ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А.Н. Пронина
Кафедра психофизиологии и педагогической психологии Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, Липецкая область, Елец, 399770
С.В. Маркова
Кафедра дошкольного и специального образования Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28, Липецкая область, Елец, 399770
Статья посвящена актуальной теме развития детей из детского дома в приемной семье, показано значение личностной зрелости приемных родителей. Авторами представлены результаты исследования, доказывающего, что между отдельными критериями личностной зрелости приемных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей из детского дома существует взаимосвязь.
Ключевые слова: личностная зрелость, социализация, индивидуализация, рефлексивность, эм-патийность, приемные родители.
Государственная политика в решении проблемы сиротства направлена на сокращение количества детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличение количества приемных семей, которые призваны решить многочисленные психологические, социально-педагогические проблемы детей, поступивших из детского дома.
Эффективную адаптацию детей дошкольного возраста в приемной семье позволит обеспечить развитие личностной зрелости приемных родителей, которая выполняет функцию организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути.
В современной научной отечественной литературе (Л.И. Божович, Е.Г. Вла-сенкова, А.А. Деркач, Е.А. Нестерова, П.М. Якобсон и др.) под зрелостью личности понимают социальную зрелость, включающую в себя моральную зрелость — понимание, принятие и реализацию норм морали, ее осознание, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу; гражданскую — осознание долга перед Родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; эстетическую — развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других ее проявлениях и формах; психологическую — достаточно высокий уровень психического развития, активный характер поведения человека [2; 3].
Личностная зрелость приемного родителя рассматривается нами как совокупность личностных качеств, обеспечивающих способность удерживать устойчивую
личностно-гуманную позицию по отношению к детям-сиротам, определяющую эмпатийное отношение к ним, потребность в самоактуализации, креативность во взаимодействии с детьми.
Статистика показывает достаточно высокий процент возврата детей из приемных семей в детский дом, причинами которого являются неспособность приемных родителей справиться с различными трудностями адаптации детей к жизни в семье, наличие нетерпимости к различным психологическим нарушениям [4]. Практически все исследователи указывают на многочисленные психологические и социально-педагогические особенности детей из детских домов: проявление негативного отношения к другим людям, преобладание зависимости, реактивности, пассивности, безразличие к собственной судьбе, неумение принимать самостоятельное решение, потребительское отношение к жизни, склонность к агрессии, признаки антисоциального поведения и т.д. Данные нарушения объединены в комплекс нарушений процесса социализации-индивидуализации [1].
Анализ практики работы детских домов показывает, что последствия дисбаланса между социализацией и индивидуализацией имеют разную степень проявления — от частичной деформации до полного разрыва связей между данными процессами. На фоне недостаточно сформированных социальных знаний многие дети имеют отрывочные, фрагментарные знания о себе, при наличии высокой самооценки у большинства детей отсутствуют умения применять свои способности, возможности в социальной деятельности, при хорошей осведомленности о правилах поведения в социуме у детей недостаточно сформирована саморегуляция и т.д.
Мы считаем, что личностно зрелый родитель как субъект преобразования сознания и поведения детей, осуществляя индивидуально-специфическое влияние, инициирует изменения значимых аспектов социализации-индивидуализации приемных детей, обеспечивая компенсацию нарушений данного процесса. Проблема личностной зрелости приемных родителей как условие преодоления нарушений социализации-индивидуализации детей из детского дома характеризуется недостаточной разработанностью в науке, отсутствуют исследования взаимосвязи личностной зрелости приемных родителей и социализации-индивидуализации детей из детского дома.
Для выявления взаимосвязей личностной зрелости приемных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста нами было организовано экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 приемных родителей и 60 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в адаптационный период вхождения детей в приемную семью на базе центра социальной защиты населения.
Для исследования социализации-индивидуализации детей старшего дошкольного возраста из приемных семей был использован ряд диагностических методик, которые мы распределили по четырем блокам.
Первый блок направлен на выявление уровня социализации: 1) беседа с ребенком с целью изучения представлений детей о моральных нормах и правилах; 2) методика «Секрет», направленная на выявление социометрического статуса
ребенка; 3) наблюдение за поведением детей с целью изучения типов направленности поведения.
