МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Т.В. Михайленко
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Представлена разработанная в ходе исследования модель развития предпринимательского мышления, определенного как особый тип экономического мышления. Представлены результаты педагогического эксперимента, подтвердившего целесообразность применения личностно-развивающих технологий в процессе обучения менеджеров.
Проблема развития предпринимательского мышления в сфере предпринимательского менеджмента (ПМ) является весьма актуальной. Это связано с повышением роли субъективного фактора, ростом значимости принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики. Необходимо гибко реагировать на кардинально изменившуюся обстановку и вносить необходимые коррективы в учебный и научный процессы. При этом важной целью для многих учебных заведений стало максимальное приближение, с одной стороны, к лучшим стандартам высшего и среднего специального образования, а с другой - к реалиям сегодняшнего дня. Важно также, чтобы подготовка специалистов в области менеджмента была свободна от сиюминутных конъюнктурных или идеологических соображений и помогала хозяйственной практике объективно оценивать и выбирать оптимальные пути развития.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить оптимальные подходы к проектированию педагогической технологии развития предпринимательского мышления в сфере ПМ.
Отмечено наличие противоречия между востребованностью новых педагогических технологий обучения экономическому образу мышления и фактической неподготовленностью к этому многих учебных заведений, их профессорско-преподавательского состава. Снятие его возможно, если:
а) педагогическая технология развития предпринимательского мышления представляет собой специально организованный творческий процесс;
б) изучение совместной учебной деятельности «преподаватель-студент» направлено на выявление противоречий, сдерживающих процесс развития предпринимательского мышления менеджера, предупреждение и устранение причин негативных явлений в его подготовке;
в) педагогическая технология развития мышления в сфере ПМ нацелена на формирование у студентов способности переводить знания в умения и навыки будущей профессиональной деятельности.
Отмеченное представляет особые требования
к педагогическому процессу, связанному с подготовкой специалистов в области предпринимательского менеджмента (ПМ). Преподаватели вуза должны учить молодых людей искусству жизни. Причем, важно использовать для этого личностноразвивающий подход к обучению. Сущность данного подхода состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса.
По мнению опрошенных педагогов и студентов одного из вузов спортивной направленности данный подход к обучению способствует наиболее полной реализации следующих принципов: всестороннего развития личности; учета особенностей развития учащихся; связи обучения с жизнью и др.
На рис. 1 представлена обобщенная модель развития предпринимательского мышления. Она построена в результате обобщения опыта работы Камского государственного института физической культуры и Набережно-Челнинского института экономики, управления и права в области подготовки менеджеров и экономистов.
Изучаемым объектом при этом является про-фессионально-педагогическая деятельность преподавателей и студентов вуза, готовящего специалистов в области предпринимательского менеджмента.
Мастерство преподавателя заключается в умении дозировать развлечение, воспитание и обучение. Благодаря этому и происходит развитие личности (развитие отдельных сущностных качеств и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация социально значимых форм поведения).
Данный вывод подтверждается результатами педагогического эксперимента, который проходил в 2001-2003 гг. (в течение двух учебных лет). В состав контрольной и экспериментальной групп вошли студенты специальности «Менеджмент организации». Это были последние два года обучения в Набережно-Челнинском институте экономики, управления и права, специализирующемся на подготовке специалистов по данному направлению в рамках социальной сферы национальной экономики.
Михайленко Т.В.
Модель развития предпринимательского мышления ___________________е процессе обучения менеджеров
Рис. 1. Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров
Состав групп по количеству был равным.
В состав экспериментальной и контрольной групп входило по 60 студентов. В начале эксперимента было проведено «персональное тестирование менеджера» Результаты были примерно равными в обеих группах. Они определяют исходные величины (в баллах) четырех параметров личности. Речь идет о ее «силе» в качестве производителя, инициатора, интегратора и администратора.
По всем четырем параметрам на начало эксперимента они «имели» в среднем 75,4 баллов, а специалисты-практики - 102,6 балла.
На рис. 2 представлены данные опроса практиков по перечисленным выше специальностям.
Заштрихованная область свидетельствует о резервах роста студентов в качестве специалистов в области менеджмента.
В процессе эксперимента использовались две методики преподавания: традиционная и предлагаемая автором данной работы. По первой осуществлялось обучение контрольной группы, по второй - экспериментальной.
Рис. 2. Результаты персонального тестирования: Р - производитель, Е - инициатор, И - интегратор, А - администратор, 1 - практики, 2 - студенты
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 12
17
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
Результаты опытно-экслериментальной работы по формированию у студентов навыков в сфере предпринимательского менеджмента
Период эксперимента Набранные баллы
Экспериментальная группа Контрольная группа
Менеджер-производитель
1. Начало эксперимента 19,7 20,0
2. Конец эксперимента 24,4 24,7
Менеджер-инициатор
1. Начало эксперимента 18,2 17,9
2. Конец эксперимента 23,1 19,3
Менеджер-интегратор
1. Начало эксперимента 20,6 21,2
2. Конец эксперимента 23,4 23,0
Менеджер-администратор
1. Начало эксперимента 16,8 16,4
2. Конец эксперимента 25,5 20,3
Менеджер в сфере ПМ (общий итог)
1. Начало эксперимента 75,3 75,5
2. Конец эксперимента 96,4 87,3
В конце эксперимента через два года ситуация сильно изменилась. Особенно это касается студентов экспериментальной группы. На каждого из них приходилось уже 96,4 баллов. Это на 9,1 баллов выше, чем у студентов контрольной группы (см. таблицу).
Такие, сравнительно большие, изменения в уровне названных выше параметров связаны с личностно-развивающим подходом к осуществлению педагогического процесса в вузе. Особую значимость при этом имеет реализация на практике такого его принципа, как признание индивидуальности обучаемого. Говоря иначе, личностноразвивающее обучение не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Беляков, Б.Н. Подготовка предпринимательской личности в вузе / Б.Н. Беляков, А.И. Зи-кранъ // Личность в системе экономических отношений: сб. материалов / Институт коммерции
МГУК. — Копенгаген-Челябинск, 1998. - С. 41-43.
2. Галочкин, И. Мотивы экономического поведения / И. Галочкин. // Вопросы экономики. — 2004. -№ 6. - С. 123-129.
3. Денисов, В.Т Необходимость и основные направления совершенствования подготовки менеджеров / В.Т. Денисов, Ю.Б. Порошин, Н.А. Назарьева // Развитие системы высшего образования - цивилизованный путь прогресса и реформ в российском обществе: сб. материалов конф. / УрГЭУ - Екатеринбург, 1997. -С. 124-126.
4. Зубаров, Ю.А. Подготовка менеджеров для сферы физической культуры и спорта / Ю.А. Зубарев. - Волгоград: ПРИНТ, 2003. - 320 с.
5. Попова, А.Ф. Алгоритм и стиль экономического образа мышления / А. Ф. Попова // Формирование экономического образа мышления: труды научно-практич. конф. / УралГАФК. - Нью-Йорк-Челябинск, 2003. — С. 78-81.
6. Формирование экономического образа мышления: труды выездной научно-практич. конференции. Нью-Йорк, 14-17 июля 2003 года. - Челябинск: УралГАФК, 2003. - 117 с.