Научная статья на тему 'Модель процесса формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку'

Модель процесса формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / POLYCULTURAL COMPETENCE / MODEL OF PROCESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Раскрываются такие основные понятия, как: педагогическая модель, поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования поликультурной компетентности у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьянова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PROCESS OF FORMING STUDENTS POLYCULTURAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the problems of forming polycultural competence among higher educational establishments students while teaching a foreign language. The fundamental notions such as polycultural competence, model of process are unveiled in the article. The principles, methods, forms and means of teaching and building of polycultural competence are verified. Some pedagogical conditions contributing to forming of the appropriate quality are suggested.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку»

Источники и литература

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Выживание (факторы и механизмы) [Текст]// М.: МПСИ, МОДЭК, 2005. 368 с.

2. Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибутики [Текст] // Вестник Моск.ун-та. Сер.14: Психология. 2006. № 1. С. 71-81.

3. Налчаджан А. Атрибуция, диссонанс и

социальное познание [ Текст]// М.: Когито-Центр, 2006. 439 с.

4. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] // СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. [Текст]// М.: Мастера психологии, 2004. 864 с.

Aleksandrova L.Y. PRECONCEPTION IN A CAUSAL ATTRIBUTION

The article reveals the content and the factors of forming causal attribution, and the role of preconception in it. All the types of preconception are compared with certain traits of person?s character. They underline the destructive effect of unfavourable attribution and the necessity of development of the neutral causal attribution.

Key words: theory of attribution, causal attribution, preconception, types of preconception.

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна родилась в 1973 г., окончила Нижегородский государственный педагогический университет (1995), канд. пед. наук (2002), доцент кафедры коммерции и менеджмента Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 70 научных работ.

УДК 37.035

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т.Ю. Гурьянова

В статье рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Раскрываются такие основные понятия, как: педагогическая модель, поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования поликультурной компетентности у студентов вуза.

Ключевые слова: педагогическая модель, поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности.

Методом моделирования называется такой научный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Это один из существенных способов познания, когда изучение того или иного объекта производится с помощью изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного первому, с последующим переносом на первый объект результатов изучения второго. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели.

Метод моделирования служит трем целям. Эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых знаков, построения новых теорий и интерпретации полученных данных. Вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей. Экспериментальной - для решения проблем эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования теми или иными моделями [2, 66-67].

Модель отражает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта:

- конструирование модели;

- экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

- сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала;

- обнаружение расхождений между ними;

- корректировку модели;

- интерпретацию полученной информации, объяснение обнаруженных свойств, связей; практическую проверку результатов моделирования. Необходимость построения педагогической модели формирования поли-культурной компетентности студентов вуза была продиктована тем, что педагогическая модель представляет процесс как систему, обосновывает и раскрывает его внутреннюю структуру, отражающую единство его элементов, их взаимосвязь.

При разработке модели мы принимали во внимание следующие основные положения: 1) процесс формирования поликультур -ной компетентности студентов осуществляется в системе вуза, а значит, является педагогической подсистемой; 2) данный процесс необходимо рассматривать не только как обязательную составляющую образовательной системы вуза, но и как часть непрерывного поликультурного образования; 3) как и любое системное образование, процесс формирования поликультурной компетентности студентов требует выявления и рассмотрения его компонентов.

Процесс формирования поликультурной компетентности студентов вуза в ходе обучения иностранному языку - это совокупность находящихся в единстве структурных и функциональных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности студента - поликультурную компетентность.

Модель процесса формирования поли-культурной компетентности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку включает в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и результат. Это и есть образующие систему компоненты. Они взаимодействуют, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Основной целью модели является формирование поликультурной компетентности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Высокоразвитое умение осуществлять взаимодействие с представителями других культур обязательно предполагает овладение студентами комплексом языковых, поликультурных знаний, умение применять их на практике, проявляя толерантность, уважение, такт по отношению к

инокультурному собеседнику. Поэтому мы выдвинули следующие задачи, помогающие добиться выдвинутой цели:

1) диагностика уровней сформирован-ности поликультурной компетентности студентов;

2) учет своеобразия формирования поликультурной компетентности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку;

3) вооружение студентов системой поли-культурных знаний;

4) развитие высоконравственной мотива -ции поступков, поведения в поликультурном обществе;

5) формирование эмоционально-ценностного отношения к особенностям разных культур и их представителям;

6) воспитание поликультурных качеств;

7) вооружение системой поликультурных умений и навыков;

8) формирование опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Решение вышеуказанных задач было осуществлено на основе реализации общепедагогических принципов: гуманизации образовательного процесса, личностной ориентации, системности и последовательности, сознательности и творческой активности, научности, связи обучения с жизнью, положительного эмоционального фона обучения, контекстности.

Дисциплину «Иностранный язык» можно рассматривать в полной мере как фактор формирования поликультурной компетентности у студентов вуза, позволяющий реализовать задачи по вооружению студентов знаниями о сущности поликультурной компетентности о качествах поликультурной личности; формировать систему поликуль-турных знаний; развивать эмоционально -ценностное отношение к представителям иных культур.

При определении содержания обучения иностранному языку для формирования поликультурной компетентности мы исходили из требований Государственных образовательных стандартов по иностранному языку, а также типовых учебных программ по иностранным языкам для неязыковых специальностей вузов.

С целью формирования поликультурной компетентности студентов вуза особое внимание было обращено на такие компоненты содержания обучения, выделенные в стандартах, как:

• сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, тексты, коммуникативные и социальные роли;

• поликультурные знания в следующих областях:

1) повседневная жизнь: питание, время приема пищи, поведение за столом, досуг, чтение;

2) условия проживания: уровень жизни, региональные, классовые и этнические особенности;

3) межличностные отношения: семейные отношения, отношения между представителями разных поколений и т.д.

4) система ценностей, убеждений и отношений: благосостояние, семейные традиции;

5) правила этикета: пунктуальность, подарки, одежда, продолжительность визита, прощание, уход; выполнение ритуалов: рождение, бракосочетание, похороны;

• специальные навыки и умения, необходимые для формирования поликультурной компетентности:

- умение соотносить свою и иноязычную культуру, находить сходство;

- умение воспринимать различия культур как норму сосуществования в современном поликультурном мире;

- умение положительно оценивать различия и многообразие культур;

- умение распознавать, воспринимать и позитивно относиться к проявлениям иной культуры;

- умение гибко использовать различные стратегии для установления контакта с представителями других культур;

- умение устранять недопонимание и конфликтные ситуации, вызванные меж-культурными различиями;

- умение преодолевать сформировавшиеся стереотипы поведения;

- умение адекватно использовать формулы речевого этикета;

- умение пользоваться своими правами, не нарушая, при этом, прав других людей;

- умение воспринимать стереотипы поведения как подражание культурному образцу;

- умение адекватно реагировать на речевой и неречевой коды своего собеседника;

- умение принимать других людей как значимых и ценных;

- умение представлять свою страну и ее культуру, предвосхищая возможные недопонимания и снимая их с помощью адекватных средств речевого взаимодействия;

- умение конструктивно отстаивать собственные позиции, не унижая других и не попадая в зависимость от чужих приоритетов;

- умение использовать формы сотрудничества, обеспечивающие бесконфликтное, адекватное гуманистическим целям кооперативное общение с представителями других культур;

- умение добиваться взаимопонимания.

Помимо материала о стране изучаемого

языка и других англоговорящих стран, в содержание обучения нами включаются культуроведческие и страноведческие тексты о России и Чувашии. В целях формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам поликультурного взаимодействия помимо текстового материала учебников по английскому языку был подобран авторский учебный материал, состоящий из произведений художественной литературы, публицистических статей, затрагивающих тему любви к Родине, проблемы межнациональных отношений и расовой дискриминации. Для вовлечения студентов в диалог культур и формирования необходимых личностных качеств в процессе обучения английскому и французскому языкам были включены фольклорные произведения разных жанров соизучаемых народов как компоненты народной педагогики: сказки, лимерики, небольшие рассказы нравственного содержания, жеребьевки, загадки, игры, песни, пословицы, поговорки.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами нами было определено основное содержание работы по формированию поликультурной компетентности, которое включает направления теоретическое и практическое.

Теоретическое направление предполагает формирование поликультурного сознания студентов в процессе изучения предмета «Иностранный язык» и спецкурса «Многообразие культур современного поликультур -ного общества»; самообразование студентов в процессе выполнения проектов, докладов, рефератов, научных работ по теме исследования.

Практическое направление предполагает формирование поликультурных умений и навыков, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур в практической деятельности, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликуль-турном обществе.

В качестве форм формирования поли-

культурной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку выступают и общие формы обучения, используемые применительно к задачам, методам, содержанию формирования поли-культурной компетентности студентов. Форма в обучении, по определению С.Д. Смирнова, есть «внешняя сторона организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса» [4, 122]. Форма - способ существования учебно -воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

В нашей работе применялись следующие организационные формы: индивидуальные (написание рефератов, докладов); групповые (традиционные и нетрадиционные уроки, защиты проектов, встречи с зарубежными гостями); массовые (научно-практические конференции, викторины, олимпиады).

Большое значение в деле формирования поликультурной компетентности у студентов имеет самостоятельная работа, так как освоение довольно объемного учебного материала на старших этапах обучения невозможно ограничивать только учебной деятельностью на занятиях по иностранному языку. Самостоятельная работа способствует приобретению студентами навыков глубокого проникновения в сущность поликультурных явлений, а также умений анализировать сходства и различия культур, приходить к обоснованным выводам.

