Научная статья на тему 'Модель правового образования и воспитания Российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма'

Модель правового образования и воспитания Российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВО / YOUTH / LAW NIHILISM / LAW EDUCATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабакович Г. А., Хамитова Г. Ш.

Образовательный и воспитательный процесс в современной России, с одной стороны, осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, роста потенциальных возможностей для социального становления личности. С другой стороны, образование и воспитание молодежи проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях, которые формируют ее кризисное сознание, что впоследствии находит свое выражение в деструктивных проявлениях правового нигилизма. Учитывая, что правовой нигилизм молодежи явление сложное и затрагивающее различные сферы жизни общества, следует рассматривать концепцию решения данной социальной проблемы, в рамках которой мы особым образом выделяем модель многоуровневого правового образования и воспитания молодежи, которое должно приводиться непрерывно (начиная с дошкольных образовательных учреждений) на протяжении всего периода обучения, работы и жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW EDUCATION MODEL OF RUSSIAN YOUTH AS A WAY OF SOLVING LAW NIHILISM PROBLEM

Educational process in modern Russia is carried out on the one hand by considerable weakening of political and ideological influence and increasing of potential possibilities for person's social formation. On the other hand, youtheducation is held in extremely complex and unfavourable conditions that form its crisis consciousness. It is further reflected in destructive manifestations of law nihilism. Taking into account that youth law nihilism is a complex social phenomenon, the authors single out a model of multi-level law education of youth which should be given uninterruptedly, from preschool institutions during the whole period of education, work and vital activity.

Текст научной работы на тему «Модель правового образования и воспитания Российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма»

296

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 34

МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

© Г. А. Кабакович, Г. Ш. Хамитова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: bgu-hg@mail.ru

Образовательный и воспитательный процесс в современной России, с одной стороны, осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, роста потенциальных возможностей для социального становления личности. С другой стороны, образование и воспитание молодежи проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях, которые формируют ее кризисное сознание, что впоследствии находит свое выражение в деструктивных проявлениях правового нигилизма. Учитывая, что правовой нигилизм молодежи — явление сложное и затрагивающее различные сферы жизни общества, следует рассматривать концепцию решения данной социальной проблемы, в рамках которой мы особым образом выделяем модель многоуровневого правового образования и воспитания молодежи, которое должно приводиться непрерывно (начиная с дошкольных образовательных учреждений) на протяжении всего периода обучения, работы и жизнедеятельности.

Ключевые слова: молодежь, правовой нигилизм, правовое образование и воспитание, общество.

Как отмечается в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Однако в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому принятая Доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. В ней же отмечается особая роль прогрессивного развития образования, призванного вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Образовательный и воспитательный процесс в современной России осложняется существующей в настоящее время противоречивостью ситуации. С одной стороны, он осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативности личности. Молодой человек сегодня становится в большей степени суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Молодежь и особенно студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства со-

временной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации молодого поколения к формирующемуся типу экономики. Так рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России, обеспечивать ее национальную, социальную и государственную безопасность.

С другой стороны, образование и воспитание молодежи проходит в крайне сложных и неблагоприятных условиях. Неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у молодых людей. Они остро реагируют на углубление социальноэкономического кризиса в стране, сопровождающегося значительным обнищанием большей части населения (в том числе, в молодежной среде), на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством.

Так, например, социологические исследования свидетельствуют о том, что подавляющая масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов.

Молодой возраст - это период активного формирования личности, профессионального самоопределения и развития, осознания себя гражданином государства, своей ответственности за будущее страны и общества. Вместе с тем отсутствие у молодых людей полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, отстаивать свои права и интересны законным способом, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культур-

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1

297

ной среды, информационных, кадровых и материальных условий образовательного и воспитательного процесса и досуга.

Поэтому основная задача образования и воспитания заключается в формировании гражданина и патриота, активной творческой личности, адаптированной в современных жизненных условиях, с чувством долга, ответственности, собственного достоинства, с высокой (в том числе, правовой) культурой и моральными качествами. Организация образовательной и воспитательной работы в учебных заведениях предполагает не формальное включение учащихся в «заданные условия», приспособление к ним, а приобретение собственного опыта позитивных правомерных действий, самоорганизации в социально-культурном окружении. Качественное образование и воспитание (особенно правовое образование и воспитание) молодежи призвано всеми средствами ориентировать реалистичное саморазвитие личности молодого человека, защищая его, в то же время, от навязывания ему ценностей и норм, чуждых процессу самореализации личности и профессионального становления.

Рассматривая модель правового образования и воспитания молодежи, следует, прежде всего, учитывать 5 уровней правовой социализации: высокий; средний; низкий; незначительный (знание законов и вынужденное подчинение им; цели и средства достижения норм права совпадают с общественными требованиями только под влиянием страха наказания или как результат проявления конформизма); отрицательный (выражается в отрицании права, его социальной значимости, нарушении действующих в обществе нормативно-правовых актов).

Все вышеприведенные уровни правовой социализации влияют на формирование правовых ценностных установок молодого поколения, отношение к праву, закону, а также на выбор определенной (законопослушной или противоправной) линии поведения.

Учитывая тот факт, что исследуемое социальное явление - правовой нигилизм молодежи -сложное и затрагивающее различные сферы жизни общества, следует рассматривать концепцию решения данной социальной проблемы, в рамках которой мы особым образом выделяем модель правового образования и воспитания молодежи.

В контексте предлагаемой социологической теории, основу которой составляет системный подход, предусматривается выделение многоуровневого правового образования и воспитания молодых граждан, которое должно вестись непрерывно, начиная с дошкольных образовательных учреждений, на протяжении всего периода обучения, работы и жизнедеятельности.

Подтверждение необходимости непрерывности образования в течение всей жизни человека, преемственности уровней и ступеней образования

можно найти и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.

Итак, модель многоуровневого непрерывного правового образования и воспитания молодого поколения может иметь следующий вид.

Так называемый нулевой уровень правовой социализации молодого поколения представляет семья.

В качестве первого уровня правовой социализации модели правового образования и воспитания молодежи мы выделили дошкольные образовательные учреждения.

Вторым уровнем правовой социализации модели правового образования и воспитания молодежи является школа.

Третий уровень правовой социализации молодых граждан составляют учебные заведения среднеспециального и среднетехнического (техникумы, колледжи, профессиональные лицеи) и высшего (вузы) образования.

Четвертый уровень правовой социализации представляет армия.

Пятый уровень правовой социализации в модели правового образования и воспитания молодежи составляют средства массовой информации.

Таким образом, модель непрерывного правового образования и воспитания молодежи рассматривается авторами в виде линейной последовательности, каждый из взаимодополняющих этапов которой должен начинаться с формирования уважительного отношения молодого поколения к праву, закону, правам, свободам и законным интересам других граждан (в семье, дошкольных образовательных учреждениях и т.д.) и заканчиваться усвоением необходимого комплекса знаний, подкрепляющих такое отношение (благодаря взаимодействию учебных заведений, государственных муниципальных, правоохранительных, судебных и др. органов).

В современных условиях правовое образование и воспитание молодежи должно стать важнейшим фактором развития личности, решения социальной проблемы правового нигилизма, становления гражданского общества, демократического правового государства (граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством).

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04 октября 2000 г.

2. Концепция воспитательной работы в Башкирском государственном университете на 2006-2010 годы: Методическая разработка / под ред. Харрасова М. Х. Уфа: РИО БашГУ, 2006. С. 5.

3. Малюшина Ю. А. Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы российского права. 2010. №2. С. 238.

Поступила в редакцию 08.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.