 Л ГО
^ о о.
и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для дру-^сз гого» [11, с. 429], в итоге - «общности опыта взаимодействующих субъ-о-е- ектов и общезначимости его результатов» [9, с. 207]. _ ^ Способом организации межличностного взаимодействия курсантов в процессе формирования управленческой компетентности, согласно второму условию, являются специально моделируемые ситуации. В педагогике они интерпретируются как дискретные единицы учебно-воспитательного процесса, в рамках которых реализуются подсистемы - цель, деятельность, отношения, среда [12]. В контексте темы были уточнены современные требования к таким ситуациям с помощью словаря РЯ и рекламы, поскольку их специалистам часто приходится разрабатывать особые публичные акции и мероприятия - «ивенты».
Ивент - это «специально подготовленное событие, которое чувственно переживается участниками на месте и используется для дальнейшего развития коммуникаций. <...> Если событие позволило испытать положительные эмоции, человек уже не может безразлично относиться к мероприятию, а, следовательно, к идее, которая лежит в его основе. Важно создать такую ситуацию, чтобы представитель аудитории почувствовал себя соучастником события.» [2, с. 42]. В образовательном процессе ситуации-ивенты моделируются с помощью технологий кейс-стади, ролевых игр, тренингов и др.
Основанием для реализации третьего педагогического условия служат квалиметрический подход к диагностике результатов образования и критерии оценки уровня сформированности управленческой компетентности личности, конгруэнтные ее структуре.
В педагогической теории и практике квалиметрией считают «направление, связанное с измерениями и оценкой качества педагогических явлений и процессов» [4, с. 41]. Особенно востребованной квалиметрия стала после перехода на компетентностный подход к образованию, где компетенция «предстает как компонент качества человека, некая группа его свойств, определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида (рода) деятельности» [15, с. 8].
Предшествовавший диагностике анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил выделить и обосновать основные компоненты управленческой компетентности: когнитивный, деятель-ностный, ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивный. Они, в свою очередь, предопределили выбор уже апробированных методик
а: г^
и разработку новых диагностических инструментов, адаптированных | ё
к теме исследования и условиям военной образовательной организации § 2
высшего образования. 5 °
В диагностический комплекс, логично завершающий теоретико-прак- ^ § тический блок модели реализации комплекса педагогических условий
формирования управленческой компетентности личности, вошли четы- о ^
о
а.
л, го ^
ре разных по форме, но логически связанных друг с другом методики чю (см. табл. 1). с
В контексте аксиологического подхода к понятию, структуре и содержанию управленческой компетентности личности была использована традиционная для психолого-педагогических исследований трехуровневая шкала, но показатели уровней сформированности личностных новообразований мы разработали в соответствии с гуманистическим подходом к военному образованию.
Таким образом, профессионально-ориентированное понятие «управленческая компетентность» расширено и обосновано как способность личности осуществлять субъект-субъектное взаимодействие, принимать управленческие решения на основе знаний, умений, опыта, ценностных установок и эмоционально-волевых качеств, ориентированных на «диалог позиций». На основании этого управленческая компетентность личности охарактеризована как составляющая общекультурных компетенций выпускников высших учебных заведений, формирование которой целесообразно начинать в общекультурном блоке подготовки будущих специалистов.
Разработанная модель была апробирована в одной из военных образовательных организаций высшего образования Дальневосточного федерального округа, ее результатом стала положительная динамика формирования управленческой компетентности личности в блоке общекультурной подготовки курсантов младших курсах. Перспективы дальнейших исследований автор видит в более детальном изучении ресурсов информационно-образовательной среды военных образовательных организаций в формировании управленческой компетентности личности.
Библиографический список
1. Баталов В.Н. Влияние гуманитарной подготовки курсантов военно-учебного заведения на их профессиональное становление // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 59-63.
2. Булатова М.Н. РЯ и реклама. Иркутск, 2009.
3. Дудаев Г.С.-Х. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов государственного управления: Дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2015.
то о ч
Oie 4. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. М., о|§ 2008.
g I „ 5. Зимина Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педаго-s i \о га профессиональной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
^ и 6. Кеидия К.З. Философское понимание самоидентификации в бытийной
о -©■ структуре личности // Вестник ОГУ. 2012. № 1 (137). С. 50-55.
к ^ 7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследования мирового
опыта. М., 2016.
8. Коробейникова И.А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010.
9. Кузнецова В.Г. Словарь философских терминов. М., 2004.
10. Куценко С.А. Самостоятельная работа курсантов как психолого-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 303-312.
11. Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. Мн., 2003.
12. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема // Советская педагогика, 1966. № 11. С. 13-18.
13. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70791866/paragraph/7:0 (дата обращения: 27.12.2018).
14. Сильвачев В.В. Педагогические условия актуализации личностно-про-фессиональных ценностей курсантов в образовательном процессе военно-учебных заведений: Дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010.
15. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. М., 2006.
16. Шангутов А.О. Организация самостоятельной работы курсантов внутренних войск МВД России с применением информационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.
Прокопенко Роман Александрович - аспирант кафедры педагогики Педагогического института, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
E-mail: [email protected]
R. Prokopenko
The model of realization of a complex of pedagogical conditions for the formation of managerial competence of a person in the context of a humanistic approach to military education
The author examines the model of implementation of the complex of pedagogical conditions for the formation of the managerial competence of a person in the educational process of the military higher school in the context of a humanistic approach. The article reveals the scientific and methodological foundations and the logic of its development in experimental pedagogical research.
Key words: management, managerial competence of a person, model of realization of the complex of pedagogical conditions, humanistic and axiological approaches to education.
Prokopenko Roman A. - postgraduate student at the Pedagogical Department of Pedagogical Institute, Pacific National University, Khabarovsk
о о
¡± о £5 £
го
Ч VO
Ф О
М.Н. Русецкая, Д.К. Бартош
Кластерный подход
в организации образовательных процессов системы непрерывного профессионального образования
В статье обосновывается приоритетность развития образовательных кластеров в сфере непрерывного профессионального образования (НПО) как формы сетевого взаимодействия. Даются классификационные характеристики НПО, исследуются подходы к механизму взаимодействия образовательных структур внутри кластера, пути обновления на основе преемственности содержания образовательных программ; определяются формы, методы и педагогические технологии на всех уровнях и ступенях НПО. Уделяется внимание как зарубежному опыту, так и отечественным реалиям исследуемой проблемы. Ключевые слова: образовательный кластер, непрерывное профессиональное образование, формальное образование, неформальное образование, инфор-мальное образование, педагогические технологии.
Потребность современного общества проявляется в необходимости подготовки гибких, адаптивных систем образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути. От инерционности и догматичности осуществляется переход к постоянному совершенствованию содержания образования и ориентации его на удовлетворение индивидуальных запросов человека.