дидактика! и жизнь|
1УДК 37 ББК 74
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ
И. В. Гавриленкова
Современная социально-экономическая ситуация ориентирована на развитие тех отраслей промышленности, которые обеспечат, в первую очередь, конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике по наиболее перспективным направлениям.
Поэтому для поддержания долгосрочного сценария инновационного подъема производства России важной задачей является подготовка затребованного уровня специалистов.
В статье исследуются актуальные вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного естественнонаучного образования по подготовке учащихся к выбору набора профессий, обеспечивающих социальную устойчивость и успешное профессиональное развитие.
Предложена модель учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых.
Ключевые слова: успешное профессиональное развитие, новаторские идеи, естественнонаучные знания и умения, творческий подъем, исследовательский характер, социализация естественнонаучных знаний.
THE MODEL OF EDUCATIONAL PROCESS WITH APPLICATION OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTINUAL NATURAL-SCIENTIFIC EDUCATION ON REALIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
I. V. Gavrilenkova
Modern socio-economic situation is oriented on development of those industries, which will provide, in the first place, competitiveness of our country in world economy in the most prospective areas. Therefore for maintaining the long-term scenario of innovative upsurge of production in Russia the main task is preparation of specialists of required level.
The article investigates actual issues of application of ITC in the system of continual natural-scientific education on preparation of students for making choice of their future profession, providing social stability and successful career development.
The author suggests the model of educational process with application of information-communication technologies in the system of continual natural-scientific education on realization of vocational guidance of students.
Keywords: successful career development, innovative ideas, natural-scientific knowledge and skills, creative enthusiasm, investigating character, socialization of natural-scientific knowledge.
Профессиональная ориентация - важная государственная задача, рассматриваемая в соответствии с новой концепцией как подготовка человека к сознательному выбору набора профессий, актуальна и требует решения.
Изучение проблемы профессиональной ориентации в долгосрочной перспективе показало, что ее решение связано с формированием у обучаемых знаний, умений и видов деятельности, способствующих социальной устойчивости и предоставляющих возможность достижения социальной успешности, в процессе изучения физики в системе непрерывного естественнонаучного образования с применением инструментов информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ)[1].
В настоящее время накоплен достаточно большой практический опыт по применению ИКТ в учебной и внеучебной деятельности образовательных организаций разного типа [2-3].
Для анализа практики применения ИКТ по осуществлению профессиональной ориентации обучамых в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла был уточнен ряд терминов и понятий.
Так, словосочетание «информационно-коммуникационные технологии обучения» в проф-ориентационном пространстве рассматривается нами как инструмент для передачи сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством, которые необходимо усвоить обучаемому [2, с. 7].
Изучение опыта обучения учащихся предметам естественнонаучного цикла с применением ИКТ в разных учебных организациях показало, что преподаватели в современной образовательной среде используют новые возможности освоения естественнонаучных знаний, умений и видов деятельности, однако созданные цифровые ресурсы не используются для профориентационной работы с обучаемыми либо применяются неэффективно [4].
Сегодня ряд ученых и педагогов предлагают новые информационно-коммуникационные формы обучения естественнонаучным знаниям и умениям в единой виртуальной образовательной информационной среде (см. рис. 1), реализация которых происходит в рамках тра-
диционной модели учебного процесса, что не имеет профориентационного успеха, а развитие сетевых сообществ, например, таких, как интернет-форумы, сетевые конкурсы, виртуальные мастер-классы, по данным нашего исследования, не позволяют сформировать требуемые качества личности обучаемых [4, с. 15].
Также нужно отметить, что открывающиеся широкие возможности внедрения ИКТ по обучению лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, в рамках традиционной модели учебного процесса не позволяют в новой ситуации учителю осуществлять профориентаци-онную работу с обучаемыми, что негативно отражается на их полноценной социализации в обществе [4, с. 145].
Таким образом, потребовалась разработка новой модели учебного процесса в системе непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых, что стало следующим этапом нашего исследования.
Для построения требуемой модели необходимо выделить типы образовательных организаций в системе естественнонаучного образования, в которых возможно осуществление профессиональной ориентации, профориента-ционные группы (ПОГ), ИКТ-инструменты и требования по их применению.
С целью выделения типов образовательных организаций, осуществляющих обучение учащихся естественнонаучным дисциплинам с применением ИКТ был проведен сравнительный анализ докладов 173 участников региональной научно-методической конференции «Современная образовательная среда» [5]. Результаты проведенного анализа представлены на рис. 2.
