Научная статья на тему 'Психологические особенности школьной профориентационной работы на основе ранней диагностики структуры интересов учащихся'

Психологические особенности школьной профориентационной работы на основе ранней диагностики структуры интересов учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / VOCATIONAL-ORIENTED WORK / PROFESSIONAL INTEREST / UPBRINGING WORK / OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL UPBRINGING / VOCATION-ORIENTED WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов А., Мирзоходжаев М.

В статье анализируются психологические особенности школьной профориентационной работы на основе ранней диагностики и недостатки подготовки учителей к профориентационной работе с учащимися. Для устранения этих недостатков авторами разработан и составлен ряд лабораторных работ, подробности которых представлены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities of School Vocational Work on the Grounds of Early Diagnostics of the Structure Related to Pupils’ Interests

The authors of the article analyze psychological peculiarities of school vocation-oriented work on the grounds of early diagnostics and the drawbacks concerned with teachers’ training in vocational work with pupils. In order to obviate these drawbacks the authors elaborated and composed a number of laboratory works; the particulars being presented in the article.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности школьной профориентационной работы на основе ранней диагностики структуры интересов учащихся»

ПЕДАГОГИКА

А. Азизов, М. Мирзоходжаев

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ СТРУКТУРЫ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ

Ключевые слова: профориентационнаяработа, профессиональный интерес, воспитательная работа, оптимизация учебно-воспитательной профориентационной работы

Проблема интереса приобретает в современных условиях особую актуальность, тесно взаимосвязываясь с проблемами настоящего момента развития общества. А это требует оперативного изучения динамики профессиональных интересов молодежи, перспективы их развития с целью разработки оптимальных условий и вариантов соотношения профессиональных нужд общества и личных интересов.

Предварительно обследование сферы интересов учащихся, проведенное нами в 8-9 классах (200 учеников) средних общеобразовательных школ г. Худжанда показали, что современный подросток стремится овладеть профессиональной деятельностью, быть хорошо подготовленным к труду. Однако, школа в его представлении дает лишь только знания основ наук, не обеспечивая возможности глубокого проникновения в экономические и социальные проблемы. Нельзя не обратить внимание на то, что социально-экономическая сфера знаний характеризуется весьма низким уровнем интереса старших подростков. При этом, интерес к этой сфере знаний у мальчиков с возрастом постепенно «линейно» повышается, а у девочек отмечается сильно скачкообразное

снижение. Это объясняется доминирующей ориентацией мальчиков на положение в обществе. Что же касается девочек, то в плоскости их познавательных интересов как бы пересекаются два направления: на профессию и на создание семьи, и в зависимости от этих ориентаций происходит планирование своего будущего.

На примере этой группы учащихся мы пытались проследить и особенности их профессиональных интересов. Исследование ценностных ориентаций молодежи при выборе будущей профессиональной деятельности включает в себя изучение как собственно ценностей, привлекающих в той или иной профессии и составляющих ее «идеальный образ» в сознании личности, так и влияние этих ценностей на формирование конкретных профессиональных планов.

Подавляющее большинство опрошенных выделяют в будущей профессии такую ценность, как «познание». Потребности, связанные с приобретением знаний, отметили 75% опрошенных. Важное место в структуре ориентаций занимает «творчество»: учащиеся считают, что будущая профессия должна представлять возможности для проявления их инициативы, самостоятельности (80%).

Следует особо отметить, что школа далеко не полностью реализует свои профориентационные возможности: знания, которые она дает школьникам не всегда носят эмоционально-привлекательный характер, что не способствует формированию устойчивых профессиональных интересов. Формирование познавательных интересов происходит преимущественно стихийно, год влиянием побочных факторов. Выявленные нами мотивы выбора подростками профессии подтверждают актуальность инди-видуального подхода к учащимся, поскольку правильный выбор профессии может быть достигнут только при осознании общественной значимости данной профессии и своих возможностей для овладения ею.

«Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую из них в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей» (2,206).

Возрастающие требования современного производства к уровню квалифицированной подготовки кадров актуализируют

— ,0°- НОМАИ донишгох >

проблему профессиональной ориентации школьников. Профессиональная подготовка значительной части учащихся все ещё не соответствует потребностям народного хозяйства. Право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, образованием и с учетом общественных потребностей реализуется в полной мере в условиях выявления психофизиологических особенностей личности, воспитательной работы с учащимися и их родителями, умелого решения множества вопросов, возникающих в процессе профориентационной работы. Успех в такой работе в немалой степени зависит и от качества подготовки специалистов-профориентаторов.

Исследования показывают, что основными недостатками подготовки учителей к профориентационной работе с учащимися являются: слабое знание основ современного производства, отраслей народного хозяйства, недостаточные представления о целях, методах и содержании профориентационной работы с учащимися в учебном процессе и во внеучебной деятельности. Нужно особо отметить, что будущие учителя должны уделить особое внимание изучению характера учащихся, ибо «характер -это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности» (1,101).

Для устранения этих недостатков студенты специальности «Технология» изучают курс «Профориентация и методика профориентационной работы», который рекомендует овладеть знаниями основ современного производства и методами профессиональной ориентации школьников. С учетом изучения характеров и интересов школьников в целях подготовки их к сознательному выбору профессии нами разработан и составлен ряд лабораторных работ, одну из которых мы предлагаем для рассмотрения.

Тема: Изучение характеров и интересов школьников в целях подготовки их к сознательному выбору профессии

Цель: углубление знаний об основных понятиях. Формирование умений и навыков изучения личности школьников и их профессиональной направленности.Использование результатов изучения при диагностировании и профориентации учащихся.

Занятия проводятся в аудитории

Вопросы для обсуждения:

1. Профессиональная направленность личности школьника.

2. Методы изучения профессиональной направленности:

а) анкеты (вопросники);

б) изучение материалов деятельности школьника;

в) беседы;

г) интервью (устно или письменно);

д) место обобщения независимых характеристик;

е) карта интересов;

ж) педагогический консилиум, совет и др.

3. Психолого-педагогическая характеристика, принцип её составления.

4. Выступления студентов и обсуждение материалов, подготовленных ими в процессе выполнения самостоятельной работы.

В ходе занятий могут быть использованы следующие материалы:

1. Анкеты - вопросники бесед.

2. Карта интересов (по А. Е. Голомытову) (дать полное описание источника).

3. Психолого-педагогическая характеристика, написанная учителями школ и студентами.

1. Составить анкету с целью определения профессионально -педагогической направленности учащихся старших классов. Аргументируйте её содержание и структуру.

2. «Знаю ли я себя». Учитывая требования, предъявляемые к профессии учителя, ответьте на следующие вопросы:

а) в какой степени вы представляете себя в качестве учителя по избранной специальности;

б) какие профессиональные качества у вас уже сформированы;

в) какими знаниями, умениями, навыками учителя вы уже

овладели, как вы оцениваете правильность вашего выбора;

3. «Оцените товарища - будущего педагога».

а) как вы оцениваете личные качества товарища;

б) какие профессиональные качества учителя вы наблюдали в деятельности товарища

— ,02~ НОМАИ донишгох /

в) как вы оцениваете готовность вашего товарища к профессиональной деятельности в качестве педагога-наставника.

4. Составьте анкету для учащихся, выбравших профессии сельского хозяйства или промышленности, например: водитель, механизатор, слесарь и др.

5. Составьте характеристику на однокурсника, используя материалы беседы, диспута или игры «Кто больше знает о товарище». Оцените товарища - будущего педагога. При этом соблюдайте примерный план психолого-педагогической характеристики:

а) общее физическое состояние здоровья; спорт;

б) учение и способности; увлечения и кругозор;

в) труд, общественная деятельность;

г) черты дисциплинированности и воли, отношения в коллективе;

д) ценности профессионально-педагогических качеств: мотивы, интересы, жизненные планы, умения и навыки педагогической деятельности;

е) внутренняя и внешняя культура, вежливость плюс культура общения в коллективе;

ж) темперамент и типологические свойства нервной системы. Полученные нами данные позволяют определить условия

оптимизации учебно-воспитательной профориентационной работы среди студентов в средней школе с учетом динамики профессиональных интересов, потребности в самореализации себя в обществе, развития у подростков нового типа познавательной и социальной активности.

Как свидетельствует наш опыт, эффективность всей профориентационной работы в школе зависит от всестороннего учета развития познавательных интересов учащихся, которыми они руководствуются при выборе профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. СамыгинС.К., Гончарова Н.Г. и др. Психология и педагогика. -

Ростов на Дону: Феникс, 2010

2. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Столяренко В. Е. Психология и

педагогика. - Ростов на Дону: Феникс, 2010

Психологические особенности школьной профориентационной работы на основе ранней диагностики структуры интересов учащихся

А. Азизов, М. Мирзоходжаев

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональный интерес, воспитательная работа, оптимизация учебно-воспитательной профориентационной работы

В статье анализируются психологические особенности школьного профориентационной работы на основе ранней диагностики и недостатки подготовки учителей к профориентационной работе с учащимися. Для устранения этих недостатков авторами разработан и составлен ряд лабораторных работ, подробности которых представлены в данной статье.

Psychological Peculiarities of School Vocational Work on the Grounds of Early Diagnostics of the Structure Related to Pupils'

Interests

A.Az.iz.ov, M.Mirzokhojayev

Key words: vocational-oriented work, professional interest, upbringing work, optimization of educational upbringing, vocation-oriented work

The authors of the article analyze psychological peculiarities of school vocation-oriented work on the grounds of early diagnostics and the drawbacks concerned with teachers' training in vocational work with pupils. In order to obviate these drawbacks the authors elaborated and composed a number of laboratory works; the particulars being presented in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.