Научная статья на тему 'Модель профориентационных умений учителя общеобразовательной школы'

Модель профориентационных умений учителя общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хафизова Нилуфар Хамидуллаевна

В статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации учащихся и наличия соответствующих умений у учителей. Также предлагается модель профориентационных умений, состоящая из 5 блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хафизова Нилуфар Хамидуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель профориентационных умений учителя общеобразовательной школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Хафизова Н.Х.

Хафизова Нилуфар Хамидуллаевна - заведующая кафедрой,

кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации учащихся и наличия соответствующих умений у учителей. Также предлагается модель профориентационных умений, состоящая из 5 блоков.

Ключевые слова: профориентация, профориентационные умения учителя, учебная и внеучебная работа.

Проблема подготовки молодежи к жизни и осознанному выбору профессионального пути со всей остротой стоит в Республике Узбекистан сегодня, когда проводится полномасштабная реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017—2021 годах [1]. Правильный выбор профессии во многом определяет социальную активность человека, образно говоря, его жизненную судьбу.

Решение ответственных профориентационных задач общеобразовательной школы во многом зависит от уровня профессиональной готовности и педагогической квалификации учителя. Несмотря на интенсивное изучение указанной проблемы, остается ряд вопросов, требующих своего решения. В их числе разработка нормативной модели профориентационных умений учителей общеобразовательных школ.

В основу проводимого нами исследования положены работы узбекских ученых Р.Х. Джураева, У.К. Толипова, Х.Ф. Рашидова, Ш.Т. Эргашева, М.Г. Давлетшина, Р.И. Суннатовой, Ю.М. Асадова [2]. Предлагаемая модель профориентационных умений учителя проверялась с помощью контент-анализа, позволившего найти наиболее существенные признаки рассматриваемого понятия и выделить структурные элементы - блоки в системе профориентационных умений:

1. Профориентационно-конструктивные умения, включающие в себя действия, направленные на планирование как деятельности профориентатора, так и деятельности учащихся в качестве объекта профориентационного воздействия;

2. Профориентационно-управленческие умения, включающие действия, направленные на выявление уровней сформированности интереса к профессиям, выведение конкретных педагогических задач из общих целей профориентационной работы, управление процессом формирования у учащихся интереса к профессиям в соответствии с востребованностью кадров на рынке труда;

3. Профориентационно-организационные умения, включающие действия, направленные на организацию практической деятельности учащихся, экскурсий на производственные объекты с целью профориентации, развитие познавательной деятельности по усвоению профориентационных материалов учебных дисциплин;

4. Профориентационно-гностические умения, включающие действия, направленные на изучение производственно-технологических особенностей развития науки, техники и производства, анализ и использование материалов учебных предметов в процессе профориентационной деятельности, на определение профессиональных требований к отдельным профессиям;

5. Профориентационно-прикладные умения, включающие действия, направленные на определение и использование возможностей компьютерных средств

обучения, экскурсий, дидактических и технических средств обучения, а также других методов и средств в профориентационных целях.

Материалы проведенного нами анализа позволили сформулировать сущность модели профориентационных умений учителя как способности создавать динамическую систему осознанных воздействий профориентатора на организацию деятельности учащихся, основанную на методологических, социально-экономических, психо лого-педагогических знаниях сущности профориентации, структуры и принципов этой работы, особенностей изучения уровня сформированности у учащихся профнамерений и управления данным процессом в ходе учебной и внеучебной работы в соответствии с конкретной обстановкой.

Исследование системы и структуры профориентационной деятельности учителя предметника [3] показывает, что управление и руководство процессом формирования и развития интересов учащихся к профессиям требует высокого уровня мастерства, основой которого являются педагогические умения. Недостаточное развитие любого блока в модели профориентационных умений учителя (профориентационно-конструктивного, профориентационно-управленческого, профориентационно-организационного, профориентационно-гностического и профориентационно-прикладного) снижает эффективность профориентационного воздействия.

Список литературы

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.

2. Зуннунов А., Толипов У. Миллий кадриятлар асосида укувчи шахсини шакллантириш. Ташкент, 2006.

3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2006.

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ИГРЫ СВЕТА И ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОГО ЛОТОСА НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Болтенко Л.Н.

Болтенко Любовь Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани Средняя общеобразовательная школа № 45, г. Астрахань

Аннотация: о волшебных изменениях цвета чудо-лотоса, изменчивости его раскраски, недолговечности его щедрой красоты и о том, почему художники слова уделяют столь пристальное внимание цвету лотосовых лепестков, можно узнать из данной статьи и использовать этот материал на уроках развития речи. Ключевые слова: цвет, чудо-лотос, светотень, эстетика, произведение, волшебство.

Вечным таинством света и цвета Манит лотос людские умы.

Н. Мордовина

Наилучшее средство ввести подростка в мир прекрасного - это вместе с ним прочитать и увидеть красивое на страницах художественных текстов, выделить важные детали и помочь понять их смысл и значение. Но главное, научить любоваться красотой, созданной художником слова, почувствовать ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.