2. Конец эксперимента 25,5 20,3
Менеджер в сфере ПМ (общий итог)
1. Начало эксперимента 75,3 75,5
2. Конец эксперимента 96,4 87,3
Такие сравнительно большие изменения в уровне названных выше параметров связаны с личностно-развивающим подходом к осуществлению педагогического процесса в вузе. Особую значимость при этом имеет реализация на практике такого его принципа, как признание индивидуальности обучаемого. Говоря иначе, личностно-развивающее обучение не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков, Б.Н. Подготовка предпринимательской личности в вузе / Б.Н. Беляков, А.И. Зикрань // Личность в системе экономических отношений : сб. материалов / Институт коммерции МГУК. - Копенгаген, Челябинск, 1998. - С. 41-43.
2. Галочкин, И. Мотивы экономического поведения / И. Галочкин // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. - С. 123-129.
3. Денисов, В.Т. Необходимость и основные направления совершенствования подготовки менеджеров / В.Т. Денисов, Ю.Б. Порошин, Н.А. Назарьева // Развитие системы высшего образования - цивилизованный путь прогресса и реформ в российском обществе : сб. материалов конф. / УрГЭУ. - Екатеринбург, 1997. - С. 124-126.
4. Попов, А.Н. Развлечение как важная сторона педагогического общения (в порядке постановки вопроса) / А Н.Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. - М. : УРАО, 1998. - С. 35-38.
5. Попова, А.Ф. Алгоритм и стиль экономического образа мышления /
А.Ф. Попова // Формирование экономического образа мышления : тр. науч.-практич. конф. / Урал ГАФК. - Нью-Йорк, Челябинск, 2003. - С. 78-81.
6. Попова, А.Ф. Методология и методика подготовки специалистов в школе «Менеджер» / А.Ф. Попова. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. унта, 1993. - 154 с.
7. Формирование экономического образа мышления : тр. выездной на-уч.-практич. конф. Нью-Йорк, 14-17 июля 2003 года. - Челябинск : Изд-во Урал ГАФК, 2003. - 117 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Д. П. Отев
Введение. Происходящие в обществе социально-политические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах его жизнедеятельности. Современный этап развития нашего общества выдвигает на первый план человека с его потребностями, интересами, способностями, индивиду-
альностью. В условиях демократического общества, когда человек, его развитие сущностных сил становится основной ценностью, педагогическая наука призвана ориентироваться на безграничное развитие самого человека.
Проблема. Актуальность рассмотрения этих вопросов подтверждает ход реформирования силовых структур государства. Важнейшей составной частью реформы является укрепление нравственных и духовных основ безопасности Российской Федерации и формирование качеств патриота.
Цель нравственного формирования личности курсантов военного вуза заключается в привитии высоких моральных качеств будущего офицера: верность воинскому долгу и присяге, дисциплинированность, боевая активность, боевая стойкость, честность, благородство, товарищеская взаимопомощь и др.
Постановка эксперимента и результаты исследования
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности влияния выполнения педагогических условий на развитие нравственных качеств личности курсантов в образовательном процессе военного вуза позволила установить, что:
1. Нравственному формированию личности курсантов в образовательном процессе военного вуза способствуют педагогические условия: направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, самореализации сущностных сил как признаков нравственности личности; реализация преемственности в нравственном формировании личности; организация взаимосвязи и координирование усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практической.
2. Наилучший результат в развитии нравственных качеств личности дает внедрение в образовательный процесс военного вуза всей совокупности педагогических условий, что позволяет наибольшему количеству курсантов само-реализовать сущностные силы.
□Экспериментальная группа I нтрольная группа
100
80
60
40
20 0
Рис. 1. Результаты исходного замера в контрольной и экспериментальной группах (%)
Исходный замер уровня развития нравственных качеств подтвердил, что задача разработки системы нравственного формирования личности курсантов
47,0 47,2
46,8—17,1
высоким средним низким
0
0
0
0
0
0
военного вуза актуальна. На этапе поискового эксперимента педагогические условия наиболее эффективного развития нравственных качеств целенаправленно не создавались. Результаты проведения исходного замера отражены в рисунке 1.
