DEVERINSKAYA, Aleksandra Timofeevna - Associate Professor of Physical Education and Sport. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru
GRIGORYEV, Alexander Nikolaevich - Doctor the traumatologist-orthopedist. Morgaushsky central regional hospital of the Chuvash Republic. Russia. E-mail: Surg87@.ru
BONDAREVA, Elena Vilsurovna - Senior lecturer of the Department of Physical Education and Sports. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: sportkafedra@bk.ru
УДК 37.035
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Т.Ю. Гурьянова, В.А. Гущин
Рассматриваются вопросы формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе преподавания иностранного языка. Раскрываются такие основные понятия, как: поликультурная компетентность, педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности у студентов вуза. Предлагаются рекомендации, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе с целью формирования поликультурной компетентности.
Ключевые слова: процесс обучения иностранному языку; поликультурная компетентность; педагогические условия эффективности формирования поликультурной компетентности.
T.Yu. Guryanova, V.A. Gushchin. POTENTIAL POSSIBILITIES OF THE SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE» FOR FORMING POLYCULTURAL COMPETENCE OF THE STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
The article deals with the problems of forming polycultural competence among higher educational establishments students while teaching a foreign language. The fundamental notions such as polycultural competence, process of teaching foreign languages are revealed in the article. Some pedagogical conditions contributing to forming of the appropriate quality are suggested.
Keywords: polycultural competence; process of teaching foreign languages; pedagogical conditions.
Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций. Актуальным этот период является и для формирования такого качества личности, как поликультурная компетентность [2].
Процесс формирования поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Чувашия. В вузах республики необходимо уделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблемы культурных различий. Процесс развития поликультурной компетентности у студентов вуза предполагает движение в ходе личностного развития от этноцентризма к многокультурности, в ходе которого они:
1) познают принципиальную культурную зависимость человеческого поведения и умеют принимать ее во внимание;
2) воспринимают чужие культурные образцы как чужие, не оценивая их позитивно или негативно (малая степень культурного центризма);
3) идентифицируют собственные культурные стандарты и умеют определять их действие в контактном взаимодействии с чужой культурой;
4) расширяют представления об определенных культурах, идентифицируют релевантные культурные образцы и умеют устанавливать смысловые связи в чужой культуре;
5) развивают понимание и уважение к культурным образцам чужой культуры;
6) расширяют собственные культурные воззрения (умеют гибко обращаться с культур-
ными правилами, избирательно заимствовать культурные стандарты, обоснованно и адекватно ситуации делают выбор культурной позиции);
7) организуют позитивное взаимодействие с представителями разных культур и умеют на практике обращаться с межкультурными конфликтами.
В процессе формирования поликультурной компетентности студентов в условиях вуза могут быть задействованы все изучаемые дисциплины, и в особенности, предметы гуманитарного цикла. Рассмотрим образовательный процесс в высших учебных заведениях, в которых осуществляется обучение в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионально образования, на примере технических профилей.
Программа подготовки специалиста технического профиля состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Основой поликультурной компетентности будущего инженера являются общекультурные знания, которые студенты приобретают в ходе изучения следующих социально-экономических и общих гуманитарных дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Философия», «Культурология», «Отечественная история», «Иностранный язык», «Психология и педагогика», «Социология», «Правоведение», «Политология», «Экономика», «Физическая культура». Эти дисциплины содержат потенциал для формирования поликультурной компетентности.
Результаты анализа Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по техническим специальностям и учебно-нормативной документации показывают, что соотношение общего времени, отводимого на изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин, составляет 22%, в то время как на изучение всех остальных дисциплин - 78%. При всех имеющихся положительных моментах содержание образовательного процесса в вузе не способствует формированию соответствующих ценностных установок у студентов, поликультурного сознания, поликультурных представлений, умений профессионального общения в многонациональной среде. Гуманитарные дисциплины в техническом вузе, обладающие общекультурной и ценностной спецификой, не в достаточной мере способствуют развитию профессионально-личностных качеств,
способствующих толерантному поведению и конструктивному взаимодействию в поликультурной среде.
Дисциплина «Иностранный язык» располагает поликультурным потенциалом, использование которого способствует развитию у студента поликультурного сознания, формированию поликультурных знаний, профессиональных и коммуникативных навыков, которые он мог бы реализовать в будущей профессиональной деятельности.