Из данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод о том, что обучение учащихся естественнонаучным предметам с применением ИКТ проводится во всех типах образовательных организаций, которые соответствуют современной системе непрерывного образования.
При этом наиболее активное использование ИКТ наблюдается в сфере школьного обучения - 18 докладов (66,7%), менее активно данные технологии внедрены в практику дошкольного образования - 1 доклад (3,7%), что
Рис. 1. ИКТ-инструментарий для передачи учебной видеоинформации
объясняется не только возрастными особенно- среда», позволил выделить группы обучаемых,
стями данной группы обучаемых, но и техниче- для которых осуществлялось преподавание
ской оснащенностью этих образовательных естественнонаучных предметов с применени-
организаций. ем современных ИКТ-инструментов [5].
Анализ содержания материалов, представ- При изучении содержания докладов участ-
ленных на региональную научно-методическую ников мы руководствовались следующим суж-
конференцию «Современная образовательная дением: современная образовательная среда
60 50 40 30 20
10
/Р
№
/
</> л?
Всего докладов по секциям
I Количество
докладов, рассматривающих практику по применению ИКТ при обучении предметам естественнонанучного цикла
Рис. 2. Типы образовательных организаций, осуществляющих обучение учащихся естественнонаучным дисциплинам с применением ИКТ
0
представляет собой профориентационное пространство, погружение в которое определяется социально-личностными потребностями обучаемых.
В результате проведенного исследования были выделены следующие три ПОГ обучаемых:
• первая ПОГ включает следующую категорию обучаемых: воспитанники, юношество, дети, молодежь, школьники, студенты, ученики, военнослужащие, подростки, старшеклассники, абитуриенты, учащиеся, сельские школьники, младшие школьники, выпускники, учащаяся молодежь;
• вторая ПОГ состоит из обучаемых с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, педагогические работники, незанятое население, безработные, будущие педагоги;
• третья ПОГ представляет обучаемых, имеющих ограниченные возможности здоровья: молодые инвалиды, инвалиды, слабослышащие, глухие, слабовидящие.
В итоге мы установили, что профориента-ционное пространство охватывает всех обучаемых в системе естественнонаучного образования в соответствии с их социально-личностными потребностями.
Для установления соответствия перечня дисциплин, по которым осуществляется обучение учащихся с применением ИКТ в системе
естественнонаучного образования, мы провели систематизацию материалов других конференций, на которых изучались профориентаци-онные вопросы.
Однако изучение содержания материалов научно-методических конференций позволило выделить проблемное направление использования ИКТ при обучении предметам естественнонаучного цикла: профессиональная ориентация обучаемых в системе непрерывного естественнонаучного образования.
Для того чтобы подтвердить правильность выделенного проблемного направления использования ИКТ при обучении предметам естественнонаучного цикла, были изучены материалы научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа - вуз» (М., 2000-2011).
Согласно данным, представленным на рис. 3, пик исследований проблемы профессиональной ориентации приходится на два периода: 2002-2003 гг. - 162 и 104 публикации соответственно и 2005-2006 - 130 и 93.
В настоящее время число исследований резко снизилось и достигло 25 публикаций.
Итак, можно отметить, что в сборниках материалов научно-практической конференции «Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа - вуз» (М., 2000-
Рис. 3. Динамика количества исследований проблемы профессиональной ориентации при обучении естественнонаучным дисциплинам
2011) начиная с 2000 г. целенаправленно изучаются вопросы, связанные с профессиональной ориентацией учащихся в системе непрерывного образования «школа - вуз».
Причем представленный опыт применения новых информационных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о снижении возраста обучаемых [6].
Так, например, применение ИКТ для решения игровых и творческих задач позволяет сформировать логическое и структурное мышление у детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем интеллектуального развития.
При этом в практике дошкольного обучения применяются программы, ориентированые на особенности детей конкретного возраста.
Таким образом, первым требованием к применению ИКТ-инструментов для осуществления профессиональной ориентации обучаемых в системе дошкольного естественнонаучного образования является учет возрастных особенностей обучаемых.
Критерии по определению соответствия ИКТ-инструмента возрасту обучаемых представлены в табл. 1:
Известно, что особое место для решения проблемы профессиональной ориентации занимают возможности применения интернет-ресурсов.
