МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Н. В. Синицына, психолог ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово
Главной задачей среднего профессионального образования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в соответствии с ценностными ориентациями, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах. Поэтому основными категориями профессионального образования являются
профессиональное становление личности и готовность к профессиональной деятельности.
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем объясняется понятием «профессиональное самоопределение».
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»:
-А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, вы-
94
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014
ражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация» и «самоо-существление».
- Е. А. Климова понимает самоопределение как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.
- Н. С. Пряжников постоянно подчеркивал неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Обосновал содержательно процессуальную модель:
- осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки;
- ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
- общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели;
- определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
- информирование о местах трудоустройства;
- представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
С целью изучения уровня сформированно-сти профессионального самоопределения в техникуме среди студентов выпускных групп было проведено социологическое исследование «Изучение удовлетворенности студентов профессиональным образованием: 49 % респондентов высказали сомнение в том, что занятия и общение в техникуме способствуют более успешному вхождению в социальную среду, более уверенному и свободному поведению в различных жизненных ситуациях, 47 °% выпускников были не согласны с тем, что учеба в техникуме обе-
МОТИВАЦИЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
ЭФФЕКТИВНОЕ
РАЗРЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ЛИЧНОСТНАЯ -4 МОТИВАЦИЯ
АКТИВНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ
АДАПТАЦИЯ К СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ
Рис. 1. Модель специалиста, востребованного на рынке труда «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014 ----------------------
спечивает хорошую подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Результаты проведенного исследования позволили педагогическому коллективу техникума прийти к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студента — это сознательно организуемый и управляемый процесс и необходимо искать эффективные средства формирования будущего специалиста, готового к саморазвитию и самосовершенствованию, что требует адекватного данным явлениям психолого-педагоги-ческого сопровождения.
ФГОС дает представление о модели специалиста, востребованного на рынке труда (рис. 1), личностных качеств, которые необходимо сформировать у будущего специалиста, позво-
ляет осознать, что суть идеи психолого-педаго-гического сопровождения профессионального самоопределения — комплексный подход к решению проблем развития обучающихся. Понимание сопровождения как деятельности субъ-ект-субъектной ориентации позволил нам через систему мероприятий профессионального воспитания интенсифицировать у студентов процессы самопознания, саморазвития, творческой самореализации.
Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся КузТАГиС (рис. 2) состоит из 2 больших блоков — профессиональное обучение; профессиональное воспитание с активными методами психолого-педагогической поддержки.
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
РАБОТА
КУРС КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ
ДОСУГОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
КузТАГиС
ЛИЧНОСТНАЯ
ДИАГНОСТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ПРАКТИКА
КУРС АДАПТАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
СИСТЕМА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ
Рис. 2. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся КузТАГиС 96 ----------------------------- «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 3 (42) 2014
Это деление не абсолютно, поскольку многие педагогические действия являются одновременно и воспитательными.
Психолого-педагогическое сопровождение в нашем профессиональном образовательном учреждении начинается с допрофессиональ-ной подготовки будущих абитуриентов, которая направлена на ознакомление обучающихся общеобразовательных учреждений области с разнообразными видами профессиональной деятельности, и формирования у них интереса к овладению профессиональными знаниями и умениями.
Программа курса адаптации для первокурсников реализуется в техникуме в течение первой недели, нацелена на осуществление комплекса организационных и психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной социально-профессиональной адаптации студентов к образовательной среде техникума и будущей профессиональной деятельности. Направления работы:
- формирование у студентов осознания сущности и социальной значимости выбранной профессии;
- создание условий для формирования у студентов умений организации учебной, досуговой и бытовой деятельности;
- предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с переходом в новую образовательную среду;
- формирование у первокурсников способов интерактивного взаимодействия;
- содействие профессионально-личностному росту студента.
Разработанные и апробированные в течение четырех лет курсы «Этика делового общения», «Социально-психологический тренинг», «Культура здоровья» позволили обеспечить готовность выпускников к успешной адаптации к условиям рынка труда, эффективной реализации профессиональной карьеры, повысить их конкурентоспособность, сформировать навыки уверенного поведения в развивающихся социально-экономических условиях.
Досуговая деятельность в техникуме многомерна и вбирает в себя времяпрепровождение обучающихся с использованием ресурсов таких масштабных феноменов, как спорт, туризм, прикладное творчество, техническое моделирование, рисование, игровая, танцевальная, театральная деятельность. Становление позитивного отношения к досугу, рациональная его организация в образовательной среде техникума —
необходимые условия обогащения пространства социализации и саморазвития личности.
Производственная практика направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, получение ими практических навыков и компетенций, а также на приобретение опыта самостоятельной работы в профессиональной деятельности. На практике студенты совмещают самообразование с работой по специальности. При прохождении производственной практики обучающийся решает профессиональные задачи и происходит идентификация себя как профессионала.
Наиболее эффективные формы взаимодействия работодателя и учреждения профессионального образования — заявки предприятий в учебное заведение на подготовку специалистов определенного профиля, прохождение на предприятии работодателя учебной и производственной практик. Работодатель и наше учреждение профобразования взаимодействуют при подготовке и проведении совместных мастер-классов, практических семинаров, конкурсов различного уровня и деловых игр. Совместно организованные ярмарки вакансий и профессиональные форумы позволяют студентам, думающим о профессиональной карьере, получить информацию об интересующих их рабочих местах и перспективах овладения профессиональными компетенциями.
Реализация разработанной психолого-педа-гогической модели сопровождения обучающихся КузТАГиС обеспечивает хорошую подготовку к профессиональной деятельности и успешному вхождению в социальную среду выпускников техникума. Подтверждением сказанного является проведенное социологическое исследование «Изучение удовлетворенности профессиональным образованием» среди студентов выпускных групп (2013/14 учебного года): 86 °% респондентов уверены в том, что занятия и общение в техникуме способствуют более успешному вхождению в социальную среду, более уверенному и свободному поведению в различных жизненных ситуациях, 82 °% выпускников полностью согласны с тем, что учеба в техникуме обеспечивает подготовку к будущей профессиональной деятельности.
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Aсademia, 2005. — 304 с.
2. Кутугина В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях. — URL: http://scienceeducation.ru/12-270.
3. Пряжников Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 2001. — 96 с.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 3 (42) 2014
97