УДК 373.2
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е.В. Карелина, Н.Н. Королева, Е.А. Солодкова
В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», представлены особенности данного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе при проведении оценочных процедур. Определена также важность его реализации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Авторами предложена модель психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур для детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыт механизм ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации, а также обоснована функциональность модели через конкретизацию поставленных целей.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, модель психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур.
Идеи сопровождения и психолого-педагогического сопровождения активно развиваются в российской системе образования, начиная с 1995 года, и являются актуальными в настоящее время [1]. Сопровождение, прежде всего, связывают с понятием поддержки и определяют его как «обеспечение условий для развития ребёнка, оказание помощи в процессе вхождения в «зону ближайшего развития» [2, с. 9]. Помимо этого, сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающих трудностей, в поиске путей решения актуальных противоречий, встречающихся при организации образовательного процесса, как непрерывный процесс изучения, формирования и создания условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуа-
циях жизненного выбора, обеспеченных командной работой специалистов различных профилей [1]. Основными характеристиками сопровождения, в первую очередь, по отношению к сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выступают его «процессуальность, пролон-гированость, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, осо-бость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность» [4].
Психолого-педагогическое сопровождение самого образовательного процесса можно трактовать как «профессиональную деятельность педагогических работников, нацеленную на помощь и поддержку обучающемуся в его развитии; комплекс взаимосвязанных и целенаправленных педагогических действий, реализуемых в ситуациях личностного развития и развития в ходе образовательного процесса; взаимодействие субъектов сопровождения» [5]. В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей познавательной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития. Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ОВЗ будем понимать «комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно» [6].
Таким образом, можно сформулировать основную цель психолого-педагогического сопровождения, заключающуюся в обеспечении психологического и социального благополучия воспитанников с ОВЗ, охраны прав личности, в том числе и в процессе проведения оценочных процедур. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями, в связи с этим, становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют все участники образовательного процесса.
По отношению к детям с ОВЗ в дошкольной образовательной организации осуществляется специально организованный образовательный процесс, который предполагает осуществление психологического сопровождения и психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ.
Система комплексного сопровождения детей с ОВЗ включает в себя:
1. Сбор информации и составление банка данных о детях с ОВЗ.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
3. Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ.
4. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного взаимодействия.
5. Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
6. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка.
7. Информирование родителей о результатах работы с детьми.
8. Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели.
9. Проектирование последующей работы с детьми.
Данная система нашла свое отражение в адаптированной образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №57 г. Челябинска» (ДОО).
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79) [7]. Также в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2) [7].
Адаптированная образовательная программа (АОП) включает образовательную деятельность в рамках образовательных областей, логопедическую и психологическую коррекцию, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
АОП ДОО создана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и обеспечивает равные возможности для их полноценного развития независимо от ограниченных возможностей здоровья.
Цель данной программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, и для достижения каждым ребенком с ОВЗ позитивных результатов освоения программы.
Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:
1) обеспечить координацию деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур индивидуальных достижений детей с ОВЗ;
2) содействовать успешному прохождению ребенком оценочных процедур, актуа-
лизации его внутренних ресурсов;
3) способствовать созданию благоприятного психологического комфорта в процессе прохождения оценочных процедур;
4) осуществлять психологическую поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе прохождения оценочных процедур;
5) оказывать своевременную консультационную помощь участникам образовательного процесса по конкретным вопросам, связанным с процессом проведения оценочных процедур индивидуальных достижений ребенка.
АОП ДОО предусматривает также психолого-педагогическое сопровождение процесса проведения оценочных процедур индивидуальных достижений ребенка, которое представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий.
Для более успешного создания условий и самого психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур целесообразно разработать определенный механизм, в котором будут обозначены принципы, цель, задачи, основные направления деятельности, а также необходимые условия реализации данного механизма [3]. Именно поэтому в целях реализации практической помощи в ДОО встал вопрос о необходимости разработки модели психолого-педагогического сопровождения процесса проведения процедуры оценивания индивидуальных достижений ребенка, соответствующей требованиям ФГОС ДО и механизма ее реализации.
