М. В. Юрченко
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
В статье раскрываются компоненты модели обеспечения преемственности в процессе формирования здорового образа жизни детей и учащихся в системе «ДОУ — начальная школа», выявляются способы их взаимодействия на основе принципа преемственности на разных ступенях воспитания культуры здоровья.
Уменьшению негативных последствий для физического, психического, социального здоровья ребенка при переходе из одного звена образовательной системы в другое и повышению эффективности формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) способствует реализация преемственных связей в целях, задачах, содержании, средствах, формах и методах валеологического воспитания.
Нами разработана структурно-функциональная модель преемственности формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа». Определяя внешние условия существования нашей модели необходимо выделить: 1) информационно-ценностные условия (существующая система общественных установок, убеждений, принципов в отношении здоровья и ЗОЖ) - значительно влияют на формирование важнейших аспектов ценностно-смысловой сферы личности; 2) природно-климатические условия - определяют географические, экологические составляющие жизни населения в Сибири в формировании здоровья детей и учащихся; 3) экономические условия - позволяют обеспечить тот или иной уровень жизни и материального благополучия семьи; 4) социальные условия - проявляются через становление социального статуса дошкольников и младших школьников; 5) организационно-педагогические условия - способствуют усвоению детьми форм ведения ЗОЖ как в образовательном учреждении, так и в быту, связаны с готовностью всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей) к ведению ЗОЖ, с мониторинговой деятельностью ДОУ и школы. Условия формирования ЗОЖ дошкольников и младших школьников специфичны в каждом регионе, населенном пункте, образовательном учреждении.
Под преемственностью в процессе формирования ЗОЖ мы понимаем двусторонний процесс:
с одной стороны - это создание условий для переноса имеющихся знаний, умений и навыков в новые области учебно-практической деятельности детей, где произойдет их видоизменение, с другой стороны - это подготовка к деятельности на следующем этапе с целью осуществления плавного перехода на следующую ступень, сокращения адаптационного периода. Включиться в деятельность на данном этапе ребенку позволяют накопленные знания, умения и навыки, а подготовке к дальнейшей деятельности способствует ориентация на следующий этап. Тем самым устраняется «изолированность» этапов, проблема адаптации сглаживается.
Мы считаем, что реализация преемственности в процессе формирования ЗОЖ дошкольников и младших школьников осуществляется на основе следующих принципов: здоровьецентриз-ма, интеграции, координации, структурно-функциональной целостности процесса формирования ЗОЖ, содержательно-логического соответствия всех этапов.
Принципы в модели определяют ведущие требования к организации процесса формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа». Преемственность ориентирует преподавателей на осмысление системы условий, необходимых для разрешения диалектических противоречий процесса формирования ЗОЖ на стыке его этапов. В такую систему условий мы включаем: целевую направленность всех участников педагогического процесса на формирование ЗОЖ; соблюдение принципов здоровьесбе-режения в отношении всех участников учебновоспитательного процесса при организации работы по формированию культуры здоровья; учет выявленных показателей состояние здоровья и развития ребенка при планировании и организации процесса формирования ЗОЖ; сохранение
© М. В. Юрченко, 2007
99
ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования - игровой, на начальной школьной - учебной); определение содержания работы по формированию ЗОЖ детей (учащихся), с учетом его согласованности в ДОУ и начальной школе и устранение дублирования; обеспечение условия, при котором каждый этап формирования ЗОЖ в системе «ДОУ - начальная школа» является логическим продолжением предыдущего и подготовкой к следующему; объект-субъектное преобразование личности в ходе этапов воспитания культуры здоровья; выбор адекватной технологии реализации отобранного содержания; разработка методики формирования ЗОЖ детей позволяющая сохранять, укреплять, совершенствовать здоровье ребенка, повышать его мотивацию к ведению здорового образа жизни, обогащать знаниями по данной проблеме; последовательное усложнение форм, методов и средств организации процесса формирования ЗОЖ; разнообразие (гибкое сочетании) форм, методов и средств: начиная с индивидуальной (коррекционной), под-групповой и фронтальной работы и заканчивая чередованием взаимодействия подсистем педагогического процесса «педагоги (педагог)», «дети (ребенок)»; «педагог-семья», «ребенок-семья»; организация педагогического взаимодействия в основных видах деятельности и общения в вариативных системах «педагог - ребенок (дети)», «ребенок - сверстники»; сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, валеологических мероприятий, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности формирования ЗОЖ на дошкольной и начальной ступенях образования); взаимодействие педагогического коллектива и семьи на каждом этапе валеологического воспитания.