Реализованные возможности образовательных ресурсов Интернет для одаренных детей представлены в табл. 2.
Так, например, возможность использования образовательных ресурсов Интернет для ода-
ренных детей с целью профориентации можно рассматривать через «создание сетевых сообществ», «дистанционное обучение, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, реализацию исследовательских проектов и программ, дистанционную индивидуальную (менторскую) поддержку» [6, с. 146].
Другая ПОГ- обучаемые, имеющие ограниченные возможности здоровья - люди с особыми потребностями, обусловленными проблемами здоровья и функциональными ограничениями.
Анализ приведенных примеров показывает, что профориентационная работа с этой группой учащихся ограничивается лишь информированием «об учебных заведениях, возможностях обучения в них, о грантах и стипендиях на обучение» [6, с. 160].
Проведенное исследование используемых открытых электронных образовательных ресурсов в практике обучения предметам естественнонаучного цикла позволило указать следующие типы ИКТ-инструментов, находящихся в распоряжении современного педагога:
1. Программные комплексы, например, такой как «ОЗС Хронолайнер 1.0», представляющий собой комплексную программу по созданию, визуализации, анализу и печати иллюстративно-хронологической информации и включающий средства для ввода, редактирования и интегрирования в одно целое материалов от разных информационных источников на основе имеющихся хронологических взаимосвязей.
Таблица 1
Перечень социально-личностных критериев для определения соответствия средств ИКТ возрасту обучаемых
№№ Перечень социально-личностных критериев Содержание социально-личностных критериев Соответствие содержания критерия
1 Исследовательский характер Не требует правильных или неправильных ответов Позволяет ребенку участвовать в исследованиях, делать для себя открытие
2 Легкость для самостоятельных занятий ребенка Не требует умения читать, дает ребенку простые для понимания указания Использование ограниченного числа клавиш. Допускает применение мыши, клавиатуры или другого устройства для ввода, которое выбирает ребенок самостоятельно
3 Развитие широкого спектра умений Оперирует с цифрами, буквами, цветами, фигурами Побуждает детей классифицировать, экспериментировать «методом проб и ошибок», творить, думать
4 Высокий технический уровень Действует на различные органы чувств; привлекательная графика; оживление изображения; звуковые эффекты Быстро загружается, изображения на экране быстро сменяются, без больших пауз, во время которых ребенок скучает
5 Соответствие возрасту Не подталкивает ребенка формировать умения, к которым он не готов Образы, фигуры взяты из реальной жизни и понятны маленькому человеку, соответствуют его жизненному опыту
6 Занимательность Стимулирует воображение ребенка; доставляет удовольствие Доставляет удовольствие, обусловленное самой деятельностью, а не поощрениями за успешность отдельно выполненных действий
7 Стимулирующий характер Дает ощущение достигнутого успеха Развивает чувство собственного достоинства
Таблица 2
Реализация возможностей образовательных ресурсов Интернет по приоритетным направлениям для одаренных детей
№/п Приоритетные направления Интернет-ресурс
1 Сетевые сообщества http http //www.edweek.org //www.cec.org
2 Дистанционное обучение http //st ady. eccon. ru
3 Курсы, отдельные занятия, факультативы http //www.reseacher.ru
4 Исследовательские проекты и программы http //www.reseacher.ru
5 Дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка http //www.reseacher.ru
2. Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методические рекомендации по их использованию, например, к учебникам «Физика (физико-математический профиль)», 10 класс (Г. А. Чижов, Н. К. Ханнанов); «Физика и астрономия», 7 класс (А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Ю. И. Дик); «Физика и астрономия», 8 класс (А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, Н. К. Гладышева), «Физика: механика, теория относительности, электродинамика» 10 класс (С. В. Громова, под ред. Н. В. Шароновой); «Физика» 11 класс (С. В. Громова, под ред. Н. В. Шароновой); «Физика» 9 класс (А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев).
3. Инновационные учебные материалы, включающие, например, следующие ресурсы: «Геоэкономика. Геоплитика. Геокультура»; «Экология: от предпрофильной подготовки к про-
фориентации школьников»; «Интерактивные лабораторные работы по физике»; «Географические обучающие модели»; «Межпредметные физико-математические учебные модули в основной школе»; «Десять ступеней биомолекулярной грамотности»; «Школьная урбанистика»; «Учебный электронный конструктор по географии» и др.