Под механизмом психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур можно понимать систему последовательной реализации форм деятельности педагога-психолога в интеграции действий всех участников образовательных отношений. Процесс сопровождения осуществляется следующими субъектами образовательного процесса: педагогом-психологом, учителями-логопедами, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, вра-
чом - педиатром, родителями.
Основаниями для создания модели как функциональной системы являются:
Поиск оптимальных подходов к организации эффективного психолого-педагогического сопровождения процедуры оценивания индивидуальных достижений ребенка с ОВЗ.
2. Наличие, хоть и незначительного, несоответствия результатов внутренней и внешней (представителями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оценки индивидуальных достижений детей с ОВЗ.
3. Недостаточный уровень психологической компетентности участников образовательного процесса в вопросах, связанных с организацией и проведением процедуры оценивания детей с ОВЗ.
4. Отсутствие четкой координации действий команды в интересах успешного прохождения детьми процедуры оценивания индивидуальных достижений.
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур индивидуальных достижений детей с ОВЗ представляет собой функциональную систему, включающую шесть взаимосвязанных модулей (рисунок 1):
Положительная динамика уровня успешности прохождения процедуры оценивания индивидуальных достижений каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья
3 С
Оптимальность с оз данных псих о лого-педагогических условий для прохождения оценочных
процедур
1 С
Эффективность использования комплекса технологий (диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и
просветительских)
3 С
Достаточный уровень психолого-педагогической компетентности у участников образовательного процесса - команды специалистов в вопросах организации и проведения
оценочных ггооиепта
Информационный модуль (проведение информационных мероприятий по вопросам организации и специфики оценочных процедур) Пр о филак тич еский модуль (проведение комплекса мероприятий , направленного на охрану психологического здоровья детей с ОВЗ, мотивацию и стимулирование, гарантию успеха, социальной уверенности, снятие тревожности) Консультативный модуль (комплекс мероприятий, направленный на повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам организации и проведения оценочных процедур) J Прогностический модуль (мониторинг возможностей детей с ОВЗ влияющий на результаты оценивания индивидуальных достижений, составление ИМППС для детей требующих особого внимания по подготовке к пр оцедур е оц енивания) _J Kopp осционно-р азвивающий модуль (направленный на индивидуализацию ППС в реализации ИМППС детям, имеющим затруднения в прохождении процедуры) Оценочный модуль (анализ и оценка уровня организации и проведений оценочных процедур, определение уровня психолого -педагогической компетентности ттчастникгт ОШ
Функциональная система модели
Рисунок 1- Модель психолого-педагогического сопровождения процесса проведения оценочных процедур в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья
Информационный модуль предусматривает своевременное информирование педагогом-психологом всех участников образовательных отношений о проведении процедуры оценивания и специфике подготовке детей к ней.
Профилактический модуль включает в себя проведение комплекса мероприятий, направленного на охрану психологического здоровья детей с ОВЗ, мотивацию и стимулирование, гарантию успеха, социальной уверенности, снятие тревожности.
Консультативный модуль в своем содер-
жании ориентирован на повышение психологической компетентности участников образовательных отношений в вопросах организации и проведения процедуры оценивания достижений детей с ОВЗ.
Прогностический модуль предусматривает проведение мониторинга возможностей детей, требующих особого внимания, и влияющий на результаты оценивания индивидуальных достижений, составление индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения (ИМППС) для данных детей по подготовке к процедуре оценивания
(в рамках функционирования психолого-ме-дико- педагогического консилиума ДОО).
Коррекционно-развивающий модуль, направленный на индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения в реализации ИМППС детям, имеющим затруднения в прохождении процедуры.
