ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Хафизова Н.Х.
Хафизова Нилуфар Хамидуллаевна - заведующая кафедрой,
кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации учащихся и наличия соответствующих умений у учителей. Также предлагается модель профориентационных умений, состоящая из 5 блоков.
Ключевые слова: профориентация, профориентационные умения учителя, учебная и внеучебная работа.
Проблема подготовки молодежи к жизни и осознанному выбору профессионального пути со всей остротой стоит в Республике Узбекистан сегодня, когда проводится полномасштабная реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017—2021 годах [1]. Правильный выбор профессии во многом определяет социальную активность человека, образно говоря, его жизненную судьбу.
Решение ответственных профориентационных задач общеобразовательной школы во многом зависит от уровня профессиональной готовности и педагогической квалификации учителя. Несмотря на интенсивное изучение указанной проблемы, остается ряд вопросов, требующих своего решения. В их числе разработка нормативной модели профориентационных умений учителей общеобразовательных школ.
В основу проводимого нами исследования положены работы узбекских ученых Р.Х. Джураева, У.К. Толипова, Х.Ф. Рашидова, Ш.Т. Эргашева, М.Г. Давлетшина, Р.И. Суннатовой, Ю.М. Асадова [2]. Предлагаемая модель профориентационных умений учителя проверялась с помощью контент-анализа, позволившего найти наиболее существенные признаки рассматриваемого понятия и выделить структурные элементы - блоки в системе профориентационных умений:
1. Профориентационно-конструктивные умения, включающие в себя действия, направленные на планирование как деятельности профориентатора, так и деятельности учащихся в качестве объекта профориентационного воздействия;
2. Профориентационно-управленческие умения, включающие действия, направленные на выявление уровней сформированности интереса к профессиям, выведение конкретных педагогических задач из общих целей профориентационной работы, управление процессом формирования у учащихся интереса к профессиям в соответствии с востребованностью кадров на рынке труда;
3. Профориентационно-организационные умения, включающие действия, направленные на организацию практической деятельности учащихся, экскурсий на производственные объекты с целью профориентации, развитие познавательной деятельности по усвоению профориентационных материалов учебных дисциплин;
4. Профориентационно-гностические умения, включающие действия, направленные на изучение производственно-технологических особенностей развития науки, техники и производства, анализ и использование материалов учебных предметов в процессе профориентационной деятельности, на определение профессиональных требований к отдельным профессиям;
5. Профориентационно-прикладные умения, включающие действия, направленные на определение и использование возможностей компьютерных средств
обучения, экскурсий, дидактических и технических средств обучения, а также других методов и средств в профориентационных целях.
Материалы проведенного нами анализа позволили сформулировать сущность модели профориентационных умений учителя как способности создавать динамическую систему осознанных воздействий профориентатора на организацию деятельности учащихся, основанную на методологических, социально-экономических, психо лого-педагогических знаниях сущности профориентации, структуры и принципов этой работы, особенностей изучения уровня сформированности у учащихся профнамерений и управления данным процессом в ходе учебной и внеучебной работы в соответствии с конкретной обстановкой.
Исследование системы и структуры профориентационной деятельности учителя предметника [3] показывает, что управление и руководство процессом формирования и развития интересов учащихся к профессиям требует высокого уровня мастерства, основой которого являются педагогические умения. Недостаточное развитие любого блока в модели профориентационных умений учителя (профориентационно-конструктивного, профориентационно-управленческого, профориентационно-организационного, профориентационно-гностического и профориентационно-прикладного) снижает эффективность профориентационного воздействия.
Список литературы
1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.
2. Зуннунов А., Толипов У. Миллий кадриятлар асосида укувчи шахсини шакллантириш. Ташкент, 2006.
3. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., 2006.
ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ ИГРЫ СВЕТА И ЦВЕТА УДИВИТЕЛЬНОГО ЛОТОСА НА СТРАНИЦАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ Болтенко Л.Н.
Болтенко Любовь Николаевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани Средняя общеобразовательная школа № 45, г. Астрахань
Аннотация: о волшебных изменениях цвета чудо-лотоса, изменчивости его раскраски, недолговечности его щедрой красоты и о том, почему художники слова уделяют столь пристальное внимание цвету лотосовых лепестков, можно узнать из данной статьи и использовать этот материал на уроках развития речи. Ключевые слова: цвет, чудо-лотос, светотень, эстетика, произведение, волшебство.
Вечным таинством света и цвета Манит лотос людские умы.
Н. Мордовина
Наилучшее средство ввести подростка в мир прекрасного - это вместе с ним прочитать и увидеть красивое на страницах художественных текстов, выделить важные детали и помочь понять их смысл и значение. Но главное, научить любоваться красотой, созданной художником слова, почувствовать ее