В исследованиях по лингвокультуроведе-нию Д. Льюис, К. Ситарам, Н.Н. Трошиной и др. выделяются следующие единицы усвоения, отражающие связь языка и культуры и являющиеся, по нашему мнению, инструментом для формирования поликультурной компетентности [1, 3, 5]:

• паралингвистические единицы - мимика, жесты, дистанция между собеседниками;

• этнокультурный фон - традиции, нравы, обычаи, этикет;

• безэквивалентная лексика;

• социокультурный фон - нормативные представления о том, как следует себя вести в стереотипных ситуациях в соответствии с социальными ролями;

• речевой этикет - национально-специфические правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и

прекращения контакта в соответствии с социальными ролями и отношениями в официальной и неофициальной обстановке.

Нами был разработан комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Ими стали следующие:

• осуществление систематической методической работы с преподавателями по обеспечению эффективности формирования поликультурной компетентности студентов вуза в процессе обучения иностранному языку;

• сочетание систематического воздействия на поликультурное сознание студентов с организацией их практической деятельности;

• обеспечение положительной мотивационной включенности студентов в процесс формирования у них поликультурной компетентности;

• формирование опыта позитивного взаимодействия студентов с представителями разных культурных групп;

• сочетание учебной деятельности с разнообразной внеучебной деятельностью студентов и создание на этой основе оптимальных возможностей для формирования у них поликультурной компетентности;

• применение индивидуального и дифференцированного подхода к студентам в процессе формирования у них поликультурной компетентности.

Эффективность реализации выявленных нами педагогических условий доказывается результатами опытно-экспериментальной работы.

Источники и литература

1. Льюис Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Дело, 1999. 440 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.

3. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкуль-турной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С. 106.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Просвещение, 2001. 304 с.

5. Трошина Н.Н. Лингвистический аспект межкультурной коммуникации // Лингвистические исследования в конце XX века. М.: ИНИОН РАН. 1999. С. 56-66.

Guryanova T.Y. MODEL OF PROCESS OF FORMING STUDENTS POLYCULTURAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WHILE TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with the problems of forming polycultural competence among higher educational establishments students while teaching a foreign language. The fundamental notions such as polycultural competence, model of process are unveiled in the article . The principles, methods, forms and means of teaching and building of polycultural competence are verified. Some pedagogical conditions contributing to forming of the appropriate quality are suggested.

Key words: polycultural competence, model of process, pedagogical conditions.

ГУРЬЯНОВА Татьяна Юрьевна родилась в 1973 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1996), канд. пед. наук (2008), доцент кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. Автор 30 работ.

УДК 101.1:136

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В.А. Гущин, Е.В. Гущина

В социальной системе человек постоянно находится в состоянии игровой активности. Он либо сам играет, либо им играют соответствующие социальные структуры. Игра способствует расширению диапазона возможностей человека для реализации его свободной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное становление, социальная система, игровая активность, социальные структуры, реконструирование действительности, свободная деятельность, взаимоотношения, социализация личности, способности, устойчивость.

Игра - это удивительное и многообразное явление бытия, которое до сих пор привлекает к себе внимание исследователей из разных областей знаний. По мере развития общества взгляды на игру подвергались научному осмыслению, но даже став междисциплинарным понятием, многие аспекты игры до настоящего времени остаются не до конца изученными. В исторической ретроспективе можно проследить, как возникала и изменялась игра, и что по мере развития общества, накопления теоретических подходов к игре, отношение к ней не всегда было однозначным. Ее запрещали, приравнивая к атрибутам дьявола или воспринимали как бесполезную деятельность (способ проведения досуга), но со временем ей стали придавать универсальное значение.

Современная жизнь общества характеризуется разнообразием игровых моментов, которые в достаточной степени определяют поведение человека. С наступлением эпохи Постмодернизма игровые моменты усиливаются и всё стремится к тому, чтобы стать игрой, симулякром. На первый план выходят игровые элементы, сущность которых

изменяется и начинает приобретать негативную окраску - условность границ между игрой и жизнью (подмена реальности), необязательность цели игры (игра ради игры) и соблюдения правил игры (узаконенность хаоса и дезорганизации), эскапизм (бегство от реального мира путем создания собственных фантазийных или иллюзорных миров, уход в мир игры). Этому способствовали также социально-экономические, культурно-ценностные преобразования в российском обществе, которые привели к сдвигу социокультурных ориентиров в сторону девальвации духовных ценностей и амбивалентности морально-нравственных установок, распространению потребительского типа воспроизводства общественной жизни. Под влиянием данных изменений трансформировалось и значение игры. Она стала объектом эксплуатации коммерческих структур, а это, в свою очередь, породило такие явления, как кидалтизм, интернет-зависимость, игро-мания (лудомания).

Все эти изменения идут вразрез с традиционной культурой многонациональной России, основой которой всегда служили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.