Так, на высоком уровне нравственной воспитанности в контрольной группе находится на 0,3% курсантов больше, чем в экспериментальной; на среднем уровне - на 0,2% курсантов экспериментальной группы больше, чем в контрольной; на низком уровне - на 0,5% курсантов в контрольной группе меньше, чем в экспериментальной.
Таким образом, из проведенного анализа следует, что результаты исходного замера в экспериментальной группе можно принять за обобщенные результаты в обследуемых группах и использовать эти значения в дальнейшем исследовании.
Итоги поискового эксперимента привели нас к выводу, что реализация всей совокупности педагогических условий нравственного формирования личности обеспечит наибольшему количеству курсантов экспериментальной группы более благоприятные условия (в сравнении с контрольной группой) по показателю выбранного критерия.
В ходе формирующего эксперимента, учитывая выводы предыдущего этапа, в экспериментальной группе реализовывалась вся совокупность педагогических условий. В контрольной группе данные условия целенаправленно не создавались.
Результаты контрольного замера по уровням развития нравственных качеств отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты контрольного замера нравственных качеств
Группы Уровни(%)
Высокий Средний Низкий
ЭГ 27,3 58,6 14,1
КГ 20,0 51,0 29,0
Исследование эффективности развития нравственных качеств по показателю выбранного критерия при внедрении в образовательный процесс как всей совокупности педагогических условий привело к следующим результатам: между исходным и контрольным замерами в экспериментальной группе произошли существенные изменения в развитии нравственных качеств курсантов вследствие внедрения в образовательный процесс педагогических условий осуществления нравственного воспитания. Приведенные рисунок и таблица дают возможность представить, что количество курсантов экспериментальных групп, достигших высокого уровня развития нравственных качеств, составляет 27,3%, что на 10,5% больше их количества на начальном этапе эксперимента. Количество курсантов, находящихся на среднем уровне, ограничено отметкой 58,6%, что указывает на увеличение на 11,6% их количества за период проведения эксперимента. Гораздо меньше курсантов осталось на низком уровне развития нравственных качеств - 14,1% (в сравнении с 36,2%), что дает предположение о результативности предложенной системы нравственного формирования будущих офицеров (количество курсантов, находящихся на низком уровне уменьшилось на 22,1%).
Выводы. Таким образом, из проведенного анализа по результатам исходного замера мы можем констатировать, что между исходным и контрольным замерами произошли существенные изменения в развитии нравственных качеств у курсантов вследствие внедрения в образовательный процесс педагогических условий, необходимых для успешного осуществления нравственного формирования личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоус, В. А. Формирование высокой духовности курсантов военнофизкультурного вуза в условиях реформирования высшей военной школы / В. А. Белоус ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 193 с.
2. Фофанов, А.М. Формирование научного мировоззрения курсантов вуза : (нравственный аспект) : учеб. пособие / А.М. Фофанов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 57 с.
3. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В.Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. -220 с.
4. Воспитательная работа : опыт, организация, методика. Вып. 1. - М. : ГУВР ВС РФ, 1998.
5. Марищук, В.Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 257 с.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ
А.В. Пастушков, М.Н. Савин
Вопрос о применении технических средств в целях совершенствования учебного процесса всегда актуален. Обучение всегда было связано с применением технических средств, которые качественно расширяли возможности приема, передачи и обработки учебной информации.
Современный стрелковый тренажер - это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с персональным компьютером. Существует большое количество тренажеров, позволяющих обучать какой-либо отдельной составляющей выстрела: это тренажеры для обучения изготовке, удержанию оружия, прицеливанию, плавному нажатию на спусковой крючок и т.д. (Поципун А.А., 1987). В отличие от них, стрелковым тренажером в общем случае будем считать устройство, позволяющее полностью имитировать весь процесс выстрела.
Экспериментальные работы, выполненные И.Б. Смирновым (1992) и др., подробно осветили вопросы техники некоторых стрелковых упражнений, в них было предложено включить ряд технических средств срочной информации в тренировочный процесс подготовки спортсменов.
В.А. Ревенко (1990) раскрыл вопросы совершенствования методики обучения стрельбе из пистолета курсантов учебных заведений МВД РФ с использованием технических средств срочной информации.