МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Е. Ф. Орехов, Т. В. Михайленко
Проблема развития предпринимательского мышления в сфере предпринимательского менеджмента (ПМ) является весьма актуальной. Это связано с повышением роли субъективного фактора, ростом значимости принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики. Необходимо, чтобы подготовка специалистов в области менеджмента была свободна от сиюминутных конъюнктурных или идеологических соображений и помогала хозяйственной практике объективно оценивать и выбирать оптимальные пути развития.
В экономике существует понятие: «функция полезности управляющего». Эта функция во многом определяется экономическим образом мышления лица, принимающего управленческие решения.
Экономическое мышление - это форма активного отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения людьми экономических знаний и их претворения в сознательной экономической деятельности.
Предпринимательское мышление является особым типом экономического мышления, к основным категориям которого, кроме выбора, внимания и ожидания, мы относим также понимание, представление, предположение, предвидение.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить оптимальные подходы к проектированию педагогической технологии развития предпринимательского мышления в сфере ПМ.
По мнению опрошенных педагогов и студентов одного из вузов спортивной направленности, данный личностно-развивающий подход к обучению способствует наиболее полной реализации принципов: всестороннего развития личности; учета особенностей развития учащихся; связи обучения с жизнью. Сущность данного подхода состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса.
Представленная на рис. 1 модель развития предпринимательского мышления построена в результате обобщения опыта работы Камского государственного института физической культуры и Набережно-Челнинского института экономики, управления и права в области подготовки менеджеров и экономистов.
В личностно-развивающем подходе особую роль играет общение студента с преподавателем. Преподаватель при этом занимается не только обучением, но также воспитанием и развлечением. Мастерство преподавателя, по мнению профессора А.Н.Попова, заключается в умении дозировать развлечение, воспитание и обучение. Благодаря этому и происходит развитие личности (развитие отдельных сущностных качеств и формирование функциональных систем, с помощью которых происходит реализация социально значимых форм поведения) [4].
Данный вывод подтверждается результатами педагогического эксперимента, который проходил в 2001-2003 гг. (в течение двух учебных лет). В состав контрольной и экспериментальной групп вошли студенты специальности «Менеджмент организации». Это были последние два года обучения в Набе-
режно-Челнинском институте экономики, управления и права, специализирующемся на подготовке специалистов по данному направлению в рамках социальной сферы национальной экономики.
Рис. 1. Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров
Состав групп по количеству был равным. В состав экспериментальной и контрольной групп входило по 60 студентов. В начале эксперимента было проведено «персональное тестирование менеджера» по методике, разработанной А.Ф.Поповой [5].
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчеты по данным анкетирования___________________
А В С D
Вопрос Число Вопрос Число Вопрос Число Вопрос Число
1 5 3 3 4 1 2 5
5 1 7 5 8 5 6 3
9 3 13 3 14 3 11 5
10 5 20 1 15 5 12 3
17 1 22 1 19 3 16 5
23 3 24 3 21 5 18 5
Всего А:18 Всего В: 16 Всего С: 22 Всего D: 26
(А+В)/2= 17 (В+С)/2= 19 (С+D)/2= 24,0 (А+D)/2 =22
Р - Производитель Е - Инициатор И - Интегратор А - Администратор
Результаты тестирования студентов были примерно одинаковыми в обеих группах. Они определяют исходные величины (в баллах) четырех параметров личности.
По всем четырем параметрам на начало эксперимента студенты «имели»
Р - производитель, Е - инициатор, И - интегратор, А - администратор,
1 - практики, 2 - студенты На рисунке 2 представлены данные опроса менеджеров-практиков и студентов - будущих менеджеров. Заштрихованная область свидетельствует о резервах роста студентов в качестве специалистов в области менеджмента.
В процессе эксперимента использовались две методики преподавания: традиционная и предлагаемая автором данной работы. По первой осуществлялось обучение контрольной группы, по второй - экспериментальной.
В конце эксперимента через два года ситуация изменилась. Особенно это касается студентов экспериментальной группы. На каждого из них приходилось уже 96,4 балла. Это на 9,1 балла выше, чем у студентов контрольной группы (табл. 2).
Таблица 2
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию
у студентов навыков в сфере предпринимательского менеджмента
Период эксперимента Набранные баллы
Экспериментальная группа Контрольная группа
Менедже р - производитель
1. Начало эксперимента 19,7 20,0
2. Конец эксперимента 24,4 24,7
Менеджер - инициатор
1. Начало эксперимента 18,2 17,9
2. Конец эксперимента 23,1 19,3
Менеджер - интегратор
1. Начало эксперимента 20,6 21,2
2. Конец эксперимента 23,4 23,0
Менедже р - администратор
1. Начало эксперимента 16,8 16,4
2. Конец эксперимента 25,5 20,3
Менеджер в сфере ПМ (общий итог)
1. Начало эксперимента 75,3 75,5
2. Конец эксперимента 96,4 87,3
Такие сравнительно большие изменения в уровне названных выше параметров связаны с личностно-развивающим подходом к осуществлению педагогического процесса в вузе. Особую значимость при этом имеет реализация на практике такого его принципа, как признание индивидуальности обучаемого. Говоря иначе, личностно-развивающее обучение не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков, Б.Н. Подготовка предпринимательской личности в вузе / Б.Н. Беляков, А.И. Зикрань // Личность в системе экономических отношений : сб. материалов / Институт коммерции МГУК. - Копенгаген, Челябинск, 1998. - С. 41-43.
2. Галочкин, И. Мотивы экономического поведения / И. Галочкин // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 123-129.
3. Денисов, В.Т. Необходимость и основные направления совершенствования подготовки менеджеров / В.Т. Денисов, Ю.Б. Порошин, Н.А. Назарьева // Развитие системы высшего образования - цивилизованный путь прогресса и реформ в российском обществе : сб. материалов конф. / УрГЭУ. - Екатеринбург, 1997. - С. 124-126.
4. Попов, А.Н. Развлечение как важная сторона педагогического общения (в порядке постановки вопроса) / А Н.Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. - М. : УРАО, 1998. - С. 35-38.
5. Попова, А.Ф. Алгоритм и стиль экономического образа мышления / А.Ф. Попова // Формирование экономического образа мышления : тр. науч.-практич. конф. / Урал ГАФК. - Нью-Йорк, Челябинск, 2003. - С. 78-81.
6. Попова, А.Ф. Методология и методика подготовки специалистов в школе «Менеджер» / А.Ф. Попова. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. унта, 1993. - 154 с.
7. Формирование экономического образа мышления : тр. выездной на-уч.-практич. конф. Нью-Йорк, 14-17 июля 2003 года. - Челябинск : Изд-во Урал ГАФК, 2003. - 117 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Д. П. Отев
Введение. Происходящие в обществе социально-политические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах его жизнедеятельности. Современный этап развития нашего общества выдвигает на первый план человека с его потребностями, интересами, способностями, индивиду-