4. Инструменты учебной деятельности, содержащие, например, конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями; программу «Измеритель», предназначенную для физических расчетов на основе анализа фото-или видеоизображений; школьную геоинформационную систему для работы с цифровыми картами и космическими снимками.
5. Коллекции, представляющие собой, например, дидактические материалы дистанци-
онного зондирования Земли, интерактивные задачи по физике, цифровые контурные карты, цифровые космические снимки, лабораторные работы «Компьютер в системе школьного образования по физике».
6. Электронные издания, например, включающие цифровые версии журналов «Квант», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь»; ресурсы, размещенные на CD/DVD, энциклопедию «Кру-госвет».
7. Компьютерные технологии, например, технология «ХроноГраф 3.0 Мастер» сочетающая многофункциональный механизм создания учебного расписания с возможностями управления учебным процессом.
Весь этот комплект разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования» [7].
Данный ИКТ-инструментарий позволяет любому преподавателю самостоятельно разрабатывать новые интерактивные учебные объекты и задания в системе естественнонаучного образования. Однако для этого потребуется специальное обучение всего педагогического состава.
Создание открытого общества - «общества без границ», которое предполагает формирование единого образовательного пространства, предоставление равных возможностей всем участникам образовательного процесса получения доступа к информационным и образовательным ресурсам, наиболее актуально для удаленных от ведущих образовательных центров России регионов [8].
Например, исследовательская работа учащихся в сообществе «Экосистема» Московского полевого учебного центра www.ecosystema.ru позволяет выделить следующие направления
использования ИКТ-инструментария при работе школьников в интернет-сообществах (см. табл. 3).
Для реализации идей открытого образования требуются новые подходы и другие образовательные инновационные технологии. Применение ИКТ в обучении определило, на наш взгляд, и важный принцип индивидуализации профессиональной ориентации в системе естественнонаучного образования: каждый обучаемый имеет индивидуальную траекторию обучения.
В таких условиях естественнонаучное образование стало более индивидуально-профори-ентированным, со своей траекторией развития для каждого обучаемого, что позволит каждому человеку стать социально устойчивым и достигнуть персонального успеха в будущей профессиональной жизни [5].
А разработка новых форм обучения, например, таких, как дистанционное обучение в режиме реального времени, позволяет людям постоянно обновлять свои знания, умения и виды деятельности [9].
В настоящее время применение ИКТ в учебном процессе предоставляет новые возможности для реализации всех четырех направлений профессиональной ориентации учащихся при обучении предметам естественнонаучного цикла: профессиональное просвещение, показ значимости изучаемых знаний при выполнении профессиональной деятельности конкретными специалистами, формирование профессиональных интересов и намерений, профессиональное самоопределение [10].
Так, например, созданный в 2012 г. Мин-здравсоцразвития России портал «Атлас профессий» содержит информацию по инженерным и рабочим специальностям, среди которых
Таблица 3
Практика применения ИКТ для профориентационной работы со школьниками в интернет-сообществах
N/п Практика применения ИКТ Виды деятельности
1 Дистанционное профориентационное информирование Общение на форумах с учеными и специалистами, работающими в конкретной области
2 Применение поисковых машин в интернет-библиотеках Просмотр или скачивание материала о профессиях, профессиональной деятельности специалистов
3 Применение компьютерных технологий Создание компьютерных иллюстрированных определителей объектов природы по фотографиям
4 Применение офисных программ Обработка больших объемов данных; создание диаграмм и графиков, презентаций
5 Использование интернет-ресурсов Овладение социальными ресурсами в Интернет; получение космических снимков, электронных карт
Рис. 4. Модель традиционного учебного процесса
электрогазосварщик, токарь, химик-технолог, инженер-технолог, инженер-электронщик, оптик-механик, бурильщик эксплуатационных и разведочных скважин и другие. Также имеются сведения о требуемом уровне профессиональной подготовки специалистов, заработной плате, востребованности данной профессии в конкретных регионах, перечень учебных организаций, в которых можно получить профессии, описание условий труда, перспектива развития конкретных профессий.
Пользуясь данным интернет-ресурсом, учащиеся могут совершить виртуальную экскурсию на производство, получить наглядное представление о рабочем месте, прослушать аудиомате-риалы с рассказами лучших работников конкретных производств о своей профессии.
По данным странички «Рейтинги», включающей «ТОП просмотренных профессий за месяц», «ТОП поисковых фраз за месяц» и «ТОП профессий по оценкам пользователей», можно выделить наиболее востребованные профессии среди пользователей.
Например, на 21 февраля 2012 г. пользователей портала больше всего интересовали профессии: «инженер - системный программист» -1598 просмотров, «учитель в средней школе» (1139 просмотров) и «менеджер по персоналу» (927 просмотров).
Итак, ИКТ являются приоритетным направлением в реализации предлагаемой Концепции профессиональной ориентации в новом тысячелетии.
Внедрение компьютеров в процесс естественнонаучного образования расширили современные возможности преподавателя по осуществлению профориентационной работы с обучаемыми [11].
Но отсутствие общественного заказа, кризисные явления на рынке труда и переоснащение промышленного производства не дают сегодня четких ориентиров в организации такой деятельности. Это сказывается на снижении внимания к решению профориентационных вопросов и, как следствие, приводит к неэффективности способов подготовки человека к сознательному выбору будущей профессиональной деятельности [12].
Наше исследование показало, что естественнонаучное образование определяет современное приоритетное направление профориентации, которое можно реализовать через инновационные методы обучения, среди которых важное место сегодня занимают ИКТ.
Поэтому для разработки путей реализации концепции профессиональной ориентации мы обратились к существующей практике использования ИКТ в учебном процессе по разным предметам естественнонаучного цикла.
Известно, что в XX в. традиционный учебный процесс происходил по следующей схеме (см. рис. 4):
При этом процесс обучения предполагал наличие обратной связи между преподавателем (учителем) и обучаемыми (учащимися).
Модернизация школьного образования, проведенная в начале нового тысячелетия, решила техническую сторону проблемы внедрения ИКТ в том числе и при обучении учащихся естественнонаучным предметам [13].
Изменилась модель образовательного процесса (см. рис. 5):
Сегодня преподаватель (П) обращается «напрямую» к техническому устройству (ТУ), которое осуществляет передачу учебной информации (УИ) обучаемому. В свою очередь, обратная
Преподаватель (П) УИ ИКТ-инструмент УИ Обучаемый (О)
ОС ОС
Рис. 5. Модель учебного процесса с применением ИКТ
связь (ОС) с обучаемыми также происходит через применение технического устройства.
Эволюционное развитие компьютерных средств, информационных технологий и коммуникаций происходило в направлении обеспечения обратной связи с обучаемыми в режиме реального времени.
В процессе нашего исследования были выделены следующие типы ИКТ-инструментов в системе непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых:
• компьютерные технологии (КТ) - инструмент для передачи учебной информации посредством компьютера, обеспечивающие одностороннюю связь с обучаемыми;
• информационные технологии (ИТ) - инструмент, использующий технические устройства для осуществления передачи и обработки учебной информации, предполагающий наличие обратной связи с обучаемыми с задержкой во времени;
• новые информационные технологии (НИТ) - инструмент, связанный с передачей и обработкой учебной информации от преподавателя к обучаемому и обратно с использованием технических устройств мультимедиа;
• информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - инструмент, реализующий возможности современных средств коммуникации для передачи и обработки учебной информации в режиме реального времени [14].
Итак, предложенная плавающая модель учебного процесса с применением ИКТ в системе непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых потребовала разработки нового подхода к методике обучения предметам естественнонаучных дисциплин.
При этом ИКТ-инструмент рассматривается как новый инструмент по развитию новых учебных видов деятельности: проектно-исследо-вательской и проектно-конструкторской, направленных на формирование новых качеств личности, таких как социальная устойчивость и социальная успешность [15].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гавриленкова, И. В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учеб-
ный процесс - важный аспект инновационной деятельности образовательного учреждения [Текст] / И. В. Гавриленкова // Инновационная деятельность в образовательном учреждении как фактор развития муниципальной системы образования: материалы гор. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2008. -С.73-75.
2. Гавриленкова, И. В. Практически значимые задачи, связанные с передачей и обработкой информации в школьном курсе физики [Текст] / И. В. Гавриленкова // Математика. Компьютер. Образование: материалы 9-й междунар. конф. - Дубна, 2001. - С. 336.
3. Оспенникова, Е. В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе [Текст]: метод. пособие / Е. В. Оспенникова. - М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2011. - 655 с.: ил. - (ИКТ в работе учителя).