Модель преемственности формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа» представлена на рисунке 1.
В качестве структурных элементов нашей модели целесообразно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты. Состояние каждого компонента и их взаимодействие определяются действием системообразующего фактора, в качестве которого выступает обеспечение преемственности во всех его компонентах: преемственность формирования ЗОЖ в целевом компоненте; преемственность в задачах, содержании, принципах, методах, условиях; преемственность в технологическом компоненте; преемственность в результативном компоненте.
Осуществить преемственность можно путем специальной организации процесса воспитания культуры здоровья. В этом случае целью является обеспечение преемственности формирования ЗОЖ в системе «ДОУ - начальная школа». Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры деятельности воспитателей ДОУ и преподавателей младших классов школы. В связи с этим нами были сформулированы следующие задачи: 1) создание условий для перехода с одной ступени обучения на другую; 2) разрешение противоречий, возникающих на стыке этапов; 3) установление соответствия целей, форм содержания и методов организации ЗОЖ в логике развития учебно-воспитательного процесса.
При рассмотрении целей процесса формирования ЗОЖ, необходимо проследить динамику их развития и определить назначение каждого этапа для достижения общей цели - формирование умений планировать, организовывать и контролировать процесс сохранения, укрепления собственного здоровья. Опираясь на данный подход, мы сформулировали цели этапов формирования ЗОЖ в системе «ДОУ - начальная школа». Таковыми являются: в детском саду - формирование нравственного отношения и познавательного интереса ребенка к своему здоровью и здоровью окружающих, к здоровому образу жизни и развитие начальных навыков организации ЗОЖ; в младших классах - формирование мотивационной готовности к ведению ЗОЖ на основе обучения учащихся приемам и методам сохранения, укрепления и формирования здоровья в условиях школы, обеспечение осознанного овладения учащимися знаний и умений организации основных элементов ЗОЖ.
Необходимо уточнить компоненты воспитания культуры здоровья, которые преемственно реализуются на каждой ступени формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа»: мотивационно-личностный компонент, заключающийся в формировании направленности на сохранение и укрепление собственного здоровья, обогащение ценностно-смысловой сферы личности понятиями здоровьесбережения; теоретический компонент, включающий знания основ системы здорового образа жизни; практический компонент (способы здоровьесбережения), предполагающий овладение технологическим алгоритмом оздоровления; оценочно-рефлексивный компонент, являющийся основой осмысления хода и результатов занятий, а также коррекции целостной программы или ее отдельных компонентов.
