296
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 34
МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
© Г. А. Кабакович, Г. Ш. Хамитова*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.
E-mail: bgu-hg@mail.ru
Образовательный и воспитательный процесс в современной России, с одной стороны, осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, роста потенциальных возможностей для социального становления личности. С другой стороны, образование и воспитание молодежи проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях, которые формируют ее кризисное сознание, что впоследствии находит свое выражение в деструктивных проявлениях правового нигилизма. Учитывая, что правовой нигилизм молодежи — явление сложное и затрагивающее различные сферы жизни общества, следует рассматривать концепцию решения данной социальной проблемы, в рамках которой мы особым образом выделяем модель многоуровневого правового образования и воспитания молодежи, которое должно приводиться непрерывно (начиная с дошкольных образовательных учреждений) на протяжении всего периода обучения, работы и жизнедеятельности.
Ключевые слова: молодежь, правовой нигилизм, правовое образование и воспитание, общество.
Как отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
Однако в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому принятая Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. В ней же отмечается особая роль прогрессивного развития образования, призванного вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.
Образовательный и воспитательный процесс в современной России осложняется существующей в настоящее время противоречивостью ситуации. С одной стороны, он осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативности личности. Молодой человек сегодня становится в большей степени суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Молодежь и особенно студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства со-
временной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации молодого поколения к формирующемуся типу экономики. Так рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России, обеспечивать ее национальную, социальную и государственную безопасность.
С другой стороны, образование и воспитание молодежи проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у молодых людей. Они остро реагируют на углубление социальноэкономического кризиса в стране, сопровождающегося значительным обнищанием большей части населения (в том числе, в молодежной среде), на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством.
Так, например, социологические исследования свидетельствуют о том, что подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов.
Молодой возраст - это период активного формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином государства, своей ответственности за будущее страны и общества. Вместе с тем отсутствие у молодых людей полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, отстаивать свои права и интересны законным способом, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культур-
* автор, ответственный за переписку
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1
297
ной среды, информационных, кадровых и материальных условий образовательного и воспитательного процесса и досуга.
Поэтому основная задача образования и воспитания заключается в формировании гражданина и патриота, активной творческой личности, адаптированной в современных жизненных условиях, с чувством долга, ответственности, собственного достоинства, с высокой (в том числе, правовой) культурой и моральными качествами. Организация образовательной и воспитательной работы в учебных заведениях предполагает не формальное включение учащихся в «заданные условия», приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных правомерных действий, самоорганизации в социально-культурном окружении. Качественное образование и воспитание (особенно правовое образование и воспитание) молодежи призвано всеми средствами ориентировать реалистичное саморазвитие личности молодого человека, защищая его, в то же время, от навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности и профессионального становления.
Рассматривая модель правового образования и воспитания молодежи, следует, прежде всего, учитывать 5 уровней правовой социализации: высокий; средний; низкий; незначительный (знание законов и вынужденное подчинение им; цели и средства достижения норм права совпадают с общественными требованиями только под влиянием страха наказания или как результат проявления конформизма); отрицательный (выражается в отрицании права, его социальной значимости, нарушении действующих в обществе нормативно-правовых актов).
Все вышеприведенные уровни правовой социализации влияют на формирование правовых ценностных установок молодого поколения, отношение к праву, закону, а также на выбор определенной (законопослушной или противоправной) линии поведения.
Учитывая тот факт, что исследуемое социальное явление - правовой нигилизм молодежи -сложное и затрагивающее различные сферы жизни общества, следует рассматривать концепцию решения данной социальной проблемы, в рамках которой мы особым образом выделяем модель правового образования и воспитания молодежи.
В контексте предлагаемой социологической теории, основу которой составляет системный подход, предусматривается выделение многоуровневого правового образования и воспитания молодых граждан, которое должно вестись непрерывно, начиная с дошкольных образовательных учреждений, на протяжении всего периода обучения, работы и жизнедеятельности.
Подтверждение необходимости непрерывности образования в течение всей жизни человека, преемственности уровней и ступеней образования
можно найти и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.
Итак, модель многоуровневого непрерывного правового образования и воспитания молодого поколения может иметь следующий вид.
Так называемый нулевой уровень правовой социализации молодого поколения представляет семья.
В качестве первого уровня правовой социализации модели правового образования и воспитания молодежи мы выделили дошкольные образовательные учреждения.
Вторым уровнем правовой социализации модели правового образования и воспитания молодежи является школа.
Третий уровень правовой социализации молодых граждан составляют учебные заведения среднеспециального и среднетехнического (техникумы, колледжи, профессиональные лицеи) и высшего (вузы) образования.
Четвертый уровень правовой социализации представляет армия.
Пятый уровень правовой социализации в модели правового образования и воспитания молодежи составляют средства массовой информации.
Таким образом, модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи рассматривается авторами в виде линейной последовательности, каждый из взаимодополняющих этапов которой должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан (в семье, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.) и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и др. органов).
В современных условиях правовое образование и воспитание молодежи должно стать важнейшим фактором развития личности, решения социальной проблемы правового нигилизма, становления гражданского общества, демократического правового государства (граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством).
ЛИТЕРАТУРА
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04 октября 2000 г.
2. Концепция воспитательной работы в Башкирском государственном университете на 2006-2010 годы: Методическая разработка / под ред. Харрасова М. Х. Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 5.
3. Малюшина Ю. А. Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы российского права. 2010. №2. С. 238.
Поступила в редакцию 08.12.2011 г.