Второй блок методик использовался для выявления уровня индивидуализации:
1) беседа — для оценки уровня сформированности представлений детей о своем физическом Я, индивидуальных качествах, возможностях, особенностях и т.д.;
2) методика «Лесенка» — для изучения уровня сформированности самооценки детей. Критериями социализации выступили представления о моральных нормах, отношения к другим людям, поведение; критериями индивидуализации — представления о себе, самооценка и индивидуальные действия, вызванные образом Я и самооценкой. Показателями и уровнями названных критериев являлись показатели и уровни, представленные в конкретной диагностической методике.
Одним из видов нарушений индивидуализации мы считаем наличие фрагментарного, негативного представления ребенка о себе и, как следствие, низкой самооценки, характеризующейся негативным отношением к своему внешнему образу, индивидуальным особенностям, возможностям, способностям. К нарушениям социализации мы относим наличие у ребенка искаженных представлений о моральных нормах, правилах поведения, проявление негативного, безразличного отношения к другим людям. Искаженное представление детей о моральных нормах и правилах есть результат воспитания и проживания ребенка в неблагополучной семье. У обследуемых детей выявлено преобладание асоциального и антисоциального типа поведения.
Для изучения личностной зрелости приемных родителей был подобран ряд методик. Основным критерием личностной зрелости приемного родителя выступает эмпатийность, рассматриваемая как способность к постижению и пониманию эмоционального состояния детей. Для исследования эмпатийности у приемных родителей нами применялся модифицированный тест И.М. Юсупова.
Одним из критериев личностной зрелости приемного родителя является самоактуализация, выражающаяся в стремлении родителей к самосовершенствованию и самореализации в условиях взаимодействия с детьми-сиротами. Измерению самоактуализации приемных родителей как многомерной величины служил са-моактуализационный тест Э. Шострома.
Проявлением личностного самосовершенствования, стимулом процесса самосознания, а также гарантом позитивных межличностных контактов выступает рефлексивность, которая определяет такие личностные качества приемных родителей, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека. Для определения уровня рефлексивности приемных родителей нами использовалась методика Е.Е. Рукавишниковой.
Еще одним критерием личностной зрелости приемных родителей является креативность, рассматриваемая как способность продуцировать принципиально новые идеи воздействия на детей-сирот в различных ситуациях взаимодействия с ними. Исследование креативности осуществлялось посредством методики Л.Э. Уортмена.
Анализ результатов изучения эмпатийности приемных родителей выявил у 47% из них умеренную эмпатийность. По результатам самоактуализационного теста для этой группы приемных родителей характерна независимость в своих
поступках, умеренная тенденция к приобретению знаний об окружающем мире — по шкале «Познавательных потребностей» 39 Т-баллов. Также выявлен низкий балл по шкале «Принятие агрессии» (35 Т-баллов), что свидетельствует о способности обследованных контролировать агрессивные реакции. Согласно результатам изучения рефлексивности (методика Е.Е. Рукавишниковой), родители из этой группы, анализируя свои поступки, образ собственного Я, не подвергают их дискредитации, продолжая использовать в трудных ситуациях личностные стереотипы. В недостаточной степени родители также осознают, как относятся к ним дети, как воспринимают их, поэтому не всегда находят решение личностных проблем ребенка, что затрудняет реализацию творческого подхода. Результаты изучения креативности по методике Л.Э. Уортмена показали, что приемные родители не проявляли способности творчески осмысливать трудные ситуации, продолжая использовать шаблоны действий. Вместе с тем у родителей отмечалась ретроспективная рефлексия, обеспечивающая выявление причин собственных неудач.
У 34% приемных родителей выявлена слабовыраженная эмпатийность. Исследование эмпатийности родителей этой группы показало трудности понимания личностных проявлений детей посредством идентификации и децентрации. По результатам теста CAT шкала «Принятие агрессии» соответствует 80 Т-баллам, что свидетельствует о способности принимать свои раздражение, гнев и агрессивность как естественные проявления человеческой природы. Изучение креативности по методике Л.Э. Уортмена показало, что 54% приемных родителей не проявляли способности творчески осмысливать трудные ситуации, продолжая использовать шаблоны действия. Вместе с тем у родителей из данной группы отмечалась ретроспективная рефлексия, обеспечивающая выявление причин собственных неудач, в то время как 46% приемных родителей пытались выйти за рамки простого исполнительства, творчески осмыслить сложные ситуации во взаимодействии с детьми.
Лишь у 19% приемных родителей обнаружена выраженная эмпатийность. Результаты исследования эмпатийности выявили у этих родителей умение не только извлекать информацию о скрытых состояниях детей по открытым для наблюдения переменным. Происходило осознание процесса воспроизведения действий приемных детей, проецирование себя в их позицию и с этой позиции представление проблемной ситуации. Это является важнейшим условием установления эмоциональных связей с приемными детьми. Изучение рефлексивности в этой группе показало наличие знания приемных родителей своих сильных и слабых сторон, возможность их самосовершенствования, что детерминировало анализ результатов своего воздействия на детей. Осуществляя рефлексию происходящего в данный момент, приемные родители связывали свое поведение с полученным в прошлом опытом, что позволяло избежать многих ошибок и в то же время размышлять о предстоящей деятельности, планируя выбор наиболее эффективных способов предупреждения, а в ряде случаев смягчения и преодоления личностных нарушений у детей. Низкий уровень рефлексивности родителей детерминировал их неспособность к личностному самовыражению, творческому росту. Согласно
результатам теста CAT по шкале «Компетентность во времени» (78 Т-баллов), у родителей с выраженной эмпатийностью отмечалась способность «жить настоящим», т.е. переживать настоящий момент жизни во всей полноте, но при этом ощущать неразрывность прошлого, настоящего, будущего. Также характерна независимость ценностей и поведения родителей от воздействия извне (шкала «Поддержки» — 87 Т-баллов).
Для изучения взаимосвязи личностной зрелости приемных родителей и процесса социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста мы применяли метод ранговой корреляции Спирмена.
Выявлено наличие взаимосвязей между такими показателями личностной зрелости, как рефлексивность и представления ребенка о себе (rs = 0,48, при p < 0,05). Приемные родители с низким уровнем рефлексивности указывали на отсутствие у детей отдельных качеств, на несформированность умений, что вызывало у детей чувство обиды и отчаяние, что, в свою очередь, приводило к проявлениям низкой самооценки ребенка («Новая мама говорит, что я не научусь рисовать, что я буду такая же, как моя прошлая мама», «Мама говорит, что я ничего не умею, не стараюсь, меня ничему не научили»). Приемные родители с высоким уровнем рефлексивности проявляли внимание к наличию и проявлениям различных качеств и умений ребенка, пытались их поддерживать, о чем свидетельствовали ответы детей: «Я красиво рисую, мы рисунки повесили в комнате, мама меня в кружок специальный запишет», «Моей маме нравится, когда я играю в футбол, она хочет, чтобы я был спортсменом».
Отмечена взаимосвязь эмпатийности и специфики общения детей с людьми и другими детьми (rs = 0,51, приp < 0,05). Родители с неразвитым эмпатийным потенциалом провоцировали проявление негативного (агрессивного) общения детьми с другими людьми, демонстрировали недоверие, скованность. Дети таких родителей с трудом вступали в общение с психологом, социальным педагогом. Дети, у которых приемные родители имеют выраженную эмпатийность, демонстрируют активность в общении, легко идут на контакт, проявляют внеситуативно-личностную форму общения.
Выявлено наличие взаимосвязей между эмпатийностью и типом социального поведения ребенка (rs = 0,5, приp < 0,05). Когда приемные родители со слабовы-раженной эмпатийностью при проявлениях асоциального или антисоциального поведения детей наказывали их или демонстрировали неконтролируемую агрессию, изначально не определив причину отклонений детей, последние не подчинялись требованиям, кричали на родителей.
Родители с умеренной и выраженной эмпатийностью пытались понять, с чем связано негативное эмоциональное состояние ребенка, что способствовало уменьшению проявлений асоциального поведения детей.