Цель
обеспечение преемственности формирования ЗОЖ в системе «ДОУ - начальная школа»
создание условии для перехода с одноИ ступени на другую;
Задачи
разрешение противоречии, возникающих на стыке этапов;
Принципы
установление соответствия целей, содержания, форм, методов организации в логике развития учебновоспитательного процесса
Здоровьецентризма
Интеграции Координации Структурно-функциональной Содержательно-
целостности -логического
соответствия
Компоненты
Мотивационно-
личностный
Т еоретический Практический
Д
О
У
Условия реализации
Дошкольник
S1
Цели, содержание, средства, формы и методы формирования ЗОЖ
Младший
школьник
S2
воспитатель семья учитель
Знания и умения по вопросам ЗОЖ
Способы
оздоровитель
ной
деятельности
Личностно-
мотивационная
направленность
на ЗОЖ
Результат
повышение эффективности формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа»
Оценочно-
рефлексивный
Улучшение показателей здоровья и развития
Н
а
ч
а
л
ь
н
а
я
ш
к
о
л
а
Рис.1 Модель преемственности формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа»
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
101
Содержание учебного материала дошкольников подготавливает необходимую базу для развития обозначенных выше аспектов в младшем школьном возрасте, включает формирование основных представлений и элементарных гигиенических навыков, установления интереса к ежедневным физическим занятиям. Выстраивание преемственных линий в содержании воспитания культуры здоровья должно быть приведено в соответствие по следующим направлениям: развитие интереса к вопросам здоровья как основы развития познавательных способностей детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа», формирование опыта творческой деятельности как направления интеллектуального и личностного развития детей, развитие коммуникативных умений, обучение элементам логического мышления, элементам планирования, организации, контроля и регулирования своей деятельности. Необходимо, чтобы каждое формируемое умение было включено в структуру прошлого опыта учащегося и вместе с тем - намечало содержательные связи с ситуациями его будущего использования в деятельности на следующем этапе.
Преемственность в методах обучения заключается в частичном или полном использовании ранее применяемых приемов и методов обучения; постепенном их усложнении. Изменение метода обучения на основе преемственности позволяет формировать обучение в определенной динамике, вовлекая учащихся через самостоятельную работу в активную познавательную деятельность от репродуктивного до творческого характера. Общность методов и приемов в процессе воспитания культуры здоровья позволит разрешить возникающее противоречие между способами оздоровительной деятельности, которыми овладел учащийся на предыдущем этапе, и здоровьесберегающими приемами, необходимыми на следующем этапе; между общностью целей формирования ЗОЖ и различными условиями их достижения. Решению данной задачи будет способствовать опора учителя младших классов на игру при формировании ЗОЖ в школе.
В предложенной модели мы выделяем две подсистемы: внутреннюю, выражающуюся в преемственности деятельности самих воспитуемых на схеме модели она обозначена буквами ^1, S2); и внешнюю, отражающую преемственность в содержании валеологического обучения и связанную с
деятельностью преподавателя по формированию ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа». Первая подсистема обеспечивается на базе развития личности обучаемого, его мотивов, знаний и способов деятельности и в форме характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса программирует процесс достижения конечного результата. Вторая - на базе развития самого процесса формирования ЗОЖ и направлена на то, чтобы создать условия для достижения обучаемым такого уровня развития знаний, умений и навыков, который позволил бы ему успешно включиться в деятельность на следующем этапе. Обе системы взаимосвязаны, подчинены друг другу, взаимообусловлены.
Следует отметить, что в систему субъектов формирования ЗОЖ мы включили семью, так как именно через подражание родителям, их поведению проходят становление поведенческие стереотипы и навыки у ребенка в этом возрасте. Поэтому, семейное окружение вносит значительный вклад в валеологическое воспитание детей и учащихся.
Преемственность целей, содержания, форм и методов воспитания культуры здоровья способствует развитию логической линии в процессе формирования ЗОЖ детей и учащихся и целенаправленному, целостному, непрерывному обучению. Это позволило достичь результата, отраженного в сконструированной модели - эффективность процесса формирования ЗОЖ детей и учащихся в системе «ДОУ - начальная школа». В качестве критериев необходимо рассматривать знания и умения, способы оздоровительной деятельности, личностно-мотивационную направленность на сохранение и укрепление собственного здоровья, субъективном улучшении самочувствия при ведении ЗОЖ, отсутствии желания приобщения к вредным привычкам. Кроме того, требуется выявить основные показатели состояния и здоровья детей (определить биологический возраст ребенка; изучить антропометрические и психофизиологические показатели).
Мы полагаем, что построенная модель преемственности формирования ЗОЖ дошкольников и младших школьников позволяет воспитателям и учителям начальных классов оптимизировать и интенсифицировать воспитание культуры здоровья воспитанников, устранить трудности в его организации.