4. Гавриленкова, И. В. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла: теорет. основания [Текст]: моногр. / И. В. Гаврилен-кова. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2013. - 160 с.
5. Современная образовательная среда [Текст]: материалы регион. науч.-метод. конф. (г. Астрахань, 17-18 марта 2010 г.) / гл. ред. Г. П. Стефанова. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010 - 456 с.
6. Гавриленкова, И. В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении: практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации [Текст]: моногр. / И. В. Гавриленкова. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2013. - 76 с.
7. Информатика и ИКТ [Электронный ресурс] // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http:// school-collection.edu.ru/collection/ (дата обращения: 01.10.2014).
8. Моисеева, М. В. Интернет в образовании [Текст]: специализированный учебный курс / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина. - М.: Обучение-сервис, 2006. - С. 146, 248. - Ил. 27.
9. Деражне, Ю. Л. Внедрение технологии Pivot Point в профессиональное обучение безработных граждан, занятого и незанятого на-
селения по профессии « Парикмахер» [Текст]: моногр. / Ю. Л. Деражне, Н. Е. Носова; М-во труда и соц. развития РФ. - М.: Голицын. учеб. центр, 2002. - (ИПК МГУП: Моск. Гос. Ун -т печати). - 149 с.
10. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) [Текст]: моногр. / Л. Х. Зайнутдинова. - Астрахань: ЦНТЭП, 1999. - 364 с.
11. Информатизация как целевая ориентация и стратегический ресурс образования [Текст]: сб. тр. участников Междунар. науч. конф., 29 февр. - 4 мар. 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки РФ, Ин-т информатизации образования РАО [и др.]; [редкол.: Ю. Л. Ипатова и др.]. - Архангельск: КИРА, 2012. - 544 с.
12. Кирсанов, К. А. Глобальные проблемы образования [Текст]: в 2 т. / К. А. Кирсанов, А. А. Киринюк. - М.: Национальный ин-т бизнеса, 2005. - Т. 2. - 320 с.
13. Гавриленкова, И. В. Профессиональная ориентация школьников в процессе обучения физике [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И. В. Гавриленкова. - М., 2003.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
15. Профессиография - информационная основа профессиональной ориентации [Текст]: (метод. рекомендации в помощь организаторам профориентац. работы) / Ташк. центр проф. ориентации Госкомтруда СССР; Каб. профориентации молодежи Госкомтруда СССР. -Ташкент: Мехнат, 1990. - 27 с.
REFERENCES
1. Gavrilenkova I. V. Vnedrenie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v uchebnyy protsess - vazhnyy aspekt innovatsionnoy dey-atelnosti obrazovatelnogo uchrezhdeniya (The introduction of information and communication technologies into the educational process as an important aspect of innovative activity at educational institution). Innovatsionnaya deyatel-nost v obrazovatelnom uchrezhdenii kak faktor
razvitiya munitsipalnoy sistemy obrazovaniya: materialy gor. nauch.-prakt. konf. (Innovative activities at educational institution as a factor of the development of municipal education system: proceedings of. research and practical conference). Astrakhan, 2008, pp. 73-75.
2. Gavrilenkova I. V. Prakticheski znachimye za-dachi, svyazannye s peredachey i obrabotkoy informatsii v shkolnom kurse fiziki (Practically important problems related to the transfer and processing of information in school physics course). Matematika. Kompyuter. Obrazovanie: materialy 9-y mezhdunar. konf. (Mathematics. Computer. Education: Proceedings of the 9th International conference). Dubna, 2001, p. 336.
3. Ospennikova E. V. Ispolzovanie IKT v prepoda-vanii fiziki v sredney obshcheobrazovatelnoy shkole: metod. posobie (The use of Information and Communications Technologies at teaching physics at secondary comprehensive school: method book). Moscow: BINOM: Laboratoriya znaniy, 2011. 655 p. With illustrations. (IKT v rabote uchitelya) (Information and Communications Technologies at teacher's work).
4. Gavrilenkova I. V. Professionalnaya orientatsi-ya uchashchikhsya v protsesse obucheniya predmetam estestvennonauchnogo tsikla: teo-ret. osnovaniya (Vocational guidance of pupils at learning natural sciences: theoretical foundations). Astrakhan: Izd. dom "Astrakhanskiy uni-versitet", 2013. 160 p.
5. Sovremennaya obrazovatelnaya sreda: materialy region. nauch.-metod. konf. (Modern educational milieu: proceedings of regional research and methodology conference). Astrakhan, 1718 March 2010. Ed. G. P. Stefanova. Astrakhan: Izd. dom "Astrakhanskiy universitet", 2010. 456 p.
6. Gavrilenkova I. V. Informatsionnye tekhnologii v estestvennonauchnom obrazovanii i obu-chenii: praktika, problemy i perspektivy profes-sionalnoy orientatsii (Information technologies in natural science education and teaching: practice, problems and perspectives of vocational guidance). Astrakhan: Izd. dom "Astrakhanskiy universitet", 2013. 76 p.
7. Informatika i IKT (Informatics and Information and Communications Technologies). Edinaya kollektsiya Tsifrovykh Obrazovatelnykh Resurs-ov (United collection of Digital Educational Re-
sources). Available at: http://school-collection. edu.ru/collection/ (accessed 01.10.2014).
8. Moiseeva M. V., Polat E. S., Bukharkina M. Yu. Internet v obrazovanii: spetsializirovannyy uchebnyy kurs (Internet in education: specialized training course). Moscow: Obuchenie-servis, 2006, pp. 146, 248. Il. 27.
9. Derazhne Yu. L, Nosova N. E. Vnedrenie tekh-nologii Pivot Point v professionalnoe obuchenie bezrabotnykh grazhdan, zanyatogo i nezanyato-go naseleniyapoprofessii "Parikmakher" (The introduction of the technology Pivot Point into vocational training of the unemployed and employed people in the profession "Hairdresser"). M-vo truda i sots. razvitiya RF. (Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation). Moscow: Golitsyn. ucheb. tsentr, 2002. 149 p.
10. Zaynutdinova L. Kh. Sozdanie i primenenie elektronnykh uchebnikov (na primere obsh-chetekhnicheskikh distsiplin) [Creation and use of electronic textbooks (by the example of technical disciplines)]. Astrakhan: TsNTEP, 1999. 364 p.
11. Informatizatsiya kak tselevaya orientatsiya i strategicheskiy resurs obrazovaniya: sb. tr. uchastnikov Mezhdunar. nauch. konf. (Informatization as target orientation and strategic resource of education: collected papers of International scientific conference). 29 February - 4 March 2012. NMS po matematike M-va obra-zovaniya i nauki RF, In-t informatizatsii obra-zovaniya RAO (Section of Mathematics of the Ministry of Education and Science of the Rus-
sian Federation, Institute of Informatization of Education, Russian Academy of Education). Arkhangelsk: KIRA, 2012. 544 p.
12. Kirsanov K. A., Kirinyuk A. A. Globalnye prob-lemy obrazovaniya: v 2 t. (Global problems of education: in 2 vol.) Moscow: Natsionalnyy in-t biznesa, 2005, vol. 2. 320 p.
13. Gavrilenkova I. V. Professionalnaya orientatsi-ya shkolnikov v protsesse obucheniya fizike (Pupils' vocational guidance in the process of teaching physics). Moscow, 2003.
14. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeolog-icheskikh vyrazheniy (Definition dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions). Ros. akad. nauk, In-t rus. yaz. im. V. V. Vinogradova (Russian Academy of Sciences, Institute of the Russian Language n.a. V. Vinogradov). 4th ed. Moscow: Az-bukovnik, 1999. 944 p.
15. Professiografiya - informatsionnaya osnova professionalnoy orientatsii: (metod. rekomen-datsii v pomoshch organizatoram proforientats. raboty) [Job specification as an informational basis of vocational orientation (methodical recommendations to help the organizers of career counselling works)]. Tashk. tsentr prof. orientatsii Goskomtruda SSSR; Kab. proforientatsii molodezhi Goskomtruda SSSR (Tashkent Centre of vocational orientation of State Committee for Labor of the USSR; Committee for vocational orientation of young people of State Committee for Labor of the USSR). Tashkent: Me-khnat, 1990. 27 p.
Гавриленкова Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической физики и методики преподавания физики докторант Московского педагогического государственного университета
e-mail: IrinaGavrilenkova@yandex.ru
Gavrilenkova Irina V., PhD in Education, Associate Professor, Department of Theoretical Physics and Methods of Teaching Physics, Moscow State Pedagogical University e-mail: IrinaGavrilenkova@yandex.ru