Установлена связь между рефлексивностью приемных родителей и соблюдением моральных норм и правил детьми (rs = 0,47, приp < 0,05). Преобладание отрицательных оценок нарушений ребенком социальных норм и отсутствие толерантности у приемных родителей порождали в детях чувство социальной неполноценности, искажали их представления о поступках, провоцировали по-
вторное нарушение правил поведения. Например, на вопрос экспериментатора «Почему ты себя так ведешь?» ребенок отвечал: «Я все делаю плохо, меня никто не любит, все время ругают, ну и пусть, я все равно так буду делать». Родители, которые проявляли понимание, толерантность в случаях нарушения детьми моральных норм и правил, объясняли, как нельзя и как можно поступать, вызывали у детей сожаление, переживание и осознание совершенных действий.
Выявлено наличие связи между креативностью приемного родителя и социальным поведением детей (r = 0,78, приp < 0,01). Родители с низким уровнем креативности использовали шаблоны действий (часто наказывали), чем вызывали негативные проявления социального поведения детей. Для родителей с высоким уровнем креативности было характерно осмысление сложного поведения детей, такие родители пытались найти выход из создавшейся ситуации, творческий подход к объяснению правильного варианта социального поведения [5].
Результаты исследования показали, что в процессе работы специалистов центров защиты населения, реабилитационных центров с приемными семьями возможно развитие личностной зрелости приемных родителей с доминированием родительского отношения (чувствительность к эмоциональным нуждам детей, эмоциональная близость, способность отвечать за судьбы воспитанников, за характер своих взаимоотношений), которое, в свою очередь, будет способствовать компенсации нарушений социализации — индивидуализации детей.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации — индивидуализации в онтогенезе: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 1998. [Vesna E.B. Psikhologicheskie zakonomernosti i mehanizmi processa socializacii — individualizacii v ontogeneze: Diss. ... d-ra psihol. nauk. — M., 1998].
[2] Власенкова Е.Г. Особенности смысловой сферы зрелой личности с разным уровнем самореализации: Дисс. ... канд. психол. наук. — Южно-Сахалинск, 2005. [Vlasenkova E.G. Osobennosti smislovoi sferi zreloi lichnosti s raznim urovnem samorealizacii: Diss. ... kand. psihol. Nauk. — Yujno-Sahalinsk, 2005].
[3] Кабанов И.С. Психологические особенности защитного поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в различных социальных условиях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2014. [Kabanov I.S. Psikhologicheskie osobennosti zaschitnogo povedeniya u detei doshkolnogo vozrasta, vospitivayuschihsya v razlichnih socialnih usloviyah: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2014.]
[4] Ослон В.Н. Замещающая семья как условие компенсации депривационных нарушений у детей-сирот: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2002. [Oslon V.N. Zameshhajushhaja semja kak uslovie kompensacii deprivacionnyh narushenij u detej-sirot: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2002.]
[5] Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. — Иркутск, 2000. [Soldatovа A.A. Tvorcheskoe samovyrazhenie kak pedagogicheskoe sredstvo podgotovki budushhego uchitelja k innovacionnoj dejatelnosti: Diss. ... kand. ped. nauk. — Irkutsk, 2000.]
THE RELATIONSHIP OF PERSONAL MATURITY OF THE ADOPTIVE PARENTS AND THE PROCESS OF SOCIALIZATION AND IDENTIFICATION OF PRESCHOOL CHILDREN
A.N. Pronina
Department of Psychophysiology and Educational Psychology I.A. Bunin Yelets State University 28 Kommunarov str., Lipetsk region, Yelets, 399770
S.V. Markova
Department of Preschool and Special Education
I.A. Bunin Yelets state University 28 Kommunarov str., Lipetsk region, Yelets, 399770
The article is devoted to the topic of the development of children from orphanage in a foster home, showing the importance of personal maturity of the adoptive parents. The authors present the results of a study showing that there is a relationship between the individual criteria of personal maturity of the adoptive parents and the process of socialization and individualization of the children from orphanage.
Key words: personal maturity, socialization, individualization, reflexivity, empathic ability, foster parents.