компании существенно упрощается. В сравнении с лучшими практиками в университете постепенно создастся собственная система постоянного совершенствования.
Библиографический список
1. Гуннар З., Штефан К. Бенчмаркинг. Руководство для практиков. - М.: КИА центр, 2006. -128 с.
2. Кобаяси И. 20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях. - М.: Стандарты и качество, 2006. - 248 с.
3. Кэмп Р. Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2004. - 416 с.
4. Стариков В.В. Бенчмаркинг - путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. -2006. - №>4. - С. 11-14.
5. Dervitsiotis K.N. Benchmarking and business paradigm shifts // Total Quality Management. -
2000. - №> 11. - P. 41-46.
6. Jackson N. Benchmarking in UK HE: An overview // Quality Assurance in Education. -
2001. - Vol. 9. - №> 4. - P. 218-235.
7. Karjalainen A., Kuortti K. & Niinikoski S. Creative Benchmarking. University of Oulu & Finnish Higher Education Evaluation Council. -University Press of Oulu, 2002.
8. Pepper D., Webster. F. and Jenkins. A. Benchmarking in geography: some implications for assessing dissertation in the undergraduate curriculum // Journal of Geography in Higher Education. - 2001. - Vol. 25. - №> 1. - P. 23-35.
9. Price I. A Plain Person’s Guide to Benchmarking. Special Report of the Unit for Facilities Management Research. - Sheffield: Sheffield Hallam University, 1994.
УДК 371.3
Кукушкина Любовь Анатольевна
Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ
В статье рассматривается модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов. Определяются и характеризуются взаимосвязанные компоненты модели (концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный).
Ключевые слова: процесс, социальное самоопределение, профильные юридические классы, модель, принципы, функции, методы, формы, компоненты.
Эффективность преобразований, происходящих в социально-экономической сфере общества, в значительной степени зависит от готовности учащихся старших классов делать взвешенный выбор будущей профессиональной деятельности. Требуются качественно новые подходы к деятельности всех государственных и негосударственных институтов занимающихся проблемами образования, педагогическим обеспечением социальной практики, социальной адаптации подростка к будущей профессиональной деятельности.
Моделирование как метод исследования в настоящее время получил широкое распространение в различных научных областях и направлениях.
В настоящее время все чаще применяется модельное представление сложных объектов.
Например, А.Г. Асмолов рассматривает модель как универсальный способ познания, как язык науки будущего [1, с. 1-13].
Модель - это условный образ объекта. Она служит для выражения отношения между человеческими знаниями об объекте и самим объектом, является одной из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой и должна отражать структуру и функционирование объекта. «Ценность моделирования не в его всеохватности, а в выделении существенного в изучаемом объекте» [4]. В модели воплощается передовая практика, одновременно модель служит средством изучения и совершенствования этой практики. Модель проверяется на опыте, в результате этой проверки она уточняется, и создаются предпосылки для построения модели более высокого порядка.
В педагогической науке существует мнение, что «содержание педагогики как науки является изучение методов построения оптимальных педагогических систем» [2, с. 3-11].
Благодаря моделированию, педагогический процесс становится технологичным, четким и системным. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса, действий и состояний его участников.
Под моделью процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов мы понимаем, описание рассматриваемого процесса с выделением отдельных структурных единиц и связей между ними как единой системы допрофессиональной подготовки старшеклассников по юридическому профилю.
Основываясь на нашем понимании социального самоопределения учащихся профильных юридических классов - как многоуровневого, противоречивого процесса, зависящего от объективных и субъективных факторов, от внешних и внутренних социальных ресурсов. Он предполагает осознание старшеклассником своей роли в единой общности социальных отношений. Включенность в эту систему происходит на основе сформированных интересов и потребностей человека. Это сложный процесс, который рассматривается как форма социализации и самоорганизации человека, с другой стороны он может выступать результатом педагогического воздействия и организации деятельности различных социальных институтов.
Предлагаемая нами модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: концептуального, целевого, содержательного, процессуального.
Назначение концептуального компонента модели состоит в том, что бы объяснить сущность системных изменений, конкретизировать общий замысел развития системы, выявить совокупность взглядов, подходов и принципов.
Принцип гуманизации. Формирует у учащегося общечеловеческие воззрения. Развивает в нем чувства гражданственности, социальной ответственности, предполагает ориентацию на профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализацию личностного потенциала, ини-
циативы и активности, самостоятельности в принятии решений, творческой самореализации.
Принцип интеграции. Суть данного принципа заключается в том, что благодаря идентификации (самоотождествления) и обособлению (выделению себя из общего) индивидуум, взаимодействия с другими людьми и социальными группами, в процессе разнообразной деятельности, избирательно, а главное - самостоятельно, формирует свою систему личностных смыслов. Данный принцип способствует включенности старшеклассников профильных юридических классов в правовую культуру.
Принцип системности. Суть его в том, что благодаря образованной цепочке тесно связанных между собой и взаимообусловленных актов обучения, воспитателя, процесс социального самоопределения протекает более гладко и обеспечивает лучшие результаты.
Принцип субъектности. Требует ориентации всей системы профессионального становления личности на создание условий для развития ее профессиональной компетентности и творческой самореализации.
Принцип преемственности. Может быть определен как последовательная, непрерывная связь между разными элементами педагогического влияния на личность на разных ступенях ее развития, а так же взаимосвязь отдельных этапов воспитания и обучения старшеклассников профильных юридических классов.
Принцип проблематизации. Изменение роли и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый не воспитывает, не преподает, но актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения старшеклассником, для самостоятельного обнаружения и постановки им общественно значимых проблем и задач.
Согласно современным представлениям, можно выделить следующие функции процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов: образовательную, социализирующую, развивающую, профориентационную.
Образовательная функция - реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей, опыта творческой деятельности.
Социализирующая функция - выражается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социального приемлемого поведения.
Развивающая функция - представляют собой развитие свойств личности, логических приёмов, познавательной активности, интересов, способностей.
Профориентационная функция - направлена на формирование профессиональных навыков ученика, развитие его конкурентоспособности, информирование учащихся о востребованных профессиях, проведение целенаправленной работы по развитию интереса к ним.
Исходя из общих принципов, функций процесса социального самоопределения, направленных на создание условий для максимального раскрытия внутренних ресурсов, личностного потенциала каждого старшеклассника профильного юридического класса, их включенность в процесс допрофессиональной подготовки помогает приобрести социальный опыт, расширить индивидуальную и социальную компетентность, сформировать представления о выбранном профиле профессиональной деятельности.
Целевой компонент модели является системообразующим и ориентируется на понимание профессиональной подготовки юристов, как развитие глубоких личностных структур будущих специалистов в правовой сфере: его убеждений, ценностей, мотивов.
Целью данного компонента является социальное самоопределение учащихся профильных юридических классов, формирование у них осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи: формирование мотивационноличностного аспекта учащихся к поступлению в профильные профессиональные образовательные учреждения; актуализация понимания сущности юридической деятельности, ее роли и место в обществе, в жизни каждого человека; удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, профессиональном, социальном развитии учащихся; определение содержания социального самоопределения учащихся профильных юридических классов; организация педагогического процесса в профильном юридическом классе по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов.
Содержательный компонент строится исходя из того, что во-первых социальное самоопределение учащихся - это специально организованный процесс. Направление данной деятельности связано с реализацией педагогических условий, исполнением конкретной комплексной программы по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, оказание помощи старшеклассникам в осознании и решении собственных проблем, в формировании отношения к избираемой профессиональной деятельности; во-вторых, с моральной и социальной сторон, чтобы, как отмечает Е.А.Климов, осуществить выбор профессии надо хорошо знать, из чего следует выбирать, хорошо ориентироваться в мире всех обстоятельств, которые нужно учитывать, чтобы этот выбор приносил удовлетворение личности, иметь возможность сделать такой выбор сознательно, быть компетентным в мире профессий [3].
В процессе формирования содержательного компонента модели используется система методов, форм и средств.