Основными целями языкового образования будущего инженера являются: воспитание толерантной многоязычной личности; обучение иностранному языку до уровня свободного владения, позволяющего поддерживать постоянный рост научного знания, пользоваться поликультурными ценностями и современными технологиями.
Плодотворное сотрудничество между представителями разных культур, успешный диалог практически невозможны без учета национально-специфических особенностей собеседников. Следовательно, изучение иностранного языка сводится не к изучению языка как такового, а к познанию культур носителей языка, их национального характера, образа жизни, менталитета [3].
Дисциплина «Иностранный язык» создает оптимальные условия для знакомства студентов с многообразием культур, с формами социальной жизни, с базисными ценностями родной и иноязычной культур. В процессе усвоения поликультурной информации студент приобретает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конструктивного взаимодействия в различных ситуациях повседневной, общественной, профессиональной и культурной жизни.
В ходе нашего исследования на констатирующем этапе эксперимента был проведен письменный опрос студентов (по разработанной нами анкете), направленный на выявление состояния их иноязычной подготовки.
На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимым изучение иностранного языка и культуры другой страны?» 47% студентов ответили положительно. Вместе с тем большая их часть (68%) изучает иностранный язык в основном для того, чтобы получить хорошую оценку. 32% студентов на занятиях стремятся узнать что-то новое, неизвестное.
Как свидетельствуют результаты анкетирования студентов первого курса разных специальностей, более 80% не отдают себе отчета в значимости изучения иностранного языка в начале обучения; в частности, они не осознают
возможности его использования в профессиональной деятельности.
Литературу на иностранном языке читают немногие - 7%. 72% первокурсников ограничивают свою работу заданиями преподавателей. 97% не знакомы с новыми учебниками, а 98% -с возможностями и технологией самостоятельного изучения иностранного языка в ведущих лингвистических центрах мира. 99% студентов не имеют возможности смотреть передачи спутникового телевидения, т.е. образовательные каналы на иностранном языке. Большинство обучающихся видят главную задачу в том, чтобы при ответе не допустить ошибку (89%). Лишь немногие отдают себе отчет в значении общения на иностранном языке. Проведенный анализ показал, что при общем положительном отношении к иностранному языку у студентов нет потребности в самообразовании.
По мнению студентов, трудности на пути освоения иностранного языка вызваны:
1) отсутствием возможности выразить свое мнение (15%);
2) слабым учетом фактора межличностного общения студентов (21%);
3) неинтересными учебниками (9%);
4) отсутствием на занятиях ситуативности, неожиданностей (25%);
5) низкой эффективностью использования времени (12%);
6) неблагоприятным психологическим климатом (17%);
7) слабым стимулированием самоконтроля и коррекции действий студентов (86%).
В результате, как это не парадоксально, было обнаружено, что большинство студентов считают свою иноязычную подготовку достаточной («Я умею читать и переводить со словарем», «Других навыков и умений мне не нужно, так как в жизни иностранный язык мне не будет нужен», «Я не вижу связи между иностранным языком и своей будущей карьерой» и др.).
Студенты слабо осознают значение иностранного языка как культурного феномена (87% опрошенных). Они испытывают затруднения в вопросах взаимодействия языка и культуры; культуры и внутреннего мира человека; культуры и религии. На вопрос, чем вызваны эти трудности, ответ единодушен: «Нас этому не учили». 86% опрошенных считают, что в ходе обучения мало внимания обращалось на особенности ментальности, стиля повседневной жизни, речевого поведения и этикета носителей другой культуры.
Проведенный анализ показал, что в процессе обучения студентов иностранному языку
мало уделялось внимания поликультурной направленности данного предмета.
В современных условиях развития поликультурного общества необходимо вносить изменения в методику преподавания иностранного языка в системе профессиональной подготовки бакалавров технических профилей. Одной из особенностей обновления является включение поликультурного компонента в содержание обучения иностранному языку.
Процессы глобализации, происходящие в мире, проецируются на систему языкового образования в плане поликультурных контактов. Так, например, в настоящее время наблюдается ориентация на геополитические цели в рамках европейского сообщества (выделение общих ценностей, целей, образовательных стандартов, поликультурных портретов специалистов). На первый план выходит унификация требований к содержанию учебных материалов и экзаменационных форматов. Например, тематическими компонентами содержания учебной дисциплины «Иностранный язык» всё больше являются проблемы, имеющие общепланетарную ценность: человек и национальные культуры; проблемы войны и мира; окружающая среда; преодоление этнических предрассудков и возрастной дискриминации; глобальные сети связи; новейшие технологии и человек.
Среди учебных дисциплин «Иностранный язык», как никакая иная дисциплина, способствует развитию поликультурной компетентности студентов, поскольку язык - одно из первых явлений, при изучении которого начинает формироваться представление об иной культуре и ее носителе.
На основе тематического наполнения учебных программ и пособий по иностранному языку, а также методов и форм подачи материала в процессе изучения иностранного языка осуществляется моделирование поликультурного пространства - формирование представления студентов об окружающем мире и своем месте в нем. Создание поликультурного пространства позволяет студентам увидеть себя в качестве равноправных представителей мирового сообщества, объединенных общими интересами, проблемами. Поликультурный подход к отбору содержания обучения позволяет обратить внимание на возможность приобщения к культуре различных этнических, социальных, религиозных и других групп изучаемого языка. Знания о вариативности культур способствуют формированию у студентов представлений о многообразии культур как норме сосуществования. Культурная вариативность является одним из условий для формирования поликультурной
компетентности, которая подготовит студентов к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире.
При обучении иностранному языку в контексте диалога культур возникают неограниченные воспитательные возможности, поскольку иностранный язык является средством приобщения студентов к духовной культуре других народов и познания действительности путем иноязычного общения, способом самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Изучение аутентичных текстов, чтение газет и журналов на иностранном языке, прослушивание аудиокассет, просмотр видеофильмов знакомят студентов с культурой других народов, помогают выявлять сходство и различие в их культуре, дают студентам возможность по-другому взглянуть на проблемы сверстников в стране изучаемого языка, познакомиться со спецификой менталитета, нравами, обычаями, стилем жизни народа страны изучаемого языка.
При обучении иностранному языку в контексте диалога культур следует исходить из принципа равноправия культур. Это положение, в то же время, нисколько не умаляет автономии культуры любого народа и помогает избежать этноцентризма, т.е. чувства превосходства собственного языка и культуры.
Выделим потенциальные возможности дисциплины «Иностранный язык» для формирования поликультурной компетентности у студентов вуза:
- обеспечение студентов знаниями о родной и мировой культуре, в частности о культуре страны изучаемого языка; знакомство со спецификой менталитета, нравами, обычаями, стилем жизни народа страны изучаемого языка;
- создание основы для понимания феноме-
на поликультурной компетентности; формирования своего собственного культурного облика и образа;
- формирование способности и готовности понять и принять культуру носителей языка, способности к самоидентификации;
- развитие познавательных функций психики; осознание общечеловеческих ценностей и национальной самобытности, а также формирование таких качеств, как толерантность, непредвзятость к представителям других стран и культур;
- готовность студентов к взаимодействию в поликультурной среде, обеспечение их не только языковыми знаниями, но и знакомство с формами вербального и невербального поведения, принятыми в иноязычной культуре, а также способами бесконфликтного взаимодействия в поликультурной среде.
Своеобразие формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку учитывалось нами при разработке модели процесса формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в ходе обучения иностранному языку [1].
Список литературы
1. Гурьянова Т.Ю. Модель процесса формирования поликультурной компетентности у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Вестник Российского университета кооперации. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011. № 1(6). С. 107-111.
2. Гурьянова Т.Ю. Развитие поликультурной компетентности студентов ссузов как педагогическая проблема // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 77-80.
3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М.: Слово^1оуо, 2000. 262 с.
ГУРЬЯНОВА Татьяна Юрьевна — кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vgurtat@yandex.ru
ГУЩИН Вячеслав Алексеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vgurtat@yandex.ru
GURYANOVA, Tatyana Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior teacher of Department of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vgurtat@yandex.ru
GUSHCHIN, VyacheslavAlekseevich - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy, History and Pedagogics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vgurtat@yandex.ru