Оценочный модуль позволяет провести объективный анализ и оценку уровня организации и проведений оценочных процедур, определение уровня психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
Таким образом, разработанная модель является функциональной, потому что основана на последовательном цикле психолого-педагогического сопровождения, направленного, в свою очередь, на достижение поставленной цели через ее конкретизацию:
- достаточный уровень психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса в вопросах организации процедуры оценивания;
- эффективность использования комплекса технологий (диагностических, кор-рекционно-развивающих, профилактических, организационных, просветительских);
- оптимальность созданных психолого-педагогических условий для прохождения детьми с ОВЗ оценочных процедур индивидуальных достижений;
- положительная динамика индивидуальных достижений детей, уровня успешности прохождения каждым ребенком с ОВЗ процедур оценивания достижений.
И как результат реализации модели, на наш взгляд, можно считать минимизацию показателей психологических затруднений, выявленных в процессе проведения оценочных процедур достижений детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: р8усЬНЬ.ги/т§рри/Ы1;/Ы1;-001-.Ыт#$р1 (Дата обращения 15.04.2018).
2. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение
[Текст] : учебное пособие для СПО / отв. ред. Л. В. Байбородова. - 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2018. - 413 с. - Серия: Профессиональное образование.
3. Костюченкова, О. Е. Модель психолого-педагогического сопровождения процедур оценивания результатов индивидуальных достижений обучающихся [Текст] / О. Е. Костюченкова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016. -№1. - С.15-19.
4. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/35291917-Psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-subektov-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 30.03.2018).
5. Раскалинос, В. Н. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Электронный ресурс] / В. Н. Рас-калинос. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/psihologo-peda gogicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-protsessa (Дата обращения 10.04.2018).
6. Саввиди, М. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / М. И. Сав-види, И. А. Истомина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum. ru/2015/1174/13918 (Дата обращения 15.04.2018).
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/docume nt/70291362/para graph/158:1 (дата обращения: 25.03.2018).
References
1. Bityanova, M. R. Organizatsiya psi-hologicheskoy raboty v shkole / M. R. Bityanova. - [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001 -.htm#$p1 (Data obrashcheniya 15.04.2018).
2. Dopolnitel'noe obrazovanie detey. Psi-hologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie [Tekst] : uchebnoe posobie dlya SPO / otv. red. L. V. Bayborodova. - 2-oe izd., ispr. i dop. - M.:
Izdatel'stvo Yurayt, 2018. - 413 s. -Seriya: Pro-fessional'noe obrazovanie.
3. Kostyuchenkova, O. E. Model' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya protsedur otsenivaniya rezul'tatov individual'nyh dosti-zheniy obuchayushchihsya [Tekst] / O. E. Kostyuchenkova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya -2016. - №1. - S.15-19.
4. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie sub"ektov inklyuzivnogo obrazovaniya [El-ektronniy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/35291917-Psihologo-peda-gogicheskoe-soprovozhdenie-subektov-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (data obrash-cheniya: 30.03.2018).
5. Raskalinos, V. N. Psihologo-pedagog-icheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa [Elektronniy resurs] / V. N. Raska-linos. - Rezhim dostupa: https://cyber-leninka.ru/article/n/psihologo-pedagoicheskoe-soprovozhdenie-obrazovatelnogo-protsessa (Data obrashcheniya 10.04.2018).
6. Savvidi, M. I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / M. I. Savvidi, I. A. Istomina [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa:https://www.scienceforum.ru/2015/ 1174/13918 (Data obrashcheniya 15.04.2018).
7. Federal'niy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ \"Ob obrazovanii v Rossiyskoy Feder-atsii\" [Elektronniy resurs]. - Rezhim dostupa:
http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/para graph/158:1 (data obrashcheniya: 25.03.2018).
Сведения об авторах
Карелина Елена Владимировна - заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №57 г. Челябинска», г. Челябинск
Королева Нина Николаевна - старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №57 г. Челябинска», г. Челябинск
Солодкова Екатерина Александровна -
начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Karelina E. V. - Head of Kindergarten №57, Chelyabinsk
Koroleva N. N. - Kindergarten Teacher kindergarten of Kindergarten №57, Chelyabinsk
Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk