Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов'

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Синицына

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов»

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Н. В. Синицына, психолог ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

Главной задачей среднего профессионального образования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в соответствии с ценностными ориентациями, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах. Поэтому основными категориями профессионального образования являются

профессиональное становление личности и готовность к профессиональной деятельности.

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем объясняется понятием «профессиональное самоопределение».

Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»:

-А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, вы-

94

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

ражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация» и «самоо-существление».

- Е. А. Климова понимает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

- Н. С. Пряжников постоянно подчеркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Обосновал содержательно процессуальную модель:

- осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки;

- ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;

- общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели;

- определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;

- информирование о местах трудоустройства;

- представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

С целью изучения уровня сформированно-сти профессионального самоопределения в техникуме среди студентов выпускных групп было проведено социологическое исследование «Изучение удовлетворенности студентов профессиональным образованием: 49 % респондентов высказали сомнение в том, что занятия и общение в техникуме способствуют более успешному вхождению в социальную среду, более уверенному и свободному поведению в различных жизненных ситуациях, 47 °% выпускников были не согласны с тем, что учеба в техникуме обе-

МОТИВАЦИЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ

СПОСОБНОСТИ

ЭФФЕКТИВНОЕ

РАЗРЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ЛИЧНОСТНАЯ -4 МОТИВАЦИЯ

АКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ

АДАПТАЦИЯ К СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ

Рис. 1. Модель специалиста, востребованного на рынке труда «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014 ----------------------

спечивает хорошую подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили педагогическому коллективу техникума прийти к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студента — это сознательно организуемый и управляемый процесс и необходимо искать эффективные средства формирования будущего специалиста, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, что требует адекватного данным явлениям психолого-педагоги-ческого сопровождения.

ФГОС дает представление о модели специалиста, востребованного на рынке труда (рис. 1), личностных качеств, которые необходимо сформировать у будущего специалиста, позво-

ляет осознать, что суть идеи психолого-педаго-гического сопровождения профессионального самоопределения — комплексный подход к решению проблем развития обучающихся. Понимание сопровождения как деятельности субъ-ект-субъектной ориентации позволил нам через систему мероприятий профессионального воспитания интенсифицировать у студентов процессы самопознания, саморазвития, творческой самореализации.

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся КузТАГиС (рис. 2) состоит из 2 больших блоков — профессиональное обучение; профессиональное воспитание с активными методами психолого-педагогической поддержки.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ

РАБОТА

КУРС КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ

СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ТРЕНИНГ

ДОСУГОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

КузТАГиС

ЛИЧНОСТНАЯ

ДИАГНОСТИКА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

ПРАКТИКА

КУРС АДАПТАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБУЧЕНИЕ

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

СИСТЕМА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

Рис. 2. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся КузТАГиС 96 ----------------------------- «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014

Это деление не абсолютно, поскольку многие педагогические действия являются одновременно и воспитательными.

Психолого-педагогическое сопровождение в нашем профессиональном образовательном учреждении начинается с допрофессиональ-ной подготовки будущих абитуриентов, которая направлена на ознакомление обучающихся общеобразовательных учреждений области с разнообразными видами профессиональной деятельности, и формирования у них интереса к овладению профессиональными знаниями и умениями.

Программа курса адаптации для первокурсников реализуется в техникуме в течение первой недели, нацелена на осуществление комплекса организационных и психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной социально-профессиональной адаптации студентов к образовательной среде техникума и будущей профессиональной деятельности. Направления работы:

- формирование у студентов осознания сущности и социальной значимости выбранной профессии;

- создание условий для формирования у студентов умений организации учебной, досуговой и бытовой деятельности;

- предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с переходом в новую образовательную среду;

- формирование у первокурсников способов интерактивного взаимодействия;

- содействие профессионально-личностному росту студента.

Разработанные и апробированные в течение четырех лет курсы «Этика делового общения», «Социально-психологический тренинг», «Культура здоровья» позволили обеспечить готовность выпускников к успешной адаптации к условиям рынка труда, эффективной реализации профессиональной карьеры, повысить их конкурентоспособность, сформировать навыки уверенного поведения в развивающихся социально-экономических условиях.

Досуговая деятельность в техникуме многомерна и вбирает в себя времяпрепровождение обучающихся с использованием ресурсов таких масштабных феноменов, как спорт, туризм, прикладное творчество, техническое моделирование, рисование, игровая, танцевальная, театральная деятельность. Становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация в образовательной среде техникума —

необходимые условия обогащения пространства социализации и саморазвития личности.

Производственная практика направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, получение ими практических навыков и компетенций, а также на приобретение опыта самостоятельной работы в профессиональной деятельности. На практике студенты совмещают самообразование с работой по специальности. При прохождении производственной практики обучающийся решает профессиональные задачи и происходит идентификация себя как профессионала.

Наиболее эффективные формы взаимодействия работодателя и учреждения профессионального образования — заявки предприятий в учебное заведение на подготовку специалистов определенного профиля, прохождение на предприятии работодателя учебной и производственной практик. Работодатель и наше учреждение профобразования взаимодействуют при подготовке и проведении совместных мастер-классов, практических семинаров, конкурсов различного уровня и деловых игр. Совместно организованные ярмарки вакансий и профессиональные форумы позволяют студентам, думающим о профессиональной карьере, получить информацию об интересующих их рабочих местах и перспективах овладения профессиональными компетенциями.

Реализация разработанной психолого-педа-гогической модели сопровождения обучающихся КузТАГиС обеспечивает хорошую подготовку к профессиональной деятельности и успешному вхождению в социальную среду выпускников техникума. Подтверждением сказанного является проведенное социологическое исследование «Изучение удовлетворенности профессиональным образованием» среди студентов выпускных групп (2013/14 учебного года): 86 °% респондентов уверены в том, что занятия и общение в техникуме способствуют более успешному вхождению в социальную среду, более уверенному и свободному поведению в различных жизненных ситуациях, 82 °% выпускников полностью согласны с тем, что учеба в техникуме обеспечивает подготовку к будущей профессиональной деятельности.

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Aсademia, 2005. — 304 с.

2. Кутугина В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях. — URL: http://scienceeducation.ru/12-270.

3. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 2001. — 96 с.

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.