Методом обучения. Выделяют три основные группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Они классифицируются: - по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесные, наглядные, практические); - по логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные); - по степени самостоятельности мышления (репродуктивные, проблемно-поисковые); - по степени управления учебной работой (под руководством преподавателя, самостоятельная работа учащихся); 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности, имеют следующую классификацию: - методы стимулирования интереса к учению (познавательных игр, учебных дискуссий, создание эмоционально-нравственных ситуаций, организационно-деятельностные игры); - методы стимулирования ответственности и долга (убеждения в значимости учения, предъявления требований, поощрения и наказания); 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, классифицируются на: - методы устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты и экзамены); - методы письменного контроля и самоконтроля (письменные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены); - методы практичес-
кого контроля и самоконтроля (машинный контроль, контрольно-лабораторный контроль).
Использования метода обучения в процессе учебной и внеучебной деятельности по формированию социального самоопределения учащихся профильных юридических классов дает нам возможность помочь старшеклассникам накопить определенный опыт по профессиональноправовым знания, сформировать умения работать с нормативно-правовыми документами, приобрести навыки во взаимодействии в правовой системе
Метод воспитания. Общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение метода воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.
Данный метод помогает сформировать у будущих специалистов в области юриспруденции дисциплинированность, высокий уровень ответственности, быть физически, психологически, социально готовым к выполнению профессионального и общественного долга.
Метод диагностики. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для учащегося.
Данный метод стимулирует у старшеклассника осознания последствий своих решений, особенностей соотношения личностных ресурсов с общественными потребностями, сравнение профессиональных требований в области юриспруденции со своими возможностями.
Метод просвещения. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на обеспечение учащихся знания-
ми, необходимыми для адекватного выбора профиля обучения и пути дальнейшего образования.
Мы выделяем следующие формы просветительской деятельности: работа со справочной литературой; работа с информационно-поисковыми системами; встречи учащихся с сотрудниками силовых структур, специалистами судебной системы, сотрудниками нотариальных и адвокатских коллегий (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии); познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; систематические профориентационные учебный занятия; учебные фильмы и видеофильмы.
Метод профориентации - сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их значении для страны, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Метод профориентации включает в себя: ознакомление старшеклассников и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Данный метод формирует у старшеклассников мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих возможностей; оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его способностям, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Метод профориентации для учащихся профильных юридических классов выступает важным этапом в их социальном и профессиональном самоопределении, а так же помогает в приобретении ими профессионально значимых качеств и свойств личности.
Метод социально-педагогического сопровождения. Данный метод допускает включение старшеклассника в ситуации, требующие воле-
вого усилия для преодоления противоречивого воздействия социума или изменения ранее сложившихся убеждений и стереотипов поведения.
Использование разнообразных методов обучения происходит в процессе применения разнообразных форм обучения в их преемственности и взаимосвязи.
В содержательном компоненте модели средства выступают, как элементы организации процесса социального самоопределения. Программное обеспечение учебной и внеаудиторной деятельности, основывается на разработке программ в соответствии с требованиями стандарта и учебным планом направления; кадровое обеспечение - формируется из высоко квалифицированных специалистов в области гуманитарных, естественно-научных и профессиональных дисциплин, специалистов практиков; административные условия; экономические и технические составляющие, учебный процесс построен с соблюдением требований Госта и не нарушает обще принятых принципов построения данного процесса, занятия проводятся на базе юридического факультета и использованием наглядных и интерактивных средств обучения.
Процессуальный компонент исследуемой модели предусматривает последовательность трех этапов процесса социального самоопределения - актуализации профильного социального самоопределения учащихся, информирование
учащихся о выбранном ими юридическом профиле, готовность учащихся к выполнению определенных социальных, профессиональных задач.
Таким образом, созданная модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов включает основные свойства системы: она является целостной, т.к., предполагает единство и взаимосвязь всех компонентов системы (концептуального, целевого, содержательного и процессуального), что обеспечивает ей устойчивое функционирование. Завершив характеристику модели процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, мы делаем вывод о том, что успешная реализация модели связана с созданием на практике ряда педагогических условий.
Библиографический список
1. АсмоловА.Г. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. - 1992. - № 1. - С. 1-13.
2. АтутовП.Р. Концепция формирования технологии культуры молодежи в общеобразовательной культуро-сообразной школе России // Школа и производство. - 1993. - № 1. - С. 3-11.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996. - 256 с.
4. Симоненко В.Д. Педагогические основы профессиональной ориентации учащихся школ-интернатов. - Брянск, 1997. - 97 с.